«У кого золото, тот и правит» – обзор на мини-сериал «Падение дома Ашеров»
Рассказываю о последнем сериале Майка Флэнагана для Netflix, который по праву можно считать магнум опусом всех его предыдущих работ за последние 5 лет.
Пожилой мужчина сидит возле камина в старом прогнившем доме. В другой жизни этот старик мог бы быть поэтом, но в этой он один из самых богатых людей на планете. Его имя Родерик Ашер.
Совсем недавно он похоронил всех своих 6-х детей - буквально за две недели его линия наследования оборвалась и канула в лету.
Расположившись в кожаном кресле, он ждет своего давнего соперника – прокурора Огюста Дюпена. Он расскажет ему всю свою жизнь, о всех скелетах, спрятанных в шкафу, а главное даст то, чего так всю жизнь хотел от него получить прокурор – признание во всех злодеяниях.
«Падение дома Ашеров» не прямая экранизация повести Эдгара Аллана По. Скорее это масштабная антология всех известных рассказов писателя, переплетенных единой сквозной историей. За прошедшие 5 лет и четыре сериала, Майк Флэнаган собрал огромную команду актеров, и этот сериал буквально магнум опус каждого из них.
Как и в предыдущих работах, Флэнаган не старается пугать обычными скримерами (хотя они здесь и есть), а ставит во главе гнетущую атмосферу, звуковое сопровождение и повествование через призму медленных и жутких сцен. И прошлое, и настоящее Родерика наполнены ужасами, а трагедия и безумие прорываются насквозь через всю семью Ашеров, которая довольно большая.
В первую очередь, это заслуга «аппетита» Родерика (Брюс Гринвуд). Большая часть нашего внимания сосредоточена на детях, которые попадают в один из двух лагерей: Фредерик и Тамерлан - единственные прямые наследники Ашера, рожденные в браке. А медиамагнат Камилла, разработчик игр и наркоман Наполеон, врач-хирург Викторина и мажор Просперо - бастарды. Еще есть и любимая внучка Ленор (дочь Фредерика), кажется, единственная в семье с чистой душой, а также последняя жена Родерика Юнона, которую ненавидят все дети и часто называют ее «ребенок-невеста».
В их сложной и запутанной жизни и системе ценностей есть еще адвокат и хранитель Артур Пим (Марк Хэмилл), а на вершине этой длинной цепочки наравне с Родериком его сестра Мэделин (Мэри Макдоннелл). Все вместе они управляют огромным фармацевтическим конгломератом «Форчунато», специализирующемся на производстве опиоидов.
А Карла Гуджино, безусловно, являющаяся главной связующей силой, играет… барменшу по имени Верна, которая то и дело появляется в истории Родерика. Истинную ее роль вы поймете довольно сразу, но я не хочу вас лишать удовольствия дойти до этого момента самим.
А история течет красиво, неспешно, как самый дорогой коньяк в мире, который попивает Родерик, смакуя каждый момент и проводя нас через последние недели семьи Ашеров, обличая их недостатки, часто эгоистичные мотивы и фатальные ошибки.
Такое пьют в лучший день в жизни, или в последнюю ночь на земле.
Структурно сериал чем-то напоминает предыдущую работу «Клуб полуночников». В первом эпизоде нас вводят в курс дела и проблемы семьи. Последующие шесть посвящены детям, как они покидают мир живых, и как стремительно безумие произрастает в доме Ашеров. Хотя их кончина бывает в разной степени ужасна, почти каждый член семьи презрен по-своему. И последний эпизод – это громкий грандиозный финал, который закрывает все оставшиеся вопросы.
Флэнаган, как бы делает, полный оборот, мотивами возвращаясь к своей самой первой работе для Netflix «Призраки дома на холме».
Что там, что здесь, призраки - это не просто умершие родственники, а воспоминания, которые остаются с тобой до самой смерти. Покинувшие нас люди, вещи, мысли, чувства. Только там был лишь маленький дом, а здесь в центре внимания огромная корпоративная империя.
Нет момента, когда «Падение дома Ашеров» не сияло бы, будь то блеск роскошного дома или лужи крови. Свет, декорации, грим, богатое звуковое сопровождение, постановка кадра – все работает на атмосферу. Каждая минута этого сериала поклоняется творчеству Эдгара Аллана По с поправкой на современные события.
Однако, вместо прямого пересказа оригинальной истории о человеке, внутренний мир которого разлагается и символизируется разрушающимся домом, Флэнаган использует классический рассказ лишь как вступление в антологии, где каждый новый эпизод берет имя и мотивы других произведений По, слой за слоем оборачиваясь в единое целое.
И в результате такой замысловатой «мумификации» получилась одна из лучших работ Флэнагана.
P. S. У меня есть небольшой телеграм-канал, где я кратко пишу о кино, загляни)