Барби и Кен, Гервиг и Баумбах

После волны большого успеха фильм "Барби" породил множество неоднозначных дискуссий и трактовок. Все эти споры заглушают голоса самих авторов фильма. Поэтому мы решили рассказать вам о его создателях – супругах Ноа Баумбахе и Грете Гервиг, и о том, как увидеть в этом фильме не только рассуждения о феминизме и капитализме, но также и личный диалог мужа и жены.

Барби и Кен, Гервиг и Баумбах

И в зарубежных и российских кинотеатрах с огромным успехом прошла "Барби". Всё началось с уже ставшей легендарной рекламной кампании, мемам про "Барбингеймер" даже посвятили статью в Википедии. А закончилось сборами в 1,43 млрд долларов. Создателям действительно удалось продать фильм и – что наиболее важно – вернуть людей в кинотеатры. Очереди у кинозалов появились не только на редких премьерах, а у каждого кинозала. Наверное, даже в момент выхода второго "Аватара" не было такого ажиотажа. (Конечно, нельзя не вспомнить, что в России этот успех был в первую очередь не у фильма, а у пиратов. Сами кинотеатры в этом воровстве винить сложно, ведь им буквально не на что жить.)

Несмотря на мировой успех, у российского зрителя, как искушенного, так и не слишком требовательного, этот фильм вызвал много вопросов. Неожиданно, яркая и бодрая комедия о популярной кукле оказалась гораздо менее любима, чем трехчасовой и наполовину черно-белый байопик о создателе атомной бомбы. На Кинопоиске у "Барби" 32% положительных отзывов против 72% у "Опенгеймера". Сравнивать эти фильмы через призму "лучше - хуже" мы не собираемся и вам не советуем. Защищать фильм "Барби" тоже нет смысла, он уже стал важным явлением в истории кино. Но рассказать о том, как этот фильм можно посмотреть под не самым очевидным углом зрения, наверное, стоит.

Декорации к премьере "Барби" и "Опенгеймера" в одном из российских кинотеатров
Декорации к премьере "Барби" и "Опенгеймера" в одном из российских кинотеатров

К фильму много претензий. Кто-то видит в нем "повестку": очередной фильм про женщин от женщин ради женщин. Своего рода коррупция в кинематографе, где киностудия просто подкупает чересчур либеральную публику, вместо того, чтобы сделать хороший фильм. Но есть и противоположные мнения: фильм наоборот максимально патриархальный, позиция невнятна, феминизм берут и выворачивают наизнанку. А главным победителем, как внутри сюжета, так и в реальности, оказывается кучка мужиков из совета директоров кампании Mattel. Присутствуют и другие более едкие комментарии, типа того, что это просто пытающаяся быть оригинальной полнометражная реклама кукол и сумок Chanel. Все это несложно увидеть, и лезть в этот спор совершенно не хочется.

Но мы бы хотели сосредоточиться на тех, кто стоит за кадром – на авторах фильма Грете Гервиг и Ноа Баумбахе. Для тех, кто не особо следит за американским инди-кино, появление второго имени может оказаться неожиданным. Но без него, как и без Кена, этот фильм был бы неполноценным. Ноа Баумбах уже не просто звезда, а полноценная легенда независимого американского кино. Это то, которое снимается не в Голливуде и не ради проката. Именно в его фильмах Грета Гервиг сыграла лучшие свои роли.

Грета Гервиг и Ноа Баумбах
Грета Гервиг и Ноа Баумбах

Баумбаха можно назвать одним из самых искренних современных режиссеров. Любитель новой волны, он часто снимает свои фильмы буквально по своей биографии, которая, при этом, вполне себе обыденная. В этом и заключается его талант. Развод родителей, любовь к кино, собственный развод и новая любовь. Тут и появляется Гервиг. Впервые они начали вместе работать в совместном фильме Баумбаха и его бывшей жены Дженнифер Джейсон Ли. Там она сыграла главную роль. Вскоре Баумбах развелся с женой и сошелся с Гервиг. Сценарий своего следующего фильма они написали вместе. Это был "Фрэнсис Ха", о молодой танцовщице, пытающая построить карьеру в Нью-Йорке или хотя бы найти, где снять квартиру. Если вы не видели этот замечательный фильм, то запомните его. Он может сильно помочь в трудный жизненный момент.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал! Там мы публикуем визуальные исследования, рассказываем о классическом и современном кино.

Далее они становятся постоянными творческими партнерами и мужем и женой. Фильмы Баумбаха в целом становятся все лучше, постепенно проникая на главные мировые кинофестивали. А Грета Гервиг снимает свой первый фильм "Леди Бёрд". Там девочка-подросток из Сакраменто (Гервиг родом оттуда же) очень не хочет оставаться в Калифорнии и мечтает о переезде в Нью-Йорк. Та самая Фрэнсис из одноименного фильма, как будто, буквально повзрослевшая героиня "Леди Бёрд". Взросление – главная тема для Гервиг. Барби тоже взрослеет, когда ее иллюзорный мир рушится.

И это удивительно, что в случае Гервиг и Баумбаха ты не просто смотришь фильмы, а говоришь с реальными людьми, и этот разговор на равных, как будто говоришь с друзьями.

"Фрэнсис Ха", реж: Ноа Баумбах, 2012 г. // "Леди Берд", реж: Грета Гервиг, 2017 г.
"Фрэнсис Ха", реж: Ноа Баумбах, 2012 г. // "Леди Берд", реж: Грета Гервиг, 2017 г.

В 2019 году вышел фильм "Брачная история", который можно назвать лучшим фильмом Баумбаха. Фильм о разводе. И хотя Баумбах дал слово героине, видно, что сценарий он написал один. Главный герой - режиссер театра в Нью-Йорке. В начале своей карьеры он встретил свою жену, увез ее из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где она стала его главной актрисой. Там они вместе построили себе карьеру. И это невероятно точно перекликается с биографией Баумбаха и Гервиг. Она также родилась в Калифорнии, уехала в Нью-Йорк и построила себе карьеру, снимаясь у модного нью-йоркского режиссера, в итоге став его женой.

Но теперь героиня хочет самостоятельности, тень своего мужа оказалась слишком темной, и под ней она перестала видеть саму себя. Она уезжает в Лос-Анджелес и начинает все с нуля. Мужу остается только принять. Гервиг также начала все с нуля, уйдя в режиссуру. А второй свой фильм она сняла уже в Голливуде, вернувшись в родную Калифорнию, которую раньше терпеть не могла. В реальности Баумбах и Гервиг не развелись, а наоборот сделали самый успешный совместный проект.

"Брачная история", реж: Ноа Баумбах, 2019 г.
"Брачная история", реж: Ноа Баумбах, 2019 г.

Забавно, что Баумбаху удалось предсказать свое будущее с Гервиг. В фильме героиня становится гораздо более успешной режиссеркой, чем ее муж. Ему так и не удастся поставить спектакль на Бродвее, а ее наградят Эмми. Сейчас имя Гервиг узнала огромная мировая аудитория. Ей удалось снять сложный и увлекательный фильм, который может понравится практически любому. Она сделала еще один шаг в самом важном процессе современного кино: сближение авторского и коммерческого кино. Баумбах пока остается известным в узких кругах талантливым режиссером. Но также как и Кен, говоря словами Гослинга: "Behind every great Barbie there's a Ken, who's totally fine with that".

Грета Гервиг и Ноа Баумбах
Грета Гервиг и Ноа Баумбах

Слово "авторы" для "Барби" подходит намного больше, чем "сценаристы". Ведь "Барби" оказывается очень личным фильмом. И это в первую очередь фильм мужа и жены, в котором отчетливо виден их диалог, а иногда и спор. Все эти разговоры о феминизме, капитализме, тоталитаризме и т.д. несправедливо закрывают разговор о семье. И если удерживать в голове этот контекст, то фильм в итоге превращается в праздник. Это праздник не богатых корпораций, а одной маленькой нью-йоркской семьи, которая теперь, видимо, стала голливудской и у которых получилось сделать что-то действительно большое.

Наш телеграм-канал: https://t.me/zerkaltce

1313
13 комментариев

Все намного проще, Гервиг говорила, что недовольна, когда мужчины берут за основу поведение Кена, так как хотела донести прямо противоположное) Вообще как и звездный десант Верховена. Хайп произошел, но не так как хотелось)

3

"Ей удалось снять сложный и увлекательный фильм"-сложный?

1

Let‘s agree to disagree

Кайфовый Лонг, спасибо

1

@Ася Убиненных, какие мы нежные!

Я против феминизма, нельзя его в России распространять. Печально, что в кино это шло. Я про Россию. Фильм - феминистическая шляпа.