Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Личное мнение, небольшой экскурс в историю, а также главные плюсы и минусы картины.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

На экраны вышел фильм Кирилла Серебренникова «Лето». В СМИ его уже успели окрестить и главной отечественной премьерой лета, и самым обсуждаемым фильмом. Вот только все разговоры связаны не с самой картиной, а с личностью режиссёра и его арестом. Поддерживая Серебренникова, многие как бы заодно в знак солидарности хвалят и «Лето».

Но что можно сказать о фильме, если абстрагироваться от личности режиссёра и связанных с ним новостей. Сюжет «Лета» рассказывает о знакомстве юного Виктора Цоя со столпом русского рока Майком Науменко и его женой Натальей. Между Цоем и Натальей возникают тёплые чувства. Параллельно Майк пытается вывести молодого музыканта на большую сцену и устроить ему запись. В целом, простая ностальгическая история, но есть в ней много недостатков.

Не так всё было

Многие участники и свидетели событий, как например первый гитарист группы «Кино» Алексей Рыбин и Борис Гребенщиков, раскритиковали фильм за неточности. В результате их якобы убрали из сюжета. Персонажа Рыбина в фильме зовут «Лёня», а Гребенщикова — просто «Боб». Но разумеется, практически никто из зрителей не знает, как же всё происходило на самом деле, поэтому придираться к хронологии или неточно показанным фактам было бы наверное глупо.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Хотя всё-таки странно, что Майк поёт песню «Лето» ещё до момента знакомства с Цоем. Эта композиция была написана именно как посвящение Виктору Цою и шуточный ответ на его песню «Весна», и даже на альбомах она всегда была подписана «Лето (песня для Цоя)».

Но основная проблема всё-таки не в этом. В первую очередь странно выглядит подбор актёров. Роме Зверю, сыгравшему Майка, на момент съёмок было почти 40. Науменко всегда выглядел старше своих лет, Зверь выглядит младше. Но всё же в отдельных моментах возраст очень заметен, что создаёт неверный посыл — образ опытного умудрённого музыканта. В реальности Майку на тот момент едва перевалило за 25, и его «матёрость» была очень условной.

Ещё хуже обстоит дело с экранным Цоем. 37-летний Тео Ю играет подростка, которому ещё нет и двадцати. Мало того, этот актёр не знает русского языка, поэтому он просто заучивал текст. Это, конечно, сказывается на явном непонимании, какие эмоции ему нужно играть в момент произнесения каких-то слов.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Дубляж выглядит значительно лучше, чем в фильме «Довлатов», где главного героя вообще чаще показывали со спины — видимо, чтобы легче накладывать текст. Но есть другая проблема, дублировать Цоя взяли Дениса Клявера — бывшего солиста группы «Чай вдвоём». У него действительно похожий тембр. Но работать голосом Клявер явно не умеет. В итоге на экране безэмоциональный герой говорил с преувеличенными и неестественными интонациями.

Персонаж больше напоминает образ Цоя из фильма «Игла» — минимум эмоций, пафосные речи. Если же посмотреть любые документальные записи, то можно увидеть, что худой и костлявый юный Виктор Цой вёл себя совсем иначе, да ещё и много улыбался в жизни.

Многое исправляют песни. Композиции перезаписал кавер-исполнитель Пётр Погодаев. Но если этого не знать, можно подумать, что слушаешь ремастеринг оригинальных записей Цоя. Все интонации, тембр голоса и даже ошибки переданы очень близко. Даже звук гитары напоминает звон дешёвого инструмента фабрики Луначарского.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Как ни странно, второстепенные персонажи выглядят намного живее. Панк, явно списанный с Андрея Панова по прозвищу «Свин» — настоящее украшение фильма. К тому же в картине можно заметить несколько интересных камео, например, Антона Адасинского или Севу Новгородцева.

При этом странно выглядит рок-клуб. Его президент Николай Михайлов какой-то уж слишком сдержанный и пафосный, а в зале сидят исключительно приличные и скромные люди под строгим взором дружинников. Такой пафос смутил даже Леонида Парфёнова, бывавшего в рок-клубе благодаря дружбе с Башлачёвым.

А был ли Майк?

Отдельная странность фильма — образ Майка Науменко. А точнее полное его отсутствие. Картина посвящена становлению Цоя, при этом Майк в ней показан как уже состоявшийся и опытный музыкант. Но к сожалению, сейчас с его творчеством знакомы не все, а понять из фильма, чем же он так прославился практически невозможно.

Науменко за фильм исполняет буквально пару песен. При этом они полностью переложены в стилистику Ромы Зверя — добавлено его фирменные мяуканье и тягучесть, совершенно не свойственные творчеству группы «Зоопарк».

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

При очень тонком и аккуратном подходе в песням Цоя, это выглядит непонятно. Песни Науменко может исполнить практически любой музыкант и даже хороший актёр — он в основном просто проговаривал слова. А уж новенькая аккуратная гитара на пляже и почти виртуозные музыканты на сцене рок-клуба, играющие песню «Дрянь», выглядят совсем уж неправдоподобно.

Майк показан опытным музыкантом, который уже будто бы устал от своего творчества. На самом же деле он и сам попал в рок-клуб буквально за год до событий, показанных в фильме. Группа «Зоопарк» играла посредственно. а главная его заслуга была как раз в том, что он привнёс в русский рок элементы настоящего американского рок-н-ролла, наложив на них простые тексты о советских буднях.

И переводы песен, которые не раз показывали в фильме, зачастую превращались в собственные композиции Науменко, о чём в фильме упомянули лишь вскользь. При этом сам Майк странным образом долгое время искренне считал, что играет панк-рок.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Рома Зверь при определённых ракурсах действительно похож на Майка, особенно в очках. Но взяв артиста с ярко выраженной своей манерой исполнения, авторы фильма просто потеряли настоящего Науменко и забыли показать его творчество. И в итоге Майк выглядит очень пафосным немолодым музыкантом, да ещё и совершенно неуклюжим в быту.

А о чём кино?

Всё сказанное выше можно воспринимать исключительно как старческое брюзжание «не так всё было» (что откровенно сказано в первом подзаголовке). Но эти рассуждения появляются исключительно из-за главной проблемы фильма. Если абстрагироваться от исторического контекста, история окажется очень скучной.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Сюжет основан на воспоминаниях Натальи Науменко о её дружбе с Цоем. И именно эта линия — самое неинтересное, что есть в фильме. Тут даже нельзя сказать, что действие развивается медленно, оно вообще никуда не двигается. Наталья увлекается Виктором. Майк относится к этому безразлично. Наталья и Цой целуются. Потом решают, что больше так не надо. Вот и вся история.

Создаётся ощущение, что Наталья Науменко просто очень уж хотела рассказать всем, что ей сильно увлекались два известных музыканта. А заодно напомнить, каким бесполезным был Майк в обычной жизни. Сомнения в существовании этого любовного треугольника высказывали и Гребенщиков, и журналисты Андрей Бурлака и Артемий Троицкий. Словом, многие из тех, кто был свидетелем тех событий.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Да и в истории самих музыкантов нет каких-то особых событий. Нет выраженного противостояния с властями, нет конфликтов, нет каких-то особых перемен. Все живут спокойно и просто занимаются своими делами: выступают в рок-клубе, записываются, дают квартирники. Отношения Майка и Цоя почти не развиваются, а единственное столкновение с чиновниками выглядит легко и скорее даже комично.

Фильм так плох?

Всё это не значит, что фильм «Лето» вышел совсем уж неинтересным. Картина снята очень хорошо, особенно радует операторская работа. Возможно, в самом начале в сцене на финском заливе хочется больше цвета и тепла, чтобы передать атмосферу того самого лета, о котором поёт Майк.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Но дальше чёрно-белые тона идут фильму только в плюс — они создают ретро-атмосферу, которые многие знают только по фотографиям. На удивление хорошо для отечественного кинематографа сделан фон. Эпизодические актёры не кажутся пластмассовыми, а антураж заставляет вспомнить коммуналки и восьмидесятые годы.

Если не обращать внимания на провисание истории во второй половине фильма, где как раз и рассказывают про общение Виктора и Натальи, то «Лето» превращается в чистую и светлую ностальгию по ушедшей эпохе.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Отдельная часть фильма — атмосферные клипы, дополняющие сюжет. Русские режиссёры в последнее время уж слишком увлеклись подобным. Но в данном случае музыкальные вставки — чуть ли не лучшая составляющая истории. Панк в электричке начинает петь Psycho Killer группы Talking Heads, а в автобусе, где едут Виктор и Наталья, все пассажиры вдруг исполняют Passenger Игги Попа. На несколько минут будничная жизнь превращается в потрясающую фантасмагорию, дополненную рисунками поверх кадра.

Всё это каждый раз прерывается выходом некоего Скептика, который напоминает, что этого на самом деле не было. Возможно, это ирония над несоответствиями и всей остальной истории, и Скептик как бы сам предваряет негативные отзывы на фильм.

Когда всё это кончится?

Но есть у «Лета» и ещё один недостаток: фильм никак не может закончиться. После красивого финала в коммуналке, где проходил квартирник, идёт ещё один. А за ним ещё один и ещё...

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Иногда кажется, что сцены, которые были отсняты, но не попали в сам фильм, просто добавили в конце. Они мало связаны друг с другом и уже почти не влияют на основной сюжет. Они просто есть. И от этого иногда становится скучно — лучше уж было закончить на сцене пения Панка и последующем клипе. Фильм бы выглядел более ярко и чётко без ненужных разъяснений, как всё было с отношениями, и что ждало музыкантов потом.

И вроде как песня «Кончится лето», звучащая на титрах, подходит по сюжету и названию. Но ведь можно было поставить старую песню Цоя «Лето», которая намного лучше вписывается в историю по атмосфере и акустическому звучанию.

В целом «Лето» всё-таки оставляет приятные ощущения. Это простой ностальгический фильм с хорошо проработанной атмосферой эпохи и ярким саундтреком. Но многое портит невнятный и скучный сюжет и странный подбор актёров. Если бы не проблемы Серебренникова, вряд ли картина произвела столько шума. Но всё же тем, кто любит или когда-то любил русский рок, будет приятно посмотреть этот легкий и ни к чему не обязывающий фильм.

2626
19 комментариев

В связи с выходом этой картины хочу сказать спасибо жене Егора Летова, Наталье Чумаковой, за хорошие документальные фильмы о самом, собственно, Егоре.
И, надеюсь, что руки художников, стремящихся выразить "своё видение" путем изменения настоящих историй (прекрасных, полных трагедий и свершений) на только что придуманные - не дотянутся ни до Летова, ни до любых других культовых личностей.

5

Летову всё это ещё предстоит.

Очередной русский правдивый самый главный фильм. Высоцкого им было мало.

> «Лето» всё-таки оставляет приятные ощущения. Это простой ностальгический фильм с хорошо проработанной атмосферой эпохи и ярким саундтреком. Но многое портит невнятный и скучный сюжет и странный подбор актёров.

Да ёшкин матрёшкин! Я это под каждым русским фильмом писать что ли буду? "Хороший фильм, но есть пара замечаний, незначительных, всего лишь сюжет скучный и подбор актёров странный". Да госспадибожемой(

3

СПОЙЛЕР
Автор говорит о "проблеме Науменко", не понимая, о чём, собственно, идёт речь. Науменко понимает, что Цой — это очень круто, даже круче самого Науменко! Состоявшемуся творческому человеку признать такое сложно. Тем более помогать Цою, выводить его "в люди". При этом он знает, что между Цоем и его женой "проскочила искра" и, тем не менее, закрывает на это глаза. Он готов принести в жертву даже своё семейное счастье, лишь бы Цоя услышали. "Проблема Науменко" в том, что не все авторы могут это понять.

2

Я говорил несколько о другом. Проблема в том, что Науменко-творец в фильме практически не показан, его творчество упомянуто как бы мимоходом. Не объяснено, что значили для него переводы песен, не показано, почему он был особенным для русского рока. Причём я не скрываю, что это чисто личное мнение, режиссёр вроде как и не обязан раскрывать именно его. Но строго говоря, если бы акцент сделали больше на общении Цоя и Майка, убрав невнятную любовную линию — фильм бы только выиграл.

Персонаж больше напоминает образ Цоя из фильма «Игла» — минимум эмоций, пафосные речиК сожалению, нет. Цой в "Игле" - это и есть настоящий Цой, крутой бунтарь, прикуривающий сигарету со смертельной раной в животе. В фильме же вот этого юношеского максимализма и бунтарства Цоя как-то нет вообще. Вот реально почти 40-летний дядька играет эстета средних лет. Но ведь и песни там были вовсе не эстетские, а очень даже задорно-боевые.
Хотя музыкальные номера в фильме удались, а вот всё что кроме них провалено. Кроме сцены пикника в лесу и внезапно Боба-Гребенщикова.

1

Гребенщиков отличный, да, и все вставки «Этого не было».