«Человек из Стали: лучший фильм киновселенной DC
Похвалим лучший фильм Зака Снайдера, который другие немало ругали.
Идея создать общую вселенную для фильмов DC преследовала компанию Warner Bros. давно. Сначала в 2002 году Вольфган Петерсон должен был снять для нее фильм про Бэтмена и Супермена, затем была идея картины «Лига Справедливости: Смертные», а потом общую киновселенную должен был запустить «Зеленый Фонарь» 2011 г., где одну из худших ролей сыграл Райан Рейнольдс. Но, к сожалению, в случае последнего фильма, к счастью, из этого ничего не вышло.
Ничего не вышло вплоть до 2013 года, когда на экраны вышла картина Зака Снайдера, уже снявшего кинокомиксы «300 спартанцев» и «Хранителей» - «Человек из Стали» с Генри Кавиллом в главной роли. Этот фильм стал первым в новой киновселенной DC, и первым же спорным проектом, который обругали критики, и похвалило множество зрителей. Хорошо, что я не профессиональный критик, и поэтому могу с чистой душой рассказать, почему мне понравился и до сих пор нравится «Человек из Стали» даже 10 лет спустя.
Начну я, парадоксально, с начала фильма. Итак, Криптон – «Человек из Стали» лучше всех показал родную систему Супермена. Холодная техно-антиутопия, зажатая кастовой системой, в которой жители разучились делать самостоятельный выбор, и сама отказавшаяся от собственного спасения – космических путешествий. Я бы хотел увидеть этот Криптон на пике своего расцвета, которого его жители еще летали к звездам, и увидеть, как он стал клониться к своему закату, в каких конфликтах стяжал славу генерал Зод, и как они познакомились и подружились с отцом Супермена – Джор-Элом. В общем, я бы с удовольствием посмотрел фильм или сериал про прошлое Криптона или даже про молодость Джор-Эла.
После того как Джор-Эл, у которого впервые за долгие столетия естественным путем, а не в пробирке, родился сын Кал-Эл, отправляет его на Землю со всем потенциалом родной планеты, Снайдер переносит нас сразу в настоящее. И вот здесь, на мой взгляд, у фильма появляются определенные проблемы (да, я хочу сказать о минусах, а не только о плюсах). Частые флэшбеки несколько путают ход сюжета, мешают сделать его цельным и понятным, но я понимаю, зачем Зак прибег к такому методу повествования. Думаю, что смотреть на долгую историю взросления Кларка означало делать фильм сильно длиннее, и, по сути, он стал бы одним большим прологом к основному повествованию, от которого осталось бы минут 20 в самом конце.
«Человек из Стали» фактически является становлением персонажа, его первым выходом в свет в качестве Супермена. Нам показывают, как проявляются его способности, как он учится владеть ими (сцена с суперслухом и рентгеновским зрением в детстве, сцена с полетом). Сразу видно, что в создании фильма участвовал Кристофер Нолан, поскольку сюжет явно перекликается с «Бэтмен: Начало», где тоже весь фильм идет становление героя. Если же брать произведения именно про Супермена, то здесь возникает сравнение со «Смоллвиллем», по сути, путем Кларка к плащу на 10 сезонов, или же с первыми сериями мульта про Супермена 1996 года.
Интересно то, что Кларк становится Суперменом не тогда, когда впервые надевает плащ, а в тот момент, когда выходит на бой против Зода, и люди признают его и помогают ему. Тут возникает ассоциация с «Новым Человеком-пауком» Марка Уэбба, тоже хорошим фильмом-становлением героя, где Паучок лишь спасая людей становится героем, а не когда надевает маску в первый раз.
Супермен у Зака Снайдера неопытен, напуган, он только что пережил свой первый полет и уже должен выйти на бой с более опытными криптонцами, желающими уничтожить все, что ему дорого. Он делает ошибки, оступается, и его ошибки оплачены людскими жизнями, о чем Снайдер не дает нам забыть. Это очень реалистичное представление того, что означает быть героем на самом деле, на какие жертвы приходится идти, и что победа без них не бывает.
И Зак очень долго идет к основному конфликту фильма – конфликту между Суперменом и Зодом, между Криптоном и Землей, между отжившим прошлым и наполненным надеждой будущим. Он долго разгоняется, но зато, когда доходит до схваток, то бьет четко по всем нужным точкам. Бои в фильме прекрасны, хорошо поставлены и зрелищны. Графика и эффекты сделаны хорошо, особенно на контрасте с нынешними супергеройскими фильмами и фильмами DC в особенности (да, «Флэш» 2023 года – я смотрю на тебя, я навсегда запомнил сцену с младенцами в микроволновке, а от битвы с Зодом в конце хочется выцарапать себе глаза).
В фильме впервые для Супермена как персонажа показано, насколько же большой силой он обладает, как от его ударов складываются здания и разрушаются города. Эта тема будет лучше исследована уже в «Бэтмене против Супермена», но «Человек из Стали» демонстрирует, на что на самом деле способен Кларк и как хорошо, что он выбрал стать героем.
Еще «Человек из Стали» очень красиво снят. Думаю, что про Снайдера – визионера вам уже прожужжали все уши, но у него действительно талант переносить комиксы на большой экран. Это было заметно еще со «Спартанцами» и «Хранителями». Картинка на экране, явно в угоду реализму и более мрачному тону, а также вновь «Бэтмену: Начало» Нолана, темнее, чем у фильмов «Марвел» и нынешних фильмов DC, но это создает атмосферу более серьезной истории и высоких ставок, которые в картине определенно есть. У Снайдера определенно есть свой стиль, благодаря которому можно сразу заметить, что тот или иной фильм снял именно он, и в «Человеке из Стали» он присутствует во всей красе.
Но все мы знаем, что не бои и не графика вызвали гнев критиков и привели всех нас сюда. Да, я говорю о той самой сцене с Зодом в конце фильма, где Супермен, для того чтобы спасти жизнь людей, вынужден свернуть ему шею. И чтобы поговорить об этом, мы вступим на зыбкую почву идей, которые стояли за фильмом и человеком, снявшим его – Заком Снайдером. И здесь в дело вступает другая эмигрантка из чужого мира, прибывшая в США – Алиса Зиновьевна Розенбаум, более известная как Айн Рэнд.
Выходец из моего любимого Санкт-Петербурга, она прибыла в Америку в 1920-х годах и стала там писательницей, драматургом и сценаристом. Я думаю, про «Сын маминой подругой расправил плечи» слышали все, но кроме книг Рэнд также создала собственную философскую систему – объективизм. В основе объективизма лежит индивидуальное стремление каждого человек к собственному счастью, а идеал Рэнд – это человек-творец, добивающийся всего собственными способностями и в соответствии со своими принципами. Вы спросите, а причем здесь Зак Снайдер и «Человек из Стали»?
Во-первых, Зак неоднократно говорил о своем интересе к философии Рэнд и желании поставить «Источник» (The Fountainhead) по ее книге. А, во-вторых, если проанализировать его фильмы не с точки зрения обсмеянных всеми «библейских отсылок», то идеи объективизма есть в каждом из них. В том числе и в «Человеке из Стали».
Посудите сами, главный герой фильма – сверхчеловек с невероятными способностями и сильными моральными принципами, который на каждом шагу вынужден делать выбор, поступиться ли ему принципами или следовать им. И вообще, если уж на то пошло, то «Человек из Стали» — это фильм о выборе, передающий идею объективизма. Криптонцы разучились делать собственный выбор не исходя из предписанной им социальной роли, и тем вызвали свою погибель. Кенты нашли ребенка-пришельца и сделали выбор оставить его у себя.
Позже Кларк выбрал спасти тонувший автобус со своими одноклассниками, рискуя своим секретом, за что его поругал отец Джонатан. И сам Джонатан сделал выбор – погибнуть, но не дать Кларку раскрыть свой секрет, поскольку, по его мнению, человечество еще не готово к этому.
И по сюжету фильма Супермен делает выбор – сдаться ли Зоду или скрываться, поверить ли людям и раскрыться им, возродить Криптон или защитить Землю, ставшую его новым домом? Причем это лишь его собственный выбор, оба его отца, биологический и приемный, погибли и не могут дать ему совет. И вот здесь мы приходим к той самой сцене в конце фильма.
Перед Кларком стоял выбор – убить Зода, поступившись собственными моральными принципами, или же оставить его в живых, но дать ему убить других людей? И он убивает Зода, что дается ему крайне нелегко, и в последующих фильмах старается избегать убийств. А это, кстати, соответствует идее Супермена из комиксов – там он также избегает убийств, но делает это при крайней необходимости, например, с Думсдэем или преступниками с Криптона. И вы либо принимаете этот выбор Супермена в фильме, или нет.
Но выбор делает не только Супермен, но и само человечество в лице американских военных, решивших, что Кларк им не враг, и вместе сражавшихся с общим врагом. Кстати, сцена из конца фильма, где герой сбивает военный спутник и говорит генералу, что у них общие цели, но правительство никогда не будет контролировать его, прекрасно раскрывает самого Супермена как персонажа и показывает, что Снайдер несмотря на всю критику понимает его.
И не могу не сказать о комиксах-первоисточниках, на которые Зак опирался при съемках фильма, причем кое-где покадрово. Тут и «Супермен: Все Звезды» Гранта Моррисона, откуда взят монолог Джор-Эла сыну, и «Супермен: Секрет происхождения» Джеффа Джонса (сцена, где Кларк узнает правду о своем происхождении от Джонатана), и «Человек из Стали» Джона Бирна, перезапустивший персонажа в 1986 году и подаривший фильму образ Криптона. Но я бы хотел отдельно отметить комикс «Супермен: Земля Один».
По сюжету молодой Супермен прибывает в Метрополис в поисках своего жизненного пути, знакомится с Лоис Лейн, и тут на город нападает всесильный пришелец, знакомый с его родной планетой, который ищет Супермена. Да там даже есть обращение через телевизор и энергетические буры в землю, есть флэшбеки, и Лоис помогает Супермену в борьбе с пришельцем. А кое-где даже диалоги взяты слово в слово. Иногда мне кажется, что Снайдер просто решил взять и перенести мой любимый комикс про Супермена на большой экран с собственными изменениями. Возможно, именно поэтому мне понравился «Человек из Стали».
В целом же, «Человек из Стали» — это хороший супергеройский фильм и хороший фильм про Супермена. Он снят с любовью к персонажу, со знанием первоисточников, но и с попыткой поиграть с ними, показать героя с другой стороны, и с привлечением интересных философских идей. Я понимаю всю критику этого фильма, но, к сожалению, не могу с ней согласиться. Для меня «Человек из Стали» — это все еще лучший фильм киновселенной DC и, возможно, Зака Снайдера в принципе.
Похвалим лучший фильм Зака Снайдера
Не, лучший фильм Снайдера это "Хранители"
Выдал базу в треде
Есть еще 300. Да и сакер панч с рассветом мертвецов для кого то точно может быть лучше чем ЧиС.
посредственная экранизация
this
Расствет Мертвецоа
да, только Хранители не имеют отношения к киновселенной DC.