"Два, три, демон, приди!" - хоррор нового поколения?
Последние года только и разговоров, что о море и хоррорах "нового поколения". А что вообще подразумевается под этим пафосным новым поколением? Ведь это должно быть что-то настолько значимое, настолько другое, что не получится даже сравнить с тем, что было до. Как IPhone, который изменил индустрию смартфонов. Как Ford model T изменил восприятие автомобиля из предмета роскоши и экзотики к обычному средству личной мобильности. Ну и, если вернуться к кино, как Новый Голливуд изменил кинематограф США и начал говорить о социальных проблемах и личных травмах вместо цензуры.
Но что такого иного смогли предложить хорроры нового поколения? Одним из первых фильмов, которые причисляют к современным веяниям оказалась "Ведьма" 2015 года Роберта Эггерса. Да, того самого Роберта, который позже снимет "Маяк". Фильм погружал нас в атмосферу Новой Англии во времена, когда, казалось бы, все было погружено в полусумрак, вечную осень и гонения ведьм. Оправданных и неоправданных.
В центре сюжета была семья, которая вынуждена была поселиться далеко за городом, в лесной глуши. И в быту родственников существовало лишь одно правило - не ходить в глубокий лес, там могут обитать ведьмы. Лента много говорила о несправедливом укладе жизни в то время, социальных правилах и законах первых поселенцев. Повериях и страхах перед неизвестным, когда религия диктовала образ мысли. И пугал фильм в первую очередь этим. Не скримерами и жуткими ведьмами, а самой жизнью в той местности, где каждый шорох и темнота казались скоплением демонов.
"Прочь" в 2017 году прочно усадил авторский хоррор в новый сегмент популярного кино и еще больше ушел в социально-бытовой подтекст. Отныне страх в фильмах ужасов перемешивался с рассуждениями о важных социальных темах. Однако от чего то "новое поколение" ассоциируется в первую очередь с "Реинкарнацией" и "Солнцестоянием" Ари Астера. Намеренно медлительными, смакующими каждую сцену по десятку минут, плавно перемещая камеру с детали на деталь. Сюжеты во многом отсылались на классические хорроры вроде "Ребенка Розмари", а в диалогах пафосно подчеркивалось - это не для всех. Хотя медлительность зачастую выглядела обычной "духотой" и лишь делала фильм скучнее. Никто так и не сравнился в этой эстетике с Николасом Рефном, который часто снимает молчание и пустоту в слоу мо, но при этом так тщательно выстраивает композицию, что ты словно разглядываешь символичную картину.
Почему-то режиссеры нового времени часто думают, что медлительнее = арт хауснее и эстетичнее, забывая о том, что нужно продумывать композицию. Так от чего "Реинкарнация" получила такой статус? Конечно, я признаю, что это не отвратительный фильм. Но и выдающимся его назвать нельзя. Это стандартный хоррор с элементами как драмы, так и ужасов. Оказалось, все дело в пиаре.
Ари Астер выстроил настолько необычное, пафосное, псевдоэлитарное амплуа. Настолько уверенно говорил во всех интервью и соц сетях, что его дело - великое, что от чего то все в это поверили. Будто тебе должно быть стыдно, что ты не понял этой медлительности и недосказанности. Словно ты глупый, а не фильм не продуман.
Так что, получается, "новое поколение" хорроров это пустышка? Раскрученный рекламный ход, за которым скрываются стандартные, пусть и неплохие фильмы? Выходит, так. Да, конечно, такие хорроры не только пугают скримерами, а работают над атмосферой, проработкой персонажей и сюжетом. Но что в этом нового? так должны делать всегда. И если мы прошли через период, когда люди шли на тупой страх и кровавое месиво, почему стандарты должны были снизиться?
К чему это я? Точно. "Два, три, демон, приди!"
Ленту окутал такой же маркетинг. Из всех углов пестрили заголовки "лучший хоррор года" или "новое слово в ужасах". И я хочу, чтобы этот маркетинг не воспринимался вами всерьез. Даже сами режи��серы ленты - братья из Австралии, снимавшие до этого короткометражки на ютуб, не имели к этим заголовкам никакого отношения. Они сняли фильм и показывали его на фестивалях, и лишь затем он был куплен крупной студией для пиара и проката в мире.
Этот самый маркетинг лишь испортит впечатление о фильме. Приведет к завышенным ожиданиям. Ведь на деле лента просто является хорошим фильмом. Вы получите от него яркие эмоции, испугаетесь не за счет скримеров, а атмосферы и работы со звуком и гримом. Вы проникнитесь персонажем и сможете переживать за его поступки и действия. У него будет мотивация. Но это не будет откровением для вас. Лента все так же использует клише жанра, герои часто делают глупые поступки, а мир фильм часто наводит на вопросы о логике происходящего. Так что это просто хорошее кино на один раз. И это не минус.
Только не обманывайте себя заголовками. Тогда вам понравится.