Когда в детективе приходится гадать, кто здесь настоящий социопат: ищите крепкий английский сериал — вас ждёт «Лютер»

Со временем знатно подостаёшь от пафосных и лишенных изюминки процедуралов, обращаясь к менее выразительному, но при том добротно снятому триллеру на пару скромных сезонов. Постараюсь аккуратно продать вам мало обсуждаемого «Лютера» с Идрисом Эльбой в главной роли. Не «Шерлок», конечно, но оно и к лучшему, смотреть точно можно и даже нужно.

Англичане, будучи преданными сторонниками приземленных сюжетов, издавна рассматривают понятие детективной истории как максимально протяженное, визуально спокойное и неторопливое во всех смыслах произведение, где персонажам свойственно многократно повторяться, а желанной правде периодически видоизменятся.

Подавляющее число их работ в подобном жанре дотошно сбалансированы, если уж на то пошло крайне щепетильны, поскольку на всю зарубежную прямолинейность они, как правило, стараются отвечать в куда более сдержанной манере. Вместо жестокости умиротворенный диалог, вместо бешеной погони мозговой штурм, вместо перестрелки неприятный разговор по телефону. Другими словами, им совсем несвойственно гнаться за дорогой постановкой. Даже, если бюджет на бумаге выглядит внушающим, финальное качество отснятого материала не может похвастаться изобретательным и насыщенным визуалом.

Казалось бы, что всему это способствует относительная дешевизна британских сериалов, однако на деле ситуация несколько сложнее — их подход к созданию запутанных историй выражается прежде всего в эмоциональном раскрытии героев. Каждое дело влияет на устойчивость их суровой психики, каждый убийца в какой-то момент теряет интерес в самом убийстве и устраивает своего рода гладиаторский поединок с детективом, желая доказать, что тот ему отнюдь не уровня. Вместо заранее ожидаемых ходов ты получаешь скорей неожиданное столкновение вражеских идеологий, чье противостояние выливается в какие только ни наесть непредсказуемые ситуации.

Когда в детективе приходится гадать, кто здесь настоящий социопат: ищите крепкий английский сериал — вас ждёт «Лютер»

«Лютер» в свою очередь прославился харизматичным до упадка Идрисом Эльбой, а также очень противной атмосферой, когда преступники то и дело проворачивают свои злодеяния вовремя, загоняя силы полиции в тупик и выставляя тех беспомощными пешками. Прежде, чем Лютер отыщет подозреваемого, погибнет бесчисленное количество невинных людей, так еще и сам герой умудрится потерять часть рассудка в погоне за очередным маньяком, ибо тот своими действий, зачастую сам того не подозревая, заденет давнюю душевную травму героя.

Это очень человечный, реалистично мрачный и снятый без лишних деталей сериал, где понятие надежды сменяется пугающей игрой на перегонки со временем. Если первые два сезона разгоняются достаточно медлительно и порой умудряются навеять тоску, то последующие захватывают всё внимание и стараются придать истории как можно больше саспенса и трагичности, показывая, что в центре расследования кроется вовсе не увлекательное приключение с решением загадок, а борьба с желанием самолично расправиться с убийцами.

«Лютер» полагается не на экшн, а на смекалку. Темп у местных эпизодов плавный, с грамотно распределенным хронометражем и своей порцией сюрпризов, которые временами бьют по сознанию со всей дури. Романы с убийцами, маньяки с комплексом героя, которым поначалу хочется симпатизировать, слабо продуманные предательства и помутнение мозга сопровождали каждый сезон, стараясь разбавить неспешный сюжет мощной психологической динамикой. Какие-то убийства подаются в качестве осторожного социального комментария, иные же сохраняют за собой настрой эдакого старомодного хоррора из серии “здесь кто-то есть?”.

Когда в детективе приходится гадать, кто здесь настоящий социопат: ищите крепкий английский сериал — вас ждёт «Лютер»

При всём спокойствии общей постановки «Лютер» — довольно жестокий сериал, где персонажем свойственно ошибаться, как рушить отношения, так и создавать спонтанные союзы. Походу повествования ни разу не возникает вопросов или претензий к действиям Лютера и его ближайшего окружения, поскольку в сюжете всегда прослеживаются чётко сформированные мотивации. Возможно, проскакивают моменты, когда персонажи начинают тебя подбешивать, но стоит дать истории шанс дожать их конфликт, и пазл наконец складывается, позволяя тему забыть былые сценарные разочарования. Что ещё приятнее, тут нет главной тенденции многих потенциально успешных сериалов, что стремительно теряют рейтинги, а всё благодарю тому, что вместо планомерного раскрытия главного действующего лица они пытаются впихнуть в сюжет двадцать тысяч линий, наблюдая за которыми можно наконец избавиться от бессонницы.

«Лютер» же марширует другой тропой и бросает все силы на ключевой фокус вокруг того, чье имя красуется в названии шоу. Поневоле пугаешься, когда задумываешься, что в наше время вместо главного героя авторы всяческих мейнстримных экранизаций забывают о том, что зритель сперва должен проникнутся к центральному персонажу, а уже затем вникать в хитросплетения сюжета со всеми его ответвлениями, однако мы наблюдаем за кардинально противоположной схемой.

Идрис Эльба — отдельное, основополагающее удовольствие. Его язык тела, вспышки агрессии, попытки умещать в голове сотни безумных теорий и тяга к азартному методу расследования превращают довольно-таки банальный образ в чистое наслаждение для глаз. Лютер из серии в серию учится сохранять в себе человечность, полагаться исключительно на себя, зная, что порой подмога может элементарно не подоспеть. Лютер Эльбы представляет собой вечно крадущегося зверя, который не спешит с ударом и предпочитает психологически выматывать жертву, прежде чем тот будет заключен за решетку. Но нюанс здесь в том, что и его успевают не слабо так вымотать, забраться ему в голову и заставить сомневаться в своей способности любить, заводить друзей и наслаждаться личной жизнью. Герой стремительно несется вперед, пока рядом погибают его знакомые, и персонаж Эльбы постепенно закипает, сражаясь с мечтой просто дать преступнику погибнуть.

Оттого сценарий моментально преображается, ведь как таковой интриги здесь нет — убийцы раскрывают себя сразу, но вся прелесть заключается в том, как герои собираются ловить этих психопатов, подобных урагану, за которым чертовски трудно угнаться. Психопаты, стоит признать, до жути отмороженные, изощренные, от чего их преследование всегда сохраняет за собой высокие ставки. Пострадать может любой, никому не гарантировано пережить ещё одну холодную ночь в тихом и чересчур пасмурном Лондоне.

Когда в детективе приходится гадать, кто здесь настоящий социопат: ищите крепкий английский сериал — вас ждёт «Лютер»

Всё так же интуитивно и инстинктивно, хотя и не всегда с опорой на логические рассуждения, самым сильным качеством Лютера остается его упорство и почти одержимая преданность своей работе. Ничто не может вытеснить его любовь к раскрытию преступлений, даже возможность романтической встречи. Но именно это единственное стремление делает героя привлекательным, хотя бы потому, что оно может заставить его казаться непобедимым, поэтому создатель Нил Кросс подвергает его адским испытаниям. Такая самоотверженность обычно оборачивается разрушительной ценой. А для Лютера это иногда означает жизнь тех, кем он трепетно дорожит.

Сериал смотрится без тяжелых вздохов, всякий раз вселяя в тебя уверенность перейти к следующему сезону. Хоть внутри проскакивает желание придраться к не самой дорогостоящей съёмке, вызывающему поведению отдельных лиц и временами режущему глаза темно-синем цветокору, это по-прежнему театр одного актера, которому не заниматься в колоритности. А для тех, кому пяти сезонов по три/четыре часовых эпизода покажется мало, авторы уже продолжили историю Лютера в полнометражном фильме «Павшее солнце» от Netflix. Впрочем, он пришелся по вкусу далеко не всем поклонникам оригинальной истории, но так уж сложилось в нынешних реалиях, что при наличии солидной фанбазы телесериальные проекты получают вторую, пускай и куда более короткую жизнь через полноценное кино.

Когда в детективе приходится гадать, кто здесь настоящий социопат: ищите крепкий английский сериал — вас ждёт «Лютер»
2727
28 комментариев

Когда уже заранее настроился увидеть комменты о том, как многие ребята бросили сериал на втором сезоне:

2

На первой серии бросил, очередной ультра крутой детектив, который, ну просто всё знает, очередные коллеги которые знают что он ультраумный, и один хуй пиздят на него.
Хз, не зашло как-то.

15

Сериал закончился на 3 сезоне. Всё что дальше фанфик.

2

А что там такого? сериал не смотрел.

На первом бросил. Как-то вообще не зашёл. Скучно. Хотя много слышал хорошего о сериале.

Правильно же сделали.
Не помню после второго или после третьего сезона сериал совсем другим стал.

Там ещё фильм вышел. Я пока не видел.