Фильм «Прикосновение» 1992 года самый необычный ужастик России (Заметки о кино)

Прикосновение - это уникальный в своём роде фильм , и уникален он не дешевизной производства или техническими ограничениями , а в первую очередь временем в которое вышел . В 1992 году , уже успел развалиться СССР и на его обломках , успела основаться новая страна - Россия. Пал «Железный занавес» и в страну потоком хлынуло западное кино, но наши режиссеры, актёры и сценаристы ещё не успели нахвататься и потерять собственную идентичность , не превратились в пресловутую «Голивудчину», а сохранили «Советчину» и немного иной взгляд на кино.

Сюжет на первый взгляд прост как три копейки . Молодой следователь по имени Андрей , приезжает на вызов соседки , которая обнаружила труп женщины с перерезанными венами и задушенного подушкой сына.

Андрей выходит на след знакомого погибшей , он ведает ей , что на суицид ее сподвиг ее отец , скончавшийся почти 12 лет тому назад на работе. Мужчина по имени Николай пожертвовал своей жизнью для спасение других на опасном химическом предприятии. И вот тут фильм из банальщины превращается в нечто нетривиальное, особенно для совсем зачаточного рынка ужасов России. В ленте полностью отсутствуют спецэффекты и компьютерная графика, фильм нагнетает жути за счёт саспенса, при помощи классических «Хичкоковских» приёмов в музыке, игре актёров и операторским решениям, что несомненно круто особенно сейчас. Мне нравится, что лента не пытается паразитировать на американских образах как сейчас это делает тот же фильм Яга или Русалка. Автор придумал нечто своё, самобытное. Устрашающим фактором тут являются не зомби или демоны , как это обычно случается, а бывшие усопшие родственники. Мёртвые пытаются забрать лучших из людей, самых сильных , умных и талантливых и тд. Это напрямую перекликается с православием и фразой « Бог забирает лучших из нас» . Сами усопшие не убивают нужным им людей , но могу убить их детей и довести тем самым родителей до самоубийства . Вся идеология мертвецов раскрываться в этой фразе

"Смерть - естественное состояние человека. Кем вы были до рождения — вы не помните, чем станете после смерти - не знаете. А там целый мир. Лучший мир. Наша жизнь - болезнь. Болезнь жизни - тяжелая болезнь. Вас не удивляет грипп или насморк? Какой смысл? Просто привыкли. Так и жизнь - болезнь. Лишь мертвый человек здоров. Вернее, душа его."


Работа над сценарием началась предположительно в 1980ых , а съёмки начались в 1990 и продолжались до 1992. То есть буквально фильм снимался когда страна была погружена в хаос и тотальный бандитизм.

Срезом деградации человечности можно зафиксировать из речи следователя Андрея с надгробием:
Срезом деградации человечности можно зафиксировать из речи следователя Андрея с надгробием:

«Я человек грешный… я нужен вам здесь. Всю свою жизнь я проходил мимо несчастья других… не останавливался… Я… я… по долгу службы убил троих в перестрелке… одного в рукопашной схватке… И потом косвенно участвовал в смерти многих… не знаю скольких, тут вы можете проверить. Я нужен вам здесь. И вот… вот теперь самое главное… Я молодой! Сильный! Жадный! Жестокий! Я вовсе не святой! Мне нужно создать условия… мне необходимы жена… дочь… Смог! Мы всей семьёй станем тупыми! Безжалостными! Сытыми! Готовыми утопить за стоптанный тапочек! Продать и обрадоваться! Идти по головам, по костям, по трупам… самое главное — по трупам!»

Он не пытается , сражаться со злом , как это обычно и бывает в подобных фильмах, не вооружается святой водой, осиновым колом и Библией , а пытается , с ней договорится и идёт на кровавую сделку, с существом которое олицетворяет зло , олицетворяет дьявола и смерть. В своём порыве и откровении, Андрей страшен и мерзок одновременно. Для зрителя на мгновение он уравнивается со злом, даже немного уступая безжизненному портеру. Но является ли отец истинным злом ? Фильм никак об этом не говорит. На заводе , коллеги все сплошь восхищаются покойным отцом, говорят о его отваге и акте самопожертвования.

Евангелие от Иоанна, 15:13: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих».

Так может отец и не желает ничего дурного своим родным ? Может он прав ? А может зло использует образ мёртвого отца что бы погубить живых? Фильм об этом не говорит и эта легкая недосказанность является несомненным плюсом картины. Фильму удалось крайне удачно создать мир в котором бок о бок живут живые и мёртвые, создать логику потустороннего мира и грамотно вписать его в сюжет гармонично сплести все это и создать мир в который вериш.

Русская хтонь и тоска , сыпется из фильма , ее можно загребать руками , это задает особый шарм картине , а особенно хорроору.

Такие всем родные немного, мрачноватые хрущёвки со скрепляющими половицами и дверьми , знакомая водка , родные заснеженные пейзажи - все это очень сильно придаёт эмоций и веры в происходящее. Люди оказались скальпированы от эпохи, не осталось земли под ногами от которой можно оттолкнуться, потому у главной героини фильма и такая каша в голове . Разговоры с портеретом мёртвого отца , захоронение зачем то в саване , наивная вера в предсказания и экстрасенсов перемешивается с желанием обязательно венчаться в храме , но полным нежеланием поминок и обрядов захоронения. Столь молниеносный скепсецизм следователя Андрея, переменившийся в искреннюю веру в потустороннее , вполне можно объяснять неустойчивостью времени. Люди потеряли веру в Бога , потеряли веру в царя и потеряли веру в социализм. Они уже не во, что не верят и способны принять на веру любой бред. Потому в то время и были столь популярны всякие Кашпировские и прочие лгуны, падонки и шарлатаны.

Интересный эффект картине ещё придаёт , плёнка на которую было снято кино, хотя есть более улучшенная версия , я целенаправленно смотрел именно первоисточник. Она синевато грязно серая. Предполагаю мало кто вообще заботился о ее сохранности и потому все вышло именно так. Кто ведь знал , что кино снятое за 3 копейки будет кому то ещё интересно ?

Визитной карточкой и самой удачной находкой картины является фотография покойного отца . Который созерцает на живых с едва заметной ухмылкой и глубоким взглядом. На долго запоминается. Смотреть это сейчас , когда жанр переполнен дешёвыми скриммерами, графикой и примитивными пугалками, интересно и свежо. Всё-таки творцу всегда необходимы ограничения, всегда нужен пресловутый голод. Режиссёру всегда необходим довольствоваться ограниченными и малыми средствами , изощряясь и находя сильный и эффективный приём или необычный ракурс. Вот почему смотреть современные ужастики и кино в целом бывает очень скучно, они банально зажрались и не пытаются выйти из зоны комфорта.

Прикосновение это очень самобытный и глубокий фильм , который после просмотра оставляет массу недосказанности и кучу несостыковок , некоторые сцены в нынешнее время смотрятся скорее комично нежели жутко. А с некоторых я прям смеялся .

Вы тоже с пистолетом в руке в упор подходите?

Данная лента говорит нам , что у российского кинематографа был потенциал, и было будущее. Если бы он остался закрытым , если бы не был задушен Глобализацией и рынком . Кино довольно тонко чувствует грань, не падает в мистицизм и не скатывается фарс ,а тонко идёт по краю являясь наверно самым экзистенциальным фильмом страны .

Всем спасибо за просмотры , и комментарии , тут будет ссылка на предыдущий обзор. До скорых встреч!

193193
103 комментария

Комментарий недоступен

38
Ответить

Думаю большую подборку сделать и подобные заметки на перестроечное кино и всякую дичь советскую

23
Ответить

И не только перестроечное (-_-)

6
Ответить

Соглашусь, после просмотра данного фильма надолго подсел на просмотр перестроечных и постперестроечных фильмов. Самое главное в них реально веришь, хоть застал в возрасте 6-7 лет. Для себя отметил: "Интердевочка", "Маленькая Вера", "Куколка", "Ночной экипаж", "Меня зовут Арлекино".
P.S. Отдельное спасибо Александру Зудину за скан фильма с плёнки.

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

А в то время глоток свежего воздуха был - когда наконец-то стало можно говорить о реальности и проблемах

1
Ответить