Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Завершаю рассказ о творческом пути автора самых эстетских итальянских эксплуатационных фильмов. В первой части я поведал историю о том, как Дарио Ардженто пришёл к успеху, во второй, что он делал на вершине. Сейчас речь пойдёт о том, как Ардженто стал мейнстримом, а потом безоговорочно скатился...

Поскольку это третья часть заметок, я часто буду ссылаться к двум предыдущим статьям, так что рекомендую перед прочтением ознакомиться и с ними тоже:

А теперь, начинаем.

Глава 5: Мейнстрим

Во второй части мы закончили на том, что «Инферно» показало себя в прокате не так хорошо, как ожидалось. В прошлый раз, в схожих обстоятельствах (провал фильма «Пять дней») Ардженто вернулся к проверенному варианту, и снял джалло «Кроваво-красное». В этот раз было решено провернуть тот же трюк – спустя два года на экраны вышел фильм под названием «Дрожь» (1982) (и хотя «Сумрак» было бы более верным переводом, продолжим называть фильм так, как он общеизвестен).

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Американский автор криминальных романов прилетает в Рим в рамках рекламного тура, посвящённого новой книге. Сразу же по прибытию он получает письмо от человека, который незадолго до визита писателя убил женщину, оставив во рту погибшей страницы из его книги. В письме маньяк сообщает, что на убийства его вдохновило именно творчество писателя. Полиция пытается выяснить, не причастен ли автор к убийствам. Тот, разумеется, отвергает все обвинения, но число жертв продолжает расти, и становится сложно отрицать связь писателя с маньяком...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Как говорил сам Дарио Ардженто, на историю фильма его вдохновил реальный случай. Неизвестный поклонник раздобыл телефонный номер режиссёра, когда тот жил в США и работал над «Инферно», и названивал Дарио, сначала, чтобы обсудить его ранние работы, затем с просьбой о встрече, а затем и вовсе с угрозами убить режиссёра и содрать с него кожу. Звонки прекратились лишь тогда, когда режиссёр вернулся в Италию. На международную связь у телефонного психа денег, видимо, не хватило.

Ситуация дискомфортная, да. Но, с другой стороны, зачем снимать о ней фильм? Тем более, что истории про сталкеров уже фигурировали в фильмах Ардженто не раз. Но, как мне кажется, на «Дрожь» Дарио в первую очередь вдохновился упрёками о негативном влиянии жестокого кино на психику зрителей. Такие претензии режиссёру высказывал не только неадекват по ту сторону телефонной трубки, но и многие критики. Почти каждый новый проект Дарио вызывал упрёки в женоненавистничестве (почему так много убивают женщин? почему женщины часто оказываются убийцами? почему у персонажей такой сексистский подход к слабому полу?), садизме, развращённости... «Дрожь» даже начинается с того, что главного героя-писателя атакуют журналисты с вопросами о необходимости и обоснованности насилия в его книгах. В рамках сценария, устами своего персонажа, Дарио не дал никаких вменяемых ответов на данные претензии... Но, судя по всему, оправдываться он и не собирался.

<i>Сцена не для слабонервных</i><br />
Сцена не для слабонервных

Скорее наоборот. «Дрожь» – один из самых жестоких фильмов Ардженто. Чуть ли ни каждые десять-пятнадцать минут в кадре кого-то убивают, зачастую, весьма изощрённо. В итоге, даже для показа в родной Италии пришлось вырезать несколько сцен. Что уж говорить про другие страны.

Например, когда в Великобритании в метро разместили постеры фильма, недовольных было столько, что постеры пришлось переделывать и цензурировать. Но в итоге фильм всё равно угодил в печально известный список Video nasty и не прокатывался до 1999 года (и даже тогда допущенная в прокат версия была сокращена на несколько особо кровавых секунд). А до США «Дрожь» добралась лишь в 1984 году, укороченной на десять минут, и оттого совсем уж бессвязной.

<i>С ленточкой – совсем другое дело!</i>
С ленточкой – совсем другое дело!

Эстетически «Дрожь» существенно отличается от ранних работ Ардженто – пространство фильма выглядит стерильным и безлюдным, а безжалостное освещение очерчивает резкие углы и делает холодные оттенки, преобладающие в кадре, ещё холоднее. Связано это с тем, что по задумке автора, «Дрожь» – своего рода научная фантастика ближнего прицела. В фильме нигде не говорится об этом явно, но его события, со слов режиссёра, происходят в недалёком будущем, то ли на пять, то ли на пятнадцать лет (в разных интервью датировку Ардженто называл разную) вперёд. Поднимите руки, кто при просмотре считал эту задумку. Я – нет.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Кастинг пережил уже традиционные для нашей истории трансформации. Первоначально на роль главного героя планировали пригласить Кристофера Уокена, но не сложилось – после долгих раздумий, Ардженто решил, что актёр слишком молод для роли. Как мне кажется, конкретно в данном случае, это даже хорошо. Отрицательная харизма Уокена стала бы огромным спойлером к развязке. Второе изменение произошло уже на съёмках. Роль помощницы писателя была написана для другой актрисы, но когда она выбыла из проекта, на её место встала Дариа Николоди, которая первоначально должна была исполнить совсем небольшую партию. И кстати, насчёт небольших ролей. Свои камео здесь есть не только у Ардженто (закадровый голос и руки убийцы), но также у Ламберто Бавы и Микеле Соави, который тут выступал ещё в качестве помощника режиссёра.

Не хватает только группы Goblin, которая к 1982 году, казалось бы, окончательно распалась.

<i>Обложка оригинального итальянского винила с саундтреком к фильму</i><br />
Обложка оригинального итальянского винила с саундтреком к фильму

Тем не менее, для записи саундтрека Дарио позвал бывших участников группы – уже не раз упоминавшегося Клаудио Симонетти, а также Фабио Пигнателли и Массимо Моранте. Именоваться «Goblin» для работы над фильмом трио не могло из-за проблем с авторскими правами – название группы оставалось за бывшим барабанщиком, но по сути, это были всё те же Гоблины. Саундтрек, в отличие от их предыдущей совместной работы с Дарио над «Суспирией», стал более динамичным и электронным (что также как бы намекает на то, что действие фильма происходит в будущем), а сами композиции длиннее – теперь Ардженто использовал более длинные планы и более уравновешенный монтаж.

Несмотря на хорошие критические отзывы об альбоме, в год выхода особой популярностью музыка к фильму не пользовалась, но позже, ближе к 90-м, обрела вторую жизнь в танцевальных ремиксах.

Критикам фильм понравился, ведь Ардженто выдал, по сути, ещё один эталонный джалло, но лично для меня «Дрожь» стала в некотором роде разочарованием, как и в случае с «Кроваво-красным». Это хорошее кино, но к моменту его просмотра я проглотил, наверное, уже с полсотни жёлтых фильмов, и не нашёл в нём для себя ничего нового. После первых двух частей Трилогии Трёх матерей я даже воспринял его как некий шаг назад, и уже был готов разочароваться в следующей работе режиссёра, но к счастью, это не произошло. Ведь следующим оказался «Феномен» (1985).

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

В частную женскую школу, расположенную в Швейцарских Альпах прибывает новая ученица. Она обладает необычной способностью управления насекомыми и страдает лунатизмом. Очередной приступ хождения во сне приводит её в хижину, где обитает энтомолог, помогающий местной полиции в расследовании ранее произошедших убийств девушек из этой школы. Энтомолог убеждается в сверхъестественных способностях девушки, и приходит к выводу, что они могут стать решающими для поимки маньяка...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Нужно сразу пояснить. Мне очень нравится этот фильм. Даже будь он откровенно плохим, он всё равно мне бы нравился, ведь в главной роли здесь милашка Дженнифер Коннели (и да, если что, я знаю, ей на момент съёмок было всего лишь 15 лет). Так что все мои дифирамбы относительно «Феномена» могут быть абсолютно необъективны. Я предупредил.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Идея фильма возникла у Дарио Ардженто, когда в какой-то передаче по радио он услышал о том, что насекомые, найденные на трупе, помогли раскрыть убийство. Те, кто смотрел «CSI: Лас-Вегас» сейчас вообще не удивлены, ведь в этом сериале начальник отдела криминалистов Гил Гриссом как раз специализировался на судебно-энтомологических исследованиях, но на дворе стоял 1985 год, и обычный человек, не связанный с криминалистикой, вряд ли мог знать, что трупные мухи могут стать не менее весомым доказательством при расследовании преступления, чем, например, отпечатки пальцев. Примерно в то же время режиссёр побывал в Швейцарии, и это место так понравилось ему, что он твёрдо решил снят там фильм.

В итоге сценарий Ардженто написал вместе с Франко Феррини, тем самым, который уже скоро будет перекраивать сценарий первых «Демонов». При этом, без научной фантастики снова не обошлось. Ориентируясь в постановке на стилистику немецких фильмов Лени Рифеншталь, Ардженто представлял себе мир «Феномена», как мир, в котором Германия победила во Второй мировой войне, но события тех лет почти забыты, и остался лишь жёсткий, почти тоталитарный порядок, который сказываться на ограничениях и правилах частной женской школы и на поведении людей вокруг. Этот мэссадж я тоже не выкупил, он так же сильно завуалирован, как и футуристичность в «Дрожи».

Фильм решили, впервые в карьере режиссёра, снимать целиком и сразу на английском языке. Поэтому основной каст оказался англоговорящим. Помимо Коннели, для которой это была первая главная роль (дебют её состоялся годом ранее в постоянно всплывающем в этой истории «Однажды в Америке», и именно видео с её проб в фильм Леоне побудили Дарио взять её в свой проект), в фильме сыграл уже хорошо известный ценителям фильмов ужасов Дональд Плезенс. Его все присутствующие, думаю, прекрасно помнят по роли доктора Лумиса из серии фильмов «Хэллоуин».

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Но без кастинговых накладок всё равно не обошлось. Правда в этот раз, они были немного необычными. По сюжету, героиня Коннели – дочь известного актёра, и Ардженто хотел, чтобы её отцом оказался Аль Пачино. Самому Пачино идея не понравилась: «У меня же нет дочери!» – заявил он, и от идеи отказались. Дочь, кстати у Пачино появилась, но намного позже, в 2000-х. Тогда актёр начал встречаться с Люсилой Сола, у которой был ребёнок от первого брака – Камила Морроне. Вот так Ардженто предсказывал будущее задолго до этих ваших «Симпсонов».

<i>Аль Пачино, его гражданская жена Люсила Сола и дочь – Камила Морроне</i>
Аль Пачино, его гражданская жена Люсила Сола и дочь – Камила Морроне

И ладно, пришла пора поговорить о слоне в комнате, который здесь с нами с самого начала, а именно – о неприкрытой, демонстративной сексуальности в фильмах не только Ардженто, но и многих итальянских режиссёров тех лет. Плох тот итальянский ужастик, в котором не появилась хотя бы одна красивая раздетая девушка. Но здешним красивым девушкам не так много лет, и стоит порассуждать о том, насколько это нормально.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Почему итальянское кино такое сексуализированное? На это есть несколько простых причин.

Во-первых, секс всегда хорошо продаётся. А сочетание насилия и секса продаётся в два раза лучше. К середине 80-х годов это поняли и в Голливуде, оттого ни один слэшер не обходился без постельной сцены, пусть, зачастую, и прерываемой вмешательством очередного маньяка.

Во-вторых, как бы неправильно это не прозвучало для твиттерских завсегдатаев, тогда действительно было другое время. Свободная любовь, сексуальная революция и всё такое прочее. Всё это наложилось на достаточно либеральные европейские настроения, что и привело к соответствующим результатам. И, удивительно, никто по этому поводу не испытывал никаких сильных эмоциональных потрясений. Например, всё в том же «Однажды в Америке» Серджио Леоне есть сцена переодевания Дженнифер Коннели (напомню, ей было тогда 14), в которой она полностью обнажается. Да, это вид сзади, и, возможно, более возрастной дублёр, но сама сцена не стала каким-то шок-контентом и не вызвала скандалов.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Ещё один показательный пример – история со съёмок уже упоминавшегося фильма «Сенатор-развратник» (1972) Лючио Фульчи. В документальном фильме о проекте, Ландо Будзанка, исполнитель роли того самого сенатора, со смехом вспоминает историю, как одна из актрис, Лаура Антонелли прервала дубль из-за того, что Фульчи ущипнул её за зад. И добавляет потом что-то типа: «Знаете, я могу понять Лючио. Если бы у меня с Лаурой не было постельной сцены, я бы тоже не удержался и за что-нибудь её пощупал». В наши годы за это отменяют, но в те времена это была просто невинная шалость.

<i>Сенатор Будзанка щупает монашку Антонелли</i><br />
Сенатор Будзанка щупает монашку Антонелли

Таким образом, в контексте времени не кажутся странным предполагаемые десятилетки в «Суспирии» или расхаживающие в белых полупрозрачных ночнушках от Армани чуть более старшие девушки в «Феномене» – это всё не более чем примета времени. Сейчас же стрелочка повернулась в другую сторону, и на экране возможен тот уровень насилия, который в джалло казался бы недопустимым, но вот обнажёнка в таких же объёмах – уже табу.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Разумеется, Ардженто не смог бы снять фильм, не позвав кого-то из своей постоянной команды. Я уже упоминал, что над сценарием работал Франко Феррини. Добавлю также, что в одной из ролей снялась Дария Николоди (после съёмок она рассталась с Ардженто, возмутившись нетолерантным отношением к инвалидам в сюжете), Луиджи Коцци выступил помощником режиссёра, и ему пришлось довольно плотно сотрудничать с Серджио Стивалетти, который занимался многочисленными спецэффектами фильма (всяческих мух снимала вторая группа, без участия основного режиссёра). Кое-как снова собравшийся по просьбе Ардженто Goblin записал музыку для фильма, но в этот раз в официально изданный OST вошла лишь малая часть их композиций. В фильме, и, соответственно, на диске звучали многие хитовые песни тех лет – отметились даже Iron Maiden и Motörhead, так что «Феномен» звучал достаточно металльно. Настолько, что много лет спустя, в 2001 году, итальянцы из Rhapsody вставят в «Queen of the Dark Horizons» сэмплы музыки из фильма.

<i>Обложка оригинального итальянского винила с саундтреком к фильму</i><br />
Обложка оригинального итальянского винила с саундтреком к фильму

Впрочем, в 1997 году выйдет отдельный CD-диск, complete OST, со всей музыкой Goblin, написанной к фильму, в т.ч. и той, что в финальный вариант картины так и не попала.

Тогда же, в 1997 году, вышла книга «Terrore profondo» (кстати, предисловие к ней написал сам Ардженто). Под обложкой можно было найти несколько статей о творчестве режиссёра, но основную часть книги составляли новеллизации фильмов, к которым Дарио приложил руку. Луиджи Коцци написал истории по мотивам «Двери во тьму» и «Феномена», автором «Инферно» выступил Антонио Тентори, наиболее известный как со-сценарист Лючио Фульчи к нескольким фильмам, но успевший позже поработать и с Ардженто, а вот имена авторов «Суспирии», «Ужаса в опере» и «Демонов» мне, к сожалению, ничего не сказали. В любом случае, чтение, наверняка, увлекательное. Жаль на русском языке книга никогда не издавалась.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

«Феномен» удачно прошёл в прокате не только в Италии, но и в США, но, как не иронично, оказался последним фильмом Ардженто, который демонстрировался в широком прокате в американских кинотеатрах. В США к тому моменту уже были свои слэшеры, и необходимость закупать продукцию из-за рубежа отпала. Тем не менее, фильм массам запомнился настолько, что в 2001 году Ардженто даже планировал сиквел, со множеством подводных сцен (задолго до второго «Аватара», да) но из-за проблем с правами проект так и не увидел свет, что, возможно, и к лучшему.

Ещё одним свидетельством популярности проекта является тот факт, что в 1995 году в Японии вышла первая игра серии «Clock Tower», переполненная отсылками к «Феномену». Даже главную героиню игры зовут Дженнифер, а образ её напрямую срисован с Коннели. За пределами Японии игра не издавалась, и пощупать её тем, кто не говорит по-японски, не представляется возможным.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

За годы своей карьеры Ардженто занимался не только написанием сценариев и съёмками кинофильмов. Ему доводилось работать над рекламными роликами для компании Fiat, и для какого-то итальянского сахарозаменителя, и даже поставить модный показ осень-зима 1986-1987 для дома «Trussardi» (получилось в традиционном для режиссёра театрально-мрачном стиле – красивые девушки, мрачная атмосфера и «убийство» прямо на сцене), что, возможно, подарило Дарио вдохновение для следующего фильма, названного «Ужас в опере» (1987).

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

В оперном театре готовится новая, авангардного прочтения, постановка «Макбета» Джузеппе Верди. Главную звезду, исполнительницу роли Леди Макбет сбивает машина, и выйти на сцену она не может. Вместо неё режиссёр отдаёт роль её дублёрше. На первом прогоне постановки за старлеткой наблюдает таинственная фигура. Этот же загадочный человек убивает парня актрисы, заставляя её смотреть на смерть. Девушка предпочитает не сообщать полиции о том, что была на месте убийства, и совершенно напрасно – люди из её окружения продолжают умирать прямо у неё на глазах.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Пьеса «Макбет» в театральных кругах считается проклятой, и её постановка (со слов представителей всё тех же театральных кругов) всегда сопровождается мистическими событиями. Разумеется, это отличный материал для хоррора, и Ардженто, совместно с Франком Феррини в своём сценарии вовсю использовали театральный антураж и легенды о пьесе.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Снимая рекламу для Fiat, Ардженто познакомился с работавшим над ней оператором Ронни Тейлором, который хорошо себя показал при съёмках длинных планов с пролётом внутри машины. Дарио как раз была нужна парящая над куполом оперы камера, которая как бы смотрела на мир глазами ворон, и в итоге Тейлор стал оператором фильма, первым неитальянским оператором у Дарио. Для съёмок они использовали те же технологии, что опробовали в рекламе – вот так небольшая коммерческая халтура помогла свершиться большому кино.

Роль пострадавшей в аварии оперной дивы должна была сыграть Ванесса Редгрейв, но у режиссёра снова что-то не получилось с кастингом. Зато на маленькую роль в фильм снова заскочил Микеле Соави, который также здесь выступал вторым помощником режиссёра, а на большую роль – Дария Николоди. Несмотря на то, что Дария рассталась с Ардженто, она согласилась сыграть в фильме подругу главной героини, причём исключительно из-за того, что была впечатлена сценой гибели её персонажа. Помимо этого Николоди пыталась, по старой памяти, вмешаться в сценарий и требовала изменить, а то и вовсе удалить концовку, но договориться об этом ей не удалось. Дарио оказался недостаточно гибким, и следующее появление Николоди в фильме своего бывшего супруга состоится только в 2007 году, когда она вернётся, чтобы закончить Трилогию Трёх матерей.

Кстати, «Ужас в опере» в некотором роде тоже можно считать частью трилогии. В «Феномене» разобраться с преступником помогли насекомые, в «Опере...» – вороны, а в следующем фильме Ардженто – кот. Кажется, у нас тут вторая Животная трилогия! Косвенно это даже подтверждает сам Дарио – в конце фильма режиссёр-постановщик «Макбета» уезжает в Швейцарию снимать кино, и, со слов Ардженто, снимает он там именно «Феномен».

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Поскольку это, как-никак, фильм про оперу, значительную часть саундтрека составляет классическая музыка – в основном, конечно же, из «Макбета» Верди. Ещё есть немного мелодий Брайана Ино и Клаудио Симонетти. Собственно говоря, на официальном диске с саундтреком вышла именно музыка Симонетти. Получился довольно интересный синтез рока и оперы, но больше о саундреке мне сказать нечего.

<i>Обложка оригинального итальянского винила с саундтреком к фильму</i>
Обложка оригинального итальянского винила с саундтреком к фильму

На мой взгляд, «Опера...» – последнее кино Дарио Ардженто, которое без скидок и снисходительности можно назвать хорошим фильмом. Режиссёр даже несколько раз называл его своим любимым детищем. И это понятно. Здесь действительно красиво поставлены сцены, развязка не лишена изобретательности, жестокость не чрезмерна, но изобретательна, а выбор театра в качестве основного места действия придаёт истории оттенок герметичного детектива. Дальше же творчество режиссёра начнёт стремительно деградировать. Видимо, проклятье «Макбета» смогло добраться и до Ардженто. Собственно говоря, оно начало отрабатывать на полную уже с того момента, когда купленную и отцензурированную на десять минут для проката в США «Оперу...» в итоге в Америке так и не показали.

Тогда же, в 1987 году на итальянские телеэкраны вышел мини-сериал «Кошмары Дарио Ардженто». Он является частью большого телешоу, посвящённого жанру джалло, в котором Адженто, разумеется, был постоянным гостем.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Это были девять коротких (по две-три минуты) зарисовки с незамысловатыми сюжетами, в которых Дарио выступал рассказчиком. То насмотревшийся фильмов Хичкока станет свидетелем настоящего убийства (к этой концепции Ардженто ещё вернётся), то чернокожая горничная приличной молодой семьи окажется членом культа вуду... Некоторые эпизоды, например тот, где изнасилованная незнакомцем девушка приглашает к себе соседей-мужчин и предлагает заняться с ней сексом, чтобы выяснить, кто же её обесчестил, или тот, у которой у девушки из-за проклятья гадалки взрывается живот, были настолько жестоки, что транслирующий сериал телеканал RAI буквально умолял снизить уровень жести. Сейчас же большую часть этих выпусков совершенно свободно можно посмотреть на Ютубе:

В целом, у Ардженто получилось своего рода вставное шоу, вроде «Щекотки и Царапки» из «Симпсонов» (или самих «Симпсонов» в начале их пути, когда они были только эпизодами Шоу Трейси Ульман) – забавно, жестоко, но, на мой взгляд совсем не обязательно для массового зрителя. Хотя фанатам была бы интересна последняя серия, в которой главным героем является молодой паренёк, который пытается набиться в актёры в новый фильм Дарио.

Тем не менее, велись разговоры о том, чтобы расширить это шоу до полноценного сериала, но вместо этого появился следующий мини-сериал «Ночная смена», выходивший на том же канале RAI с 1987 по 1988 год.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Эпизоды здесь уже были длиннее – минут по 15-20 и их вышло целых 15. Рассказывали они о нелёгкой жизни трёх таксистов, которые, как понятно из названия, работают в ночную смену и сталкиваются то с убийцами, то с детективными головоломками, а то и вовсе с инопланетянами. Режиссёром первых шести эпизодов выступил Ламберто Бава, но затем он ушёл работать над своим фильмом «Фотография Джойи» (1987), и оставшиеся девять доснял Луиджи Коцци. При этом, съёмки проходили под пристальным контролем Ардженто, который, буквально, не покидал съёмочную площадку, несмотря на то, что работали все в бешеном темпе – к моменту выхода первых серий, последние ещё не были закончены.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Следует отметить, что это был не просто сериал, а интерактивное шоу! Каждый эпизод прерывался до раскрытия основного сюжетного твиста, и зрителям предлагалось звонить в телестудию и выдвигать свои предположения о возможном убийце. Угадавший получал приз, но, за давностью лет, установить, какой именно, я уже не смог.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

После того, как Коцци стал режиссёром, RAI снова стал требовать снизить градус насилия, над чем Коцци посмеивался и говорил, что, видимо, никто в телесети не видел предыдущих эпизодов, в которых кровищи тоже хватало.

Сериал, как и всё, к чему прикасался Ардженто в конце 70-х – начале 90-х годов стал сверхпопулярным, и его тоже хотели развивать и расширять, но вместо этого Ардженто решил вновь посотрудничать с Джорджем Ромеро, с которым они давно мечтали снять ещё один фильм про зомби. Так на свет появились «Два злобных глаза» (1990).

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Перед нами – фильм-антология, основанный на рассказах Эдгара Аллана По и состоящий из двух частей. Первую, по рассказу «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром», снял Ромеро, вторую, основанную на рассказе «Чёрный кот» (но с большими заимствованием из других произведений По) – непосредственно Ардженто, который просто обожал эту историю в детстве и сам был хозяином чёрного кота, который снялся здесь в главной роли.

Причём следует отметить, что первоначально идея Ардженто заключалась в том, чтобы создать целый сериал, посвящённый творчеству Эдгара По. Микеле Соави должен был поработать над серией по «Маске красной смерти», Ричард Стэнли подписывался на «Бочонок амонтильядо», ещё планировалось участие Уэса Крейвена и Джона Карпентера (не смогли из-за своей занятости) и Стивена Кинга (не захотел, потому что облажался с режиссурой своего единственного фильма «Максимальное ускорение»).

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

В итоге от проекта остались две пилотные серии, снятые Ромеро и Ардженто. Чтобы не пропадать добру эпизоды склеили друг с другом и пустили в прокат как полноценное кино. Я не знал об этом до написания статьи, но ранее, при просмотре, ощущал, что что-то с этим фильмом не так. Как будто бы эти истории даже не пытаются сосуществовать в рамках одного цельного произведения. История Ромеро только отдалённо опирается на рассказы Эдгара По, радуя зрителя привычными для режиссёра живыми мертвецами, сатирой и чёрным юмором, а история Ардженто наоборот переполнена явными и скрытыми отсылками к рассказам и больше апеллирует не к готике, а к джалло. К тому же обе части выглядят довольно дёшево – и неудивительно, их же планировали для показа на телевидении!

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Для полноты истории упомяну ещё, что над сценарием совместно с Ардженто снова трудился Франко Феррини, отмечу участие Азии Ардженто в дубляже фильма для итальянского проката, добавлю, что Том Савини работал над кровавыми эффектами и гримом, и перейду к следующей главе.

Глава 6. Начало конца

Съёмки «Злобных глаз...» впервые для Ардженто полностью прошли в США. Там он набрался связей, и свой следующий фильм тоже снимал в Америке, с американскими продюсерами и американским финансированием. В итоге «Травма» (1993), несмотря на то, что в её выходных данных страной производства указана Италия, получилась типичным американским триллером...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Молодая девушка, страдающая РПП, сбегает из психиатрической клиники и пытается покончить с собой, прыгнув с моста. Её спасает случайный парень, сразу проникшийся к девушке теплыми чувствами. Полиция возвращает девушку в семью, но та не хочет жить с родителями, и снова сбегает. Родители преследуют её, и становятся жертвами маньяка-обезглавливателя, который уже давно терроризирует Миннеаполис. Теперь девушка и её возлюбленный должны найти и вычислить убийцу...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

На съёмки фильма Ардженто получил 7 миллионов долларов (до этого такой большой бюджет у него был только при работе над «Оперой...»). Вместе с Франко Феррини, Джанни Ромоли и Теодором Кляйном (американским писателем и редактором) он создал запутанную историю, переполненную персонажами и отсеченными головами. Причём сам сюжет был придуман автором ещё в 80-х в США, когда он увидел девушку, которую тошнило прямо на улице, и постепенно обрастал описаниями этих самых травм и их последствий – алкоголизма, булимии, наркомании, ПТСР...

Казалось бы, чего ещё желать? Но фильм вышел откровенно проходным середняком, из него будто выжали всю живость, фантазию и задор, хотя чувствуется, что они когда-то в нём были. Ардженто то ли пытался снимать по-американски, то ли ему били по рукам продюсеры – сейчас уже сложно сказать.

Отдельным минусом для меня стало то, что главную роль в «Травме» исполняет Азия Ардженто, об актёрских качествах которой я ныл в предыдущей части. Её персонаж основан на дочери Дарии Николоди от предыдущего брака, которая действительно страдала от анорексии и трагически погибла в аварии вскоре после выхода фильма, но... неужели нельзя было найти хорошую актрису?.. Несмотря на попытки подготовиться к роли – похудеть и научиться говорить на английском языке с румынским акцентом, Азия в течение почти всего фильма ходит с кислой физиономией и единственным примечательным моментом с её участием является достаточно только один эпизод... Скажем так, в «Травме» дебютировала грудь Азии, которая потом на плёнке будет появляться так же часто, как грудь Евы Грин. Но, согласитесь, где Азия Ардженто, а где Ева Грин!..

<i>Мммме...</i>
Мммме...

Том Савини специально для «Травмы» разработал множество кровавых эффектов, но от большинства от них решили отказаться, по просьбе продюсеров снизив градус показанного на экране насилия. Также продюсеров не устроила музыка Клаудио Симонетти – слишком непривычны американскому уху были подобные саундтреки, поэтому саундтрек пригласили писать другого композитора, Пино Донаджо. С ним Ардженто уже работал на фильме «Два злобных глаза».

<i>Обложка оригинального итальянского CD-диска с саундтреком к фильму</i>
Обложка оригинального итальянского CD-диска с саундтреком к фильму

Хотя Донаджо был в хорроре не посторонним человеком, и имел за спиной работы с Брайаном де Палмой, Джо Данте, Лючио Фульчи, Луиджи Коцци и Руджеро Деодато, саундтрек у него вышел не очень выразительный. Достаточно стандартные оркестровые аранжировки вместо прог-рока кажутся откровенно скучными. Впрочем, отвращения они не вызывают, и не выбивают из погружения – и на том спасибо.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

В сухом остатке «Травма» представляет собой не фильм, а кладбище возможностей. Если на главную роль взять приличную актрису, а не Азию Ардженто (которая рассказывала, что на съёмочной площадке была увлечена не фильмом, а романом с партнёром по фильму Кристофером Райделлом), если оставить первоначально планировавшиеся сцены убийств, если пустить саундтреком музыку Goblin, то могло бы получиться достаточно неплохое кино. В нём есть тягучая атмосфера, в нём есть саспенс, но вмешательство продюсеров и, возможно, неготовность Дарио к методам американского кинопроизводства загубили потенциал картины.

Что ж, с этого мы начинаем ускоряться. Перерывы между фильмами становятся больше, а говорить о них хочется всё меньше. Так что без лишних предисловий, переходим к «Синдрому Стендаля» (1996).

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Главная героиня – полицейский детектив, выслеживает серийного насильника, и в погоне за ним прибывает во Флоренцию. Посетив флорентийский музей, детектив испытывает то, что называется «Синдромом Стендаля». Воспользовавшись беспомощным состоянием героини, преступник нападает на неё, насилует, но не убивает, оставляя на теле и души полицейской травмы, которые не могут зажить...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Изначально на главную роль планировали Бриджит Фонду, но когда действие фильма решили переместить из США в Италию, сотрудничество с ней не сложилось. Затем Фонду хотели заменить на Дженнифер Джейсон Ли, но и с ней ничего не вышло. Только после этого Ардженто позвал на роль полицейской Азию Ардженто. И, на удивление, она тут бесит не слишком сильно. Ей досталась роль психически нездоровой морально покалеченной женщины, и по какой-то причине (кхм) у неё получилось достаточно убедительно.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Сюжет фильма Ардженто снова взял из своей жизни. С его слов он и сам в детстве испытал синдром Стендаля, когда с родителями посетил Парфенон. Он на несколько часов выпал из реальности и ушел бродить по округе, пока его повсюду искали родители. Однако в годы юности Дарио названия этому явлению ещё не существовало. Грациэлла Магерини, итальянский психолог выпустила книгу «Синдром Стендаля» с описанием сотни случаев синдрома среди туристов во Флоренции лишь в 1989 году. Книга Магерини попала Ардженто в руки, он вспомнил случай из детства, и, позвав на помощь верного Франко Феррини, взялся за написание сценария.

После того, как скрипт был готов, и перед началом съёмок, Ардженто отправился в парижский Лувр, и там, видимо, в качестве троллинга, попытался имитировать синдром Стендаля. В итоге режиссёра из музея увезла полиция, и ему пришлось долго объясняться, что он не задумывал ничего плохого. К счастью, в Италии об этом инциденте не узнали. Иначе ему бы не разрешили снимать этот фильм в галерее Уффици. Ардженто, кстати, был единственным режиссёром, которому это позволили. Почему для Дарио сделали исключение? Луиджи Коцци, работавший на фильме помощником режиссера обрисовал ситуацию кратко: «В Италии Дарио – это Бог».

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Писать саундтрек для фильма первоначально хотели пригласить Massive Attack, но в итоге музыку сочинил старый знакомый Ардженто – Эннио Морриконе. Как и Пино Донаджо он выбрал для саундтрека оркестровый стиль, но наполнил музыку тревожными звуками, нервными скрипками, звоном колокольчиков и зацикленными сэмплами, которые в совокупности создают завораживающий и гипнотизирующий эффект.

«Синдромом Стендаля» – это ещё одно проходное кино от Ардженто. Но оно уже не вызывает ощущения упущенных возможностей. Мне сложно представить, как сделать этот фильм лучше. Возможно, тщательнее поработать над второй половиной, когда повествование начинает буксовать, возможно, добавить мрачности или сделать персонажей не такими прямолинейными, а сюжет не таким однозначным. Например, почти весь фильм мне казалось, что героиня Азии не та, кем кажется – что она не полицейская, и повредилась умом в галерее, вообразив себя детективом, но кино обмануло меня, похвасталось посредственной сиджиайной таблеткой, падающей в не менее сиджиайное горло, и в итоге совершило совсем уж странный финт ушами в финале.

Тем не менее, к «Стендалю...» тоже планировался сиквел с рабочим названием «В темноте». Однако, Азия Ардженто не пошла на встречу папе, сообщила, что занята съёмками в фильме «XXX» (2002), и переписанный сценарий стал основой для фильма «Игрок», о котором мы поговорим ниже.

Напомню, что с 1994 по 1997 год Ардженто в качестве продюсера работал над последним фильмом Лючио Фульчи «Восковая маска», якобы основанном на рассказе Гастона Леру. А самым известным произведением Леру является многократно экранизированный роман «Призрак оперы» (1910). Всё ещё терзаемый театральной тематикой Дарио, чьим первым фильмом в детстве была одна из экранизаций этого романа, решает увеличить число киноверсий и в 1998 году выпускает свой фильм...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Сюжет фильма, в общем-то, следует основной фабуле романа, хотя и с некоторыми отличиями и упрощениями. Молодая оперная дива становится объектом обожания таинственного Призрака, много лет обитающего в недрах здания оперы. А Призрак готов дать отпор любому, кто станет конкурировать с ним за его избранницу...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Этот фильм не очень хорош. Я бы даже осмелился сказать, что он плох. Он снят в тесных грязных декорациях, демонстрирует нам неприятных некрасивых людей и наполнен мерзкими сценами. Примитивный сюжет, диалоги, как будто позаимствованные из тупых молодёжных комедий, трэшовые сцены с крысами, Призрак, который почему-то не носит маску, но обладает телепатическими способностями, Азия Ардженто, которая кривляется и хлопает губами, пытаясь изобразить оперное пение и снова обнажается – всё это очень унетает. Даже Ронни Тейлор, который отлично справился с изображением театрального мира в «Опере...» как будто бы работал вполсилы. Единственное светлое пятно в «Призраке...» – партитура Эннио Морриконе. Это, конечно, не музыка Эндрю Ллойда Веббера из легендарного мюзикла, но саундтрек всё же хорош. Первоначально на роль Призрака хотели позвать Джона Малковича, и, возможно, он стал бы вторым светлым пятном (это же Малкович!), но вместо этого у нас Джулиан Сэндс, который никогда нигде особо не блистал.

По слухам, где-то существует полная версия фильма – якобы, для проката из него вырезали целый час, и вот она-то как раз шедевр, но версию эту никто не видел. К тому же, не думаю, что возвращение этих удалённых материалов может как-то исправить убогую постановку и дрянную актёрскую игру.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Глава 7: Дно

Ну что ж, наступили 2000-е, и пришло время реально плохих фильмов. Представляю вашему вниманию «Без сна» (2001).

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

В середине 1980-х годов в Турине орудовал маньяк-убийца, который так и остался не пойманным. Вернее, в убийствах обвинили погибшего в ходе следствия писателя, но следователь, работавший над делом, до конца не уверен, что маньяком был именно тот, на кого повесили преступления. И вот, спустя почти 15 лет, появляются новые жертвы. Постаревший и вышедший на пенсию детектив объединяется с сыном одной из убитых, чтобы раз и навсегда закрыть это дело.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

«Без сна», кажется, был очередной попыткой Ардженто вернуться в джалло и тем самым поправить реноме после провала предыдущего фильма. В коммерческом смысле ему это удалось, а вот в творческом получился всё такой же провал...

И вроде бы необходимые составляющие успешного фильма здесь присутствуют. Франко Феррини – всё так же со-сценарист. Макс фон Сюдов органичен в роли отставного детектива. Ронни Тейлор управляет камерой не так прекрасно, как раньше, но вполне сносно. Даже Goblin снова собрались впервые за много лет, чтобы записать саундтрек (после этого Симонетти покинул группу уже навсегда, и Гоблины окончательно прекратили своё существование). Но почему-то в итоге фильм производит удручающее впечатление халтурной однодневки, снятой исключительно для того, чтобы забить эфирное время какого-нибудь телеканала между выпуском новостей и вечерним комедийным шоу. Но ведь это крутили в кинотеатрах!

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Чтобы потом много раз не повторяться, заранее обобщу свои впечатления от дальнейших фильмов режиссёра, вышедших в XXI веке. Такое ощущение, что на рубеже веков Ардженто по какой-то причине полностью утратил вкус и чувство кинематографического языка. Ни один его поздний фильм не может похвастаться изобретательностью и изысканностью ранних работ. Как будто настоящий Дарио умер где-то в разгаре съёмок «Призрака оперы», но смерть решили не афишировать, а Ардженто заменили двойником, который абсолютно не разбирается в кино и не имеет опыта в качестве режиссёра. Вот и получаются высосанные из пальца сюжеты и хромающая на обе ноги постановка, застрявшая по своей манере и стилю где-то в далёких 80-х.

Тем не менее, с учётом кассового успеха, Макс фон Сюдов даже предложил сделать продолжение фильма, в котором воскресить его персонажа. Ардженто и Феррини немного поломали головы, и подготовили наброски сценария, которые затем легли на полку на двадцать лет...

Следующим проектом стал «Игрок» (2003), получившийся из сценария того самого не случившегося сиквела «Стендаля...».

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Маньяк похищает и убивает девушек. Полиция не может его поймать, но маньяк сам выходит на связь с полицейскими и предлагает сыграть с ними в онлайн-покер (эх, какая возможность для рекламной интеграции какого-нибудь казино пропадает!). Ставкой в игре будет жизнь очередной жертвы...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Если «Без сна» напоминал дешёвый телефильм, то с этой историей Ардженто и Феррини пали ещё ниже. «Игрока» даже сложно воспринимать, как полноценное кино, это будто бы эпизод криминального сериала, который идёт уже десяток лет, и от которого устали не только зрители, но и создатели. Мало того, что сюжет про маньяка, который хочет поиграть с полицией заезжен как та девяностолетняя проститутка, которая играла Мать вздохов, так по ходу повествования нас будут ждать все жанровые клише – спасения в последнюю секунду, телефоны, не желающие звонить, когда это так нужно, рояли в кустах и, разумеется, айтишники, которые под стремительно меняющиеся картинки на пузатых мониторах будут клацать по кнопкам клавиатуры и кричать: «Я пытаюсь его отследить, но запутал следы!» и подобную ересь. Возможно, до того, как стать самостоятельным произведением, в виде сиквела к «Стендалю...», фильм могли бы немного улучшить венецианские пейзажи, но после переработки сценария действие для экономии бюджета перенесли в Рим, а вернее в тесные серые комнатки где-то в Риме. Фильм скучен, стерилен и снят, судя по всему на цифровую телекамеру, что не может скрыть блевотно-зеленоватый фильтр, которым замазан весь экран. Даже музыка Симонетти звучит удручающе тоскливо.

Вполне логично, что после всего вышеизложенного, следующий фильм дуэта Ардженто-Феррини под названием «Вам нравится Хичкок?» отправился сразу на телевидение.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Студент-кинематографист является большим фанатом фильмов Хичкока. А ещё он любит подглядывать за своей соседкой. Когда мать соседки жестоко убивают, студент берётся за расследование...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Да, это возвращение Ардженто к его старой идее из мини-сериала 1987 года, и... Иииииии... мне нечего сказать про этот фильм. Смотреть его – это как жевать картонную коробку, где когда-то лежал торт. Невкусно и грустно. Жалкий главный герой, сыгранный крайне посредственно, нелепая концовка, скучная музыка Пино Донаджо... Поговаривают, что когда «Хичкока...» демонстрировали на спецпоказах в кинотеатрах в Британии, над ним откровенно смеялись. Могу порадоваться за этих зрителей – хоть кому-то было весело при просмотре.

Так зачем в итоге всё это было? Я понимаю, что Ардженто всегда был фанатом Хичкока, и многие моменты в его фильмах вдохновлены работами британца, но эта блёклая картина, которая пытается отдать дань уважения мэтру бездумно огромным количеством визуальных и сюжетных отсылок. Когда я смотрел её в первый раз, то просто заснул, хотя такого обычно со мной при просмотре кино не случается. Попытка посмотреть фильм второй раз была более успешна, но события «Хичкока...» выветрились из моей головы сразу, как только начались финальные титры.

Тогда же в 2005 году Ардженто поучаствовал в ещё одном телевизионном проекте под названием «Мастера ужасов» (2005-2006).

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Это был сериал-антология из двух сезонов, созданный Миком Гэррисом, режиссёром, который получил небольшую долю известности благодаря многочисленным экранизациям романов и рассказов Стивена Кинга. Для сериала Гэррис собрал прямо-таки неприличное количество хоррор-режиссёров, заманив их практически полной свободой самовыражения и отсутствием цензуры – в проекте, помимо самого Гэрриса, приняли участие Дон Коскарелли, Стюарт Гордон, Тоб Хупер, Джо Данте, Джон Лэндис, Джон Карпентер и другие, менее известные личности. Ардженто для «Мастеров ужасов» снял две серии, по одной в каждом из сезонов.

Первый назывался «Дженнифер» и рассказывал про полицейского, который спас от безумца с топором девушку с очень соблазнительным телом, но изуродованным лицом. Девушка, которую судя по всему, зовут Дженнифер, не выходит из головы полицейского даже когда её отвозят из участка в больницу. В итоге полицейский забирает её оттуда и привозит к себе домой, несмотря на недовольство жены и сына...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Это была хорошая серия. В сериале есть эпизоды намного лучше (например, «Сигаретный ожог» Карпентера), но странное сочетание сексуальности, страха, жестокости и отвращения заставили меня запомнить «Дженнифер». История без проблем снова всплыла у меня в голове, несмотря на то, что я смотрел сериал лет пять назад... Скажу больше – это, пожалуй, лучшее произведение Ардженто в XXI веке.

Второй эпизод Дарио называется «Шкуры», и примечателен он в первую очередь тем, что главные роли в нём исполнили музыкант Мит Лоуф и культовый актёр хоррор-фильмов Джон Сэксон. Это довольно скучная история про не очень приятных персонажей, которых объединяет и губит меховой бизнес.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Количество крови и расчленёнки здесь зашкаливает даже по меркам позднего Ардженто, а сюжет неожиданно оборачивается социальным высказыванием о том, что «нехорошо убивать животных». Мораль банальная, но фильмы Дарио раньше обходились и вовсе без морали и какой-либо критики общества (Ардженто даже вымарал всё это из своей версии «Рассвета мертвецов»), так что рискну высказать робкое одобрение.

Далее мы минуем «Мать слёз», о которой уже говорилось во второй части этой статьи и переходим к фильму с заманчивым названием «Джалло» (2009).

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Французская стюардесса и итало-американский детектив объединяются, чтобы найти младшую сестру стюардессы, которая похищена серийным убийцей по прозвищу «Жёлтый»...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Я буквально вижу, как Дарио Ардженто, на съёмках это фильма приплясывает, хлопает в ладоши и гаденько хихикает: «Я тебя обманул, понимаешь, обманул, ты понимаешь, я соврал, я тебе сказал неправду...», просто потому что «Джалло» – это вовсе не джалло, а заурядный проходной триллер. Поначалу играть в нём должны были Рэй Лиотта и Азия Ардженто, но они почувствовали, что фильм попахивает чем-то неприятным, и ретировались. Им на смену ангажировали Эдриана Броуди (который даже вложил в фильм свои деньги, лишь бы поработать с Ардженто) и Эммануэль Сенье. Наверное, в итоге Броуди пожалел о том, что вписался в проект – мало того, что фильм вышел неудачным, так ещё и гонорар ему выплатили не в полном объёме. Броуди пришлось идти в суд и требовать запрета на выпуск картины до тех пор, пока вся причитающаяся сумма не будет перечислена на счёт. Суд встал на сторону актёра, а поднявшаяся в прессе шумиха ещё до выхода фильма настроила всех против «Джалло».

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Как и предыдущие работы режиссёра в новом веке, «Джалло» не блещет какими-то изысками. Предсказуемый сюжет, скучная постановка, отсутствие интриги (личность убийцы нам раскрывают чуть ли ни в самом начале), Эдриан Броуди с тоскливым лицом человека, случайно оказавшегося в кадре, сцены убийств, смакуемые как в каком-нибудь пыточном порно типа «Хостела», невыразительная музыка. Лишь время от времени маленькие эпизоды будто бы напоминают о былом авторском величии. Впрочем, Ардженто и сам признал, что фильм вышел так себе, когда заявил, что в прокат ушла продюсерская версия, к которой он не имеет никакого отношения.

2009 год ознаменовался не только выходом «Джалло» но и грандиозным кассовым успехом фильма «Аватар». Мультик Джеймса Кэмерона про синих людей стал самым кассовым фильмом в мире, и все сразу захотели тоже что-нибудь снять в модном 3D. В большинстве случаев внедрение третьего измерения было не слишком удачным, но способствовало кассовым успехам. В случае с «Дракулой 3D» (2012) и трёхмерность была паршивой, и фильм отвратительным, и кассовые успехи печальными...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Оооооо, как же этот фильм плох! Смехотворно плох. Омерзительно плох. Он выглядит как любительская постановка, вдохновлённая фильмами студии Hammer, вот только Hammer в 60-е годы умудрялась выдавать проекты более качественные, чем эта поделка. Если вам тяжело смотреть «Дракулу», попробуйте осовзнать, что этот фильм показывали в Каннах (пусть и в рамках внеконкурсной программы), и просмотр сразу станет уморительным. Ну, то есть и режиссёр, и те, кто отбирал фильмы для показа на кинофестивале абсолютно серьёзно полагали, что ЭТО можно показывать людям. Более того, Ардженто, расхваливая это так называемое кино совершенно серьёзно говорил, что много лет пытался найти подход к классическому роману Стокера, и вот только сейчас, с развитием компьютерной графики и появления тртьего изменения на экранах, готов представить своё видение...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Начну с хорошего. В фильме есть свои плюсы. Например, декорации и костюмы выполнены на приемлемом уровне. Ныне покойный Рутгер Хауэр, к тому моменту давно скатившийся в съёмках во всяком трэше, использует весь свой опыт съёмках в халтуре и играет Ван Хельсинга хоть сколько-то достойно (кстати, это впервые, когда в экранизации «Дракулы» охотника на вампиров играл настоящий голландец). Музыка Клаудио Симонетти звучит ничего так. Но эти немногочисленные достоинства буквально погребены под завалом чудовищных творческих решений. Невыразительный актёр в роли Дракулы, отвратительно играющая Азия Ардженто с очередной бессмысленной обнажёнкой, гипертрофированное неэстетичное насилие с литрами крови, чудовищная в своей халтурности компьютерная графика от Стивалетти (убийство гигантским графониевым богомолом мэра города – это нечто!), беспомощный сценарий за авторством Антонио Тентори (помните, в «Terrore profondo» он был автором новеллизации «Инферно»), и на всё это накладывается низкокачественное 3D. На фоне этой версии «Дракулы» даже «Сумерки» кажутся отличным фильмом про вампиров, ведь там кровь хотя бы выглядит настоящей, а не представляет собой нарисованную на компьютере лужу. Да что там, иные порнопародии выглядят лучше, чем данная халтура... Будь я режиссёром, я бы совершил харакири уже после просмотра монтажной версии.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Дарио, конечно, с собой не покончил, но взял самую долгую паузу в своей карьере и не выпускал фильмы целых 10 лет. Только в 2022 году вышла последняя на данный момент работа режиссёра «Тёмные очки».

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

В Риме орудует серийный убийца, жертвами которого становятся проститутки. Главная героиня фильма, элитная эскортница, чуть было не попадает под нож маньяка, но ей удаётся убежать. Тем не менее, она становится причиной аварии, в которой теряет зрение. Её поводырём становится осиротевший после аварии китайский мальчик. Вдвоём они собираются отомстить убийце за произошедшее с ними.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Хотелось сказать, что десятилетнее молчание пошло Ардженто на пользу, и «Тёмные очки» определённо лучше «Дракулы» (хотя быть лучше «Дракулы» не так уж и сложно). Хочется, но сказать я так не могу, потому что сценарий был написан Ардженто и Феррини ещё в 2002 году и планировался в качестве продолжения к фильму «Без сна». Сиквел не состоялся из-за банкротства студии, которая должна была продюсировать проект, и двадцать лет спустя Азия Ардженто обнаружила позабытый всеми скрипт, когда работала над своей автобиографией. Возможно, если бы сценарий Ардженто написал в 2022 году, «Дракула» на его фоне казался бы шедевром, кто знает...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Понимая, что последние творческие провалы и упоминания о том, что фильм побывал на Берлинском кинофестивале, не заманят зрителя в кинотеатры, продюсеры для рекламы применили самые модные в 2022 году течения – любой желающий мог купить NFT, связанные с фильмом, а обладатели токенов получали эксклюзивную возможность посмотреть «Тёмные очки» вместе с Ардженто в на спецпоказах в Риме и Милане, заполучить тёмные очки, аналогичные тем, что появляются в фильме, лимитированное издание диска с фильмом и доступ к цифровым материалам со съёмок. Выпущено было всего 588 токенов, которые разлетелись в буквальном смысле за сутки, но вот сам фильм в прокате с треском провалился, собрав сумму едва ли ни в десять раз меньшую, чем производственный бюджет.

Смотрите, я скачал ваш NFT бесплатно. Ну и что вы мне сделаете?

Ардженто мечтал, что саундтрек к фильму напишут Daft Punk, но в итоге композитором стал Арно Реботини, за спиной которого не так много работ. Реботини старательно скопировал музыку Goblin, и это копирование полностью соответствует атмосфере фильма, который вроде как и неплох, но вторичен и даже близко не дотягивается до лучших работ мастера.

«Тёмные очки» обладают вайбом дешёвых криминальных фильмов, которые Ардженто снимал в начале 2000-х. Здесь так же много сценарных дыр, самоцитирования, а за короткий хронометраж ни один персонаж не получает хоть какого-либо развития, даже заявленная слепота главной героини практически не влияет на сюжет. Но целом, ругать кино не хочется. Это достаточно ровная история, которая не столько про маньяка, сколько про отношения людей и принятие себя. Лично мне кажется, Ардженто и вовсе не хотел снимать этот фильм, и прогнулся только под уговорами дочери, выступившей здесь со-продюсером. С другой стороны, поговаривают, что это будет его последняя режиссёрская работа, и пусть уж лучше мы попрощаемся с Дарио на безобидных и немного ностальгических «Очках...», чем на чудовищном «Дракуле».

Coda

На этом фильмы, снятые Ардженто заканчиваются, по меньшей мере, на данный момент. Но нельзя не упомянуть об ещё одном, несостоявшемся проекте режиссёра. Им должен был стать анонсированный в 2014 году «Песочный человек», в котором Игги Поп сыграл бы маньяка.

По задумке, это должен был быть кровавый фильм, события которого разворачивались в канун рождества. Главный герой в юности становился свидетелем жестокого убийства своей матери, совершенного серийным маньяком в маске, имеющим прозвище «Песочный человек», который вырезал своим жертвам глаза ложной для дыни. Мальчику удавалось отомстить убийце и прикончить его, но много лет спустя он снова видел убийство женщины, совершённое человеком в такой же маске...

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Проект, вдохновлённый сказками Э.Т.А. Гофмана находился в активной стадии разработки – для него был написан сценарий и нарисован официальный постер, Симонетти собирался написать музыку в сотрудничестве с самим Акирой Ямаокой (композитором игровой серии Silent Hill), а Скотт Уайланд, бывший вокалист Stone Temple Pilots и Velvet Revolver должен был записать для саундтрека песню со своим вокалом.

Дарио Ардженто – батя жанра «джалло» (часть III)

Деньги на частичное финансирование собирали через краудфандинг, и описание проекта гласило, что Ардженто собирается выпустить свой САМЫЙ СТРАШНЫЙ ФИЛЬМ (именно так, заглавными буквами). В числе лотов числилась даже возможность побыть в кадре руками убийцы в чёрных перчатках, хотя обычно Ардженто брал эту роль на себя. Сборы оказались успешными, и в 2015 году, команда выехала на Берлинский кинофестиваль, чтобы запитчить свою идею и получить дополнительное финансирование. Также в 2015 году планировалось начало съёмок, но затем проект отложили на середину 2016 года. Вложившие в фильм донатеры подняли шум, и авторы компании попытались их успокоить, дескать фильм обязательно состоится, но последние обновления на странице проекта датируются августом 2017-го. Комментарии продолжают появляться там до сих пор, и из них можно сделать вывод, что часть вознаграждений всё же была направлена получателям, другие же донатеры не получили ни вознаграждений ни рефанда.

В 2017 году ныне почивший сайт фильма обещал релиз в 2018 году, но вопрос, принимает ли всё ещё Ардженто участие в проекте, аккуратно обходился стороной. Тогда же, в 2017-м, Игги Поп, который всё ещё официально числился актёром «Песочного человека», ссылался на отсутствие финансирования, и сложность согласования графиков, а в 2018-м сайт перестал обновляться, после чего и сам Ардженто объявил о закрытии фильма...

Эпилог

Ну, вот и всё. Это было долгое путешествие по итальянскому (а иногда и не только итальянскому) кинематографу длинной более чем в полвека. Многих режиссёров и сценаристов, о которых я писал, давно нет в живых. Умерли Лючио Фульчи и Марио Бава, больше не с нами Джордж Ромеро и Серджио Леоне, Дария Николоди тоже умерла пару лет назад. Да и самому Дарио Ардженто уже 82 года.

Пусть не все фильмы, о которых я рассказал в этой статье были одинаково хороши, тем не менее, они останутся в истории, вернее – уже остались. Ведь я посмотрел их и рассказал про них вам. Возможно, кто-то, прочитав эту статью тоже заинтересуется итальянским кинематографом, посмотрит какие-то из этих фильмов, и расскажет о них другим, давая новую и новую жизнь спагетти-вестернам, джалло, зомби-хоррорам, фильмам про каннибалов, ведьм и убийц...

А пока что на этом у меня всё.

5353
15 комментариев

Clock Tower За пределами Японии игра не издавалась, и пощупать её тем, кто не говорит по-японски, не представляется возможным.Мне ее еще лет 15 назад рекомендовали. Значит, уже тогда английская версия была. Так как рекомендовали именно с первой.
P.S.
Ну вот, о чем и говорил:
https://clocktower.fandom.com/wiki/Clock_Tower:_The_First_Fear#Translations

2
Ответить

Пардон за невнимательность, про возможное наличие любительских переводов даже не задумался...

1
Ответить

По традиции - сперва лайк (я ждал), а уже потом кушанье с напитком и чтение:D

1
Ответить

надо пересмотреть Феномен)

1
Ответить

Азия Ардженто, дочь.

1
Ответить

В свое время даже была фраза у киношников и сопричастных - "страдать галимым арджентизмом". Хотя конечно он считался эталоном. Но блин... этот чувак поехавший! Брррр...
И да, автор хорошо подметил, что конец прошлого века (ну, последняя его четверть) были мягко говоря более либеральны во всех смыслах (я имею в виду - там у них. Хотя и "здесь у нас" похоже, тоже..)

1
Ответить

Считаю немного несправедливым утверждение о том, что Джулиан Сэндз нигде никогда не блистал - как минимум мир его запомнил как Чернокнижника

Ответить