Распахнувшиеся «Двери во тьму» Дарио Ардженто

Распахнувшиеся «Двери во тьму» Дарио Ардженто

Много ли вы знаете джалло? Помимо очевидной классики вроде «Суспирии» (1977) и «Ящерицы в женском обличье» (1971) в данном жанре вышло более сотни различных фильмов не только в Италии, но и по всему миру. А вот сериалов в этом жанре можно сказать практически и не было. В 1973 году итальянский режиссёр Дарио Ардженто вместе со своими коллегами-кинематографистами решил сдвинуть жанр с мертвой точки, спродюсировав для итальянского телевидения мини-сериал «Дверь во тьму» (La Porta sul Boio), где выступил своеобразным куратором в сериале, на манер «Альфреда Хичкока в британском сериале (Alfred Hitchcock Presents) и Рода Серлинга из «Сумеречной зоны».

Распахнувшиеся «Двери во тьму» Дарио Ардженто

В начале 70-х годов джалло было в Италии, хоть популярным, но все же нишевым и дешёвым жанром, привлекающим в основном специфичную аудиторию. Все изменилось с приходом Дарио Ардженто, выступившего путеводной звездой. К 1973 году за плечами режиссёра уже была «Животная трилогия» - «Птица с хрустальным оперением»(1970), «Кошка о девяти хвостах»(1970), «Четыре мухи на сером бархате» (1971). Заручившись поддержкой коллег по цеху и финансированием от телеканала RAI он приступил к началу съемок. Получившаяся в итоге анталогия, состоящая из четырёх фильмов, была никак не связана между собой, имела разных режиссёров и разный стилистический подход, нечто подобное провернул британский телеканал ITV в 1980 году, выпустив «Дом ужасов Хаммера» (Hammer House of Horror), 13-ти серийный сериал, снятый легендарной британской киностудией Hammer Films.

«Сосед» реж. Луиджи Коцци

Распахнувшиеся «Двери во тьму» Дарио Ардженто

Сценарист «Кошки...» и «Четырёх мух на чёрном бархате», ставший в дальнейшем режиссёром средней руки, прославился на родине ужасными экранизациями мифов и сказок разных народов мира («Геркулес», «Синбад»), а в 1990 году свявший занятную деконструкцию хоррора «Черная кошка», в которой выдуманный кинорежиссёр решает снять финальную часть трилогии Ардженто о трёх матерях. «Сосед» стал для него пробой пера. Коцци снял его за небольшие деньги и в короткие сроки, поэтому не смог выжать из идеи максимум.

Перед нами классический «хичкоковский» триллер с небольшими вариациями на тему джалло. Молодая семья приезжает в загородный дом, однако по приезду находит в квартире соседа, живущего наверху, труп молодой женщины. Паникуя, они пытаются уехать, но машина намертво застряла в песке, телефон не работает, а вскоре возвращается сосед... Коцци не стал изобретать велосипед и просто отработал классическую схему, но всё же постарался привнести в привычное блюдо нотки пикантности - муж главной героини пишет статьи о фильмах ужасов и привозит с собой маленький телевизор, на котором вместе с супругой смотрит «Франкенштейн» (1931). То, по какой причине он решает попасть в квартиру соседа сам по себе комично - с потолка капает вода, образуя пятно, которое замечает его жена, фокусируя тем самым внимание зрителя и подстёгивая интерес к происходящему. Нечто подобное в дальнейшем проявилось в классическом для слешера мотиве - «Не ходи туда, дура» - именно так это и работает.

«Трамвай» Реж. Дарио Ардженто.

Распахнувшиеся «Двери во тьму» Дарио Ардженто

На этот раз перед нами классический детектив, но в необычных обстоятельствах, вариация на тему «Восточного экспресса» Агаты Кристи, скованного в рамках отдельно взятого трамвая. Убита девушка, полиция в тупике и только бравый детектив решает докопаться до истины, ведь убита она была прямо на ходу, в трамвае, наполненном людьми. Сценарно и стилистически все очень типично для Ардженто. Сцены из глаз убийцы в черных перчатках, топорный сюжет и плоские персонажи вместе с обязательным твистом в конце. Снято хоть и простенько, незамысловато, но вместе с тем увлекательно и красиво, а большего от ТВ шоу и не не нужно.

«Кукла» Реж. Марио Фольетти

Распахнувшиеся «Двери во тьму» Дарио Ардженто

После съёмок своего первого фильма Марио Фольетти навсегда ушел из киноиндустрии, посвятив себя медицине. Сюжет повествует о сбежавшем из психиатрической больницы пациенте, который известен и главврачу клиники и полиции, но не известен зрителю. Именно этот элемент головоломки и удерживает у экрана, да возможно сейчас такой твист легко просчитать, но в 1973 году это вполне могло стать откровением. Операторская работа оставляет желать лучшего, но во многом чувствуется рука Ардженто, который был консультантом на съемках. Сцена убийства в ателье, ставшая хрестоматийной для джалло еще со времён Марио Бавы «Кровь и чёрные кружева» (1964), тут выглядит несколько нелепо, хоть и довольно-таки изобретательно. Было бы преступлением не упомянуть здешнее музыкальное сопровождение, являющееся для джалло кровеносным сосудом - оно великолепно подчёркивает происходящее на экране.

При просмотре этой новеллы мне также вспомнилось еще превосходное джалло 1972 года «Красная королева убивает семь раз» Эмилио Миралья который в общем-то больше и не снял ничего путного.

«Свидетель» Реж. Роберто Парианте

Распахнувшиеся «Двери во тьму» Дарио Ардженто

Заключительным, а вместе с тем и сценарно самым закрученным в сериале стал «Свидетель». Сценарий Коцци писал уже совместно с Ардженто, которрый предложил куда более оригинальный сценарий, достойный хорошего джалло.

Возвращаясь поздней ночью домой Роберта чуть не сбивает внезапно выскочившую на дорогу женщину. Выйдя из машины она обнаруживает в спине женщины рану и понимает , что та была убита. Внезапно в кустах близ дороги она замечает фигуру в темном. Пытаясь разглядеть лицо убийцы она замечает блестящий в ночи пистолет. Вне себя от ужаса Роберта убегает с места преступления и звонит в полицию из ближайшего кафе. С этого момента её жизнь превращается в ад, полиция ей не верит, а собственный муж начинает очень странно себя вести...В «Свидетеле» обыгрывается популярная для триллера тема паранойи, догадаться, кто скрывается под маской убийцы поначалу сложно, хитросплетённый сюжет постоянно подкидывает пищу для размышлений, играя со зрителем в интеллектуальные кошки-мышки.

Распахнувшиеся «Двери во тьму» Дарио Ардженто

Как известно Giallo выросло из дешевых книжных детективов и обрело популярность благодаря подчеркнутому эротизму и особой этстетике насилия. Цензура на итальянской телевидении заставила Ардженто буквально вырезать всю кровь с экранов телезрителей, оставив «Дверь во тьму» без важнейшего элемента визуализации, превратив сериал скорее в обычный детектив, вместе с тем не лишив его присущих только джалло признаков. Сейчас трудно сказать повлиял тогдашний ход Ардженто на популяризацию жанра, но то, что именно после 1973 года на территории Италии начался настоящий джалло-бум - неоспоримый факт. В Италии сериал произвел эффект разорвавшейся бомбы. Итальянцы толпами валили к телеэкранам, дабы лицезреть новую серию полюбившейся детективной истории. По воспоминаниям очевидцев улицы итальянских городов во время показа Двери во тьму буквально опустевали. В свое время в СССР подобный эффект оказал культовый сериал Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».

Развитие эксплуатационного кино по обе стороны океана происходило в совершенно разных обстоятельствах. Не секрет, что параллельное развитие за океаном слешера и сплеттера было во много вдохновлено бурными шестидясатыми - протестами хиппи и войной во Вьетнаме, именно после этих событий и родилось желание показать как можно больше жести на экране, но в то же время итальянцы, которые никак не были связаны с этими событиями , развивали своё направление еврокрайма. Так что пересечение направлений европейского и американского хоррора было скорее совпадением, чем прямым заимствованием. Присущая европейскому хоррору эстетизация насилия в неоготическом окружении, запущенная с легкой руки Марио Бавы, в дальнейшем стала одной из основных черт джалло. Перенос места действия на улицы итальянских городов никак не отменял наличия замков и прочих элементов готической литературы ужасов, выгодно отличаясь от западных коллег.

Ардженто в дальнейшем переносил места действия своих фильмов и в Германию и в США, и даже в Швейцарию, не теряя при этом ту самую барочность повествования. Именно поэтому считается ошибочной расхожая точка зрения о том, что джалло всегда происходит в Италии. Так что же получается в итоге: «Дверь вот тьму» не привнесла в жанр ничего нового, затерявшись в истории, но сделала очень важное - познакомила массового зрителя с джалло, распахнув тем самым двери для начинающих кинематографистов по всему миру, готовых рассказать множество интересных и пугающих историй. Ардженто, сам того не осознавая, распахнул двери во тьму.

3232
35 комментариев

В начале 70-х годов джалло было в Италии, хоть популярным, но все же нишевым и дешёвым жанром, привлекающим в основном специфичную аудиторию.

Джалло по сути - один из двух видов итальянского хоррора, который принято разделять на два субжанра: готический фильм и джалло. Если расцвет итальянской готики пришелся на первую половину 60-х годов, то жанр джалло достиг своего пика популярности в первой половине 70-х.

Как правило, в обоих субжанрах работали одни и те же режиссеры, а потому их художественные приемы могут пересекаться. Особенно это заметно в фильмах Дарио Ардженто «Суспирия» (1977) и «Преисподняя» (1980), представляющих собой гибрид детектива-джалло и готического фильма о ведьмах и привидениях.

Все изменилось с приходом Дарио Ардженто, выступившего путеводной звездой. Дарио внес свою лепту в жанр, несомненно Но не он один, и только он один вряд ли сделал жанр настолько популярным. Среди других режиссеров, закладывавших основы итальянского хоррора в 1960-е годы, — Риккардо Фреда, Антонио Маргерити, Джорджо Феррони, Камилло Мастрочинке.

Кассовый успех джалло в начале 70-х сделал звездами помимо Ардженто еще и Серджо Мартино и Лучио Фульчи. А в 90-е годы в жанре сияли Микеле Соави и Серджио Стивалетти, однако никто из них сегодня, к сожалению, не продолжает карьеру в этом жанре.

3
Ответить

ну это все понятно)) я вообще писал именно о влиянии этого сериала )

2
Ответить

Как известно Giallo выросло из дешевых книжных детективов и обрело популярность благодаря подчеркнутому эротизму и особой эстетике насилия.

Да, все верно. разница, наверное, лишь в том, что киношное джалло сильно отличается от своего литпрототипа. Детективная интрига на экране зачастую просто тонет в туристических красотах, ультрасовременных интерьерах и модном дизайне (некоторые, кстати, серьезно считают непременным атрибутом жанра бутылку J&B в кадре).

Джалло в кино — гламурный жанр, тесно связанный с миром моды, и даже смерть и убийства в нем подвергаются эстетизации, превращаясь в самодостаточные аттракционы, похожие на музыкальные номера в мюзикле и призванные не столько испугать зрителя, сколько поразить его воображение, доставить некое извращенное удовольствие. Все это, кстати, привело к тому, что джалло получило прозвище «сладкая смерть» (по аналогии с феллиниевской «Сладкой жизнью»).

3
Ответить

Много ли вы знаете джалло? Смотрел около 70, знаю, наверное, сотни две, две с половиной. Давным-давно влюбился в жанр и все никак он меня не отпускает :)
Помимо очевидной классики вроде «Суспирии» (1977) и «Ящерицы в женском обличье» (1971) Говоря о классике, обязательно стоит упомянуть Баву, без него никак. Маэстро и один из основателей жанра.

Именно Бава подарил джалло инфернальный образ маньяка-убийцы — человека без лица, в черном плаще и перчатках, ставший одним из фирменных признаков жанра. И именно он создал большинство художественных приемов, характерных для итальянского хоррора: стилизации под живопись, самодостаточные шоу-стопперы-убийства и т.д.

2
Ответить

да это просто подводка)
про Баву я отдельно писал еще давно
https://dtf.ru/cinema/24372-mario-bava-kak-otec-zhanra-dzhallo-v-italyanskom-kinematografe

3
Ответить

Посоветуй, с чего лучше всего начать знакомство с жанром? 

Ответить

превосходное джалло 1972 года «Красная королева убивает семь раз» Эмилио МиральяО, да, люблю этот фильм. Королевы, Королевы, а я маленький такой.

В свое время в СССР подобный эффект оказал культовый сериал Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».Еще очень часто любят вспоминать про опустевшие улицы при показах "17 мгновений..."

2
Ответить