1992: Эротические триллеры от двух выдающихся европейских режиссеров

Статья является частичным пересказом пилотного выпуска подкаста«Эффект Эмметта Брауна».

Ранее мной был написан пересказ фрагмента подкаста о картине Клинта Иствуда "Непрощенный".

В данной статье речь пойдет о двух картинах в жанре "эротический триллер", вышедших в 1992 году: "Основной инстинкт" Пола Верховена и "Горькая луна" Романа Полански.

Эротические триллеры появились как жанр в конце 1980-х и обрели особую популярность в начале 1990-х. Для фильмов этого поджанра характерны темы незаконной романтики и сексуальных фантазий. Важными элементами эротических триллеров является присутствие на экране сексуальных сцен и сцен физического насилия.

Принято считать, что эротические триллеры выделились как отдельный жанр в конце 1980-х годов, чему поспособствовал успех фильма «Роковое влечение» (1987).
Принято считать, что эротические триллеры выделились как отдельный жанр в конце 1980-х годов, чему поспособствовал успех фильма «Роковое влечение» (1987).

"Основной инстинкт", реж. Пол Верховен

Хочется начать с общепризнанного представителя жанра.

По сюжету, детектив полиции Сан-Франциско Нике Каррен, расследует жестокое убийство известной рок-звезды. В ходе расследования Каррен впутывается в страстные и напряженные отношения с главной подозреваемой и загадочной писательницей Кэтрин Трамелл.

"Основной инстинкт" является квинтэссенцией жанра "эротический триллер". Здесь есть натуралистичные и страстные сцены секса, жестокие убийства и детективный сюжет.

Главные роли исполнили Майкл Дуглас и Шерон Стоун
Главные роли исполнили Майкл Дуглас и Шерон Стоун

Во многом фильм обрел культовый статус благодаря персонажу Кэтрин Трамелл, воплощенному Шерон Стоун. Образ роковой красотки был совершенно не новым для Голливуда, однако у героини Шерон Стоун был особенный, сложный и противоречивый характер, который привлекал своей импульсивностью, хищностью, страстью и агрессивностью в сочетании с наивностью и беззащитностью.

На момент съемок "Основного инстинкта" карьера Шерон Стоун находилась в упадке: "«Основной инстинкт» стал моим восемнадцатым фильмом. Годами меня бросало между паршивыми фильмами-однодневками и посредственными сериалами"
На момент съемок "Основного инстинкта" карьера Шерон Стоун находилась в упадке: "«Основной инстинкт» стал моим восемнадцатым фильмом. Годами меня бросало между паршивыми фильмами-однодневками и посредственными сериалами"

Пол Верховен объясняет успех фильма участием Майкла Дугласа. По мнению режиссера, Шерон Стоун очень боялась и уважала звездного коллегу, что определило характер экранных взаимоотношений героев.

И действительно, не только Кэтрин Трамелл получилась неоднозначной и запоминающейся героиней. Ведь и поступки импульсивного детектива Каррена вызывают у зрителя противоречивые чувства. Чего только стоит сцена секса на грани с изнасилованием с доктором Бет Гарнер в исполнении Джинн Трипплхорн.

Майкл Дуглас отлично вжился в роль детектива с темным прошлым и со своими скелетами в шкафу. Ник Каррен вышел эмоциональным, импульсивным, агрессивным, отталкивающим и мрачным героем.

Сцена в ночном клубе под трек "LaTour- Blue" от которой так и веет буйством 1990-х

Стоит отметить, что фильм смотрится свежо и сейчас. Возможно дело в том, что эпоха эротических триллеров давно прошла и сейчас ничего подобного не выпускают. Возможно, причина кроется в прекрасной актерской работе и в дерзкой, провокационной режиссуре Верховена. А может быть дело в том, что прогрессивные на тот момент идеи и образы могут восприниматься сейчас вполне актуальными.

"Горькая луна", реж. Роман Полански

"Горькая луна" считается наиболее недооцененной работой Романа Полански.

По сюжету, случайная встреча начинающего писателя Оскара и официантки Мими определяет их судьбы на всю оставшуюся жизнь. Герои погружаются в отношения, построенные на первобытной и животной страсти, которые ставят их на путь к саморазрушению.

Название "Bitter moon" можно перевести как «горький месяц» или «мучительный месяц» в противоположность медовому месяцу.
Название "Bitter moon" можно перевести как «горький месяц» или «мучительный месяц» в противоположность медовому месяцу.

В данной картине Полански исследует характер токсичных и созависимых отношений, построенных на страсти и боли (как на физической, так и на душевной). Поступки героев картины вызывают у зрителя то жалость, то чувства стыда и омерзения.

Полански бескомпромиссно показывает на какие ужасные поступки способны люди, побуждаемые болезненной привязанностью, эгоизмом и обидами. Многие сцены здесь выглядят откровенно пошло, гротескно и преувеличенно, режиссер как бы тычет зрителя носом в человеческие пороки и слабости.

1992: Эротические триллеры от двух выдающихся европейских режиссеров

И, вместе с тем, Полански очень четко улавливает "нерв" подобных разрушительных отношений, для которых характерны постоянные эмоциональные качели, в которых партнеры постоянно причиняют боль друг другу и мстят за нанесённые обиды.

Помимо того, в картине деконструируется образ роковой красотки. Мими в исполнении Эммануэль Сенье деструктивна по отношению к Оскару не по своей природе, а исключительно по голому расчету.

Роль Мими исполнила жена Романа Полански Эммануэль Сенье, на момент съемок ей было 25 лет.
Роль Мими исполнила жена Романа Полански Эммануэль Сенье, на момент съемок ей было 25 лет.

Фильм был прохладно принят критиками и провалился в прокате.

Проще всего пройтись по такому фильму как «Горькая луна», качая головой и возмущаясь плохим вкусом и воспалённой фантазией режиссёра Полански. Цель этого — показать, что ты не купился на такого рода ребячество — ты серьёзный, зрелый и уравновешенный человек. И становится смешно, когда критики, которые потом «снисходят» до оценки этого фильма, сами смотрят его, затаив дыхание.

Роджер Эберт, американский кинокритик

Несмотря на неоднозначность данной картины, хотелось бы порекомендовать ее к просмотру, поскольку она является "уникальным продуктом". Полански мастерски анализирует характер садомазохистских отношений, делая это в разы успешнее "Пятидесяти оттенков серого".

О "Горькой луне" и об "Основном инстинкте", а также о других фильмах вышедших в 1992 году, мы с Богданом Котовым говорим в первом выпуске подкаста «Эффект Эмметта Брауна».

4747
33 комментария

Верховен могет в эротику- "Шоу гелз" шикарный фильм, но актрисе Элизабет Беркли после этого пришлось попрощаться с кинокарьерой
https://youtu.be/c6AD5PenM5g

6
Ответить

Почему?

Ответить

Сообщение удалено

Ответить

Тоже смотрел какой то триллер, там мужик встретил женщину и ну её жарить, в общем очень закрученный сюжет.

5
Ответить
3
Ответить

Вы, наверное, догадались чем они там занимались? - Чинили кабель?

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить