1992: как Клинт Иствуд деконструировал жанр "вестерна" и убрал весь гламурный лоск с мифа о Диком Западе в "Непрощенном"
Статья является письменным пересказом пилотного выпуска подкаста «Эффект Эмметта Брауна».
Фильм-реквием жанру "вестерн" от человека, который на протяжении десятилетий принимал активное участие в романтизации Дикого Запада.
Сюжет у фильма не самый замысловатый: Уильям Манни, стареющий преступник и убийца, берет заказ спустя годы после того, как отошел от дел.
Ознакомившись с синопсисом фильма, ожидаешь увидеть классическую историю в духе Джона Уика (первая ассоциация, пришедшая на ум) о человеке, в прошлом убийце, которого обстоятельства вынуждают вернуться к темному прошлому. И, преследуя благородные цели/мстя за убийство близкого, главный герой планомерно начинает уничтожать своих врагов, которые, несомненно, являются отпетыми негодяями.
И каково было удивление, когда выяснилось, что фильм совершенно о другом. Да, там есть характерные для жанра перестрелки, темы отмщения и наказания за преступления. Но все это здесь подано под иным соусом.
Там, где герой вступился бы за угнетенных жителей городка из чувства долга, Уильямом Манни делает это лишь с целью заработать легких денег. Там, где стремление героев достигнуть справедливости собственными силами всячески оправдывается и выставляется в благородном свете, здесь показывается как сомнительная попытка выступить против закона в лице шерифа, пытающегося сохранить порядок и справедливость в городе.
И так во всем. В голове ты представляешь, что героя условной "долларовой трилогии" ждет благородная старость. Но нет, с первой же сцены с Уильямом Манни ты понимаешь, что подобных людей не ждет спокойная пенсия. Они вынуждены расплачиваться за свои проступки потерей близких людей, бедной старостью и призраками прошлого, которые никогда не дадут покоя.
В этой картине Клинт Иствуд размышляет и о природе насилия. Смерть здесь показана предельно натуралистично, с воплями о пощаде, с агонией и с непринятием скорой кончины. Убийство здесь тяжкое бремя, которое герой будет нести до конца своих дней.
Охотники за головами в "Непрощенном" не благородные странствующие рыцари, а самые обыкновенные кровожадные и жадные насильники, грабители и убийцы.
И тем удивительнее, что подобную картину снял Клинт Иствуд, настолько здесь грациозно препарируется и выворачивается наизнанку каждый элемент жанра "вестерн".
"Непрощенный" был тепло принят критиками, получил 9 номинаций на Оскар и стал обладателем четырех статуэток.
О "Непрощенном" и о других фильмах, вышедших в 1992 году мы с Богданом Котовым говорим в первом выпуске подкаста «Эффект Эмметта Брауна».