КАК ДУРАЦКАЯ АНТРЕПРИЗА СТАЛА НОВОГОДНЕЙ ТРАДИЦИЕЙ, ИЛИ ЕЩЁ НЕМНОГО О «ИРОНИИ СУДЬБЫ»

Всем мяу. Настало время порассуждать о причинах популярности нашего главного новогоднего фильма «Ирония судьбы» и попытаться понять, а почему же эта картина Рязанова стала для нас таким же атрибутом нового года, как ёлка, оливье, мандарины, и дебилы с салютами.

КАК ДУРАЦКАЯ АНТРЕПРИЗА СТАЛА НОВОГОДНЕЙ ТРАДИЦИЕЙ, ИЛИ ЕЩЁ НЕМНОГО О «ИРОНИИ СУДЬБЫ»

Начать стоит с того, что изначально фильм «Ирония судьбы» – это не фильм. Это пьеса, написанная Эльдаром Рязановым и его постоянным соавтором Эмилем Брагинским в 1969 году. И если приглядеться к её структуре, то написана она чертовски продуманно, так, чтобы её могли играть буквально в любом театре СССР.

Судите сами: очень небольшое количество действующих лиц, замкнутое пространство (да там почти классическое триединство времени, места и действия соблюдено), актуальная тема новостроек, и новый год как время действия. То есть спектакль по «Иронии судьбы» можно было ставить в самый денежный период для любого театра (вспоминаем анекдот про «у меня ёлки»), и при этом, играть пьесу очень небольшим составом.

Неизвестно задумывали Рязанов и Брагинский такое изначально, или, писали, как дышали, но пьеса «Ирония судьбы» действительно была крайне популярной в театрах, отчасти и потому, что удачно вписывалась в репертуарную конъюнктуру. Вот что об этом писал театральный менеджер и педагог Геннадий Григорьевич Дадамян в статье о системе советских театров: «Не менее успешно система действовала и в тех случаях, когда речь шла о проектах, которые помогали театру извлекать доход, зависевший от числа проданных билетов. Наличие разветвленной театральной сети и отлаженных механизмов информационного обмена между театрами приводил к тому, что одна и та же коммерческая комедия Рацера и Константинова или Брагинского и Рязанова шла одновременно по всей стране.

Теоретически в один день в одно и то же время (с учетом часовых поясов) в 100 театрах страны могла идти пьеса «Ирония судьбы, или С легким паром». Таким образом, театральная сеть функционировала в том же режиме, что и сеть кинотеатральная. Кстати, когда кинокритики пытались раскрыть секрет популярности новогоднего шедевра Эльдара Рязанова, они забывали, что эти герои и эта драматургическая коллизия завоевали страну задолго до телепремьеры.» (1)Спустя семь лет после успешного хождения по подмосткам, «Иронию судьбы» показали по телевидению 1 января 1976 года.

Тут тоже надо учитывать, что это был именно телефильм, стандартного для советского ТВ двухсерийного формата. То есть зрителю даже идти никуда не надо было, кино само приходило к ним в дома. Стоит ли удивляться тому, что фильм по популярной пьесе, снятый именитым режиссёром, с известными актёрами, приковал к экрану в первый день нового 1976 года буквально миллионы советских граждан. А в феврале, по просьбам трудящихся, фильм «Ирония судьбы» снова показали в эфире.

Но ведь не может быть только в этом всё дело. Как мне кажется, «Иронию…» изначально полюбили, а потом сделали новогодней традицией из-за того, что она слишком хорошо сначала совпала с духом времени, а потом стала приятным воспоминанием о нём. А разобраться как же так получилось нам помогут стихи. Вернее, песни на стихи. Ведь, фильм «Ирония судьбы» как новогодняя музкомедия. Собственно первый фильм Рязанова — это новогодняя музкомедия «Карнавальная ночь». То есть весёлые праздничные фильмы он снимать умел. Но тут что-то не складывается. В комментах к статье писали, что фильм хороший, но странный, потому что выглядит как дурацкая комедия, но почему-то с очень сильным мрачняком. А всё потому, что в базе это действительно дурацкая комедия, в которую навалили мрачняка. Такой настрой в этом фильме есть, и отчасти он задаётся песнями на стихи разных авторов, которые немного сбивают изначально дурашливый настрой пьесы.

Да, сама пьеса «Ирония судьбы» максимально глуповатая и дурашливая. Чтобы вы понимали уровень, там есть персонаж Ведущий, которой несколько раз вдруг появляется в действии, вкидывает экспозицию, делает какое-то важное дело для развития сюжета, и так же уходит в никуда. И никого из героев это вообще не смущает!

Но вернёмся к стихам. В пьесе Женя и Надя, как и потом в фильме, периодически хватаются за гитару и что-то поют. Всего в пьесе пять песен: «Никого не будет в доме», «На Тихорецкую», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Я спросил у ясеня» и «У зеркала». В фильме часть из них споют за кадром, и добавят ещё четыре песни: «Со мною вот что происходит», «По улице моей», «Если у вас нету тёти» и «Баллада о прокуренном вагоне».

И вот теперь обратите внимание, что да, в пьесе уже были не самые весёлые песни, но они там нужны строго по сюжету, и неплохо в него вписаны. А в фильме все новые песни это какой-то мрак. «Если у вас нету тёти» - на мотив весёленькая, но, по сути, она про то, как не дать ебу если в жизни всё плохо. Шестидесятнические «По улице моей» и «Со мною вот что происходит» вообще про уходящую жизнь, предательство и смерть друзей. А «Баллада о прокуренном вагоне» – это же вообще жесть жестяная. Влюбленная пара с неохотой рассталась, и он в погиб страшной смертью в железнодорожной катастрофе. Новогодняя комедия! Праздник! Счастье! Любовь! И заметьте, все песни длинные, вставлены в долгие сложные сцены, то есть это сознательный посыл автора.

Так откуда в дурковатую пьесу за семь лет намело столько тоски, мрака и безысходности? А вот те самые годы их и принесли. «Ирония судьбы» написана в 1969 году. Оттепель, которая чуть ли не начиналась рязановской «Карнавальной ночью», закончилась буквально вчера, под гусеницами советских танков в Праге. Но ещё не всё откапало. Представление о дальнейшей жизни ещё явно не изменилось. Хотя, в том же 1969 году драматург Александр Вампилов уже пишет «Утиную охоту» – пьесу, которая отлично описывает что такое Застой, и кем в нём становится человек. Но Рязанову и Брагинскому словно не хватает прыти понять, что жизнь неизбежно меняется, и они пишут пьеску в духе «Девушки без адреса» или «Тридцать три» – где всё дурашливые приключения рождаются из одного казуса.

Но проходит время. Фильм «Ирония судьбы» снимают уже в 1975 году. Когда Застой на самом пике. О том, что к нему у Рязанова полно претензий мы точно знаем, потому что через три года после «Иронии…» он снимет «Гараж» – идеальный портрет советского обывателя эпохи позднего Брежнева. Но это будет потом, а пока как выдающийся художник Рязанов просто не может не внести в своё произведение изменения согласно духу времени.

Вот и выходит у нас вместо весёленькой пьески довольно безысходная и тоскливая история о том, как у людей вроде всё есть, но нет никакой перспективы. Точнее она есть, и заключается в том, что до самой смерти ничего не поменяется. Всё будет также. Женя и Надя выйдут за нелюбимых людей, у которых всё как у людей, потому что надо. И до старости они будут жить в типовом доме и по выходным ходить в типовой кинотеатр «Ракета», смотреть типовые художественные фильмы. А хочется подвига, романтики, приключений и просто весёлых глупостей. Хоть что-то поменять хочется. Иронично, что слова о том, что мы перестали делать такие глупости говорит Ипполит – идеальный образец того самого «всё как у людей». Кажется, миллионы зрителей зацепил этот посыл, и желание чего-то искреннего и настоящего в этом затвердевающем как цемент постоянстве брежневской эпохи.

А дальше с «Иронией судьбы» как новогодним фильмом происходит интересное. Согласно данным АиФ (2) до развала СССР в новогоднюю ночь картину показали всего пять раз — в 1975-м, в 1979-м, в 1983-м, в 1989-м и 1991-м годах. А вот уже в новой России крутить «Иронию…» стали каждый Новый год. И это тоже можно объяснить именно произошедшими изменениями. Ведь что ещё могли тогда показывать на новый год, при условии, что отечественное кинопроизводство дышало на ладан. Конечно, разных советских новогодних фильмов хватает: «Чародеи», «Эта весёлая планета». «Джентльмены удачи», да та же «Карнавальная ночь». Но «Ирония судьбы» какая-то самая приземленная, самая простая и человечная из них всех. Поэтому и понятна всем. Значит она даст рейтинг каналам.

И вот в 1990-е, видимо и случается тот переворот восприятия, который и превращает «Иронию судьбы» в атрибут праздника. Благодаря уже эксплуатации ностальгии, которой центральные каналы активно занимались (см. "Старые песни о главном") из актуального произведения буквально на злобу дня, о чаяниях людей эпохи Застоя фильм превратился в милое и уютное ретро. А та самая стабильность и предрешенность, в условиях, когда многие люди не знали дотянут ли до следующего нового года, из клетки, сдерживающей героев, превратилась в мечту.

Вот уже и кажется странным, что Надя не выбрала надёжного Ипполита, а сорвалась с каким-то левым челом из Москвы. Чё ещё надо было, дуре. И такая новогодняя традиция «Иронии судьбы» до сих пор очень многое говорит о нашей стране. Что людям хочется, чтобы посреди этого непонятного и постоянно бегущего куда-то мира (который уверенно бежит в пропасть) был хоть один предсказуемый и понятный день, со всей его атрибутикой: на столе оливье и мандарины, в углу ёлка, за окном дебилы с салютами, а по телевизору голос Сергея Никитина затягивает «Со мною вот что происходит…».

Автор Григорий Ноговицын. Сообщество <a href="https://vk.com/catgeeks" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">CatGeek</a>
Автор Григорий Ноговицын. Сообщество CatGeek
102102
65 комментариев

При этом есть куча замечательных фильмов, которые можно крутить в новогоднюю ночь! А не эту трёхчасовую унылую дрисню о том, как какой-то еблан по пьяни увёл бабу за одну ночь

52
Ответить

Например

26
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

"Страна Оз", например (ака Антиёлки). Охуительная история, один момент охуительнее другого просто.

4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Если посмотреть на этот фильм взрослыми глазами, то был взрослый мужик Иполит, у которого было все заебись, вдруг приползает пьяное быдло, которое рушит всю жизнь за одну ночь. Быдло счастливо, а нормальный мужик в жопе. Типо добрый фильм.

32
Ответить

Действительно, пусть Надя выходит замуж за нелюбимого Иполлита, а Женя - за опостылевшую Галю, и живут они долго и несчастливо. Вот тогда бы получилась добрая сказочка.

17
Ответить