Как Бэтмен топит за волонтёрство

Год назад прогремел «Бэтмен», собрав массу восхищений, критики и сгенерировав тонну обсуждений. Но такой интерпретации, по крайней мере в ру сегменте, я ещё не видел. Понятно почему: следующий текст идёт на компромиссы с сюжетом и пробегается по острию политической бритвы. Но я нахожу в такой трактовке общечеловеческий, важный и актуальный месседж для сегодняшнего дня. Хочется вычленить из ленты Мэтта Ривза не зерно раздора, а что-то общее, доброе и человечное.

«Бэтмен» это политическое кино. К сожалению. Обойдя свою политическую позицию лента могла бы стать полностью общечеловеческой историей о трудных временах. Хотя, справедливости ради, частично она всё ещё таковой остаётся. Но теперь у фильма есть окончание срока годности, когда проблемы перестанут быть актуальными, а образы отражать время. Тем не менее, это важное кино про сегодняшний день, какой была трилогия Нолана в своё время. И как мне кажется, она задевает куда более глубокий нравственный конфликт помимо левой повестки.

Как Бэтмен топит за волонтёрство

Если Темный Рыцарь Бэйла это олицетворение метафоры о праве спецслужб влезать в жизни обычных граждан ради их безопасности и блага, а триквел вовсе однозначно встаёт на сторону властей, то Бэтмен Паттинсона потерянный человек. Мэтт Ривз рассказывал, что хотел сделать несовершенного Бэтмена. Который не имеет полный контроль и не знает, как справляться с преступностью.

Ну и, конечно, видеоверсия для удобства

Это история про состояние гражданина как индивида в данный момент, его нравственной борьбе между двух огней вследствие информационных войн, радикальных взглядов и политического напряжения с 2016-го года, если фокусироваться на США. История фокусирует внимание на коррупции и грязном бельё политиков, радикальных взглядах и неоднозначности противоборствующих сторон. Фильм Мэтта Ривза напрямую отражает время и вскрывает его волдыри. Однако лента встаёт на свою идеологическую позицию, останавливается на выборе, но отбросив его мы можем увидеть куда более общечеловеческий вывод - мотив выбора веры.

Как Бэтмен топит за волонтёрство

Вот только этот персонаж, как назло, делает «Бэтмена» левым. Сугубо своей утрированной положительностью без какой либо причины, кроме тех, что буквально налицо. Лично я ни против одной её характеристики, ни другой. Но когда это не просто единственное, а аргументирующее качество — история становится левым фарсом. Хотя я сам ближе к этим взглядам. Но если меня такой ход заставил усомниться, то что творится с оппонентами — поэтому у нас многие восприняли ленту в штыки.

Просмотр видео с разбоями на телефоне — чем не черта нашего времени
Просмотр видео с разбоями на телефоне — чем не черта нашего времени

“Бэтмен” отражает реальность также используя бытовые элементы, будь то радикальные форумы или просмотр актуальных новостей с мобильников. Это черты нашего времени, где на замену отредактированным и тиражированным газетам пришел огромный информационный поток всех возможных взглядов и прямо сейчас, в данном моменте. Дополнительный слой актуальности придаёт то, что социо-политический контекст и его информационное поле становятся дополнительной сложностью как для мстителя в маске, так и для нас сегодня

Фильм отражает состояние среднестатистического человека сегодня в лице главного героя. Он жаждет правосудия, но не видит его ни с одной стороны. Не верит ни одной из сторон. Более того, он боится, что радикальная сторона этих лагерей с их вызывающими действиями может быть права. Картина поддевает сомнения и заставляет пережить их вместе с протагонистом.

Как Бэтмен топит за волонтёрство

Сюжетная арка Бэтмена это история о том, как сохранить лицо в момент глобальной борьбы. Страха неопределённости и сомнении в завтрашнем дне. Потоп Готэма и водная стихия в фильме в целом это метафора на течение бурных событий, где сложно устоять на ногах.

Как Бэтмен топит за волонтёрство

Каменное лицо и аккуратные шаги героя перенимают настороженность общества ко всему происходящему — к фейковым новостям, дезинформации, ангажированности. Если у Нолана мститель в маске старался на благо жителей в отрезе от них, был олицетворением спецслужб со своим кодексом чести, то Бэтмен Паттинсона потерянный человек. На самом деле, эта часть ленты способна срезонировать с любым зрителем вне зависимости от нации. Для нашей страны это так же важная для осмысления тема. Катарсисом данной потерянности является избиение последователя Загадочника в финале, ведь это не столько наказание преступника, сколько истерическое отчаяние от наплыва сомнений.

Как Бэтмен топит за волонтёрство

С этим же попавшим под горячую руку радикалом лента проводит мощную сценарную рифму. После вопроса героя "Кто ты?", он отвечает то же самое, что главный герой в самом начале — возмездие. Это не проведение тождества, а демонстрация разности методов с теми же намерениями. Поэтому Джокер и смеётся над Бэтменом в вырезанной сцене. Он чувствует, что главный герой похож на них и, более того, в глубине души может одобрять их действия. Думаю, в ходе недавних событий вам это чувство также знакомо. Ощущение, что убитые того заслужили. И не важно кто и не важно кем. Сам факт такой эмоции обесчеловечивает жертв и лишает человечности подумавшего об этом.

Как Бэтмен топит за волонтёрство

В финале Бэтмен измазан в грязи — он во всех смыслах окунулся в грязную воду, болото социо-политической борьбы. Единственным его решением на данном этапе стала помощь утопающим, символ взаимоподдержки не через насилие, а руку помощи. Таким образом фильм кончается не политическим, а общечеловеческим заявлением. В более приземленном контексте это можно интерпретировать как активизм или волонтерство. Помощь тем, кто нуждается, а не помощь идее или концепции.

Лента задаёт моральный вопрос справедливости — насколько она этична в наше время и как много разновидностей этой самой справедливости может быть. Ответ — столько же, сколько и людей на планете. Чистая и честная в глазах одного может быть аморальной и грязной в глазах другого. Это деструктивная сторона культовых слов Данилы Багрова "Сила в правде". В наше время она не может быть в правде, ведь она у каждого своя. Хотя, на самом деле, Балабанов задумывал эту фразу как шутку, извращение националистических взглядов Данилы Багрова.

Загадочник в ленте Ривза не просто психопат, а отражение обид радикально настроенных индивидов. Финальная сцена атаки его последователей легко можно сравнить с захватом Капитолия год назад. Эти люди стояли за правду и отрицать это невозможно, ведь не действуй они за правду, то не действовали вовсе. Просто свою, может извращенную или субъективную. Если Нолановский Бэтмен задавал вопрос этичности использования технологий слежки, меньшего зла, для предотвращения большего зла, то Загадочник задаёт вопрос этичности правосудия с идеологическим подтекстом. В такой плоскости оно невозможна, ведь такая справедливость и возмездие уже занимают чью то позицию, лишаясь непредвзятости.

Как Бэтмен топит за волонтёрство

Злодею в финале можно посочувствовать, ведь он действительно борется за правое дело. Но своё правое дело, задевающее благополучие и жизни других. Поэтому финал кончается Бэтменом спасающих гражданских. Вместо накидывания тумаков он выбирает путь взаимовыручки и поддержки — только так можно разобраться с политической неразберихой и дезинформацией.

Как Бэтмен топит за волонтёрство

Сцена с Джокером поэтому и была вырезана. Ведь вместо месседжа о вере и помощи он задал бы неоднозначный вопрос — может они правда это заслужили? Разве тот же похотливый окружной прокурор, эксплуатирующий молодых девушек не заслужил своей участи?

«Бэтмен» Мэтта Ривза это фильм о смерти справедливости как двигателя действий человека. История показывает невозможность её непредвзятости в человеческих руках. Справедливость может восторжествовать только вне людской воли. В контексте наказания преступника честно было бы отобрать у него ресурсы и время других людей, которое он забрал. Но автор хочет сказать, что нельзя спасти мир отбирая — важно отдавать.

Единственная нравственно достойная помощь сейчас это волонтерство, это поддержка, а идеологическая борьба деструктивна и желание справедливости порой может быть кровожадно. Поразительно, насколько внезапно супергероика оказалась как никогда актуальна сегодня. Поэтому, если пропустили “Бэтмена”, то настоятельно рекомендую обратиться к нему именно сегодня.

1111
11 комментариев

Обожаю Милтон-модель.
Можно столько написать текста и ничего при этом не сказать.

5
Ответить

Есть такое.) Сам стараюсь не критиковать лонги, ибо не обладаю талантом к их написанию, но тут прям вода водная. Фильм уже разобрали под всеми углами.
В двух словах (сборное мнение): Бэтмен Ривза - неспешное, нуарное, детективное кино про импульсивного молодого Рыцаря, который только вступает на путь Возмездия.

3
Ответить

Даже фильм шумахера лучше чем эта субстанция. Ривз либо ненавидит, либо не понимает, что такое бэтман.

3
Ответить

А по мне Ривз как раз таки лучше всех из режиссеров понял, что такое Бэтмен, хотя Темный Рыцарь безусловно как фильм пизже.

1
Ответить

А помните как гадали над смыслом фильма Матрица?
А оказалось..
"культовая трилогия «Матрица» посвящена трансгендерам и гендерной идентичности."

2
Ответить

какая же кривая на глобусе тут написана

Ответить