Стремление к нормальности: рецензия на фильм «Конформист»

Идеи Фрейда, красивая картинка и захватывающий сюжет в фильме Бернардо Бертолуччи.

Стремление к нормальности: рецензия на фильм «Конформист»

Контекст

Рим, 1938 год. Преуспевающий аристократ Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян) собирается жениться на симпатичной, вечно весёлой девушке Джулии (Стефания Сандрелли). Не питая к ней особенных чувств, он тем не менее находит её удобной, подходящей своему положению. Марчелло поступает на службу к фашистам, где получает задание убить профессора Квадри (Энцо Тарашо), истого противника режима, вынуждено живущего в Париже из-за прихода к власти Муссолини. Молодая пара отправляется в столицу Франции с целью провести там медовый месяц.

Смысл

По ходу сюжета мы узнаём, что детство главного героя было наполнено трагическими событиями, которые повлияли на формирование его личности. Его мать зависима от морфина, а отец сошёл с ума из-за службы в Добровольной милиции национальной безопасности. Не найдя нравственный идеал в своих родителях, он замещает их роли несколькими персонажами фильма. В том числе, профессором Квадри, которого Марчелло должен убить. Клеричи чувствует себя жертвой детских переживаний (здесь следует отметить увлечение Бернардо Бертолуччи, режиссёра фильма, фрейдизмом).

Все поступки, показанные в фильме, продиктованы в первую очередь его стремлением к нормальности, а не глубокими убеждениями. Марчелло не поддерживает нацистский режим, но и не отвергает его. Будучи влюблённым в другую женщину, он тем не менее женится на недалёкой Джулии. Он вырос интеллектуалом (чего только стоит диалог с профессором во время первой встречи), но выбирает путь конформиста. Плывёт по течению, приспосабливается к сегодняшнему порядку.

Пожалуй, образ Марчелло — самый неординарный в фильме. Окружающие его люди просты до невозможности. Их личности определены средой и временем, в котором они формировались, а поступки характерны. Однако индивидуальность, собственный образ мышления противны главному герою, и он стремится стать похожим на своё окружение. Стремление к подавлению личности отражает идеологию фашизма как авторитарной системы. Идеалы определены, есть чёткое разделение на своих и чужих, так зачем думать самостоятельно? Конформизм — идеальная линия поведения. Таким образом, фильм рассказывает об идеологии с точки зрения отдельного человека, его поступков и переживаний. Здесь нет кричащей символики, ужасов войны. В сущности, можно забыть об историческом контексте фильма. Однако это и пугает больше всего.
#кино #историческое #разборсюжета #рецензия

22
7 комментариев