Стремление к нормальности: рецензия на фильм «Конформист»

Идеи Фрейда, красивая картинка и захватывающий сюжет в фильме Бернардо Бертолуччи.

Стремление к нормальности: рецензия на фильм «Конформист»

Контекст

Рим, 1938 год. Преуспевающий аристократ Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян) собирается жениться на симпатичной, вечно весёлой девушке Джулии (Стефания Сандрелли). Не питая к ней особенных чувств, он тем не менее находит её удобной, подходящей своему положению. Марчелло поступает на службу к фашистам, где получает задание убить профессора Квадри (Энцо Тарашо), истого противника режима, вынуждено живущего в Париже из-за прихода к власти Муссолини. Молодая пара отправляется в столицу Франции с целью провести там медовый месяц.

Смысл

По ходу сюжета мы узнаём, что детство главного героя было наполнено трагическими событиями, которые повлияли на формирование его личности. Его мать зависима от морфина, а отец сошёл с ума из-за службы в Добровольной милиции национальной безопасности. Не найдя нравственный идеал в своих родителях, он замещает их роли несколькими персонажами фильма. В том числе, профессором Квадри, которого Марчелло должен убить. Клеричи чувствует себя жертвой детских переживаний (здесь следует отметить увлечение Бернардо Бертолуччи, режиссёра фильма, фрейдизмом).

Все поступки, показанные в фильме, продиктованы в первую очередь его стремлением к нормальности, а не глубокими убеждениями. Марчелло не поддерживает нацистский режим, но и не отвергает его. Будучи влюблённым в другую женщину, он тем не менее женится на недалёкой Джулии. Он вырос интеллектуалом (чего только стоит диалог с профессором во время первой встречи), но выбирает путь конформиста. Плывёт по течению, приспосабливается к сегодняшнему порядку.

Пожалуй, образ Марчелло — самый неординарный в фильме. Окружающие его люди просты до невозможности. Их личности определены средой и временем, в котором они формировались, а поступки характерны. Однако индивидуальность, собственный образ мышления противны главному герою, и он стремится стать похожим на своё окружение. Стремление к подавлению личности отражает идеологию фашизма как авторитарной системы. Идеалы определены, есть чёткое разделение на своих и чужих, так зачем думать самостоятельно? Конформизм — идеальная линия поведения. Таким образом, фильм рассказывает об идеологии с точки зрения отдельного человека, его поступков и переживаний. Здесь нет кричащей символики, ужасов войны. В сущности, можно забыть об историческом контексте фильма. Однако это и пугает больше всего.
#кино #историческое #разборсюжета #рецензия

2222
7 комментариев

Уже лет 7 собираюсь его посмотреть

1
Ответить

Лучший фильм Бертолуччи, без сомнений.

1
Ответить

Согласен с вами! На мой взгляд, очень недооценённая картина.

Ответить

У Бертолуччи, наверное, нет фильма, который бы не был погружен в конкретный исторический контекст. Для него История вообще одна из главных тем. Недавно пересматривал "Однажды на Диком Западе...", где Бертолуччи был одним из авторов сценария, так вот даже будучи сценаристом он оставался верен себе. Там, мне кажется, вся сюжетная линия железной дороги, прогресса и постепенного "обуздания" Дикого Запада была написана им.
Я из его фильмов особенно люблю "Последнее танго в Париже" (что бы про него не говорили и как бы к нему ни относились) и "Последнего императора". Офигенное кино.

1
Ответить

Надеюсь, мой обзор станет ещё одной причиной "ЗА". Фильм действительного того стоит :)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Стал.

Ответить