Лето Кикудзиро: мальчик, Странный дядя и япона мать
Закрутилось всё с лёгкой мелодии, запавшей в душу. Написал её Дзё Хисаиси, а используется она в фильме, получившем в нашем прокате название «Кикуджиро». Я решил посмотреть и рассказать, не портя сюжет.
Завязка
Начинается картина с того, что нам показывают двух японских мальчишек, возвращающихся со школы. Начинаются летние каникулы, школьники разговаривают: один собирается на море с родителями, а второй, Масао, не знает, как провести лето. Подурачившись, ребята расходятся.
Масао бежит домой мимо женщины с неуклюжим ухажёром. Мужчина завязывает диалог.
— Это что ещё за чудик?
— Да, один мальчонка. Раньше жил неподалёку от меня, вместе с бабушкой.
— А родители где?
— Отца вроде нет…
— А мать?
— Ну, не знаю. Наверное, уехала куда-нибудь деньжонок подзаработать.
— Небось, зацепила мужика, да и дёрнула вместе с ним.
— Да ладно, небось, не твоя мать!
— Ты на мою мать не наезжай, у самой мать три раза замуж выходила.
А ну хватит курить, шалопаи! Школу-то не прогуливаете? Будете дурью маяться, станете таким, как он.
Живёт Масао с бабушкой, и тоскует по маме. Выясняется, что родителей он своих не знает, а все друзья разъехались. Так уж случилось, что, когда бабушка ушла на работу, мальчик искал её печатку, чтобы принять у почтальона посылку, и наткнулся на семейную фотографию с мамой. На снимке был адрес. В юной голове сразу созрел план: навестить маму. Никого не спросив, он быстро собирается, берёт рюкзак, выбегает на улицу, и… попадается хулиганам. Тут бы всё и закончилось, отняли бы у него небольшие сбережения.
На выручку приходит уже знакомая зрителю парочка. Женщина, выслушав паренька, даёт своему спутнику деньги и просит сопроводить Масао к маме: путь неблизкий. А бабушке она сообщит.
Так начинается забавное, трогательное и поучительное путешествие.
Впечатления
Вообще, фильм здорово оформлен. При просмотре я ловил себя на мысли, что все кадры статичны, как живые фотографии. Выбрав удачный ракурс, камера замирает.
И верно, так сделано намеренно: эпизоды оформлены как записи в фотодневнике, каждый со своим подзаголовком. «Бабушкин приятель», «Страшный дядя», «Странный дядя», «Ангельский колокольчик», «Дядя поиграл со мной», «Дядя упал с лестницы», «До свидания». Всё именно так, никаких имён, как и думает ребёнок, и как взирает на мир.
Если разделить иначе, то получим две части: путешествие к маме, и возвращение обратно. Сначала Странный дядя не очень-то рад тому, что ему доверили сопровождать ребёнка. Он и впрямь странный: характерная походка вразвалочку, заторможенные где-то движения, сквернословие и наплевательское отношение на нормы и закон. Неотёсанный, грубый, задиристый. Выглядит он то ли дураком, то ли юродивым, не от мира сего.
В первый же день проматывает большую часть денег, делая ставки на велотреке. И поэтому, казалось бы простой путь становится извивистым. Встретится на пути мальчишки извращенец в парке, влюблённая парочка, странствующий поэт, байкеры.
Попав в гостиницу, Странный дядя с ребёнком купается в бассейне, и тут зритель получает детали: на спине у мужчины татуировка якудза. Конечно, знатоки рисунков даже смогли бы определить род его занятий, да нужно ли это? Важно, что теперь добавляются свежие вопросы, а часть прежних дум перенаправляется в новое русло. Теперь понятно поведение этого великовозрастного ребёнка, который кроме угроз и грубой силы мало что знает, начинаешь по деталям вспоминать просмотренное и иначе, под другим углом, смотришь на сопровождающего.
Значит, бандит идёт с незнакомым ребёнком не пойми куда? Мило. И сразу же подпихивают милый момент: этот грозный мужик не умеет плавать. Бравируя перед мальчишкой, он надевает надувной круг и плюхается в воду. Зачем? Почему?
И постепенно из обузы мальчишка превращается в единомышленника. Тут уже мои домыслы, начинаешь представлять, как жил этот чудак? Уж явно совершал плохие поступки, откуда же в нём хорошее? Как его мотала жизнь? Почему ему нужно сочувствовать?
Чего только стоит диалог на остановке:
— Что за фотография?
— Это мама.
— На вид очень добрая.
— Не знаю…
— Ты её ни разу не видел?
[долгая пауза, другой кадр, ребёнок уже спит]
— Ты, оказывается, как и я.
Я не буду рассказывать, что случилось в момент, когда они добрались по нужному адресу, верно, вы и сами догадались.
А вот после Странный дядя говорит следующее:
Бывает: адрес вроде тот, а человек не тот.
Вторая часть фильма, возвращение, уже совсем в других тонах. Познакомившись ещё и с байкерами, и встретившись вновь с писателем, Странный дядя решает развлечь ребёнка, и взрослые начинают дурачиться вовсю. Также он навещает важного для себя человека, а потом все расходятся.
Странный дядя отвозит Масао домой. Так заканчивается этот фильм о дружбе, человечности, непростых решениях и надежде. Картина, способная ненадолго вернуть вас в детство.
— Заботься о бабушке, понял?
— Да. Дядя… а как тебя зовут?
— Кикуджиро, идиот! Марш домой!
В Грузии есть такое понятие - "кинто". Оно означает человека без определённых занятий, склонного к авантюрам и мелким правонарушениям, но в целом симпатичного. Кикудзиро - идеальный "кинто". Смотрел фильм давным-давно, устроив марафон из фильмов Бит-Такеси, и обнаружил, что это едва ли не самый добрый и радостный фильм Китано. Хотя позитива хватает и в других картинах мастера, но он, как правило, соседствует либо с щемящей меланхолией, как в "Ребята возвращаются", либо с жестокостью, как в "Фейерверке". Мне кажется, лучше, чем Китано, современную Японию не показал ни один режиссёр. Тем более - жизнь современных якудза.
Спасибо большое за такой интересный комментарий.
Фильм больше для внутреннего просмотра в стране. Из-за некоторых условностей манталитета и также вот то что его походка - как раз якудзовская. Тем не менее, фильм клёвый, атмосферный, для просмотра в неспешный выходной денёк.
Тем не менее, мне фильм понравился. Хотя есть конечно спорные моменты, типа извращенца в парке, или когда машину остановили шипами и она сошла в кювет.
Хороший контент как по мне.
да, согласен =)
Пересмотрел на несколько раз, и всё не надоедает, будто бы не фильм, а арт-объект, где можно наслаждаться неспешным сюжетом, занятной игрой актёров и прочими удивительными деталями. А ещё, порой кажется словно Китано вот таким образом рассказал о себе, будто этакие воспоминания.