Игры «для всех»: впечатления без спойлеров от первого эпизода The Last of Us на HBO
If it ain't broke.
От настолько громкой адаптации видеоигры мне до последнего хотелось ждать какого-то подвоха.
Всё-таки сериалом по чуть ли не самой важной франшизе PlayStation занимается один из создателей оригинальной игры вместе с зарекомендовавшим себя сценаристом. Да ещё и с талантливыми актёрами. И при поддержке, пожалуй, главной кабельной сети в телеиндустрии. Но не может быть такого, чтобы все карты легли, как надо. Что-то определённо пойдёт не так, а на выходе непременно получится катастрофа, наблюдать за которой придётся исключительно из чувства, что ты обязан быть в теме.
Вот только катастрофы (кажется) не случилось. И, оглядываясь назад, понимаешь, что беспокоиться-то было особо и не о чем. Ведь эта игра, рассказывавшая о путешествии контрабандиста Джоэла по постапокалиптическим США вместе с «грузом» в качестве 14-летней девочки Элли, и без того очень старалась быть фильмом. И испортить её сюжет экранизацией должно быть трудно. Особенно по-настоящему компетентным людям.
Очень хочется сразу же оставить за скобками все разговоры о мнимом и реальном величии оригинальной The Last of Us. О, прости господи, «проклятии игровых экранизаций». О надуманных скандалах вокруг кастинга задолго до премьеры. И тем более — о шоураннере, который в интервью для «киношных» СМИ притворялся, что видеоигры закончились в 2013 году на шедевре Naughty Dog.
В контексте первых полутора часов телеадаптации всё это ни капли не интересно. Первый эпизод — это экранизация «по учебнику», к которой на определённом уровне совсем не хочется придираться. И, пожалуй, в этом её главная сила и главная слабость.
Сериал от HBO, безусловно, меняет сюжет и его подачу. За счёт того, что зритель не привязан к одному герою, действие перемещается от одного персонажа к другому, дополняя знакомую поклонникам оригинала историю.
Вокруг основной сюжетной канвы как бы «наращивают» контекст, с помощью которого вводят в курс дела людей, впервые приобщившихся к The Last of Us. Сцены, которых в помине не было в оригинале, не кажутся чем-то инородным, а больше увлекают, подробнее показывают характеры, например, Элли и Тесс. И даже вступительная сцена оказывается на удивление эффективной и жуткой, хотя наверняка отпугнёт «пуристов», не готовых терпеть расхождения с оригиналом.
Но всё это не какое-то чудо, а проявление здравого смысла при переходе от интерактивного повествования к не интерактивному его формату. Не участвуя в процессе, наблюдать за тем, как Джоэл по 15 минут ходит на корточках и учится таскать лестницы, было бы не слишком увлекательно. А вот узнавать о проблемах Джоэла с алкоголем и веществами, а также о том, как Элли попала к «Цикадам», — уже куда любопытнее. Изменения по сравнению с игрой, что можно заметить за эпизод, трудно назвать совершенно необоснованными или бессмысленными — включая сниженный градус насилия.
Более того, в сериале покадрово и дословно цитируют отдельные фрагменты из игры, как бы руководствуясь присказкой «зачем чинить то, что не сломано». Например, взять поездку по охваченному паникой городу из пролога. Это те же ракурсы и те же реплики, но они не теряют в эффекте и не играют на одной лишь ностальгии и эффекте узнавания. Они работают за счёт того, что изначальный материал хорошо сохранился, а новым актёрам в знакомых ролях удаётся воспроизвести нужный тон. Чего только стоят диалоги Джоэла с дочерью Сарой: Педро Паскалю и Нико Паркер удаётся в точности воссоздать их «химию» и ту самую слегка насмешливую, но заботливую интонацию разговоров.
Авторы сериала Нил Дракманн и Крейг Мейзин явно одинаково хорошо (хотя, быть может, и не идеально) понимают как язык видеоигр, так и киноязык. И действительно стараются быть верными духу истории, которую адаптируют. В отличие от бесчисленных режиссёров разных экранизаций игр, уверявших в каждом интервью, что они «очень любят играть в видеоигры вместе со своими детьми».
Но «переезд» The Last of Us с игровых консолей на телевидение всё-таки оказался далеко не безболезненным. Да, мне очень хочется нахваливать структуру сценария и грамотно расставленные «крючки» для незнакомых с оригиналом зрителей, игру актёров и их попадание в образы, а также разыгранный по нотам (почти буквально), практически безупречный финал эпизода. Вот только это не избавляет сериал от заметных проблем, обычных чуть ли не для любого массового продукта, сделанного в Голливуде — особенно когда эти проблемы мешают как следует погрузиться в повествование.
Отлично выстроенные кадры здесь соседствуют с пейзажами, украшенными очевидно «нарисованными» задниками, которые то и дело бросаются в глаза. За подобающе мрачным эпизодом может последовать сцена с до странного «обычной», красочной картинкой, которая будто превращает забегаловку в постапокалиптическом городе в бар для хипстеров.
«Родной» для The Last of Us саундтрек с композициями Густаво Сантаолальи соседствует с неуклюжими музыкальными «стингерами», напоминающими зрителю, что стоит испугаться того, что происходит на заднем плане. Хотя тишина была бы куда эффективнее.
А в один из ключевых моментов шоураннеры словно перестают доверять зрителю и включают короткий флэшбек, чтобы как следует разжевать мысль эпизода. Будто бы считая, что аудитория не в состоянии припомнить, что произошло в той же самой серии час назад. Хотя, быть может, это лишь свидетельство того, что дебютный эпизод изначально задумывали как два.
По отдельности все эти «болячки» — лишь мелочи, которые в теории не должны портить впечатление от полуторачасовой серии. Но проблему усугубляет не самая уверенная постановка Крейга Мейзина, чьей предыдущей режиссёрской работой было «Супергеройское кино» аж 2008 года выпуска. А не слишком изящный монтаж и операторская работа с акцентом на средних и крупных планах то и дело мешает как следует прочувствовать депрессивную и мрачную атмосферу, которую явно старался нагнать автор, но без особого успеха.
И от этого невольно начинаешь думать, каким мог бы быть эпизод от Кантемира Балагова. А заодно и скучать по цельности «видеоигровой» The Last of Us. По тому, как разработчики из Naughty Dog заставляли игрока принять перспективу Джоэла и неспешно погружали в опасный, враждебный, но прекрасный мир.
А из головы никак не получается прогнать один вопрос. Если суть истории в игре и сериале остаётся прежней, то оправдывает ли экранизация собственное существование? Стоила ли того попытка адаптировать и без того кинематографичную историю, превратив её в продукт «для всех»?
Но дать на этот вопрос внятный ответ можно будет лишь после финала.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»
Как же меня бесит эта фрагментация лицензионного контента по фильма и сериалам среди кучи различных сервисов. HBO в Британии не работает, есть другой сервис по подписке, который предоставляет контент, но там только full hd. Или надо подключать платное телевидение и смотреть через него, но оно мне нахер не надо. Спасибо за удобство блять, скачаю с торрента.
Бедняжка. Ну ты держись там, в Британии, не расстраивайся сильно с таких проблем...
Охуенная история. HBO работает в Британии и предлагает тарифный план за 15 долларов с 4K.
кинопаб
Придется переезжать обратно в россеюшку, мы тебя все тут ждём, даже полевой боекомплект подготовили
Комментарий недоступен