Как начать снимать кино и пригласить в свой фильм Юру Борисова — беседа с режиссёром короткометражек Николаем Лупановым

Правда ли, что поначалу приходится всё делать самому? Важно ли образование? Сложно ли работать на парковке торгового центра?

Как начать снимать кино и пригласить в свой фильм Юру Борисова — беседа с режиссёром короткометражек Николаем Лупановым

Имя режиссёра Николая Лупанова не на слуху у широкой публики (очень хочется добавить «пока что»). Но при знакомстве меня заинтересовал один любопытный факт: он снял несколько короткометражек без поддержки каких-либо крупных студий, и уже в четвёртую сумел пригласить таких звёзд российского кино, как Алексей Подольский («Шапито-шоу») и Юра Борисов («Мир! Дружба! Жвачка!», «Купе номер 6»).

Из этого и зародилась идея интервью: обсудить, как вообще начать снимать кино, на какие детали обращать внимание, где искать поддержку.

Николай сразу предупредил, что не будет давать конкретных инструкций, лишь поделится личным опытом.

Причём договорились об интервью мы уже давно, но в итоге выпускаем его ровно к релизу короткометражки «Администратор прощаниий. Введение» (той самой, с Борисовым и Подольским) на Okko и START.

«Администратор прощаний. Введение», Тизер

Буквально про любой вид искусства говорят «главное — начать и делать». Но кино — сложный процесс, состоящий не только из творчества, но и из многих технических моментов. Хотелось бы на твоём опыте услышать, как пройти от первой идеи, которая зарождается в голове или на бумаге, до выпуска готового короткометражного фильма.

Я думаю, что кино — это чрезвычайно неблагодарное дело, если ты ждёшь от него мгновенного, стремительного успеха.

Но если ты решился это делать и делать это всю свою жизнь, то, в принципе, тебя уже ничего не остановит. Нового я не смогу сказать: нужно собрать съёмочную группу, найти локацию, актеров, бюджет….

Это стандартные процессы, которые в случае «самопальных», безстудийных съёмок, упираются, как правило, в деньги и технические знания и носят, зачастую, затяжной характер. Поэтому главное в случае «делания кино» — терпение. Много терпения. Очень много терпения.

Есть ли у тебя профильное образование и важно ли оно сейчас? Кто-то говорит, что по роликам на YouTube можно выучиться не хуже.

Да, у меня есть профильное образование и да, я постоянно слышу, что «как же круто, что теперь у всех есть камера и теперь каждый может показать свой талант». Я уверен, что всё это полная хрень.

Отсутствие профильного образования не увеличивает количество самородков, а увеличивает количество безмозглых и бесполезных видео, которые, по какому-то недоразумению, называют фильмами. В итоге, действительно талантливым кинематографистам сложно снять кино, чтобы его заметили, тем более в соцсети.

Уверен, что со стороны это выглядит как мой душный снобизм, но я говорю по фактам: я смотрю очень много короткометражного кино, я мониторю кучу каналов на youtube, мне интересно, что происходит в киносреде и/или около неё.

Большинство фильмов, даже которые награждают статуэтками, не несут в себе ничего, кроме хороших кадров для операторского шоурила или морализаторской мысли или того хуже — просто развлекательный характер в самом буржуазном смысле.

Хорошие фильмы есть, но их гораздо меньше, чем говорят цифры в интернете или рты на фестивалях.

Причем я не скрываю, один из моих фильмов так же проходил через цензурное «жерло» и тоже пострадал от навязчивого желания правообладателей донести «полезную» мысль. Но я хотя бы понимаю это и надеюсь с этим не сталкиваться как можно дольше.

Подытожу: я за профильное образование и против самодеятельности. Как итог: меньше плохих фильмов. Знание и ремесло должно быть возвращено в место, где есть те, кто осознанно это выбрал.

Если нет вообще никакой возможности (что практически нереально), то можно попробовать найти человека с образованием и попроситься к нему в «подмастерья».

Много ли времени уходит на освоение hard skills? Основы съёмки, управление камерой, изучение редакторов. И, если не секрет, сколько в это надо вложить денег? С чего ты начинал и на каком уровне сейчас?

Как начать снимать кино и пригласить в свой фильм Юру Борисова — беседа с режиссёром короткометражек Николаем Лупановым

Я буду честен, мне очень сложно анализировать точку входа — каким я тогда был. Поначалу меня больше интересовала внешняя атрибутика. В процессе обучения и личностного становления случилось много чего.

Мне понадобилось побывать во всех шкурах на съемочной площадке (актёр, режиссёр, монтажёр, художник-постановщик, осветитель, фокус-пуллер, долго снимать самому документальное кино как режопер), чтобы врубиться в процесс настолько, что теперь меня можно разбудить посреди ночи и я буду знать, кто, за что и где отвечает.

Более того, поскольку я много времени провел на площадке в качестве рабочего, администратора и заместителя директора, я еще и освоил организационный процесс. Что полезно знать любому человеку, кто считает себя «творческой единицей».

Денег на это я не потратил ни копейки.

Но если речь идет о «железе», то первый ноут и камера суммарно мне обошлись тысяч в 70 по курсу ЦБ 2013 года.

Правильно ли я понимаю, что начинающий режиссёр, а тем более в коротком метре — этакий мультиинструменталист? То есть он сам придумывает, сам снимает, сам монтирует и так далее.

К сожалению, часто происходит именно так. Но это происходит, как я думаю, только потому, что сам миф «начинающий режиссёр — мультиинструменталист» вообще существует.

В глазах многих начинающих режиссёров (коим, для многих, являюсь и я сейчас), я вижу такой жутковатый огонёк мазохизма. Что-то вроде «какой же я герой — я буду делать это один — ведь легче сделать это самому — мой замысел никто не поймет — я одинокий гений» и тд.

Всё это просто химеры устоявшегося негласного порядка. Или просто этап, через который каждый должен пройти и понять, что нет ничего лучше, чем собрать крутых ребят и заинтересовать их всех своей идеей или своим видением и совместно его реализовать, в соавторстве. Кино — искусство коллективное и на моей памяти нет действительно удачных примеров противоположного подхода.

Сильно ли отличается первая художественная идея от финального сценария? На примере тех же твоих работ: какая из них, возможно, родилась сразу, какая дорабатывалась и менялась по ходу. И откуда вообще брал идеи: у тебя есть и совершенно фантастические сюжеты, и что-то совсем будничное.

«Мы, но через XXX лет», тизер

Идеи и фильмы очень сильно отличаются. Ни одна из моих картин не была полностью (сюжетно, визуально, etc.) придумана заранее. Я — сторонник грамотного совмещения задуманного с живым съёмочным процессом.

Совершенно ясно, что я мог позволить себе это делать, так как не обладал студийными рисками и огромными деньгами. Но я уверен, что это не за горами, и свой метод я постараюсь адаптировать и в новых условиях.

Что касается места, откуда приходят идеи? Они всегда берутся из области эмоций и чувств, боли и радости, если угодно.

Все эти идеи как сгусток боли и прозрения, радости и глупости, которые появляются, когда смотришь вокруг. Когда наблюдаешь жизнь и обладаешь памятью. Я извиняюсь за поэтику, но вопрос, как по мне, лежит в той же плоскости.

Раньше, возможно, я бы сказал, что просто из боли, но теперь я понимаю, что это целый комплекс чувств и мыслей, которые рождаются в связи с вышеперечисленным.

Как появилась, скажем, история «Мы, но через XXX лет», из чего вырос «Администратор прощаний» и прочие фильмы?

«Мы, но через XXX лет» вырос из фантазии на тему: что, если я встречу своего одноклассника, который издевался надо мной в школе? И далее эта фантазия обретала плоть, оживала в процессе съемок, если кратко.

«Администратор Прощаний» — очередной безутешный ответ на вопрос как пережить смерть родных и близких. Сам образ аппарата, персонажей и т.д.

В твоей первой короткометражке «Механика» по большей части актёры-любители. В «Мы, но через XXX лет» и «Vандефvл» — уже артисты средней известности. В «Администраторе прощаний» — чуть ли не самый популярный современный актёр Юра Борисов и очень опытный Алексей Подольский.

Как начать снимать кино и пригласить в свой фильм Юру Борисова — беседа с режиссёром короткометражек Николаем Лупановым

Ох, думаю, я не согласен с этим утверждением. В «Механике» часть актерского состава по профессии — режиссёры (Радченко, Шевченко, Курняев), пара непрофессиональных актёров (Прокудина и Балабанов), а все остальные — профессиональные актёры, причем закончившие Школу-студию МХАТ и ВГИК (Плутахин, Одинцов, Корчинов).

То же самое, почти буквально, касается и «Мы, но через XXX лет» и «Vандефvл» — здесь непрофессиональные актеры соседствуют с выпускниками лучших актёрских ВУЗов страны. Поэтому насколько ли это похоже на некую актёрскую «лестницу»? Я думаю, что нет.

Я всегда (ну или почти всегда) работал с теми, с кем и мечтал работать. Кого я и видел в тех или иных ролях, так как кастинг я никогда не провожу. Когда мы готовим фильм с командой, я почти всегда обладаю неким пулом артистов, которых я считаю интересными для того или иного персонажа.

Что же касается «Администратора Прощаний» — это была дерзкая и, по итогу, удачная идея — соединить в одном фильме самого популярного актёра момента и самого популярного актёра андеграунд-кино. Для меня Алексей Подольский именно таковым и является. «Шапито-Шоу» — великая кинокартина, один из самых важных фильмов за последние лет 10-15.

Юра же — удивительной органики актёр. Очень тонкий и внимательный, очень сконцентрированный. Но самое важное здесь то, что он действительно очень попадает в характер своего персонажа. Он не экспрессивен, а собран и многое держит в себе.

Как искать актёров в свои работы? Как ты подбирал артистов для самой первой короткометражки и как потом договаривался со звёздами? Всегда ли для этого нужны именно деньги или же больше влияют знакомства, удача, талант?

Просто внимательно смотреть на людей, ходить в театр и смотреть кино.

Но, что очень важно, нужно смотреть и за собой и за тем, как ты сам, как режиссёр, проигрываешь сцены своего сценария. Тебе, как режиссёру, безусловно нужно знать как сыграть все роли в своей истории. В противном случае, ты просто не будешь понимать, кто сыграет эту роль лучше остальных.

Мне очень нравится сравнение Дэвида Линча по этому поводу. В одном из своих эссе, он сравнивает актёров с музыкальными инструментами. Что плохих актёров на самом деле очень мало и что многие способны сыграть те или иные роли, но кто-то прозвучит в ней особенно точно.

Талант режиссёра — найти краску, колорит и тембр того самого исполнения. Я почти не ищу актёров в сети, когда я готовлю фильм. Я ищу, сталкиваюсь и натыкаюсь на них между съёмок — просто в жизни. И вся моя задача где-то куда-то их отложить. Или подписаться на них в инсте.

С Юрой же, например, была абсолютно инфернальная история. Если кратко, нас связывает такое место как город Костерево во Владимирской области — я там вырос, у него оттуда все родные и наши дома находят в 10-15 минутах друг от друга. На первом же колле, мы с ним синхронно удивлялись этому совпадению, так как в этом городе сейчас живёт от силы тысяч семь народу.

Меняется ли со временем отношение к своим первым работам? Ты смотришь на «Механику» спустя пять лет, не хочется ли её переделать или спрятать? Или, возможно, наоборот, не кажется ли, что первые работы были самыми лучшими и эмоциональными?

«Механика», тизер

Хороший вопрос. Очевидно, что отношение к первым работам поменялось, но, на самом деле, только в нюансах. Я понимаю, что я переделал бы в них, но желания менять их нет. Это неуважение к себе тогдашнему, ведь пять лет назад, когда мы сняли первый фильм, я сделал всё, что было в моих силах. Всё, на что я тогда был способен. И это хорошо.

Сейчас же я в настоящем моменте и переделать работу — значит отнестись к себе с недоверием. Насчет качества и эмоциональности, я думаю, ничего не изменилось в моём подходе с точки зрения внимания к материалу.

И все работы, так или иначе, получились — какие-то кажутся более удачными, какие-то менее. Но за каждую я рад и ни за одну работу мне не стыдно. Да и вообще, каждый фильм кажется мне осознанным шагом вперед и побратимом предыдущего.

Есть ли люди, организации (государственные или нет), которые помогают начинающим режиссёрам? Можешь ли посоветовать к кому обращаться талантливым людям с амбициями? Или лучше ни на кого не рассчитывать, и всё делать самому?

Лучше никогда ни на кого не рассчитывать. Точка. Но…

Есть «Всероссийский Питчинг Дебютантов», есть «ИРИ» и, наверное, ещё кто-то.

Если бы я своими глазами не увидел, что это вполне реально — получить финансовую поддержку вышеупомянутых организаций — я думаю, я бы их не упомянул. Они действительно могут помочь.

Ты снимал рекламу (для «Сбербанка» и «Юлы», например) и видеоклипы. Это хорошая практика для режиссёра или чисто коммерческие задания? Чем отличается работа над рекламой и клипами от кино, какой полезный опыт можно из них почерпнуть для будущих работ?

Это и хорошая практика и коммерческая работа — всё вместе. Специфика рекламной съёмки, безусловно, отличается — там ты нанятый работник, который просто реализует прикладные задачи с помощью ремесла, не являясь идейным центром и уж тем более не претендуя на какую-то особенную художественную задачу.

Если говорить о моих клипах, то все они, как и фильмы, делались «на коленке», это были не коммерческие проекты и, как следствие, сильного отличия в плане производства я не заметил.

Я пойду дальше и осмелюсь сказать, что мои клипы это такие микрокороткометражки, так же достойные того, чтобы на них можно было посмотреть как на произведения и получить от них какой-то ощутимый эмоциональный заряд.

Поиск места для съёмок, особенно натурных, — отдельная история. Я много читал, что Нолан, Аронофски и прочие во время дебютов работали на улицах буквально «тайком», скрываясь от полиции. «Мы, но через XXX лет» снимали на настоящей парковке? Получали ли разрешение от магазина? Были ли какие-то проблемы из-за этого?

Как начать снимать кино и пригласить в свой фильм Юру Борисова — беседа с режиссёром короткометражек Николаем Лупановым

С этим связана красноречивая и лаконичная история. Мы почти с самого начала понимали, что нам нужна парковка под открытым небом и довольно быстро договорись с одной из них о проведении съемок на некоммерческой основе.

За неделю до съёмок, наш «продюсер» информировала нас, что уезжает из страны. Стоит оговориться, что именно она была на связи с представителями локации. Бывает, конечно, всякое, но на третьей смене, к нам подошла женщина и спросила, могли бы мы обсудить «детали рекламного ролика», который мы с группой должны будем снять для локации в «обмен» на съёмки.

Ни я, ни кто-либо еще не был в курсе этого. Вот такая история. Дальше мы бегали от неё все съёмки, а как всё закончилось, я не помню совсем. Это был не только напряженный съёмочный период, но и вообще — острая и драматичная глава моей жизни. Так что, да, я думаю у каждого кинематографиста есть какая-нибудь история, связанная с локацией.

Итак, первые фильмы сняты, смонтированы. Что дальше? Просто выкладывать в сеть, отправлять на какие-то конкурсы, показывать продюсерам? Насколько я знаю, с «Администратором прощаний» у тебя был даже небольшой тур с презентацией. Куда вообще пойти, чтобы работу увидело как можно больше людей, и что это может дать?

Как начать снимать кино и пригласить в свой фильм Юру Борисова — беседа с режиссёром короткометражек Николаем Лупановым

Дальше только делать своё дело, как и до этого — писать, придумывать, снимать. Сейчас мы на стадии переговоров по поводу вселенной «Администратора Прощаний», а 21 декабря в онлайн-кинотеатрах START и Okko появится наш короткометражный фильм «Администратор Прощаний. Введение», которое теперь действительно можно назвать полнокровным введением в историю Администратора Прощаний по имени Пётр, которого в фильме сыграл Юра Борисов.

Насчёт тура — это что-то скорее похожее на кино-автостоп. Такая серия поездок по разным российским городам. Я самоиронично назвал его туром, так как, в какой-то момент, сам себе стал напоминать такого нео-барда, уличного музыканта с флешкой своих фильмов.

Показы проходили на квартирах, музыкальных студиях, в мастерских художников. Единственным исключением был Владимир. Там показ состоялся в Центре Современной Культуры «Флигель» — единственном культурном пространстве в городе, где эта самая культурная жизнь кипит.

Негласным поводом этих «гастролей» действительно был «Администратор Прощаний», но на афише я его не анонсировал — это были показы всех фильмов и серия Q&A со зрителями. На мой личный взгляд «турне» удалось — формат «киноквартирника» удался и сейчас есть предложение продолжить. Посмотрим, что там будет дальше.

Куда идти, чтобы твой фильм увидели? Рассылать его по фестивалям. Сайты с каталогами в прямом доступе — есть как русскоязычные сайты, так и зарубежные. Думаю, здесь я тоже ничего нового не добавлю.

Стоит ли расценивать короткометражное кино как подготовку к полному метру? Есть ли у тебя эти амбиции, не хочется ли расширить какую-то из своих работ до полуторачасового фильма (как это произошло, например, с «Пилой»)? Или же это лучше воспринимать как самодостаточный жанр, и можно всегда снимать в таком формате?

Для начала, я думаю, надо определиться с базой. Короткометражное кино — это не подготовка к полному метру, а самостоятельный формат работы. Многие считают (и это устоявшееся мнение), что «короткий метр» — это такое упражнение, набросок, билетик в «большое» кино. Оно не может тягаться с «полным метром», не может, видимо в силу хронометража, быть «настоящим» авторским высказыванием или, опять же, Б-г знает почему, не может быть произведением киноискусства.

Более того, если ты не снял большой фильм, ты, как бы, и не существуешь в плоскости киноиндустрии, ты — кинолюбитель-новичок. Это не так.

Да, в этом есть толика правды — мы знаем мало или совсем не знаем таких примеров, когда кинорежиссёр снял несколько коротких метров и, больше ничего не сняв, вошёл в историю кино. Но и расценивать короткометражное кино «кинополуфабрикатом», я считаю преступным и неверным. Короткометражное кино, каждый раз, и есть экзамен по режиссуре, в нём всегда видно, кто «тянет», а кто — нет.

Вот для продюсера, в общем и в целом, это более простая задача. Отсюда, я думаю, и такое представление о короткой форме кино, как о чём-то более простом и не столь важном, в отличие от полнометражной картины. Не будем забывать, что и монетизировать такой контент почти нереально.

Амбиции снять что-то большое есть и давно. На данный момент у нас с коллегой — сценаристом и режиссером Алексеем Кирилиным — есть и несколько сериалов и несколько полных метров, которые дождутся своего часа. Что касается расширения своих предыдущих работ, тут совершенно нет никакого секрета: короткометражный «Администратор — часть большого оригинального сценария, который сейчас медленно вырастает в большую и очень интересную историю, о которой я рассказал выше.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

6060
76 комментариев

Душный снобизм без фактов. Много плохого кино снимают, видите ли. "Вот мои-то короткометражки ух с каким смыслом, а у них фестивальные пустышки!". Просто нелепо. Из-за таких людей, старательно отталкивающих народ от творчества, местный кинематограф полумертв.

26
Ответить

Из-за людей, у которых есть своё мнение, которые что-то сделали сами и которые этим гордятся? Да уж, именно из-за них у кино проблемы.

1
Ответить

Кто все эти люди, блэт?

9
Ответить

Ну можно говорить что угодно, но не слышать про Борисова в последние годы — это вообще выпасть из инфополя.

7
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Звягинцев и Быков - профессиональные актёры, не с нуля в профессию пришли. Один окончил ГИТИС, второй – ВГИК. Лебедев - окончил сценарно-киноведческий факультет того же ВГИКа, Бекмамбетов - высшие курсы сценаристов и режиссёров, «Пешаварский вальс» - его дипломная работа. Из тех, кто отучился на режиссёра - Балабанов, Сокуров, Рогожкин, Чухрай, Учитель и Шахназаров. Тоже не последние имена. Если копнуть советских классиков, то там вообще сложно найти кого-то без профильного образования Гайдай, Данелия, Кончаловский... Разве что Бондарчук, который, в первую очередь я актёр.

6
Ответить