Вы когда-нибудь задумывались о том, откуда вообще берутся подобные истории и сюжеты? Какие идеи взяты за основу, что послужило вдохновением и вообще? Ну вот, возьмем молодого ещё Лукаса его Новую надежду из 1977 года, которая тогда называлась ещё просто “Звездные войны” без номеров, приквелов и компьютерных жоп тягловых животных на весь экран. Что если я скажу, что мотивы этой истории пришли из мифов и сказаний, которые старше человеческой письменности?

Но давайте обо всём по порядку. Что у нас в сюжете? Молодой вьюноша, который живет с родней, пашет у земли, всё такое, но тут ему приходится отправляться в путешествие, в котором он находит наставника, новых друзей, врагов, а в финале сражается с антагонистом и озалупливает последнего, возвращаясь обратно героем. Ничего не напоминает? Я вот как человек необразованный, долгое время смеялся над тем, что Эрагон, всякие там игры Эндера, и даже ДУМ с его сюжетом на салфетке буквально слизали костяк сюжет с Звездных войн.

Вот только это совсем не так. Точнее, ЗВ тут не является первоисточником от слова совсем. Есть такое популярное понятие, как мономиф. Оно счас в мейнстриме, его пихают куда попало, тут мономиф, там мономиф, и аниме про киберпанк мономиф, и приключения попаданца в 1941 год мономиф, и вообще мой поход за хлебом тоже мономиф. Это здорово, это элитарно звучит, вот его и тянут везде, где только можно. Но это скорее мода, ведь чуть ранее фанаты сериала Сообщество форсили так называемый Круг истории Дэна Хармона из восьми частей, созданный фактически для написания сценариев к ситкомам (привет Рику и Морти с его отсылочками на этот круг в седьмой серии шестого сезона). И если так копать, можно дойти до античных деятелей, которые делили сюжеты по типам, но тут уже кажется, что копаем мы не в ту сторону.

Сам Лукас неоднократно говорил, что вдохновлялся книгой ученого Джозефа Кэмпбелла “Герой с тысячью лиц”. Это такой ядреный труд на тему мифов народов мира, который как раз вводит в оборот понятие мономифа. Согласно ему, все мифы народов мира похожи между собой, и имеют общую структуру, которая характеризуется следующими тремя стадиями:

  • Герой получает призыв. Понятно, что тут в силу определённых причин человек получает мотивацию, чтобы двигаться по сюжету. Это могут быть репрессии имперских штурмовиков, расстрел царской семьи, шило в жопе, что угодно. Короче, сепарация, где человек отрывают от привычного образа жизни и перемещается в другой мир (сверхъестественный для себя).
  • Прохождение испытаний, где герой проходит через ряд приключений, встречается с наставником и/или друзьями, и получает награду, перерождаясь в героя под песню Queen — Prinses of the Universe.
  • Возвращение домой, где герой либо получает награду и сидит как царь во дворца, либо меняет мир ко всеобщему удовольствию.

И если рассматривать Новую Надежду с такой стороны, то сюжет Лукаса следует этому построению сюжета чуть более, чем полностью. Это прям более чем очевидный мономиф, созданный буквально по теории. И именно по этой причине очень многие произведения, похожие структурно на Новую Надежду от Хоббита до Дума 2016 года, на самом деле растут ногами не из Люка Скайволкера, а из теории мифов.

Вроде бы просто. Но какой-то червячок сомнения меня грыз. Несмотря на то, что труд Кэмпбелла лег в основу голливудской методички про трёхактную структуру произведений, внутри этих актов получается так много свободы действий, что структура начинает теряться, а понятие мономифа размывается до практически неосознаваемого. Но ведь сюжет Новой Надежды до боли похож на обычную волшебную сказку! А кроме того, вряд ли в Древней Греции кто-то просто взял и написал с нуля свою историю - назвал это мифом и с тех пор на него дрочат все культуры. Поэтому ничего не мешает мне включить СПГС и спуститься ниже по истории.

Я обратился к Проппу. Звучит как спиритический сеанс с древним греком, но нет, это советский ученый Владимир Пропп, который съел собаку на волшебных сказках. Метафорически, конечно, но при этом в 1928 году он выпустил книгу “Морфология сказки”, где собрал и обобщил структуру сказок народов мира на примере русских народных сказок. Знаю, знаю, в моем исполнении это звучит очень сомнительно, однако сам ученый ссылается на строение полинезийских, сибирских, американских (индейских), индийских, греческих и многих других сказок, которые, несмотря на разницу персонажей, обладают схожими элементами.

Ну то есть как это выглядит. Индеец Длинное Перышко отправляется на поиски жены, унесённой каким-нибудь белым оленем, и находит пещеру с духом, который потчует героя, после чего тот отправляется на поиски жены со всяким волшебным стаффом. Это точь в точь повторяет сюжет сказки про Ивана-царевича, который отправляется за невестой, спижженой Кощеем бессмертным. Пропп сделал то, что не смогли сделать многие исследователи до него, которые делили сказки на персонажей — потому как можно заменить бабу ягу на какого-нибудь Вишнапутну, и сказка останется сказкой. Пропп поделил весь объем сказок (а их сотни) на тридцать функциональных элементов, из которых, как из кирпичиков, можно собрать буквально любую классическую историю:

I. Один из членов семьи отлучается из дома;
II. К герою обращаются с запретом;
III. Запрет нарушается;
IV. Вредитель пытается произвести разведку;
V. Вредителю даются сведения о его жертве;
VI. Вредитель пытается обмануть свою жертву;
VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу;
VIII. Вредитель наносит одному из членов семьи вред или ущерб;
VIII-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо;
IX. К герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают;
X. Искатель соглашается или решается на противодействие;
XI. Герой покидает дом;
XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр.;
XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя;
XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство;
XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;
XVI. Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу;
XVII. Героя метят;
XVIII. Вредитель побеждается;
XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется;
XX. Герой возвращается;
XXI. Герой подвергается преследованию;
XXII. Герой спасается от преследования;
XXIII. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну;
XXIV. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания;
XXV. Герою предлагается трудная задача;
XXVI. Задача решается;
XXVII. Героя узнают;
XXVIII. Ложный герой или вредитель изобличается;
XXIX. Герою дается новый облик;
XXX. Враг наказывается;
XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется.Промотал сюда? Молодец, это я чисто для информации приложил!

А вот и сам Владимир Яковлевич
А вот и сам Владимир Яковлевич

Мощно, да? Выглядит жутко, однако это куда как более подробно, чем у Кэмпбелла, а главное — это то, что объединяет Звездные войны и сказку про Ивана-царевича, потому что, как мы понимаем, растут они из одной культурной базы. Не верите? Давайте разберем сюжет Новой надежды по функциональным элементам:

  • К герою обращаются с запретом (Запрет на покидание фермы);
  • Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо (пропажа дроида);
  • Вредитель пытается произвести разведку (поиски дроидов штурмовиками);
  • Вредителю даются сведения о его жертве (находят семью Люка);
  • Запрет нарушается (Люк отправляется за дроидов в опасную пустыню);
  • Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника (нападение на Люка, встреча с Беном Кеноби, который вводит Люка в курс дела);
  • В распоряжение героя попадает волшебное средство (световая шашка);
  • Вредитель наносит одному из членов семьи вред или ущерб (убийство семьи Люка);
  • Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают (пересекается сразу два варианта — сначала Бен Кеноби уговаривает Люка полететь к Лее (мотивация недостачи царевны тоже присутствует), затем Люк узнает о смерти семьи);
  • Искатель соглашается или решается на противодействие (Люк соглашается сопровождать Кеноби);
  • Герой покидает дом (Люк летит на Альдераан);
  • Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;
  • Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу (штурм звезды смерти);
  • Начальная беда или недостача ликвидируется (освобождается принцесса, она буквально принцесса, карл, герои съебывают);
  • Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну (Люк прилетает на базу повстанцев на Явине);
  • Герою предлагается трудная задача (уничтожить Звезду Смерти через погружение торпеды в двухметровую форточку);
  • Задача решается (Звезда озалупливается);
  • Герой вступает в брак и воцаряется (не совсем корректно, по классификации это подпункт с3 — денежное и прочее обогащение при развязке, награждение всех причастными золотыми звездами героя).

Примерно 100%, что Лукас НЕ знал о работе Проппа, когда создавал Новую Надежду, но это в принципе ничего и не поменяло бы. Однако чем мне нравится такой функциональный анализ — мы же получили буквально волшебную сказку! То есть теперь мы можем заменить героев на других, место действия, декорации — но при этом структура сохранится от и до. Замени Люка на Ивана-царевича, Дарта Вейдера — на Кощея, Звезду Смерти — на Горыныча — и ты получишь не просто историю с узнаваемыми персонажами, а буквально аутентичную русскую народную сказку. Поменяй действующих лиц ещё раз — и получишь полинезийскую, казахскую, эскимосскую, североамериканскую сказки — и все они будут восприниматься на уровне подсознания. Прям в комментах можно написать полноценную самостоятельную историю, но идентичную по структуре. Возьмется кто написать киберпанковскую сказку?

Но мы выяснили пока только про то, что все эти истории-мономифы имеют общую структуру, которую можно разложить на функциональные элементы, и что между собой звездные войны могут быть похожими на сказки племен, никогда эти ваши Звездные войны не видевшие по причине того, что вымерли за несколько тысяч лет до этого. Как вообще получилось так, что истории подобного плана возникли? Почему элементы именно такие? Из какой древности Лукас заимствовал путешествие героя из дома с превозмоганием главгада и последующей наградой? Оказывается, ОЧЕНЬ из древней.

В 1946 году Пропп выпустил ещё одну книгу, в которой подробно разбирает исторические корни волшебных сказок, Называется она — “Исторические корни волшебной сказки”, вы же не ожидали чего-то другого? И вот тут я даже не знаю, как вместить 500 страниц книги с примерами в одну статью, ибо материала получается ТАК ДОХУЯ, что книгу можно перепечатывать целиком, а вам либо придется поверить мне на слово, либо идти читать самим (не заставляю, но одобрительно киваю головой). И всё же я попробую. Дело в том, что мифы и сказки проходят свой жизненный путь, который можно проследить благодаря некоторым первобытным сообществам, существующим и по сей день, а также некоторым историческим источникам, которые чудом, не иначе, дожили до наших дней.

  • Вначале традиция и обычай закрепляется. Чаще всего это какие-то прарелигиозные мотивы типа а давайте скормим бабу крокодилде, чтобы урожай лучше рос? Без шуток, если начать копаться в этих исторических периодах, хочется закричать — ЧТО Ж ВЫ СЕБЯ НЕ БЕРЕЖЕТЕ! Там буквально в каждой культуре приносят своих в жертву, и в сказаниях считают это благом и честью для жертвы. Так рождаются мифы о принесении жертв всяким Китам, Горынычам, Кетцалькоатьфу, клавиатуру сломаешь.
  • В какой-то момент развития общества наступает отказ от традиции (например, принесение девки в жертву не работает и наоборот), и вперед выступает мотив отказа от традиции. Тупо змееборство, сражение героя с Гидрой и прочим.
  • Момент разложения образа. Борьба с Гидрой, немецким львом и прочими геракловскими антагонистами переходит в разряд “потому что”. Герой просит избушку подставить зад лесу потому что так принято. Теряется первоначальная смысловая связь с бросанием бабы крокодилде, зато остается история о Геракле сама в себе.

И что характерно, если мы всё же будем искать исторические корни путешествия Люка Скайуокера (потому что мы можем!), то мы придём к следующему.

  • Люк — неофит, подросший для инициации обряда вступления во взрослую жизнь;встреча с Беном Кеноби — наставничество старшим товарищем, шаманом, которые проводит обряд;
  • Смерть дяди и тети, разлучение с семьей и планетой — процесс обряда, подразумевающий метафорическую смерть неофита, переход в альтернативный мир, в преданиях чаще всего мир духов или мир мертвых);
  • Приключение на звезде смерти — обряд поглощения и перерождения (не, вы прикиньте, разные народы мира и этим баловались, в метафорическом виде, и это дошло аж до библии с поеданием Ионы китом. Про Vore-фетиши вообще умолчу)

И так далее. Вы скажете, что это натягивание совы на глобус? Да, однозначно. Скажете, что в этом нет смысла? Нет, смысл в этом есть. Не знаю, как вам, но я из тех людей, которые хотят дойти до сути всех вещей, что бы там Кант ни говорил. Да, разумеется, Лукас не копал ничего такого, он пользовался только тем, что у него было — японское кино про самураев, книгу Кэпбелла про мономиф и своим воображением. Вот только всё, что нас окружает, вся культура вокруг нас выросла из того, что было до нас создано нашими предками. Наши представления о добре и зле впитаны нами с лубочными сказками, те основаны на древних сказаниях, которые пришли в общество из родоплеменного строя, в котором культура формировалась буквально с первыми представлениями о мире, богах и окружающем мире вообще. Неужели не круто проследить, как пещерный человек дошел до электрической сабли?

Ну и плюсом — теперь, когда об этом знаете вы, вам нет нужды давить из себя шедевр, придумывая свои сюжетные ходы с нуля. Всё придумано до вас, а вам можно лишь взять инструменты в руки и перевернуть мир, как это когда-то сделали Звездные войны со своей историей, интуитивно понятной даже детям.

6868
55 комментариев

Поздравляю конечно с открытием.

Думаю успею дожить до момента когда вместо книг будем покупать акк к нейросети которая будет генерить книжный контент на заданную тему.

11
Ответить

Когда ошибся сидом и получил гурохоррор, вместо милой сказки

5
Ответить

Мне вот этот миф больше нравится:

11
Ответить

О, кто-то пересказал Клима Жукова и выпуск (не связан с Жуковым если вам не нравится первый) Черного Кабинета про мономиф. Вообще слышал мнение, что Кэмпбел переоценен и мономиф это не совсем верное отражение сценарного тропа и все на нем не сходится. Для полноты картины рекомендую поискать и почитать критику теории мономифа.

5
Ответить

Про то, что мономиф не вполне верен, буквально есть в тексте, не?) Автор больше на Проппа упирает

7
Ответить

ну так миф и не является сценарием, а мономиф это просто общая структура мифов.

6
Ответить

и уж точно не стоит всё сводить ко всяким черным кабинетам, которые лишь сами пересказыватели чужой информации

4
Ответить