А чё сказать-то хотели?

Я уже почти привык игнорировать в кинотеатрах отечественные фильмы, особенно когда обещается очередной фильм про историю, ведь все мы знаем, какие фильмы про историю у нас обычно снимают:
- ЛУЧШЕ ИСТОРИИ про князя Владимира, наевшегося грибов, как наш любимый Викинг;
- 300 рязанцев с закосом под Голливуд, как например, история про Коловрата;
- недооцененный и никому не нужный, но годный фильм, типа мультфильма про того же Владимира или фэнтези Скиф.

А вот тут черт меня дернул сходить на Сердце Пармы, и я даже не знаю, с какой стороны к этому самому сердцу подойти.

А чё сказать-то хотели?

Понятно, что если ты всё-таки рискнул сходить на фильм про то, как братья славяне режут друг друга в далеком прошлом на фоне надоевшей всем оранжево-синей цветовой гаммы постера в кинотеатре, то ты любишь риск. По крайней мере лично я никаких иллюзий не питал, а из всех знаний о фильме у меня был только трейлер, в котором между Уралом и Поволжьем средневековые шаманы бахали магией в закованных в броню ратников. Нормальное аниме - подумал я и пошел в кино.

О чём, собственно, смотрим? К середине пятнадцатого века в районе будущей пермской области уживались разные народы - московское княжество в лице полусамостоятельного князя Ермолая, разные подотчетные ему деревни племена, а также татаро-монгольские язычники. Ну как уживаются - не доходят до кровавой бойни, но воровать крестьян друг у друга - святое дело. Ермолай, местный князь из Москвы, задумался о сепарации земель - мол, Москва далеко, а я и сам собой хорош, буду править Пармой один. С этой целью он попытался выгнать с земель и язычников, украв их золотую бабу (местные церковники одобряют, ща мы им храм, а там всё збс). Но язычники оказались недовольны и объявили князю и приближенным вендетту с клятвой на крови и божественной помощью. В результате племена нападают на город, с помощью ОГРОМНОГО БОЕВОГО ЛОСЯ прорываются внутрь и устраивают секир-бошка.

А чё сказать-то хотели?

Было интересно, но выжили не все. Спасся сын князя и дочка одного из местных ханов, который променял свои земли на бухло. Сыну князя Михаилу было на тот момент лет десять. Поскольку это у нас всё таки фэнтези, ханская дочка оказывается не просто язычницей, а Ламией, оборотнем, встроенной в местную магическую систему, о которой нам толком не рассказывают. Она убегает в лес, и мы переносимся на десяток лет вперед. Поскольку князем формально стал Михаил, с него начали требовать отчеты, какого хуя у вашей Парме творится и где дань, Лебовски?

С этим были проблемы, так как после опиздюливания Ермолая местные платить не хотели, типа лол, зачем. А у самого Михаила из дружины набиралось разве что два десятка бомжей разной степени свежести. Но благодаря природной харизме, хорошо подвешенному языку и прокачанным навыкам дипломатии он начинает договариваться. Сначала с одними, потом с другими, причем все народы весьма пестрые - от классических татар до местных таргариенов (кто это был в истории, я так и не понял особо). Но так или иначе, князь договаривается, собирает дань и всё очень даже неплохо. Даже лучше - попутно он снова находит ханскую дочку (или она его, магия вся хуйня), которая зовут Тичерть, и как-то у них всё налаживается.

Дальше вроде всё происходит как обычно. Выписывают себе священника получше, чтоб тот храм поставил, священник ессесна ругается, мол, всяких тут, блядь, нехристей развели, язычники ебучие, мы всех по струнке и всё такое. Начинают строить храм. Князь взрослеет, у него заводятся дети и приходит пора их крестить. Что характерно, даже ведьма-язычница Тичерть не против крестить своих детей, потому что что? Правильно, дети у них с Михаилом получаются и наследники со стороны Москвы, и со стороны местных язычников, что как бы плюс со всех сторон.

Священник крестит всех, включая дружинников Михаила, кроме жены князя - сама креститься она не желает. Неизвестно, как боженька относится к людям, способным превращаться в рысь. Священник, естественно, от такого расклада начал рассказывать про то что мол, охуели вообще, Князь трахает не тех кого боженька хочет и счас вообще объявлю детей незаконнорожденными и всё, пиздец. На это Тичерть крутит им всем факушки и сбегает на время.

А чё сказать-то хотели?

Дальше в принципе сюжет развивается медленно - князь выполняет поручения Ставки, жена к нему то возвращается, то съебывает, и всё закручивается лишь в момент, когда очередной прибывший церковник решает полезть в баню к Тичерти, за что получает плетей от дружинника-татарина и чуть не склеивает ласты. А это как вы понимаете, наезд на власти, и к Михаилу прибывает высокое начальство в виде воеводы, который собирает войска для похода на Казань. Михаил не соглашается, и получает обещание от воеводы заглянуть в гости.

И воевода заглядывает спустя некоторое время. Сначала местные от Михаила отваливаются, но когда война прокатывается по их деревням, до них доходит, что они опять объебались с идеей пересидеть в стороне. Даже язычники, которым Михаил успел разбить за смерть отца, и те встают на сторону князя. Церковники бегают вокруг воеводы, предлагая не уничтожать людской ресурс, а размолотить местные капища, чтобы вместо них церквей настроить и обойтись без бойни, но как вы понимаете, воеводе глубоко похуй. Город осаждают (простите, забыл какой город), и после непродолжительной осады и продолжительного боя Михаила разбивают. Его люди перебиты, выжившие свалили "за Камень", то есть куда-то за Урал, а его самого волокут в темницу в дефолт-сити.

А чё сказать-то хотели?

Там мы встречаемся с царем, который после скольки-то месяцев заключения навещает князя. Зрители могли подумать, что речь про Ивана Грозного, но нет, на самом деле на экране показывают Федора Бондарчука. Бондарчук играет Ивана 3, который кратко поясняет, че эт вообще было. Если вкратце - ему нужна Русь. Но не как счас, когда все по хатам разбегаются на краю, и их там ебут под одеялом, а такая, чтобы кто-нибудь на Урале пернул жидко - а ему собраться из Каспия лопух подтереться передают. Потому что если будут порознь - то нихуя путного не выйдет. И у Михаила выбор - или он вместе со всеми, часть корабля, часть команды, или он порознь, но тогда темница в его распоряжении.

Михаил в этот раз соглашается, и едет обратно в Парму. Но делает это своеобразно - пешком и без каких-либо регалий, кладет хуй на распоряжения воеводы (типа мой сын и так у тебя служит, не еби мозги, я пошел), возвращается на место полусожженного города и начинает там распахивать землю. К нему позже присоединяются дети, потом выжившие возвращаются, потом приходят царские стрельцы, на телегах подъезжают ещё люди, причем уже все вперемешку, напоследок заглядывают в гости язычники, которые возвращают ему жену (которую ранее Михаил отослал с ними, спрашивайте, сам не понял), и на этой ноте фильм заканчивается.

Итак, вопрос: что это было?

А чё сказать-то хотели?

Хоть я из тех людей, которые считают, что книга - это всегда хорошо, я тем не менее считаю, что если я иду в кино, то у меня не должно быть за плечами кучи прочитанной информации. И вот я пришел посмотреть Сердце Пармы, я посмотрел и целом получил понятную историю. Но весь меня не покидает ощущение, что он хочет мне что-то сказать, только непонятно - что. Читать книгу я, конечно, когда-нибудь буду, но не сейчас. И вот, наблюдая за историей князя Михаила, я вроде бы вижу, что он делает благое дело, то есть договаривается со всеми и живут они дружно и действуют сообща. С другой стороны, не подчиняются Москве. С третьей стороны, Москва хочет того же, что делает Михаил.

С четвертой - мы имеем киношных церковников, которые с одной стороны ведут себя как мудаки, а с другой и не очень мудаки, и больше ведут себя как политиканы. Вроде бы они и виноваты в печальном положении вещей, а вроде бы и из относительно гуманных побуждений в силу своих убеждений. И так весь фильм. Непонятно, то ли говорится, что каждому надо самому по себе, и в то же время говорится, что порознь - хуйня, затопчут. А может, вообще смысл фильма только в том, чтобы поставить тебя перед ситуацией, когда правых и виноватых нет, в исторической перспективе говна поели все, а как правильно - ты сам для себя решай.

Это что касается смысловой части. По сюжету основная часть достаточно ровная. Непонятно, на кой хер развивали сюжетную линию с постройкой храма, очень невнятно описано про магию и эти постоянные побегушки Тичерти то в лес то домой (на уровне спинного мозга считывается конфликт ведьмы-язычницы с доброй матерью и женой, но очень мутно), мало ездовых лосей лосей, но это пожалуй всё. А вот посмотреть глазами есть на что.

А чё сказать-то хотели?

Ещё со времен экранизации Волкодава мы знаем, что построить типикал средневековый славянский город несложно - накидай бревен, жди пока посереют, готово. Тут типа ниче нового. Но вот костюмы, окружение, доспехи - это моё почтение. Я не заклепочник, поэтому если для меня это выглядит как кольчуга, пахнет как кольчуга, носится как кольчуга - значит это кольчуга. То же касается про всякие шкуры потных мамонтов и их подобное. Здесь нет этой хуйни, которая есть в самом дорогом сериале всех времен - Кольца Власти, где какая-то кольчужная и очевидно декоративная параша выглядывает из-под доспеха Галадриэли, а нуменорцы нарезали себе кожи для чешуек. Как бы само по себе это неплохо, окей, но даже в сравнении с Сердцем пармы выигрывает последняя.

Одежда, всякие там украшения, мелкая фигня, аксессуары - все это работает на атмосферу, а внешне разные племена и народы выделяются не только подобранным типажом актеров, но и одеждой, и это выглядит органично. С этой стороны моё почтение.

А чё сказать-то хотели?

Кстати о типажах. Актеры подобраны тоже добротно. Я долго не мог понять, откуда я знаю Александра Кузнецова - сиречь нашего князя Михаила с полным спектром экзистенциальных проблем во взгляде. А потом дошло - это же Куница из Скифа! Тот пизданутый, но честный скиф с ирокезом, который тащит на себе половину фильма своей харизмой. Здесь он на самого себя не похож, но выглядит так, что у меня нет никаких сомнений, кто передо мной. На Тичерть, то есть Елену Ербакову тут тоже можно посмотреть, благо и на постельные сцены создатели не скупятся, но и не перебарщивают.

И остальные актеры тоже что надо. Отдельно хорош воевода - ну как хорош, он одновременно вселяет и неприязнь, и уважение, и достаточно пугает, даже при том, что за боем просто наблюдает со стороны. Бои - это, кстати, отдельная тема. Они канеш не как у Бондарчука-старшего, куда как меньше народу, но зато постановка вполне себе даже там, где на экране показывают компьютерного лося. Там где людей протыкают насквозь - видно, кто и как, там где дерутся - нет этого обосранного эпилептического монтажа, когда непонятно, кто кого бьет, и вообще, что происходит, не то дерутся, не то ебутся (да-да, я опять про Викинга). Постановка главного боя - осады князя, частично вызывает вопросы, но хорошая визуальная составляющая позволяет их игнорировать.

А чё сказать-то хотели?

Там где скачет сотня конников - мы их видим, в них попадают ядра, они падают, они сшибают пехоту, попадают на колья. Короче, выглядит весьма на уровне.

И что по итогу? Скифа, например, я периодически пересматриваю, потому что приятно посмотреть на веселое славянское фэнтези без излишней повестки, а тупо роад-муви - туда и обратно. Буду ли я пересматривать Сердце Пармы? Не знаю. Я доволен, что посмотрел её в кино, но пока, наверное, не хочу. Может, через год решу освежить впечатления, а может даже и книгу осилю, которая вдвое больше рассказывает и я точно буду понимать, что имелось в виду. Но пока не не ясно, что хотели сказать создатели фильмом, наверное, пересматривать не стану. Как-то так.

Спасибо камрадам, которые поддерживают всратые пересказы и обзоры своими донатами. Дайте знать, интересны ли публике посты по Звездным войнам, которые я счас готовлю. Пока!

112112
102 комментария

Я уже почти привык игнорировать в кинотеатрах отечественные фильмыДовольно предвзятое отношение.

27

но, как мы считаем, справедливое

110

Мне так про Горько говорили, прям тяжко обсирали. Сходил и офигел от того, какая оказалась неплохая сатира)

Хотя я стал относиться к рф фильмам неплохо после Дня Выборов и Дня Радио. В свое время порадовали)

А вот еще недавно навернул трилогию последнего богатыря, очень неплохая сказка.

В целом, понимаю, что тут разговор про историю, но сам факт, бывают приятные удивления, и это в общем-то, хорошо)

12

Я вот тоже, регулярно даю шанс сериалам и фильмам но потом жалею.

2

Фильм говно. Но там есть кошка-жена.

Кстати Александр Кузнецов напоминал то Оби-Вана, то Янковского.

24

Бляяяяя
Такой пласт шуток про кошка-жену упустил!

28

Фильм не смотрел, поэтому судить нет могу, но вот визуал...
если для меня это выглядит как кольчуга, пахнет как кольчуга, носится как кольчуга - значит это кольчуга. То же касается про всякие шкуры потных мамонтов и их подобное. Здесь нет этой хуйни, которая есть в самом дорогом сериале всех времен - Кольца Власти, где какая-то кольчужная и очевидно декоративная параша выглядывает из-под доспеха Галадриэли, а нуменорцы нарезали себе кожи для чешуек.И тут же выкладываешь скрин, где откровенно бутафорская "типа-железная" броня проминается под левой рукой, при этом сама по себе выглядит как крашеная покрышка.

17