«Чёрный дождь» — когда принципы важнее всего

Одна из последних работ восьмидесятых, а по совместительству старое доброе голливудское кино с крутым и рисковым Майклом Дугласом.

«Чёрный дождь» — когда принципы важнее всего

Про таких как Ник Конклин говорят, что они женаты на работе. Персонаж Майкла Дугласа много лет самоотверженно борется с преступностью, что мало какому семейному очагу идёт на пользу. В результате разведённый детектив часто заводится с пол-оборота и свободное время предпочитает проводить в адреналиновых гонках на мотоциклах. Его решимости и бескомпромиссности позавидуют многие, да и как бы там ни было, а жизнь у мужика складывается не в худшую из сторон, но однажды день нью-йоркского копа не задаётся с самого утра.

Отдел внутренних расследований инициирует против Ника дело по подозрению в краже конфискованных денег. Вдобавок только что пойманного японского гангстера, прямо на глазах Конклина кровожадно убившего несколько человек, вместо тюремной камеры ждёт депортация на родину. Садиста с хищным взглядом и яростным оскалом зовут Коги Сато, а конвоировать такого-то безумца главный герой будет вместе со своими напарником — остроумным и добродушным Чарли Винсентом в исполнении Энди Гарсии.

«Чёрный дождь» — когда принципы важнее всего

«Смертельное оружие» на краю света

По прибытую в Осаку всё идет не по плану: Сато освобождают соратники из якудзы, после чего двум американцам предстоит не только в срочном порядке найти мерзавца, но и более основательно познакомиться с укладом незнакомой им страны. Уже в участке местное начальство приставляет к Нику и Чарли своего человека — учтивого и скромного помощника инспектора Масахиро Мацумото. Он должен сопровождать настырных иностранцев и ни в коем случае не позволять чужакам вмешиваться в ход следствия.

Чем больше Ник узнает о методах работы японской полиции, тем сильнее они его возмущают и конфликт двух мировоззрений становится от этого только острее. Американская культура с её демонстративным мачизмом и зацикленная на коллективной ответственности японская — взболтать, как говорится, но не взболтнуть лишнего. Причем последнее у Конклина получается не очень-то и хорошо.

Благо, Чарли нередко усмиряет пыл своего напарника и до поры до времени направляет всю злобу Ника на решение более насущных проблем
Благо, Чарли нередко усмиряет пыл своего напарника и до поры до времени направляет всю злобу Ника на решение более насущных проблем

Между тем Джеки Чан отказался от роли Сато, потому что не хотел играть отрицательного персонажа, тогда как изначально «Чёрный дождь» вообще должен был снимать Пол Верховен — ради этого на какое-то время даже приостановивший работу над «Вспомнить всё». Потеряла ли картина хоть что-то от назначения на пост режиссёра Ридли Скотта и уже Юсаку Мацуды в роли заправского злодея? Едва ли и скорее наоборот. Первый снял ещё одно «Смертельное оружие» с мимолётной оглядкой на «Бегущего по лезвию», а вот второй воплотил на экране образ одного из самых впечатляющих беззаконников в истории кино.

Будучи мелким воротилой, управляющим теневыми процессами в порту и несколькими предприятиями поменьше, Сато не столько идёт против всевозможных правил цивилизованного общества, сколько отчаянно пытается получить свой кусок пирога в мире криминала. Ему нужна собственная территория, чтобы стать оябуном, но так как главы мафиозных кланов не хотят давать много свободы выскочке, то и ставки в борьбе за власть повышаются до масштабов внутренней войны. Причём расчётливый и циничный Сато стремится к цели так сильно, что его методы лишены малейшей жалости, а само поведение то и дело выдаёт в нём форменного психопата.

«Чёрный дождь» — когда принципы важнее всего

Ближе к середине фильм немного меняет тон и криминальный детектив превращается в более задорный боевик, что есть сил демонстрирующий, как тяжело работать вместе людям с противоположными взглядами на жизнь. При этом в «Чёрном дожде» экшена не так уж и много, а магия истории заключается в её постановке.

Чем ближе Ник подбирается к Сато, тем отчетливее всё происходящие напоминает восточную версию Дикого Запада, где огнестрел хоть и используется, но про холодное оружие, в том числе катаны, народ тоже не забывает. Чуть ли не неонуарная и таки во многом экзотическая атмосфера сгущается, ставки только растут, всё больше становится ясно, что без драмы события ну никак не обойдутся.

«Чёрный дождь» — когда принципы важнее всего

Месть — шаг принципиальный

Несмотря на то, что персонажу Энди Гарсии было уделено не так уж и много экранного времени, финал сюжетный арки с ним даёт главному герою дополнительную мотивацию для поимки опасного бандита, а рядовое расследование превращается в настолько личное дело, что свинца и плохих парней теперь уж точно никто жалеть не будет.

Чарли вообще получился крайне располагающим к себе парнем, неунывающим и обаятельным до такой степени, что сцена в караоке с песней Рэя Чарльза и по сей день в сердечке как один из лучших примеров проработки характера героя. Причём в сценарии её не было и придумал всё Энди Гарсия, чтобы добавить развязке ещё больше эмоциональности.

Ночной дождь смоет капли крови, сигаретный дым смешается с утренним смогом, а к Нику придёт полное осознание того, что пути назад нет
Ночной дождь смоет капли крови, сигаретный дым смешается с утренним смогом, а к Нику придёт полное осознание того, что пути назад нет

Японский менталитет подразумевает полную работу в системе, где начальство категорически не приемлет излишнюю инициативу и каждый человек с малых лет воспитывается в строгой привязке к тому, что его действия влияют на других. Американский же допускает мятежность и негласно поощряет бравурную самостоятельность, если та идёт на пользу общим интересам. Казалось бы, какое уж тут сотрудничество может получиться. Правда со времен Конклин и Мацумото не только находят общий язык, но и приходят к вещам, единым для всех народов — понятию чести, чувству долга, в конце концов они оба хорошие парни и едва ли кто-то из них виноват в том, что по одну сторону океана дела ведут так, а по другую эдак.

Ник не владеет боевыми искусствами и не обладает внушительной мускулатурой, поэтому Дуглас всячески старается раскрыть своего персонажа через актёрскую игру. Конклин нервно выкуривает одну сигарету за другой, терпеть не может бюрократию и при первом удобном случае не стесняется говорить непонятными большинству японцев афоризмами. В противовес такой вспыльчивости и прямолинейности уже Мацумото почти до самых титров остаётся рассудительным и чтящим правила полицейским. Его хладнокровность и сдержанность завораживают, а когда он всё же решается пойти против строгих установок сверху, то как раз в подобные моменты понимаешь вдвойне, что такое кино больше не снимают.

«Чёрный дождь» — когда принципы важнее всего

Восторг с первого взгляда

У всех, конечно, своя порция счастья от схожего рода вещей, но ни прибавить, ни убавить, а лично для меня «Чёрный дождь» — тот тип фильмов, после которых внутренний киноман всегда радуется как ребёнок. Масштаба особо нет, сценарий тоже простенький и с прописанными словно под линейку штампами, но всё это неважно, потому что стилистика поглощает, химия между главными героями работает, а от визуала то и дело кайфуешь.

Кроме того, даже невооружённым взглядом видно, как Ридли Скотт использует достаточно много колоритных планов и при возможности избегает откровенно монотонных монтажных склеек, тем самым выдерживая отличную динамику истории. Кому-то фильм может показаться затянутым, но постановщик щепетильно относится к выбору каждого кадра и старается поминутно насытить картину чем-то стоящим. Чувством визуальной глубины, например.

Богат «Чёрный дождь» и на запоминающиеся диалоги. Взять хотя бы разговор Ника с боссом якудзы, из которого становится понятен смысл названия фильма. Пожилой мафиози Сугай рассказывает главному герою историю своего детства, когда в десятилетнем возрасте он вместе с семьей три дня прятался под землей после ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Воздух на поверхности пропитался радиоактивными осадками, а города стёрлись с лица земли.

«Вы сделали дождь чёрным, и впихнули ваши ценности в наши глотки. Мы забыли, кем были. Вы создали Сато и тысячи таких, как он. Я плачу вам той же монетой», — в каком-то смысле квинтэссенция восприятия обеих сторон конфликта в этом фильме.

«Чёрный дождь» — когда принципы важнее всего

Нелёгкие съёмочные будни

Примечательно, что написанный Крэйгом Болотином и Уорреном Льюисом сценарий сперва предназначался для сиквела «Полицейского из Беверли-Хиллз», постановкой которого занимался Тони Скотт. Но в Голливуде многое непостоянно и от одного брата проект перешёл к другому.

Всё переигралось после того, как сценарий попал в руки Майклу Дугласу, который на то время был не только именитым актёром, готовящимся получить Оскара за роль в «Уолл-стрит», но и прирождённым продюсером («Пролетая над гнездом кукушки», «Роман с камнем»). Дуглас передал скрипт Шерри Лансинг и Стэнли Р. Джаффу из Paramount, до этого работавшим с ним над эротическим триллером «Роковое влечение» — большим хитом для студии с итоговым бокс-офисом в 320 миллионов долларов. Стоит ли говорить, что в ответ никакого отказа не последовало и фильм был запущен в производство.

Тем временем повторюсь, будь то неоновые рекламные щиты или всевозможные вывески, просто красивый цветокор, да даже ракурс героя-одиночки среди аккуратных рисовых полей в густом тумане — глазам частенько есть за что зацепиться
Тем временем повторюсь, будь то неоновые рекламные щиты или всевозможные вывески, просто красивый цветокор, да даже ракурс героя-одиночки среди аккуратных рисовых полей в густом тумане — глазам частенько есть за что зацепиться

Сам же процесс создания «Чёрного дождя» оказался настолько изнурительным и сложным с точки зрения логистики, что некоторые сцены пришлось вместо Японии снимать уже в Штатах. К примеру, всё та же беседа Ника с Сугаем проходила в знаменитом лос-анджелесском «Доме Эннисов» — ранее задействованном Ридли Скоттом в «Бегущем по лезвию» (где по сюжету это была квартира Рика Декарда), а под события финального акта постановщик выбрал локацию из калифорнийского городка Напа.

Большую часть фильма оператором был Ховард Этертон («Роковое влечение», «Плохие парни»), но человек так устал от производственного ада, что на определённом этапе просто ушёл и его место занял Ян Де Бонт («Крепкий орешек», «Основной инстинкт», как режиссёр дилогия «Скорость»). Ридли Скотт же вообще однажды заявил, что больше никогда не будет снимать свои картины в стране восходящего солнца из-за чрезвычайной дороговизны и постоянной бумажной волокиты.

Тем не менее нашлось место и светлым моментам. Так, Ханс Циммер впервые поработал с Ридли Скоттом как раз при создании саундтрека «Чёрного дождя». Мелодии получились небезынтересными и отлично дополнили общую самобытность ленты. Годы спустя выдающийся композитор напишет музыку к таким фильмам режиссёра, как «Гладиатор», «Ганнибал» и «Чёрный ястреб».

Это была последняя роль Юсаку Мацуды, ушедшего из жизни спустя семь недель после американской премьеры фильма. Актёр знал о раке и понимал, что съёмки только ухудшат его состояние, но какое-то время не говорил Скотту с аргументацией «Так я буду жить вечно»
Это была последняя роль Юсаку Мацуды, ушедшего из жизни спустя семь недель после американской премьеры фильма. Актёр знал о раке и понимал, что съёмки только ухудшат его состояние, но какое-то время не говорил Скотту с аргументацией «Так я буду жить вечно»

Фильм вышел в сентябре 1989 года. Сборы на территории США не достигли отметки и в 50 миллионов долларов (остановившись на 46), но по всему миру «Чёрному дождю» удалось заработать ещё 88 миллионов. Отзывы критиков были смешанными, да и какая вообще разница, если картине всё же удалось стать частью массовой культуры.

«Чёрный дождь» прекрасно пережил неумолимый ход времени, а если пылью и припал, то лишь для того, чтобы при очередном просмотре ты с новой силой ощутил весь шарм старого доброго голливудского кино. Настоящая классика жанра с крутым и рисковым Майклом Дугласом. Фильм шикарно запечатлил дух эпохи и обеспечил ностальгией по давно оставшимся в прошлом временам на годы, столетия впёред.

В открывающей сцене играет более размеренная версия, но завершить текст хочется вариантом из финальных титров. Каждый раз душу на куски рвёт, особенно ближе к заключительному проигрышу

Слишком много звёзд сошлось в самом по себе незаурядном приключении. Давно уже смирился, что оно больше никогда не повторится. Но с другой стороны, так уж сильно ли это нужно. Учитывая, что настрой в концовке неизменен — новоиспечённые напарники прощаются в аэропорту, а вслед улыбающемуся главному герою красиво уходят и восьмидесятые. Всё же хорошее было десятилетие, нет — просто замечательное и что бы это ни значило.

6969
45 комментариев

А какое в картине шикарное интро с фоновой песней I'll Be Holding On Грегга Оллмана
https://www.youtube.com/watch?v=-jyoulQ0_G8

6

Ээх 80-е! )))

4

По ощущениям, лучше только клиповая нарезка из "Рокки 4". Даже "Кобра" или "Лицо со шрамом" чуть позади в плане мурашек под кожей, даром что без вопросов величайшие.

1

Распрекрасный фильм с кучей маскулинности, но, к сожалению, сильно провисающий в середине. Отрадно, что к концу вновь все собрались и закончили отлично.

Отдел внутренних расследований инициирует против Ника дело по подозрению в краже конфискованных денег. Судя по квартире, в которой живет Ник, и видам из нее - подозрение имеет почву. Да и еще в паре моментов по фильму недвусмысленно намекают, что Ники берет бабло.

Садиста с хищным взглядом и яростным оскалом зовут Коги СатоСкорее Коджи, ибо в оригинале его зовут Koji Sato, но это мелочи :)

По прибитую в ОсакуБедная-бедная Осака ))))

4

всегда почему-то к нему ровно дышал, хотя мы вроде с тобой обсуждали уже в посте о Скотте )) не буду повторяться ))

1

Судя по квартире, в которой живет Ник, и видам из нее - подозрение имеет почву. Да и еще в паре моментов по фильму недвусмысленно намекают, что Ники берет бабло.

Мощнейший диалог с Мацумото во время слежки за той самой мадам прекрасно карты вскрывает.

Скорее Коджи, ибо в оригинале его зовут Koji Sato

Ориентировался по дубляжу, чо уж.

По прибитию в Осаку

Ой лул, момент.

1

Обожаю фильмы с ним "Роман с камнем" и "Жемчужина Нила" эдакий Анчартед в кино!)

3