Безбюджетный кинематограф одного Сибиряка

История моих потуг на поприще кинорежиссера, амбициях, энтузиазме, краудфандинге и S.T.A.L.K.E.R.

"Здесь где-то была аномалия"
"Здесь где-то была аномалия"

Пролог

Я с детства мечтал снимать кино. Горел жанрами фантастики и боевика. Где-то в возрасте лет одиннадцати обнаружил, что на родительскую цифровую мыльницу можно не только делать снимки но и писать видео. Сколько же треша тогда было снято… но, речь пойдет не об этом.
В 2013 году, я сделал перекат из родного Новосибирска в славный Красноярск. Был то уже второй курс «режиссуры кино и тв« в СПбГУП и мне с одногруппником дико хотелось какого-то движа, да помасштабней. И вот, как-то очередным пьяным вечером, стоя на балконе, я ему говорю, — "Чувак, у меня есть отличная идея — давай снимем фильм".

Честно каюсь - весь коллаж из пизженых с интернета картинок + какой-то фильтр Ps
Честно каюсь - весь коллаж из пизженых с интернета картинок + какой-то фильтр Ps

Подготовочка

Сделать адаптацию рассказа Рея Брэдбери «Синяя Бутылка» мне хотелось ещё лет с 17. Уж очень хорошо ложились тамошние герои и сама история на любимый мой сеттинг сталкера. С годами любовь к детищу GSC не угасла, а посему сомнений в задумке не было. Да и с локациями никах проблем быть не должно, включая антураж, костюмы и реквизит — на территории нашей необъятной родины, порой, что не пейзаж, то кадр из сталкера.
Сценарий писался легко. Уже были какие-то старые наброски, которые нужно было отобрать и скомпоновать. Однако переписывать его пришлось не раз. Не смотря на то, что наш проект был где-то в сфере фанатских фильмов, мы все же подумывали об фестивальной судьбе, а значит надо было озаботится об авторском праве. Следовательно сохранив лишь мотивы оригинального рассказа.

Отлично, сценарий есть, что дальше, — подумал было я и тут же сам себе ответил, — деньги!

Так как были мы "бедными студентами", каждый по своему подрабатывающий то тут то там, своими средствами поднять проект не виделось возможным. Найти спонсоров\меценатов нам так же не удавалось: к кому бы мы не обращались, со всеми разговор заканчивался на фразе "А вы во ВГИКе учитесь?" или "А есть опыт фестивального короткого метра?". В целом это было справедливо — никто не будет вкладываться в никому неизвестного новичка, без связей, портфеля, да ещё и не из престижного киновуза.
Козырять действительно было нечем. Все что я до этого снимал были либо какие-то мероприятия, либо дешевая реклама а-ля региональное тв, ну и треш по приколу с друзьями.
Конечно были и варианты кредита, но тут как раз бум краудфандинга докатился и до России, и совсем необдуманной дичи не случилось. Порывшись на kickstarter, отечественных Планета. ру и Бумстартер, стало ясно, что все таки что-то снять надо. Тизер!

Медленные проезды на общем плане у дачи

Надо было торопится. На носу уже конец сентября, а значит и конец осени, а какой сталкер без осени. Ждать до весны совсем не хотелось. Энтузиазм бил ключом.
О тизере — это своего рода демо проекта, в котором презентуется мастерство команды и атмосфера будущей работы, её сильные стороны. Мега команды у меня не было, а значит нужна была атмосфера, густая как вареная сгущенка. По этому в кратчайшие сроки были найдены раздолбанный страйкбольный АКСУ, противогаз, распечатан на 3д-принтере детектор артефактов и использована дача одного из членов съемочной команды. Тогда казалось, что этого будет достаточно, а сценарий для тизера можно и на ходу сочинить. Стоит ли говорить, что это было ошибкой.

Промучившись со всем подряд, спалив под дождем один из спотов, чуть не переругавшись до драки, мы с горем пополам сняли все необходимое, ещё до времени когда не перестали ходить электрички.

Потом был период постпродакшена, затянувшийся аж на полгода. Сказывалось, то что все кадры выдумывали на ходу и монтаж требовал определенной изворотливости для того, чтобы итоговый тизер был смотрибельный. Финальные же кадры, после сгоревшего спота, были настолько темными, что просто не пошли в работу. У нас не было концовки, да и с графикой выходило не очень (навыки композитинга и визуальных эффектов желали лучшего), из-за чего пришлось упрощать всё, что только можно.
Сейчас конечно все косяки видны невооруженным глазом. Тут тебе и кривая склейка, и непонятно поставленные ракурсы, и словно обосравшийся сталкер, и стремный композ, и т. д.

Трезвость, честность и немного иронии

Всё малость затянулось.
2014 год прошел как в тумане. Весной же 2015 года компания на Бумстартер была запущена, собрана команда непосредственно на сам фильм, проводились репетиции, подбирались локации, всё шло хорошо.
Про крауд много сказать не смогу. Делали опираясь на опыт других, отчего ошибки других и повторяли. Конечно самым главным ориентиром была краудфандинговая компания "28 Панфиловцев". Наивно было полагать, что "подвиги дедов" и "сталкеры в кушарах" могут быть равнозначно успешны.
Денег собрать не получилось. И думаю если бы и вышло, проблема была бы в том, что больше половины средств ушло на сами вознаграждения и их доставку.
Тизер мало кого заинтересовал, как и предлагаемые вознаграждения на краудфандинге. Были и те, кто откликался вне компании по сбору, но то фанаты с лишь соткой деревянных в кармане и парой добрых слов.
Из запрашиваемых 350к рублей, мы смогли собрать только 10к.

Нет, этими двумя вкинувшими были не я и мой одногруппник
Нет, этими двумя вкинувшими были не я и мой одногруппник

Можно было бы ещё как-то выкрутится, попробовать поискать финансирование из других источников, снять какую-то яркую сцену готового сценария как демо, запустить новый сбор (а ещё направится на разного рода питчинги, про которые я просто не знал тогда), однако проблема была в самой смете. Составляли мы бюджет картины летом 2014 года, когда доллар был ещё в районе 35 рублей. А к середине 2015 он уже был под 65. Соответственно всё подорожало вдвое, а доходы в двое не увеличились.
Я тянул до последнего. Продолжал проводить репетиции, пытался переписывать смету, подумывал как-то сэкономить и может взять нахрапом, однако опыт тизера давал понять — без бюджета ничего не выйдет.

Затупил. Запил. Забил на всё и целый год провалялся в прострации.

Весной же 2016 со мной связались ребята из команды ГБФ (у них свой канал на ютубе, снимали по сталкеру короткометражки, я их привлекал к работе над "Расколотой Землей") с предложением помочь им доделать их новую короткометражку.
Я не долго думая согласился. Казалось, что тут то отыграюсь, вымещу весь порыв, что был для своего проекта. Но всё опять скатывалось в работу наспех, без бюджета, на голом энтузиазме.
Когда парни меня позвали, им был нужен только сценарий. Потом появилась просьба сыграть одну из ролей. Потом помочь найти ещё людей. В общем так дошло до того, что я больше половины фильма срежисировал. На всё про всё две недели, включая предпродакшен, поиск локаций, сбор реквизита, репетиции и саму съемку.
Обежав пригород Красноярска, нашел колоритную военную базу, постепенно разбираемую на кирпичи. Пригласил людей из команды «Расколотой Земли«, и просто знакомых поучаствовать. Всё это в каком-то безумном темпе. Часть съемок в деревне Еловка, откуда сами ГБФ. Часть на военной базе БЖРК. Часть в черте Красноярска. За две, мать его, недели (!). Это я вам скажу было ещё то приключение, где к нам и подходили полицейские с вопросами по типу "эй, а вы чё это тут делаете?", был внезапный ливень который чуть не убил всю технику, съемки в аномальную жару, травмоопасные трюки… Результат вышел довольно не плохим, с учетом всех трудностей и безбюджетности, но все же это было не то, что я хотел.

Эпилог

В конце 2016 года я свалил в Питер, так как считал, что в Сибири ничего не получается с кино не потому что я дурак холодный, а просто почва не та. По итогу, всё что я смог сделать уже будучи в северной столице это мой дипломный фильм в 2018 году, который по качеству далеко не ушел от всего сделанного ранее. И тут наверное напрашивается вывод, что дело не в безбюджетности, работе с людьми на энтузиазме и прочих отговорках. Мной было видено не мало картин собранных на коленке, но не вызывающих желания поскорее их выключить. Что же я делал не так? Да по-большому счету всё: начиная с жанра и постоянной спешки, заканчивая завышенными ожиданиями и низкой профпригодностью. По этому, для всех кто это прочитал и задумывается над какими-то своими творческими проектами — подходите максимально взвешенно и ответственно к делу. Держите это у себя в голове, что бы в будущем не приходилось жалеть о потраченном времени и несбывшихся надеждах.

P. S. Режиссером кино мне стать так и не удалось. С ребятами из ГБФ работал уже как сценарист для других их проектов, а в собственной профе съехал в постпродакшен (композитинг, трекинг, цветокор, 3д).
Не снимаю ничего уже лет 5. Любые задумки идут в стол или остаются мелким наброском в памяти. Иногда правда, появляются желания, подобно тем, на балконе в 2013 году, когда хочется уже самому себе сказать, — "Чувак, у меня есть отличная идея — давай снимем фильм".

112
16 комментариев

Посмотрел не без интереса) вайбы игры и узнаваемые локации порадовали. Жаль ученый в бункере не сказал каноничное «да-да»)
Сильно конечно хромает актёрская игра, а постановка боев вообще вызвала испанский стыд) а вот к оператору, звуку и реквизиту притензий гораздо меньше, учитывая отсутствие бюджета.
Вобщем для первого раза неплохо, как для неискушённого зрителя и любителя серии игр. Атмосферненько так получилось и захотелось вновь запустить игру)

10
Ответить

Как режиссер-режиссеру:

Я думаю, в этой истории больше всего виноваты амбиции. Я сам такой же - хочу снять все так, как вижу в своей голове, где и бюджет бесконечный, и фантазия уже все создала. Казалось бы - иди и снимай! Но, как мы это проговаривали с моей командой: есть идеал, а есть реальность, и реальность всегда ставит палки в колеса: то денег нет, то слетают люди, то организация, то забыли что-то взять на смену, и т.д.
Я это не к тому, чтобы пристыдить, или еще что. Наоборот - я понимаю эту проблему!

Я вот хотел всю учебу снимать фэнтези и в качестве учебных работ, но старым совковым преподавателям хотелось какой-то слезовыжимательной социалочки, в духе "неблагополучные дети-нарокманы из детдома для инвалидов" (ничего не имею против социальных работ, но иногда нам показывали такие закрученные фильмы, что мой пример темы звучит даже реалистично)

А еще, к сожалению, в нашей стране не сказать чтобы есть "спрос", в полном смысле слова, на такой контент. Меня это лично всегда удивляло: вроде фанатов того же сталкера много, а смотрит малый процент.

Но главное, что я хотел бы сказать, как коллега-коллеге: не отчаивайтесь! Вас ждет еще много крутых проектов, я убежден. А любить кино и получать удовольствие от процесса можно не только в кресле режиссера - те же сценарии, о которых Вы писали, отличная альтернатива.

Еще будет тот проект, который обязательно вновь заставит себя почувствовать энтузиастом. А еще, я убежден, будет то время, когда спрос на фантастику и фэнтези будет такой, что мы с Вами будем изнывать не от отсутствия работы, а от ее количества :D

Не знаю, хорошо или плохо, что пишу этот комментарий, но я прочитал Вашу историю с удовольствием (потому что знакомые ощущения) и грустью (опять-таки, ощущения), и захотел поделиться своими эмоциями и ощущениями - мне всегда помогает чувство, что я не одинок в своих трудностях.

Удачи в любом случае и в любых начинаниях!

9
Ответить

Спасибо за добрые слова, искренне.

1
Ответить

По сталкеру ваще очень много годных короткометражек выходило. Всё же игра феномен для СНГ по культурному влиянию. А вы молодцы парни, жаль что так грустно окончилась статья)

5
Ответить

О, на тему фанатских короткометражек по сталкеру можно отдельную статью писать. Впрочем, как и про моды на игру, книги, арт и в целом фанатское творчество.
Ну, а грустить не надо. Ребята из ГБФ продолжают свое дело, а то что я отошел от всего этого..., бывают периоды взлетов, бывают падений. Превратности судьбы, так сказать.

1
Ответить

Может лучше такое в Кино и сериалы перетащишь
https://dtf.ru/cinema

1
Ответить

Я не стал этого делать, подумав, что оттуда меня отправят в творчество.

2
Ответить