Лучшее японское кино по версии BFI
Британский институт кино представил список лучших фильмов японских режиссеров за последние 95 лет.
В рамках предстоящего фестиваля Japan 2020, посвященного японскому кинематографу и его более чем столетней истории, Британский институт кино (British Film Institute, BFI) представил свой взгляд на далекое и многим неизвестное японское кино, опубликовав на своем сайте 95 лучших фильмов, снятых японскими режиссерами в период 1925-2019 гг. При этом каждый год представлен в списке только одним фильмом.
Первое широкое знакомство европейских и американских зрителей с японским кино произошло в середине 50-х, когда они впервые увидели ленты Кэндзи Мидзогути и Ясудзиро Одзи, а фильм «Расемон» Куросавы завоевал главный приз Венецианского кинофестиваля – «Золотого льва».
Хотя японское кино ведет свою историю с 1899 года, список Британского института кино начинает отсчет с 1925 года, поскольку, как пишут его авторы, более ранние японские ленты либо вообще утрачены, либо их очень трудно отыскать.
Конечно, как и любой топ, этот список представляет собой субъективный взгляд на историю национального кинематографа и не может ни в коей мере претендовать на объективность. Здесь есть и несомненные общепризнанные шедевры, и фильмы, появление которых может вызвать споры. А также вопросы, почему не нашлось места некоторым другим лентам. Тем не менее, подобный список дает возможность увидеть, как развивалось японское кино, какие тенденции главенствовали в нем в те или иные периоды, и к чему пришло японское кино в наши дни.
Если пробежаться по списку из 95 картин, мы увидим, что помимо упомянутого ранее «Расемона» (Rashomon, 1950) Акиры Куросавы здесь есть еще одна его не менее монументальная работа – «Семь самураев» (Shichinin no samurai, 1954). Вместе с ним представлены два других столпа и крупнейших мастера японского кинематографа Кэндзи Мидзогути (в списке присутствуют четыре его картины, вышедшие в 30-50-х годах двадцатого века) и Ясудзиро Одзу (в топе также четыре ленты маэстро).
Названия многих картин и имена режиссеров порой ничего не скажут обычному зрителю, однако продвигаясь по шкале времени вперед к нашим дням, все больше и больше знакомых имен начинает попадаться на глаза.
Среди них - Кацухиро Отомо и его великое аниме «Акира» (Akira, 1988), отмеченное как лучший фильм 1988 года, Хаяо Миядзаки со своими прекрасными «Порко Россо» (Kurenai no buta, 1992) и «Унесенные призраками» (Sen to Chihiro no kamikakushi, 2001). В числе других аниме, нашедших свое место в списке лучших картин по версии BFI, можно увидеть «Паприку» (Papurika, 2006) Сатоси Кона и «Летние войны» (Samâ uôzu, 2009) режиссера Мамору Хосоды.
В список вошла лента «Давайте потанцуем» (Shall we dansu?, 1996) Масаюки Суо, по которой спустя восемь лет Голливуд поставит неплохой ремейк, пригласив на главные роли Ричарда Гира и Дженнифер Лопез.
Конечно же, не обошли вниманием и японские фильмы ужасов, известные под именем J-Horror. Зародившись в середине 60-х, этот жанр по-настоящему расцвел и приобрел свою известность во второй половине 90-х – начале 2000-х годов, когда на экраны вышли такие ленты как «Звонок» (Ringu) Хидэо Накаты (присутствует в списке как лучший фильм 1998 года), «Кинопроба» (Ôdishon) Такаси Миике (лучшая лента 1999 года), «Пульс» (Kairo, 2001) и «Темные воды» (Honogurai mizu no soko kara, 2002).
Лично мне немного жаль, что в топ не удалось попасть некоторым другим картинам, которые ничуть не хуже и способны подарить массу удовольствия во время просмотра. Одна из них – это «Королевская битва» (Batoru rowaiaru, 2000), вместо нее этот год представляет в топе драма Синдзи Аоямы «Эврика» (Eureka), получившая несколько призов в Каннах.
Кроме того, в топе не нашлось места ни одной картине про Годзиллу, который не менее популярен в современном кинематографе, чем знаменитый Кинг-Конг. По крайней мере, один из них – самый первый фильм о гигантском монстре, вышедший на экраны в 1954 году под лаконичным названием «Годзилла» (Gojira) и поставленный Исиро Хондой – очень хотелось бы увидеть в списке.
Но, как бы не совпадали мои или ваши вкусы со вкусами составителей топа, отрадно видеть, что список дает хорошее представление об эволюции японского кинематографа, история которого превышает столетие, и отличную возможность познакомиться с лучшими образцами национального кинематографа далекой островной страны.
Тем, кому по-настоящему грустно от того, что какие-то картины не представлены в списке, могу порекомендовать обратить внимание на другой топ-лист японских фильмов, составленный киноведом Максимом Павловым. Он тоже охватывает почти столетний период, но придерживается немного других принципов создания и содержит фильмы, как присутствующие в списке BFI, так и те, которым там места не нашлось. И да, в списке Павлова таки есть Годзилла!
В общем, добро пожаловать в японский кинематограф, а напоследок поделюсь с вами трейлером фестиваля японского кино Japan2020, который проходит при поддержке не раз упомянутого здесь Британского института кино, и в рамках которого и был опубликован обсуждаемый здесь список.
Немного пишу про кино на дзене, кому интересно - присоединяйтесь. Всегда рад новым читателям и мнениям.