Насколько эффективно Сталин управлял советским кино?

Насколько эффективно Сталин управлял советским кино?

Тов. Сталин у телефона:

Ну, что? Они не капитулируют? Приказываю: нанести всеми силами последний решающий удар по немецким позициям. Огонь вести на уничтожение. Огня не прекращать до безоговорочной капитуляции врага

Из фильма "Падение Берлина"

История России - словарь оксюморонов, а Иосиф Сталин в ней самая чудесная химера - то ли эффективный менеджер, отец народов и спаситель нации, то ли кровавый тиран и массовый убийца. Кажется нет ни одной сферы нашей жизни на которую бы не повлиял этот невысокий тихий человек.

Уникальными были отношения Сталина и с советским кино, потому что сложно вспомнить фигуру такого исторического масштаба, не просто любившую кино (что было присуще далеко не всем например, Хрущев, кажется, кино вовсе не интересовался), но, по сути, на протяжении 20 лет управлявшую кинематографом в ручном режиме, вплоть до правки конкретных сценариев (ниже я приведу множество примеров). Поэтому мне стало интересно как на советское кино повлияли годы правления Сталина?

Я вообще думаю, что хорошие фильмы нужно смотреть несколько раз. За один раз ведь трудно до конца понять, что режиссер думал и хотел сказать на экране.

Иосиф Сталин

Важный дисклеймер о Сталине

Во-первых, я буду говорить о Сталине исключительно в контексте его влияния на советское кино. В этом тексте меня не интересует, насколько он был хорош как глава государства, полководец или отец.

Во-вторых, несмотря на то, что я планирую быть “объективным и беспристрастным”, в отношении самого Сталина я ангажирован - мне не нравятся диктаторы и этот конкретный в том числе.

Насколько эффективно Сталин управлял советским кино?

На основе каких критериев я буду оценивать Сталина как киноменеджера?

Для начала давайте разберёмся, что сам отец народов хотел от советского кинематографа. Большинство исследователь выделяют две основные цели, которые Сталин ставил перед советским кино:

  • идеологическую - воспитание советского человека и пропаганда коммунистических ценностей. Например, в резолюции «Об агитпропработе» Сталин заявлял: «Кино должно явиться в руках партии могущественным средством коммунистического просвещения и агитации».
  • экономическую - создать эффективную систему производства и проката фильмов. На Первом всесоюзном партийном совещании по кино в 1928 году Сталин отмечал: «Кино – наиболее портативное, дешевое и необычайно наглядное искусство». На важность "коммерческой составляющей" указывает например, резолюция Оргбюро ЦК ВКП(б) от 1948 года (положившая начало малокартинью) в которой говорится: “…тов. Суслову, с привлечением работников Министерства финансов, разработать вопрос о сокращении вдвое расходов по производству кинофильмов и мероприятиях по увеличению вдвое доходов от кино”.

Для "объективности и беспристрастности" давайте подберем для этих целей количественные показатели эффективности - KPI. Логично предположить, что данные цели будут достигнуты, если киноотрасль сможет создавать достаточное количество идеологически “верных” фильмов популярных у аудитории.

Теперь ответим на два вопроса:

1. Какое кино можно считать идеологически верным?

Во-первых, исключительно отечественное, т.к. сталинский период в советском кино по сути стартовал с запрета проката зарубежных фильмов.

Во-вторых, это кино не коммерческое, зрелищное, массовое или мещанское (зарубежное/дореволюционное/НЭПа), а кино, посвященное коммунистической агитации, революции и классовой борьбе.

Вот, что пишется об этом в статье газеты "Кино" в мае 1927 года: «Империалистическая война” между зарубежными и отечественными фильмами закончилась полной нашей победой, и да здравствует “война гражданская” между советской коммерцией и социалистической кинематографией!»

2. Сколько фильмов для достижения сталинских целей должен выпускать советский кинематограф в год?

В статье газеты “Известия” в честь 15-летия советского кинематографа была сформулирована следующая цель: “Америка же выпускает в год 800 фильмов. Мы должны стремиться к крупнейшим масштабам производства… Ускорение развернет возможности, и мы подойдем спустя несколько лет к показателям: 800—1000 фильмов в год”. О показателе 800 фильмах в год говорит и руководитель советского кино того времени Борис Шумяцкий [1].

С другой стороны, сама цифра “800 фильмов в год” не озвучивалась в официальных документах, а была, скорее, примером программирования идеального будущего. Поэтому, для конкретных цифр предлагаю обратиться к опыту досталинского периода. Глава “Совкино” Константин Шведчиков утверждал, что в 1928 году для бесперебойной работы кинотеатров необходимо выпускать в прокат 220 фильмов в год (советский кинематограф в тот момент мог обеспечить всего 120-130 фильмов). Предлагаю взять эту цифру за ориентир - сталинское управление советским кино можно будет признать успешным, если он как минимум превзойдёт НЭПовские показатели (для понимания масштабов: современный российский кинематограф выпускает ежегодно 130-140 фильмов).

Однако, чтобы говорить о выполнении нашего KPI недостаточно просто выпускать 220 фильмов в год, нужно выпускать достаточное количество успешных в прокате фильмов, те среди главных хитов проката должны быть исключительно отечественные кинокартины. Можно вспомнить следующие слова Сталина: «У кино наиболее многочисленная аудитория, кино по своей природе наиболее массовое и демократическое искусство. Кино, действуя показом, способно охватить и воздействовать на сознание наиболее отсталого в культурном развитии зрителя».

Резюмируем: для оценки эффективности сталинской системы управления кинематографом мы будем использовать два показателя - 1. Ежегодно должно сниматься как минимум 220 фильмов; 2. Среди основных хитов проката должны быть исключительно советские картины.

Насколько эффективно Сталин управлял советским кино?

В каком состоянии советское кино досталось Сталину?

Сталинскому периоду, предшествовало кино периода НЭПа (если хотите найти аналогию НЭПу в современности, обратите внимание на Китай последних 30 лет). Давайте обзорно рассмотрим в каком состоянии кинематограф достался товарищу Сталину:

Во-первых, кинематограф НЭПа жил по принципам рыночной экономики - существовали как частные (например, Межрабпом-Русь), так и государственные киностудии и кинопрокатчики, фильмы конкурировали за внимание зрителя, а основным критерием успеха была доходность и окупаемость. Прибыль государственных и частных киностудий, как и заработные платы кинематографистов, напрямую зависели от сборов фильмов в прокате.

При этом, в условиях конкурентного рынка частные студии часто были гораздо успешнее. С другой стороны, для государственных киностудий нормой был перерасход и коррупция: «Поддающийся исчислению брак картин за 1930 год составил 2 млн. рублей. Перерасход смет по фильмам «Ненужная вражда» на 30%. «Праздник святого Иоргена» на 150%, «Пятилетка» на 222% и т.д.»

Во-вторых, сформировался полноценный “класс” кинематографистов профессионалов, в который входили как представители “дореволюционного искусства”, например, Константин Эггерт или Яков Протазонов, так и «продукты» революции - Сергей Эйзенштейн, Георгий Александров, Лев Кулешов и др. Именно эта плеяда НЭПовских творцов будет определять лицо советского кинематографа в ближайшие 20 лет и принесет ему международное признание.

С этим Протазановым лезут столетние древности кинематографии. Кинематографа не было, а уже был Протазанов

Владимир Маяковский

В-третьих, в прокате доминировали зарубежные фильмы. В 1925 году прибыль от проката заграничных картин составила 79% от общих доходов киноотрасли[2]. Западные кинокартины приносили больше прибыли и пользовались огромным успехом у зрителей. Режиссер Б.В. Чайковский на страницах газеты «Кино» приводил следующие цифры: готовая заграничная картина стоит в 4–5 раз дешевле, а прибыль дает 50 или 100% в один или два месяца оборота[2].

Насколько эффективно Сталин управлял советским кино?

Успеху иностранного кино способствовали и яркие (разрешенные советскими властями) рекламные кампании: Рекламная кампания фильма «Багдадский вор» была разработана и в течение месяца проводилась «Севзапкино». В ход были пущены и оберточная бумага с ярлыками «Багдадский вор», и листовки, сброшенные с самолета накануне премьеры. Здание «Сев­запкино» украшал рекламный щит высотой в шесть этажей, на котором был изображен Дуглас Фэрбенкс [2].

В результате, советский кинопрокат был под завязку забит иностранными фильмами - к 1928 году в прокате их насчитывалось более 5 тысяч.

очень хорошие картины имеют наименьший успех, и наоборот, плохие картины… имеют громадный успех

Михаил Левидов

В-четвертых, НЭПовский зритель предпочитал не «большое искусство» или идеологически верное кино, а фильмы “легких" жанров (боевики, приключения, комедии, мелодрамы) или вовсе дореволюционные картины.

Среди самых популярных советских фильмов НЭПа (таблице ниже) сплошь представители “низких” жанров - приключенческий фильм “Мисс Менд” в 4 раза успешнее в прокате, чем произведший международный фурор “Броненосец “Потемкин”. Самый дорогой советский фильм 1920-ых “Октябрь” (снятый тем же Эйзенштейном и посвященный революции) окупился в прокате только на 17%.

Хотелось бы видеть на экране более “глупые” в смысле содержания картины

Из опроса зрителей Обществом друзей советской кинематографии

Зритель безапелляционно “голосует” рублем за зрелище и развлечение, журнал “Советский экран”, констатирует, что зрительские предпочтения “советского человека” не сильно отличаются от дореволюционных: “Та масса, которая заполняет по вечерам кинотеатры, оказалась на три четверти из рабочих и служащих. Они являются основными потребителями “новинок сезона”, “боевиков” и монопольных кинофильм, то есть всей той кинопродукции, которая так пышно рекламируется, так назойливо предлагается”.

Самые популярные советские фильмы 1920-ых

<p>Источник: Александр Федоров. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей</p>

Источник: Александр Федоров. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей

В-пятых, несмотря на огромную конкуренцию со стороны иностранного кинематографа и тяжелые последствия революции, к концу 1920-ых в СССР формируется вполне успешная киноиндустрия. Количество выпускаемых фильмов постоянно растет - к 1927 году в прокате уже 120 игровых отечественных лент, в 1928—124, в 1929—128. Полноценно работают не только киностудии в Москве и Ленинграде, но и в большинстве советских республик. Так, Грузинская киностудия только с 1923 по 1927 год выпустила 33 полнометражных художественных фильма. Значительно расширяется и сеть кинотеатров, по данным Совкино, к концу 1927 года имелось 1491 коммерческих, 1788 клубных и 232 деревенских стационарных кинотеатра, а также 1156 деревенских передвижек[3].

Резюмируем: С одной стороны, Сталину досталась киноиндустрия, способная создавать значительное количество фильмов с целой плеядой талантливых кинематографистов. С другой, в кинопрокате доминируют зарубежные и коммерческие фильмы, а зритель выбирает кино развлекательных жанров.

Плохо обстоит дело с кино. Задача – взять это дело в свои руки

Иосиф Сталин
Насколько эффективно Сталин управлял советским кино?

Как Сталин менял советский кинематограф?

С конца 1920-ых Сталин начал выстраивать новую систему управления советским кинематографом по средством следующих конкретных шагов:

1. Централизация и создание жесткой вертикали управления.

Во-первых, были национализированы (перешли в государственную собственность) все киностудии и прокатные компании. Республиканские студии, ранее подконтрольные местным властям и благодаря этому достаточно независимые, стали напрямую подчиняться федеральному центру.

Во-вторых, был создан единый государственный орган управления кинематографом, регламентирующий весь процесс производства и проката фильмов от утверждения сценария до графика выхода в прокат.

В-третьих, вырабатываются четкие формальные требования как к кино, так и к процессу его производства: от размера бюджета до художественных особенностей: “Срок производства художественной фильмы должен в среднем не превышать 6 месяцев в 1930–31 году – с сокращением его до 5 мес. В 1931–32г. Себестоимость художественных фильмов в среднем не должна превышать 75 тыс. руб. на 1930–31 год"[4].

В-четвертых, главным и единственным условием получения разрешения на создание фильма становится его попадание в "тематический план" - утверждаемый государством перечень снимаемых фильмов.

В-пятых, киноотрасль переходит на полное государственное обеспечение - ежегодно на съемки конкретных фильмов (согласно “тематическому плану”), а также подготовку специалистов, поддержание киносети и прочее выделяются деньги из бюджета СССР. Например, в 1938 г. расходы бюджета на кинопромышленность составили 135 млн. рублей, при общем бюджете в 20 млрд. рублей (на кино приходилось чуть больше 0,6%) [1].

При этом, доход киностудий, как и отдельных кинематографистов, теперь не зависит от кассовых сборов, деньги в обход студий напрямую идут государству.

Дополнительно: Несмотря на то что централизация, по мнению Сталина, “упорядочивает, наконец, прокатное дело и кладет предел распылению государственных доходов” [1], сам этот процесс “упорядоченным” не выглядит.

Напротив, он кажется случайным и не системным, например, в течение всего сталинского периода название единого органа управления кинематографа менялась 6 раз - “Союзкино”(1930-1933), Главное управление кинофотопромышленности (ГУКФ) (1933-1936), Главное управление кинематографии в составе Комитету по делам искусств (1936-1938), Комитет по делам кинематографии (1938 - 1946), Министерство кинематографии СССР (1946 - 1953). Причём, эти разнообразные органы "единого управления кинематографом" успели побывать в подчинении Наркомата легкой промышленности, Комитета по делам искусств при Совете министров СССР, так и в качестве независимого ведомства.

Насколько эффективно Сталин управлял советским кино?

2. Лишение кинематографистов самостоятельности и свободы

Параллельно с централизацией идет процесс установления абсолютного верховенства государства над кинематографом: сначала окончательно теряют свободу до этого относительно независимые республиканские киностудии. С одной стороны, это позволяет решить проблемы самоуправства местных властей и конкуренции между разными государственными киностудиями. С другой, ведет к усложнению процесса согласования (помимо местной бюрократии, нужно теперь получить согласование московских бюрократов), а также, к унификации и потере кинематографом национального колорита. Вот как описывает ситуацию в республиканских киностудиях режиссер-драматург Николай Шенгелая на совещании в ЦК партии в 1940 г.: последние пять-шесть лет «наш писатель-грузин писал сценарий на русском языке, наш актер-грузин играл на русском языке в картине»[4]

Затем киностудии и кинематографисты лишаются финансовой независимости и мотивации снимать коммерчески успешные, востребованные аудиторией фильмы, т.к. они больше не получают процент от кассовых сборов. В июле 1938 г. выходит постановление Совета народных комиссаров СССР «Об изменении порядка финансирования производства художественных фильмов», в результате которого киностудии лишаются отчислений от проката. К концу 1938 г. Комитет по делам кинематографии выпускает новое постановление, которым отменялась система отчислений режиссерам и сценаристам от проката их фильмов.

Вместо этого штатные режиссеры получают фиксированную зарплату, а оплата за фильм зависит от количества выпускаемых копий фильма для кинотеатров — так называемых “потиражных”. Количество же этих копий устанавливалось руководством студии (естественно, после согласования с руководством всего советского кинематографа) в зависимости от идейно-художественных достоинств фильма[5].

По сути, с этого момента все усилия кинематографистов направлены на создание фильмов, соответствующих формальным требованиям государственного аппарата и личным предпочтениям начальников.

Единственным способом для кинематографистов заработать дополнительные деньги, помимо потиражных, становится получение государственных званий и наград, присуждением которых, естественно, заведуют различные партийные начальники. Например, любимый режиссер Сталина, Михаил Чиаурели (по совместительству создатель главных фильмов о вожде) был удостоен 5 сталинский премий первой степени, что составило совокупный гонорар в 500 тысяч рублей (при средней зарплате в 1940 году в 339 рублей в месяц).

И наконец, советские кинематографисты лишаются творческой свободы. Согласно постановлению Совнаркома СССР (март 1938 года) «Об улучшении организации производства кинокартин»: режиссерско-монтажные сценарии подлежали утверждению Кинокомитета без права внесения в процессе работы каких-либо изменений, подбор актеров — утверждению Кинокомитета, постановочные планы (эскизы декораций и костюмов, сметы на производство фильмов) — утверждению Кинокомитета, сдача фильма еще до окончательной его готовности — также, утверждению Кинокомитета. Нарушение этого порядка было определено как «антигосударственная практика»[6].

Насколько эффективно Сталин управлял советским кино?

3. Идеологизация и цензура

Рост контроля за киноотраслью, логично, привел к усилению цензуры. Естественно, кинематограф цензурировался советской властью всегда, но, в основном, эта практика касалась зарубежных и дореволюционных картин: так, из 127 американских лент, ввезенных в СССР в 1926 году, разрешено к показу было 74, из 65 французских - 16. Это была достаточно “мягкая” цензура, отсекающая совсем неугодные и антикоммунистические картины. Вот как такую цензуру представлял Ленин: «Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то не важно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место».

С начала сталинского периода цензура значительно усилилась: в конце 1920 был введён запрет на прокат зарубежных фильмов, параллельно кинопрокат активно расчищался от фильмов дореволюционных и снятых в эпоху НЭПа - только в 1936-1937 года было снято с проката более 250 полнометражных фильмов (около половины фильмофонда на тот момент).

Параллельно начинают активно цензурироваться и запрещаться фильмы снятые в сталинский период. Сама такая практика вприобретает беспрецедентные для советской истории масштабы, как отмечает кинокритик Сергей Кудрявцев “доля запрещённых фильмов в СССР составила чуть более 2%, однако их подавляющая часть приходится на эпоху сталинизма (1924-1953 гг.), когда положили на "полку" 130 лент, то есть свыше 8% всей кинопродукции. А вот в постсталинские годы - всего лишь полпроцента! Причем, при правлении Хрущёва в 1954-64 гг. картины только переделывались и подвергались всевозможной цензуре, но потом выпускались на экран”. (Хочется напомнить, что Хрущев в отличии от Сталина кино не любил)

При этом, в СССР не существовало “индульгенции” от цензуры: классика Сергея Эйзенштейна запрещали наравне с “дебютантом” Николаем Досталем (впрочем, такое время было, что классик был всего на 10 лет старше дебютанта).

Вот, кинематографисты отзывались о цензуре в «Письме группы кинематографистов И.В. Сталину» от 13 июля 1940 г.: “Сценарии проходят огромное количество инстанций, каждая из которых имеет право вносить свои вкусовые коррективы… Организационная система руководства кинематографией основана на полном смешении вопросов искусства и кинематографической индустрии.… Руководство кинематографии ….рассматривает художников кино как шайку мелкобуржуазных бездельников, как рвачей, как богему».

Помните, мы говорили о “тематических планах” как способе оптимизировать кинопроизводство и создать “четкую” централизованную систему управления советским кинематографом? Так вот, попадание фильма в "тематический план" никак не защищало его от цензуры или запрета к показу. Более того, все 130 фильмов запрещённых при Сталине прошли все уровни утверждения, были включены в “темпланы” и на них были потрачены бюджетные деньги.

Насколько эффективно Сталин управлял советским кино?

Вместе с ростом цензуры выросла “идеологизация” советского кино. При этом сталинское кино было преимущественно "идеологическим и агитационным" лишь короткий промежуток времени - в 1929 года Совнарком СССР выпустил постановление, согласно которому «могучим орудием в деле политического, культурного и производственного просвещения широких масс трудящихся города и деревни» должно было стать неигровое кино - агитки. Производство и прокат таких фильмов расширялись, а киностудии теперь были обязаны тратить на эту продукцию не менее 30% бюджета. Традиционная жанровая система c драмами, комедиями, авантюрными фильмами была практически уничтожена. В итоге, количество зрителей резко сократилось, как сократились и доходы от проката[5]. Уже к середине 1930-ых в советском кинопрокате начали вновь доминировать фильмы “легких”, зрелищных жанров. Самые кассовые фильмы того периода - “Чапаев” (приключенческих боевик), “Веселые ребята” (музыкальная комедия), “Сердца четырех” (комедия) и т.д.

С этого момента “идеологическая ценность” кино заключается не в его идейно-художественных достоинствах, а в полном следовании политической конъюнктуре. Изменение внешнеполитической ситуации, приоритетов государственной политики и даже, снятие с должности конкретного государственного деятеля могли привести к переписке сценария или запрету фильма. Основная проблема здесь заключалась в том, что политическая конъюнктура постоянно менялась, и киноотрасль “физически” не могла за ней успеть. Так, подписание пакта “Молотова-Рибентропа” привело к тому, что с “производства сняли «шпионские» и антифашистские фильмы и вообще картины антигерманской, а заодно и антияпонской направленности. Большинство выпущенных ранее в прокат антигерманских картин было снято с экрана: «Александр Невский», «Профессор Мамлок», «Болотные солдаты», «Семья Оппенгейм» и другие[5].

Примечательна судьба антипольского фильма “Мечта”, снятого в 1941 году, но выпущенного на экран лишь в 1943 г. из-за того, что на протяжении этих двух лет СССР пытался договориться о соглашении с Правительством Польши в изгнании.

Однако, несмотря на все сказанное выше, нельзя не упомянуть об особом статусе советских кинематографистов, к которым власть относилась как к уникальным, штучным, высококвалифированным специалистам, даже в сравнении с другими творческими специальностями. Государственный аппарат был удивительно мягок в отношении кинематографистов. Да, были отдельные случаи арестов (например, сценарист Сергей Ермолинский), но часто запрет фильма не приводил к каким-либо последствиям для его создателей. Так, Сергею Эйзенштейну, после запрета Бежина луга ”в «ввиду её антихудожественности и явной политической несостоятельности”, позволили в качестве “извинений” снять “Александра Невского”. С режиссерами разговаривали, одаривали премиями, к ним подбирали “ключи”, даже сам Сталин участвовал в этом процессе убеждения и внушения кинематографистов.

В этой связи судьба кинематографистов контрастирует с участью чиновников, управлявших кино при Сталине: из 4 глав кино расстреляны были двое.

Если, к примеру говоря, он там будет сидеть не на тракторе, а, скажем, на бывшем царском троне, то эта черта придаст финалу особый смысл

Иосиф Сталин
Насколько эффективно Сталин управлял советским кино?

4. Личный - ручной контроль кинематографа

Этот пункт кажется контринтуитивным - зачем создавать строгую бюрократическую вертикаль, а потом встраивать в нее (по сути ломая) систему личного, ручного управления? Но таковы, кажется, особенности всей “сталинской” системы государственного управления.

Поэтому многие исследователи называют местом, откуда по-настоящему управлялся советский кинематограф - небольшой кинотеатр «в зале Кинокомитета в Гнездиковском, недалеко от Кремля». Фильмы в нем, как правило, показывались после заседаний Политбюро - в ночные часы, а их обсуждение проводилось сразу же после просмотра. «Сталин присутствовал постоянно. Специальная комиссия, образованная при ЦСК КПСС по выпуску фильмов на экран в составе Жданова, Маленкова, Андреева и Вышинского, выносила предварительное решение – показывать фильм товарищу Сталину или нет»[6].

Существует легенда, что вначале на эти просмотры звали самих режиссеров, но эта практика прекратилась то ли после того как Григорий Козинцев упал в обморок во время обсуждения его фильма, то ли, потому что режиссер Фридрих Эрмлер стал слишком активно спорить с Вождем.

Сталин присутствовал в советском кино в множестве ролей:

  • “главного цензора”, решающего судьбу отдельных фильмов (и даже удаление из прокатной версии конкретных сцен), режиссеров и целых жанров. Так, личным решением вождя была запрещена вторая часть трилогии “Иван Грозный” (третья часть вовсе была не закончена), сняты с проката “Закон жизни” и “Моя родина”. С другой стороны, выход и успех “Чапаева” и “Веселых ребят” стал возможен благодаря личной протекции Сталина. Моя любимая история следующая: Министр кинематографии СССР Иван Большаков пытался угадать отношении Сталина к фильмам буквально по его хмыканию и покашливанию при просмотре. «Если бы я только мог переспросить», — скажет Большаков Юткевичу на его вопрос, почему Вождь решил запретить его фильм «Свет над Россией»;
  • редактора сценариев: И. Сталин собственноручно редактировал сценарии таких фильмов, как “Великий Гражданин”, “Падение Берлина”, “Старое и новое”. Для понимания уровня погружения отца народов в материал можете посмотреть на открывающую этот текст цитату из сценария “Падение Берлина” (правки Сталина выделены курсивом)
  • чиновника, лично утверждающего ваши любимые “тематические планы”;
  • кинопродюсера: Сталин контролировал возвращение из США Сергея Эйзенштейна, Григория Александрова и Эдуарда Тиссэ. Другой пример: во время съемок “Ленина в октябре” у режиссера Михаила Ромма возникли сложности из-за того, что театр им. Вахтангова не отпускал на съемки актера Бориса Щукина, исполняющего роль Ленина. В итоге, проблема была решена после письма Ромма Сталину с просьбой «дать указание о полном освобождении Щукина из театра до 1 ноября..».

Симптоматично, что “сталинский” тип управления кинематографом с максимизацией личного участия и принятии решений на основе индивидуальных предпочтений активно копировался чиновниками гораздо меньшего масштаба.

Борис Шумяцкий, глава советского кино с 1930 по 1938 год, управлял им абсолютно по “сталинским лекалам”: придя к должности, заменил всех сотрудников на людей, лично обязанных ему (например, он убрал Константина Шведчикова во многом ответственного за успехи советского кино времен НЭПа), конфликтовал с главными кинематографистами страны и запрещал фильмы из-за личных предпочтений.

5. Большие инфраструктурные планы и проекты.

Период правления Сталина - это время масштабных, утопических проектов: от построенного Беломорканала до нереализованного Дворца Советов в 400 метров высотой.

В этой парадигме для кинематографа была придумана своя утопия - строительство “советского Голливуда” в Крыму. По задумке Бориса Шумяцкого (согласованной со Сталиным) на девяти квадратных километрах должно было разместиться четыре студии, 40 павильонов, около 240 постоянных декораций. Предполагалось, что первая очередь войдет в строй в 1939 году, давая 200 фильмов в год. К 1945 году производство должно было возрасти до 800 фильмов. В общем всесоюзная стройка под лозунгом - “мы рождены, чтоб сказку сделать былью”.

Большие планы были и по обновлению сети кинопроката и подготовки кадров. В 1927 году предполагалось, что к 1933 г. киносеть должна вырасти на 430%, а в деревне и вовсе на 573%.

К чему Сталин привел советское кино?

Итак, давайте еще раз зафиксируем, в эпоху НЭПа снималось около 120 фильмов в год, мы решили, что нормальным результатом для сталинской системы управления кино будет 220 отечественных картин в год. При этом эти 220 фильмов должны быть идеологически верными и успешными в прокате.

Что же получилось в итоге?

Вместо “советского Голливуда” малокартинье

В разных источниках называется различное количество картин выпущенных на экран в 1930-ые. Однако отличия не значительные в 5-7 картин в год, так что общая картина остается неизменной
В разных источниках называется различное количество картин выпущенных на экран в 1930-ые. Однако отличия не значительные в 5-7 картин в год, так что общая картина остается неизменной

Из графика выше, видно, что советский кинематограф за время правления Сталина даже не приблизился к показателю в 220 картин в год. Напротив можно заметить чёткий тренд к уменьшению числа выпускаемых картин, а рубеж в 100 картин и вовсе будет преодолен только через три года после смерти Вождя в 1956 году.

Казалось бы падение показателей, можно отчасти объяснить Второй мировой войной, но сталинская система систематически не выполняла даже собственные ежегодные "тематические планы" выпуска кинокартин на протяжении всех 1930-ых: в 1938 году советская кинематография вместо запланированных 90 полнометражных художественных фильмов выпустила только 34; в 1940 году удалось завершить 45 вместо 58 картин [3].

Следовательно кризис производства и проката картин начался еще в довоенные годы. Сами кинематографисты указывали на этот системный кризис в «Письме группы кинематографистов И.В. Сталину» от 13 июля 1940 г.: «Положение дел в киноискусстве кажется нам очень тревожным. В год входит три-четыре хорошие картины, все остальное исключительно убого, серо, скучно… технически все без исключения картины стоят на чрезвычайно низком уровне… сценарное дело находится в катастрофическом состоянии…»

У нас во время войны руки не доходили, а теперь мы возь­мем­ся за всех вас как следует

Иосиф Сталин

После войны власть провозгласила новую парадигму развития советского кинематографа - уменьшить количество картин, повысив их качество. Этот период получил название “малокартинья”. Некоторые исследователи указывают, что Сталин считал, что достаточно 12 картин в год, один фильм в месяц. В результате политики “малокартинья” в прокат за 7 послевоенных лет было выпущено всего 125 кинокартин, а в 1951 г. - и вовсе, всего 7 игровых фильмов.

Зарубежное кино наносит ответный удар

Итак, возможно советский кинематограф не смог добиться количественных целей, но, возможно, смог качественных - выпускать ежегодно несколько кассовых хитов, полностью удовлетворяющих потребности киноаудитории.

Обратимся к данным советского кинопроката - ниже представлен перечень 10 самых популярных у советских зрителей фильмов всего сталинского периода.

10 самых успешных фильмов советского проката 1930-1953 гг.

Источник: Федоров Александр. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей
Источник: Федоров Александр. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей

Итак, результатом 20-летнего сталинского руководства советским кинематографом стало доминирование в прокате… накаченного блондина в набедренной повязке из Голливуда.

Хорошо, предположим, что “Тарзан” лишь случайная флуктуация и попробуем ответить на вопрос: насколько, в принципе, зарубежное кино было успешно в сталинскую эпоху?

В связи с нехваткой “советского кино” и срывами темпланов после 1940 года иностранные (прежде всего трофейные - захваченные в ходе войны) фильмы вновь начали выпускать в советский прокат. С 1940 по 1952 год 30 зарубежных кинокартин преодолели в советском прокате планку в 15 млн. зрителей (совокупная аудитория более 500 миллионов человек). За тот же период рубеж в 15 млн зрителей преодолели 94 советских фильма. Получается на 1 успешную иностранную картину приходилось 3 советских кинохита, ситуация не такая плачевная, однако, необходимо учитывать, что:

во-первых, несмотря на успехи зарубежного кино доходы кинопроката значительно снизились до 86,6 % от плановых[5];

во-вторых, в широкий прокат все равно выходило достаточно мало зарубежных картин и практически каждая добилась значительного зрительского успеха. Например, из 3 зарубежных картин, выпущенных в 1940 году, планку в 15 млн зрителей преодолели две - «Большой вальс» - 25,7 млн. чел (2 место в прокате в 1940 году), «Сто мужчин и одна девушка» - 17,1 млн. чел.;

в-третьих, до советского проката не доходили актуальные западные кинохиты. Напротив, лидерами советского проката часто становились фильмы 10-15 летней давности. Например, в 1930-ые были сняты такие хиты советского послевоенного проката, как “Тарзан”, “Приключения Робин Гуда”, “Сети шпионажа” и др.

Для того, чтобы показать, насколько кинематограф позднего сталинского периода был не способен удовлетворить потребности советского зрителя, давайте обратим внимание на данные кинопроката 1952 г. (в таблице ниже). Среди 21 фильма, преодолевших планку в 15 млн зрителей, советских картин всего 10, из которых шесть - это фильмы-спектакли, т.е. по сути, снятые на камеру театральные постановки.

Фактически, через 7 лет после войны советский кинематограф, который должен полностью удовлетворять потребности аудитории - “проигрывает” в домашнем прокате зарубежным фильмам разной степени свежести, показывая достойный результат только благодаря театральным постановкам. И это учитывая, что Между прочим, в 1952 году вышел “Незабываемый 1919-й год” Михаила Чиаурели - фильм посвященный революционным годам жизни Сталина, снятый его любимым режиссером (этакий “ориджен” Вождя).

Источник: Федоров Александр. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей
Источник: Федоров Александр. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей

Наше дело левое, но случайно оказалось правым (Сергей Эйзенштейн)

Допустим сталинский кинематограф не смог в массовое кино, но, может, смог в большое искусство? Тоже нет, великое кино, безусловно, было, но снимали его в основном выходцы из эпохи НЭПа. Критические успехи начала 1930-ых, так и остались эхом времени соотносительной свободы. Да, был ещё Оскар 1943 года за документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой", но это было, естественно, решение больше идеологическое.

Сталинская система управления кино напрямую мешала большим художникам. Например, Сергею Эйзенштейну не позволили закончить два фильма - “Бежин луг” и третью часть “Ивана Грозного”, Александру Довженко запретили снимать фильм о причинах, приведших к захвату немецкими войсками Украины - “Украина в огне”.

Так, может быть, сталинский период в кино воспитал новое поколение кинематографистов или внёс решающий вклад в развитие инфраструктуры производства и проката кино?

Проект “советского Голливуда”, естественно, не был реализован, оборудование киностудий практически не обновлялось, все 30-ые годы отрасль испытывала серьезную нехватку кинопленки.

Впрочем, многим киностудиям все равно было нечего снимать. Бакинская киностудия в период малокартинья сняла 2 фильма, Ереванская киностудия целых 3 за 8 лет и только Грузинская стабильно снимала по 2-4 картины в год, что всё равно значительно ниже НЭПовских показателей.

Система обновления и подготовки кадров тоже работала не очень эффективно: к началу 40-х в режиссерской обойме советской кинематографии официально числилось 90 человек. Только 20 из них имели высшую категорию. 40 числились талантами первой категории. Причем многие из них – за былые, весьма и весьма давние заслуги. Шеренга советской кинорежиссуры, которая так быстро и качественно пополнялась все 20-е годы и даже в начале 30-х, в предвоенные годы практически никак не обновилась. По этому случаю Александр Довженко с горечью замечал: «На сорока картинах сидит человек двадцать пять – тридцать орденоносцев, потолстевших, поседевших, с именами, традициями, с положением и т.д. Их даже трудно критиковать. В последние годы чрезвычайно малый прирост новых режиссеров, молодых людей. С громадным трудом вовлекаются новые люди в этот громадный культурный процесс»[4].

‌Да, следующие великое поколение кинематографистов получили образование в послевоенные годы - среди них Марлен Хуциев, Сергей Параджанов, Юрий Озеров, Генрих Габай, Александр Алов и др. Но при Сталине у них не было возможности снимать, они начали работать только после 1953 года.

Значительных успехи были достигнуты только в развитии сети проката: с 1928 по 1935 размер киносети увеличился на 306% (правда, планы были до 500%).

Однако, в основном такой рост обеспечили кинопередвижки. К тому же, классический советский стандарт кинотеатра - большой однозальный, начали строить уже во время оттепели в связи с ростом киноаудитории.

Заключение

Из-за стратегических ошибок государственного управления, цензуры и срыва тематических планов к концу сталинского периода начинает выпускаться критически мало фильмов, которые не могут удовлетворить потребности советского зрителя, из-за чего значительно снижаются кассовые сборы.

Успех зарубежных фильмов демонстрирует, что отечественное кино того периода не соответствует потребностям аудитории, которая хочет зрелищного “легкого” кино и находит его в западных картинах разного уровня свежести.

Здесь максимально актуальной будет цитата из опроса советских зрителей, проведенного в 1928 году: «Заграничные картины я предпочитаю лучше тем, что они более содержательные, интересные по своему замыслу и развертыванию его <…> К советскому кино отношусь отрицательно, потому что “Совкино” чересчур увлекается в выпуске агитационных картин, что давно надоело…» (учащийся, беспартийный, 19 лет, образование среднее)[2].

Уже в 1952 году министр кинематографии СССР Иван Большаков в своей докладной записке пишет о необходимости увеличения количества постановок, а также расширения и усовершенствования производственных мощностей киносети, не оправившейся после войны[5].

Окончательно результаты сталинского периода в советском кино подвел, уже после смерти Сталина, Министр культуры СССР Пантелеймон Пономаренко, который сообщил, что в связи с сокращением числа выпускаемых фильмов: “…произошло недопустимое жанровое оскудение нашей кинематографии; в течение многих лет на экран не выпускалось ни одной комедии, ни одного музыкального фильма на современные темы, ни одного научно-фантастического фильма. За последние 5 лет выпущен только один спортивный фильм и два приключенческих"[7].

‌Несмотря на все сказанное выше, всегда можно привести в пример несколько шикарных фильмов, успехи в других областях или сослаться на “плохих бояр”. Но, мне кажется, логичным, что раз Сталин решал в советском кино абсолютно всё, то он полностью ответственен за эти плачевные результаты.

Приведу последний, максимально показательный пример: в конце 1920-ых в Киеве и Москве развернулось строительство двух огромных киностудий — Киевской киностудии и «Мосфильма» (самой большой в Европе кинофабрики на тот момент). Однако, проектировщики новых советских кинофабрик не учли особенностей производства звукового кино. В итоге из-за проблем со звукоизоляцией рассчитанные на производство 20–30 фильмов в год, в начале 1930-х «Мосфильм» и Киевская кинофабрика выдавали ежегодно по 3–5 картин и не могли даже близко приблизиться к уровню запланированной проектной мощности[3].

Борис Шумяцкий (руководитель советского кино с 1930 по 1938), который был достаточно близок со Сталиным (многие сталинские “кинокомментарии” мы знаем как раз из дневников Шумяцкого), знал об этих проблемах, но ничего не делал для их решения, потому что его больше увлекал проект “советского Голливуда”. Получается, Сталин создал такую систему, где кинематографом 8 лет руководил абсолютно неэффективный управленец, который был попросту удобен Вождю.

P/s Забавно, но наверное главный сталинский фильм о войне (и возможно главный фильм о Сталине), заканчивается кадрами события которого не было - прилёта отца народов в освобождённый Берлин и это пожалуй лучшая метафора всего советского кино.

Источники

1. Мария Белодубровская. Не по плану. Кинематография при Сталине

2. Галия Юсупова «С большим материальным и художественным успехом...» Кассовые феномены популярного искусства 1920-х годов: Кино. Литература. Театр

3. Косинова М.И. Кино как ресурс дохода страны. Советский кинопрокат в 1930-е годы

4. Кремлевский кинотеатр. 1928-1953. Документы

6. Марьямов Г.Б. Кремлевский цензор. Сталин смотрит кино

7. Фомин В. И. История российской кинематографии (1941—1968 гг.)

Гайс сори. В источниках забыл упомянуть вот эту прекрасную статью на дтф. Если прям хотите почитать о советском кино того периода вам сюда - https://dtf.ru/75769

214214
225 комментариев

А может им не управлять надо было?
Да не, бред какой-то, у нас тут всё скрепно и всему нужна сильная рука, то народ у нас как дети, им нужно вечно указывать как жить.

35
Ответить

Эм, а где нет цензуры? Можно хотя бы одну страну в пример.

30
Ответить

Это какие же времена были, когда нужно было строить идеологически правильных и стойких людей и для этого приходилось использовать кино в роли пропаганды. Да и средства на фильмы выделяла государство и нужен был некий порядок в этом.
Те же США в тоже время были довольно жестки с фильмами и цензурили их.

8
Ответить

Управлять нужно было, но, конечно, не таким образом. Попытка взять целую индустрию под тотальный контроль не могла закончиться ничем хорошим. Не стало возможностей для развития и стимулов тоже. Если бы Сталин заказывал своим любимым студиям и режиссерам идеологически верные ленты и тем бы приходилось на равных (ну за исключением госбюджета) конкурировать с прочим кинематографом, пришлось бы подтягивать качество до голливудского еще в 30-е. А в итоге имеем одного гениального Эйзенштейна (и то, снявшего меньше, чем мог) и больше ничего

3
Ответить

Сталин был целеустремлённым. Он любил брать свои силы в КУЛАК!

2
Ответить

Если сейчас зайти на сайты/форумы где средний возраст посетителей больше 40, то можно почитать как люди радуются свежей новости, где система Лукашенко судит директора магазина ща повышение цен. И очень сильно хотят, чтобы и в РФ было так.

Так же там можно встретить мечты о госбанках, госстраховщиках и т.д. И мнение, что с ними все будет лучше и правильнее.

Ленин со своей ко хотябы пытался разные системы, а дальше все пошло к "стабильности". Сталин был больше военным, чем управленцем, а потому и тащил всю эту строгую иерархию, что повторялось и после него, несмотря на "развенчание культа" и осуждение.

Нельзя военных допускать к управлению чем либо, кроме армии.

2
Ответить

давай отменим продюсеров в кино. ибо они управляют. Я вообще не оч понимаю бугурты, когда заказчик якобы не имеет слова в том, что он заказывает. В СССР заказчиком было государство с многомиллионым народом за спиной. Оно этих режиссеров и актеров ЗА НАРОДНЫЕ ДЕНЬГИ воспитало, оплачивало общежития, учебу, закупало для них оборудование. И почему-то после этого художники должны свободно творить просто потому что. А такого как бы нигде и нет. Иди вон в Америке со своим авторским сценарием попробуй так снять, чтобы ничего не подрезали, не добавили повесточки итд итп. Кто платит, тот и музыку заказывает. Не всем быть Томми Вайзо, одним словом.

Ответить