ДБП#3 — хорошее Серенити, хороший Бессон, плохое Серенити

Сегодня будет эксперимент. Текстовая и аудио версии одновременно. Посмотрим, что из этого получится.

«Серенити» — дитя «Светлячка»

Сентябрь 2002-го года. Выходит первый эпизод «Светлячка». За один сезон, 14 серий и год показа, он успел получить Эмми и народную любовь. Но все было не так уж и радужно. Хотя нулевые — это мекка для любителей sci-fi. Приквелы «Звездных войн», «Звездный крейсер Галактика», «Звездные Врата», «Стар Трек», «Доктор Кто».

Однако компания FOX не верила в сериал от слова «вообще». По-сути, пилотную серию под названием «Серенити», которая должна была выйти первой, показали лишь в декабре 2002. Спустя три месяца после старта. А последнюю серию сезона и вовсе показали с отставанием в полгода. Также стоит учитывать, что сериал показывали в неудобное время, что повлекло за собой низкие рейтинги, а позже и закрытие проекта.

А вот как сериал задумывался выходить, а здесь в каком порядке его показывали. Как говорится, отличие налицо.

Хотя казалось, вот оно — время космоса! Только успевай подставлять карманы. Но боссам Fox претила идея воссоздания духа вестернов в космическом сеттинге. Они хотели больше экшена, когда Джосс Уидон (режиссер и автор идеи) топил за реализм и серьезность, но с изрядной долей юмора в сеттинге вестерна где-то далеко во вселенной. В итоге, ему пришлось снимать первым же эпизодом мини-историю с упором на экшн составляющую. Ну и названа она соответствующе: «Ограбление поезда».

Но и это было еще не все. Руководство студии выделяли небольшой бюджет. Поэтому на съемках приходилось использовать реквизит из разных проектов, в том числе: лохмотья из «Водного мира» и военную экипировку из «Звездного десанта».

Ничего не напоминает?
Ничего не напоминает?

Но при всем при этом, приземленность и не вычурность сыграли им только на пользу. Ведь по-сути, наши персонажи — это далеко не богатые и всеми любимые герои, владеющие всегалактической славой. Это скорее изгои, которые летают на рухляди и не гнушаются брать грузы, которые не так лежат. Хотя это не делает их чистокровными злодеями. В последствии мы понимаем, что по-другому в этом мире они не могут. Ведь Мэл и Зои – это бывшие однополченцы. Они – дети войны. Но той войны, в которой они проиграли. После этого Мэл купил корабль класса «Светлячок», нанял людей и старался заработать любым доступным способом.

Как раз это я и считаю отличительной чертой и причиной любви многих фанатов. Вместо того, чтобы показывать очередных доблестных героев, которые спасают вселенную, Джосс показал побитых жизнью людей на отшибе вселенной. При этом, здесь тоже была война, но без романтизма. А наши персонажи — ее проигравшие дети. Они постоянно вспоминают о ней, показывая нам флешбэки с полей военных баталий. Меня до сих пор доводит до мурашек момент, где Мэл и Зои рассказывали почему они едят яблоки только при помощи ножа.

Осторожно, английский!

Также реализм и понимание того, что здесь люди умирают, дает дополнительно несколько пунктов к сопереживанию и веру в происходящие. Хоть и не обошлось без мистики. Но здесь к этому относятся скорее с недоверием и опаской. Где владелице этого дара и ее брату приходится доказывать, что это не опасно. Где же в одной далекой-далекой вселенной, сила на грани магии – это основа фана.

Сериал закончился. Fox наверное, выдохнули с облегчением. Но не фанаты. В воздухе витала надежда на продолжение. И они решили устроить флешмоб, скупив как можно больше свежих DVD с полным сезоном сериала, тем самым показав свою заинтересованность. И они, напоминаю, не имели всех тех возможностей в интернете, кои мы имеем сейчас.

Увидев все это, студия Universal дала зеленый свет и небольшой бюджет на полнометражный фильм. И уже в 2005 году на больших экранах появилась «Миссия Серенити». Где за режиссерское кресло и сценарий также отвечал Джосс Уидон, а любимых персонажей играли те же актеры. Казалось, вот оно-счастье фанатов. Ну вот сейчас будет заметна вся та любовь, которую зрители сдерживали перед своими телевизорами! Но этого не случилось.

Фильм едва собрал на свой бюджет, что считается провалом. Напоминаю чтобы выйти в ноль, нужно собрать, как минимум 2 бюджета. Сама студия не особо вложилась в рекламу, да и о фильме узнали только фанаты и ценители жанра. И вместе с этим, с треском провалились и надежды всех зрителей на продолжение. И, как мы знаем, прямого продолжения, вот как уже 15 лет, мы не видели. А, судя по финалу, как минимум с этими персонажами, – и не увидим. Остается лишь уповать на комиксы и настолку. Да гложить себя надеждами. Хотя Fox недавно обмолвились о возможном продолжении. Во что верится с трудом. Но я вас здесь собрал не для этого.

Итак, 2005 год. «Миссия Серенити». Одновременно продолжение и конец истории «Светлячка».

ДБП#3 — хорошее Серенити, хороший Бессон, плохое Серенити

Все начинается с отличной открывающей сцены, сделанную а-ля длинный кадр, где нам показывают всех персонажей. И тут же мы понимаем: кто кому приходится, кто за что отвечает, и у кого какой характер (пусть и поверхностно). Все это не только радует фанатов сериала, но и также цепляет и дает понимание происходящего новым зрителям. Поэтому я считаю, этот прием великолепным решением.

Вот эта сцена.

А после нас вовлекают в новое приключение. И знаете что? Оно вполне годится для целого фильма. Да, во время просмотра имеется стойкое впечатление, что весь фильм будто соткан из трех серий сериала по 45 минут. И хоть это и бросается в глаза, однако это все пронизано единым сюжетом с единой целью и антагонистом.

И вот он получился запоминающимся. Да, пускай его цели и слова не лишены банальности, однако он делает то, что не делают многие злодеи, – он общается с нашими героями. И мы понимаем его цели и мотивы.

ДБП#3 — хорошее Серенити, хороший Бессон, плохое Серенити

Плюс актер сыграл отлично, что дало несколько пунктов веры в него. Да и наши герои тоже подвергаются всяческим пертурбациям. Они не только поясняют и закрывают прежде открытые вопросы, но и также успевают развиться, а в конце и вовсе поставить финальную точку. В том числе и о целесообразности прямого продолжения. Если «Светлячок» и выйдет, то, скорее всего, либо в виде перезапуска, либо с другими персонажами в этой вселенной.

Однако давайте вернемся к картине. Хоть и бюджет невелик (39m $), картинка и декорации выглядят куда лучше, нежели в сериале. И я напоминаю, что фильм вышел спустя 2 года после финальной серии «Светлячка». Т.е. Промежуток был небольшим, но как только появилась возможность снять полнометражную картину с размахом, то создатели сделали все возможное, чтобы это смотрелось подобающим образом.

Также стоит отметить, что фильм нисколько не потерял в том, что делало сериал таким запоминающимся. Многогранные персонажи — check! Сюжет и забавные ситуации — check! Юмор, космос, другие планеты — check! В этом плане основная аудитория должна остаться довольной, да и все вышеперечисленное может обрадовать новоприбывших, т.к. подобное сочетание редко где еще можно встретить.

В итоге к финальным титрам я понял, что был рад снова вернуться в этот мир к этим персонажам. Я снова понял почему так их полюбил во время просмотра сериала. Хотя опять же, не все так радужно. Напомню про структуру, состоящую будто из 3 серийного сезона сериала в одном корпусе. Антагонист. Его прописали необычно, но, к сожалению, его действия у меня иногда вызывали вопросы. Ну и спасибо за финал. Это было мощно.

Ангел-А. Меж двух состояний

ДБП#3 — хорошее Серенити, хороший Бессон, плохое Серенити

Ох, Люк Бессон, Люк Бессон. С одной стороны — режиссер «Пятого элемента», «Леона» и «Никиты». Но вот с другой, — он снял «Артура и минипутов», «Валериана» и «Люси». И как раз между этими двумя состояниями расположился «Ангел-А».

И тут нужно задать контекст. Между Ангелом и последней до этого картиной «Жанной Д’Арк» прошло шесть лет. Хотя стоит отметить, что Люк часто пишет сценарии и продюсирует ленты. Чем он и занимался эти 6 лет. Сами посудите, за это время Бессон спродюсировал 29 картин и числился сценаристом 15-ти. Самыми значимыми оказались: серия «Такси», «Перевозчик», «13-й район», а также «Револьвер» Гая Ричи (да, я тоже удивился!). Помимо этого он успел снять клип Мадонне. Но при всем этом, режиссер не начинал съемки нового проекта не только по причине занятости на других картинах, но и из-за критики на «Жанну Д’Арк».

Итак, 2005 год. «Ангел-А» появляется на больших экранах, основу истории которой он написал за десять лет до релиза. Однако его это не спасло и Люк снова встречает смешанные отзывы.

И тут я не буду отстаивать чью-то позицию или выяснять кто прав, а кто нет. Я же хочу объяснить, что эта картина, как минимум, стоит просмотра.

Позвольте повториться: для меня же фильм между двух огней. Он разделил фильмографию Бессона как режиссера. Одну я могу спокойно воспринимать. А вот картины, выходившие после «Ангел-а»… В общем я рад, что речь сегодня не о них.

Что сразу бросается в глаза, так это любимый тип персонажей, который частенько появляется в фильмах режиссера — сильный женский персонаж.

ДБП#3 — хорошее Серенити, хороший Бессон, плохое Серенити

Которая спасает жизнь одного "маленького” человека и не только помогает ему с трудностями, но и вселяет в него уверенность. Хотя, стоит отметить, прописано это интересно, т.к. данное спасение происходит не через «женщина пришла, пожар потушила, грудью за него встала», а скорее через «о, ну как скажешь, так и будет». И делает ровно то, что от нее просит главный герой. Это дает ему и зрителю понимание того, что Ангел-а странная, но при этом без подвоха (если вы понимаете о чем я). А позже и вовсе выясняется, что она — ангел. Это, впрочем, обыгрывается в названии фильма и в ее имени.

Этот факт играет на наш интерес к происходящему. Вот счастливый человек, который с помощью Ангел-ы может получить все что угодно. Но во-первых, Ангел-а добивается всего, скажем так, своими методами, которые не нравятся нашему герою. Во-вторых, да, Андре неудачник, но никак не злодей. Поэтому он хочет чего-то, но не готов для этого пойти на отчаянные меры. И вот здесь возникает конфликт – поначалу кажется, что Ангел-а решает все с помощью беспринципности и красивого тела. И как только мы понимаем, что она готова пойти на это только по одному его слову, то тут мы с героем проходим все стадии:

ДБП#3 — хорошее Серенити, хороший Бессон, плохое Серенити

А когда дело доходит до принятия, то выясняется, что все происходило не так, как мы думали. Это влияет а напряжение, а также добавляет в происходящее ситуационного юмора. Да, и прежде фильмы Бессона не были обделены ситуационным юмором, но здесь это служит определенным фундаментом.

И вот как только мы подумали, что фильм этот будет комедией, так тут же возникают драматическая и психологическая составляющие. Как говорилось выше: Андре — не злодей.
Лжец, трус и неудачник, которого никто не уважает, но никак не злодей. Однако со временем мы видим его другим – человеком с опущенными руками, который хотел быть лучше, но у него не получается, он готов помочь девушке, но у него не хватает уверенности, дабы помочь себе самому.

Где Ангел-а — полная противоположность нашему герою. Уверенная, сильная, для нее будто нет трудностей. По ходу сюжета становится понятно, почему она решила помочь человеку таким необычным образом. Сначала девушка дает герою понять, что она не причинит ему зла, тем самым приближаясь к нему еще ближе, а уже после старается ему помочь, при этом вселяя в него уверенность. И в этом действии длиною в фильм поднимаются первопричины тех самых проблем, кои имеются у Андре. А ближе к концу так и вообще идет очень сильная сцена. Предупреждаю, спойлеры (!) которые могут эмоционально задеть вас!

Получается, что фильм больше о внутренней природе человека, который потерял веру в самого себя. Где Ангел-а — это образ уверенности, который по-началу для Андре далек и неприкосновенен, да и вовсе он не скрывает своего страха перед ней и всем происходящим. Но потом он находит в себе силы, которые были скрыты за толстым слоем неуверенности.

«Серенити» в «Море соблазна»

ДБП#3 — хорошее Серенити, хороший Бессон, плохое Серенити

Сложно говорить о двух типах фильмов: которые просто нормальные, и которые уныло плохие. Плохие настолько, что над ними не получается даже посмеяться. Это возникает по причине того, что создатели считают, что если делать «серьезное» кино, то просто необходимо избегать какого-то юмора или даже намека на самоиронию. Ведь смыслы просто улетучиваются от звука смеха. Они, наверное, думают: чем больше неясности, слоев, образов, тем лучше. Если бы это работало таким образом…

Это немного странно, ведь сценарист и режиссер ленты Стивен Найт имеет огромный опыт работы над сценариями. Но почему-то четкая структура и «легкость» замечается лишь в «Локе» — его второй полнометражной работе, где он не только писал сценарий, но и сам срежиссировал картину. И здесь сыграл ни сколько талант автора, сколько ограниченность.

ДБП#3 — хорошее Серенити, хороший Бессон, плохое Серенити

«Лок» был полностью снят в машине, а все действо происходило через его общение с другими персонажами по телефону. Это, во-первых, не дало ему “наслоить" ненужного в сюжет, но также не было возможности сбить происходящее неровным темпо-ритмом. Ведь герой просто едет из точки А в точку Б.

Чего, к сожалению не происходит в его остальных лентах, что в «Эффекте колибри», что в «Море соблазна» одно действие другое погоняет. Из-за этого обычный просмотр данных фильмов становится проблемным.

В «Море соблазна» Стивен решил высказаться сразу на многие темы: драма персонажа Мак Конахи через его борьбу с ловлей огромной рыбы, его непростые отношения с социумом, абьюзинг.А в конце и вовсе поднимаются проблемы отцов и детей, а также реальности происходящего.

Ну знаете, типичный персонаж Мак Конахи.
Ну знаете, типичный персонаж Мак Конахи.

И тут сразу же возникает закономерный вопрос:

ДБП#3 — хорошее Серенити, хороший Бессон, плохое Серенити

И я вот не знаю, может это был фанфик по нормальной истории, который был профинансирован во время удачной пьянки с продюсерами? Хотя нет, посмотрев остальные сценарные работы, становится ясно, что это его «фишечка». По этой причине я в свое время (время, когда мне еще были интересны сериалы) не смог смотреть «Острые козырьки». Из-за нагромождения тем и проблем я просто сдался, так как мой мозг просто не мог протянуть нити через все это добро без их запутывания. Ровно также происходило в одном его лучшем фильме (судя по imdb) «Грязные прелести».

ДБП#3 — хорошее Серенити, хороший Бессон, плохое Серенити

Там снова целая россыпь тем: отсутствие прав и сложность жизни мигрантов, и использование данной слабости со стороны работодателей, а вот вам и сексуальный подтекст, в котором я поговорю с вами на тему власти, а здесь мы поговорим про недоверие, ложь и замалчивание, ах, чуть не забыл, еще тут есть протестный дух и слабость людей. Ну как вам сборная солянка? То есть как это уксус тут не к месту? Как мне кажется, что чем разваренней картошка, тем лучше!

В «Море соблазна» ровно такая же ситуация. Я просто сдаюсь. Я не могу переварить и усвоить одно, как мне сразу же дают другое. И зачастую это «другое» не сочетается с первым. Что создает тяжесть в желудке. И тут ты вместо удовольствия и чувства сытости получаешь тяжесть в животе и изжогу. А я не хочу изжогу!

Я готов был бы посмотреть как главный герой помогает Энн Хэтэуэй с ее проблемами, или как он решает свои личные проблемы, где поимка огромной рыбы означало его победу над всеми невзгодами. Или же хорошо обыгранную историю про рассказ о данном герое его сыну, где применялся бы метод «ненадежного рассказчика». Но не когда это все вместе!

К сожалению, у Стивена Найта в очередной раз все рушится от его же собственного веса. Он так и не нащупал баланс, и, скорее всего, он его уже и не найдет. Так как данная проблема встречается во всех его картинах. Да, можно было бы все это списать на почерк автора, «он так видит» и прочие оправдания, но они мешают банально смотреть и следить за происходящим, что непростительно. Ведь мы смотрим фильмы не для того, чтобы разбираться в какой-то мешанине, которую сам автор не смог упорядочить.

Мне не нравятся его работы, и я не смог бы порекомендовать фильмы, если в авторах сценария будет указан Стивен Найт. Единственное исключение, которое подтверждает правило, — это «Лок». Это хорошее кино. Более того, это один из немногих фильмов, которые удачно обыграли идею: «а что если снять фильм про человека в замкнутом пространстве?».

Спасибо за ваше внимание!

Заходите в группу Вк и телегу.
А также слушайте: YouTube, Яндекс.Музыка, Вк подкасты, остальные площадки.

99
17 комментариев

"Люси" и "Валериан" - нормальные фильмы, уж точно не говнище, пусть и одноразовые.
Насмотрятся на критиков и мнят себя ими потом, блядь.

8
Ответить

Говорит человек, который сам успешные фильмы дерьмищем называет.

1
Ответить

Автор один раз использовал эту картинку, а я чуть-ли не каждый абзац с таким лицом читал. 

6
Ответить

гложить себя надеждамиНовое слово в русском языке.

(вероятно, автор хотел написать «тешить», но ошибся)

3
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Я никогда не заносил за пререлиз денег, но если б стратанули краудфандинг для рестарта Светлячка - я бы первый насыпал денег.

2
Ответить

Тут очень много вопросов. Актеры, сценаристы и т.д.. 

Ответить