Когда захочется чего-то уютного, доброго и успокаивающего — посмотрите «Три тысячи лет желаний»
Рассказываю про ламповую фэнтезийную мелодраму от, неожиданно, режиссёра «Безумного Макса».
Джордж Миллер удивляет каждый раз. Это может прозвучать странно ведь речь идёт о режиссёре, который больше 40 лет тянет одну франшизу. Но даже все части «Безумного Макса» получились совершенно разными, их невозможно перепутать.
А ещё он снял «Иствикских ведьм», придумал «Бейба» и поставил две части мультика «Делай ноги». Так что этот автор точно любит экспериментировать.
Снять постапокалипсис без денег — окей. Сделать главным героем поросёнка — легко. Продолжение франшизы спустя 30 лет — покажу лучший экшен.
«Три тысячи лет желаний» — очередной необычный опыт Миллера. Самый камерный и прямолинейный в его карьере. В этом его главное достоинство и одновременно недостаток.
Режиссёр взял за основу сборник современных переосмыслений сказок «Джинн в бутылке из стекла „соловьиный глаз“» Антонии Сьюзен Байетт и превратил его в размышление о важнейших составляющих человеческих отношений.
В новой картине Миллер говорит о двух связанных темах: любви и одиночестве.
Причём делает это настолько нарочито просто, что «Три тысячи лет желаний» очень легко назвать пустышкой и простой мелодрамой. Но так же легко в этот фильм и влюбиться. Ведь здесь потрясающие актёры рассказывают истории и разыгрывают очень красивую драму.
«Тысяча и одна ночь» наоборот
Нарратолог Алитея (Тильда Суинтон) прилетает на конференцию в Стамбул. В аэропорту к ней подбегает искрящийся человек, произнося странные слова, а во время лекции героине является призрак. А дальше всё как в сказке: Алитея покупает старинный сосуд, открывает его в своём номере, и перед ней возникает Джинн (Идрис Эльба).
Мифическое существо предлагает женщине загадать три желания в обмен на свободу. Но Алитея знает достаточно историй, в которых джинны обманывали своих хозяев, поэтому она для начала просит нового знакомого рассказать, как же он попал в этот сосуд. Конечно же, всё дело в поступках его предыдущих хозяев и… любви.
Миллер остроумно делает главной героиней нарратолога, то есть человека, который изучает всевозможные истории, их структуру и схожие сюжеты. Это избавляет и Алитею, и зрителя от необходимости проходить всем известные этапы знакомства с мифологией.
Да-да, мы все знаем про три желания, про то, как можно вывернуть любую фразу в свою пользу, и даже про то, чего нельзя загадывать. Алитея много рассказывала об этом и точно понимает, что будет дальше. Поэтому ей не терпится перейти к основной части, да и нам тоже.
А ещё режиссёр прямым текстом напоминает, что истории — одна из важнейших составляющих человеческой цивилизации. Будь то книги, устный фольклор или кино — не стоит забывать, что за единичным исключением Миллер сам пишет сценарии своих картин.
По сути, две трети фильма — просто разговор главных героев, сидящих в халатах в номере отеля. А по большей части — монолог Джинна. Если отбросить визуализацию, это могла бы быть инди-драма, снятая начинающим режиссёром на любительскую камеру.
Но, к счастью, времена первого «Безумного Макса» прошли, и Миллер может позволить себе больший размах. Режиссёр превращает фильм в набор красивых новелл, действующими лицами которых становятся царица Савская, царь Соломон, султан Ибрагим и прочие реальные и вымышленные персонажи.
Каждая из историй сама по себе очень проста и очень красива. Хотя тут стоит признать, что с графикой Миллер работает хуже, чем с натурными съёмками в «Безумном Максе». Но всё же это сказка, да ещё и разворачивающаяся в воображении слушателя, она может быть немного мультяшной.
Объединяет все эти новеллы главная тема — они об одиночестве и поисках любви. А точнее о том, что люди слишком стараются найти чёткую формулу для счастья, но любая крайность лишь разрушает возможную близость. Да и в конце концов, нельзя сродниться с кем-либо, если даже в желаниях думаешь только о себе. И неважно, речь идёт о попытке выгодно выйти замуж или о мечте получить бесконечные знания.
Из этого и вырастает главная идея. Недаром Алитея повторяет, что ей хорошо и одной. Как раз люди, которые не ищут в паре какую-то обязательную компенсацию и решение проблем, а просто хотят быть рядом с близким человеком, и получают шанс на счастье. Но только шанс, а не гарантию.
От общего к частному
Интересно, что последняя треть фильма сильно отличается от его основной части. Причём финал можно воспринимать двояко: формально герои, наконец, выходят из гостиничного номера, то есть география повествования расширяется. Но визуально всё наоборот: красивые сказочные истории уступают место более реалистичному повествованию. Волшебные пейзажи сменяются индустриальным Лондоном.
Поначалу можно даже подумать, что режиссёр искусственно растягивает хронометраж: закончи он картину после главной просьбы героини, получилась бы идеальная романтическая история. Но если вдуматься, именно в финале Миллер рассказывает самое главное.
Для начала, это просто очередная ирония над традиционными сюжетами, которые заканчиваются на свадьбе или даже первом поцелуе. А как герои будут жить дальше, неважно (вспомните шутку про Ромео и Джульетту из «О чем говорят мужчины»). Но здесь это перерастает не в конфликты, а в другую траг��дию. Настолько же печальную, насколько реалистичную.
А фоном, почти незаметно, маячит ещё один интересный подтекст — перегруженность современного мира информацией. Мы живём в окружении сотовых сигналов, интернета, телевидения. И всё это неизбежно разрушает и нас лично, и наши отношения.
Да, в такой морали легко увидеть старческое брюзжание. Однако если хотя бы ненадолго отбросить цинизм и понять ощущения героев, после просмотра захочется лишний раз выключить звук на телефоне во время ужина, чтобы оповещения из соцсетей не отвлекали.
Но даже если не обращать внимания на эту составляющую и не думать о концовке, останется главное — тот факт, что герои друг друга хотя бы «увидели».
Всю первую часть Джинн практически бесплотен, он лишь следует желаниям других и мечтает обрести свободу. Но так же незаметна и Алитея — Тильда Суинтон давно не позволяла себе таких простых ролей.
Оба — вечные рассказчики и вечные слушатели, но как будто бы не участники самой жизни. Но они знают много историй, из которых и вырастает их собственная. И за желание показать людей, которые, наконец-то, превратились из наблюдателей в героев, фильму можно простить м��огое.
От «Трёх тысяч лет желаний» не нужно ждать сюрпризов, грандиозности, динамики. От этой картины лучше вообще ничего не ждать. Её даже невозможно заспойлерить, настолько здесь всё просто и прямолинейно. Это просто сказка. Она снята не для того, чтобы поражать — с этим отлично справлялся «Безумный Макс».
Миллер выпустил небольшое тёплое кино, из которого можно даже убрать все волшебные элементы и оставить героев два часа разговаривать в комнате. История об историях. И об очень понятных людях. Пусть даже один из них — вовсе не человек.
Понравилось
- Простая, но трогательная история.
- Великолепные образы Суинтон и Эльбы.
- Переосмысление сказок.
- Параллели с жизнью обычных современных людей.
Не понравилось
- Проблемы с графикой.
- Некоторые истории слишком поспешны.
- Мне зашло, но кому-то финал покажется искусственным.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»