Сокровища советской «Русалочки». Анализ через призму мифологии, психологии и символизма

Сокровища советской «Русалочки». Анализ через призму мифологии, психологии и символизма

«Русалочка» 1976-ого года это фильм вдохновленный одноименной сказкой Ганса Христиана Андерсена. Оба произведения повествуют о трагической судьбе девушки, которая отказалась от вечной жизни, ради любимого человека.

Сюжетные различия между Андерсеновской и советской «Русалочкой» достаточно велики и потому мы будем рассматривать последнюю как самостоятельное произведение.

В этом тексте мы расскажем почему русалочка была суждена принцу, какую роль сыграл в их судьбе мудрец и где спрятался дракон. Мы узнаем, что общего у советского принца с греческим Персеем и как сказочные и мифические образы соотносятся с их психологическими аналогами. Это, а также богатый язык символов помогут углубить наше понимание, на первый взгляд, простой детской сказки.

Внимание:

  • Рекомендуется ознакомиться с фильмом, прежде чем продолжать чтение
  • Определения и описания таких явлений, как Великая мать, анима и пр. не являются исчерпывающими, ввиду обширности этих понятий
  • Данный текст не претендует на истину в последней инстанции

Приятного чтения.

1. Морская пучина: Архетип матери

Сокровища советской «Русалочки». Анализ через призму мифологии, психологии и символизма

Чтобы понять образы и символы пронизывающие историю «Русалочки», обратимся к первоисточнику всех живых существ — матери.

В ранних мифах материнские черты присваиваются окружающему миру, так же как их присваивает ему новорожденный, для которого мир и есть мать. Пещеры, поля, земля, дом и море объединяет общий по отношению к человеку подавляющий масштаб и двойственность.

Символизм:

  • Спокойное море сравнимо с благожелательной, доброй матерью, а неистовая морская буря с изменчивым, скверным характером злой

  • Пещеры и леса могут стать убежищем от опасностей внешнего мира, но также таят в себе множество неизвестных угроз

Злая мать стремиться поработить своих чад, чтобы позднее поглотить их. Добрая мать способствует развитию индивида.

Миф:

  • В мифе о Персее, Медуза Горгона воплощает в себе негативные материнские черты

  • Афина — союзник со стороны доброй матери, снабжает Персея зеркальным щитом, с помощью которого он одерживает победу над Медузой

Эти универсальные представления прослеживаются во всех человеческих культурах и носят названия Великая и Ужасная мать соответственно.

2. Принцесса и русалочка: Анима

Сокровища советской «Русалочки». Анализ через призму мифологии, психологии и символизма

Ведьмы, сирены, наяды и прочие женские духи, что обитают в лесах и вокруг озер олицетворяют отрицательную сторону матери-природы. Испокон веков русалки считались одним из видов злых духов, приносящих несчастья и гибель неосторожным странникам и морякам.

Наша первая встреча с героями «Русалочки» происходит в море, где сирены завлекают на гибель очередной корабль. Среди его команды одна из русалок находит принца и влюбляется в него с первого взгляда. Чтобы не допустить его гибели, она отрекается от своих сестер и бросается на помощь принцу.

Миф:

  • В этой сцене море выступает в роли Великой матери из вод которой на свет появляется герой, а Ужасная мать пытается погубить его через своих детей-чудовищ

Очнувшись на скалистом берегу, принц не находит рядом с собой русалочку, но принцессу. В полусознании он заключает, что она спасла его от гибели и исполняется чувством долга. Он считает себя обязанным жизнью принцессе, так же как ребенок обязан матери. В его сознании принцессу и русалочку объединяет их общее начало.

Каждая мать производит на своего ребенка впечатление, которое откладывается в его бессознательном и называется анимой.

Психология:

  • Положительные и отрицательные черты матери, а также преобладание одних над другими, в сознании мужчины складываются в общее представление о женщинах
  • Внутренний женский образ продолжает формироваться в процессе общения с противоположным полом и под влиянием культуры
  • Как и Великая Мать, анима может быть положительной или отрицательной

Независимо от господствующего оттенка, анима обладает одной постоянной функцией. Внутреннее представление мужчины о женщине неизбежно переносится на каждую женщину с которой он сталкивается в жизни. Поэтому возлюбленная принца первоначально связана с морем, чревом матери, из которого вышел и он сам.

3. Под знаком Девы: Мудрец и самость

Сокровища советской «Русалочки». Анализ через призму мифологии, психологии и символизма

Тем временем русалочка встречает мудрого старца. Он обещает помочь ей найти принца и обращается к ведьме, чтобы провести ритуал трансформации русалочки в человека. Это событие происходит под зодиакальным знаком Девы, что ярче всего горит на небе в ночь превращения.

Символизм:

  • Зодиакальные символы были известны во многих древних культурах и странах как Египет, Персия, Греция, Индия, Китай и др.
  • Знак Девы обозначается первой буквой греческого «μητέρα» (mitera, мать) и тесно связан с Меркурием
  • Планета-андрогин олицетворяет мудрость и интуицию, а как металл, ртуть, символизирует двойственность и изменчивость

Андрогинность русалочки заключается в ее природе: отчасти она — человек и отчасти — чудовище, ребенок Ужасной матери. Русалочка окончательно отрекается от матери-моря и избавляется от всех её признаков, кроме голоса. Рыбий хвост превращается в человеческие ноги, а неестественного цвета волосы, символ мистической силы, в качестве жертвы забирает ведьма.

Помимо прочего, она дает девушке сердце и наказ:

Ведьма: «Если твой принц женится на другой — твое сердце разорвется, и ты умрешь [...] Если кто отдаст за тебя жизнь — ты никогда не умрешь. Ты будешь вечная, как мечта».

С этого момента мудрец играет важную роль в судьбе русалочки и принца. На психическом уровне он олицетворяет самость.

Психология:

  • Самость — образ целостной личности, которая объединяет содержание сознательного и бессознательного в гармоничный союз

  • Сказочный мудрец направляет героя с помощью знания о мире, людях и проницательности, и ту же функцию выполняет психическая самость

  • В сознании мужчины мудрец связан с анимой, как отец с дочерью

Мудрец воспевает красоту и чудеса земной жизни и дарит девушке три цветка. Последний из них — белая роза символизирует чистоту и добродетель — качества, которыми должна обладать будущая спутница принца.

Мудрец: «(Я разговариваю) С тобой. С тобой, принц, который всю жизнь мечтает жениться на кукле. А ей, между прочим, все равно за кого выскакивать замуж. Но ты же ослеп. Ты всю жизнь ищешь ту... ту, которая... А она совсем не та. Она совсем другая, принц. [...] Ну правда, неужели ты до сих пор не понял, что есть одна принцесса? Только одна, всем принцессам принцесса».

4. Оковы традиции: Архетип отца

Сокровища советской «Русалочки». Анализ через призму мифологии, психологии и символизма

Принцесса: «Может ли так быть, чтобы один человек был предназначен только для кого-нибудь одного?»

Чистота и добродетель русалочки — не единственное, на что стоит обратить внимание, чтобы понять почему она, а не принцесса суждена принцу. Для этого перенесемся на бал, где герой приглашает русалочку на танец.

Символизм:

  • Танец это союз мужчины и женщины в котором выражается единство противоположностей: неба и земли, света и тени, сознательного и бессознательного

  • Каждому участнику этого процесса отведены своя роль и движения

Принц и русалочка танцуют совсем недолго, прежде чем девушка бросается в пляс. В этом поступке прослеживается закономерность ее поведения.

Прежде она отказалась от роли сирены-соблазнительницы и бессознательной жизни в союзе с сестрами и матерью-морем, чем вышла за рамки установленные природой. На балу русалочка выходит за рамки порядка.

Принцу не хватает той же гибкости и решительности пойти наперекор рыцарскому долгу, что из путеводной звезды превратился в оковы. Они тянут его в бездну духовной гибели и в ней отчетливо видны черты Ужасного Отца.

Миф:

  • Великий отец ассоциируется с культурой, как Великая мать с природой
  • Власть Ужасного отца проявляется в форме одержимости или порабощения
  • Слепое подчинение авторитету препятствует развитию героя

Русалочка идеально дополняет одеревеневшего и стесненного традицией принца, когда как принцесса — заложница тех же уз, что превратили любовь в формальность. Ей остается лишь завидовать искренности девушки.

Принцесса: «При каком дворе вы научились так танцевать? Я была бы счастлива, если бы так умела».

5. Дракон, сокровище и герой

«Андромеда», Гюстав Доре
«Андромеда», Гюстав Доре

Наконец перед нами складывается четкий образ известного во все времена врага человечества. Слияние всех опасностей земли, небес и моря — огнедышащий дракон. В нем Ужасная мать объединена с Ужасным отцом.

Дракон «Русалочки» состоит из матери-моря, которая пыталась погубить принца в самом начале его пути и рыцарского долга отца-традиции, что препятствует получению сокровища.

В разных мифах и сказках сокровищем может быть золото или волшебные предметы, но чаще всего герой освобождает из лап чудовища свою возлюбленную.

Миф:

  • Персей спасает от морского чудовища Андромеду, после чего она становится его женой
  • В схожей манере Геракл освобождает Гесиону
  • Орфей отправился в подземный мир, чтобы вернуть любимую Эвридику к жизни

Русалочка — не только пленница дракона, как реальный человек, но и часть души принца, его анима. Ее спасение знаменует поражение ужасной стороны женщины из тени которой на свет выходит ее положительный образ. На индивидуальном уровне он подтверждает высшую мужественность героя.

На коллективном — союз героя и его возлюбленной обновляет человеческую культуру и восстанавливает нарушенный порядок. Тем самым поражение терпит и Ужасный отец, а на смену ему приходит герой в котором воплощаются положительные черты Великого отца: добродетель, справедливость и мудрость.

Однако, прежде чем совершить этот подвиг, нашему принцу предстоит пройти собственный обряд превращения и открыть еще одну угрозу.

6. Турнир без победителей: Негативная анима

Сокровища советской «Русалочки». Анализ через призму мифологии, психологии и символизма

Принцесса: «Ах, моя милая. Ты считаешь меня совершенством... А я скверная, злая, завистливая сплетница. Я смеюсь, танцую, кружу рыцарям головы, а на самом деле ужасно мучаюсь».

До сих пор сердце и разум принца были обращены к принцессе, негативной аниме, которая несет в себе отголосок Ужасной матери-дракона. С образцовой точностью по отношению к своей психической роли, она объявляет турнир, между принцем и его соперником.

«В некоторых сказках они (негативные проявления анимы, прим. авт.) заключены в образе принцессы, загадывающей претендентам на ее руку и сердце загадки или предлагающей им сыграть в прятки. Не угадавшего или найденного казнят — принцесса всегда одерживает победу. Анима в таком обличье вовлекает мужчин в деструктивную интеллектуальную игру».

Мария Луиза фон Франц, «Глава 3. Процесс индивидуации. Женщина внутри: анима», К. Г. Юнг, «Человек и его символы»

Несмотря на предостережения мудреца, принц без раздумий соглашается на турнир и одерживает в нем победу. Но судьба преподносит ему неприятный сюрприз.

Психология:

  • Склонность предаваться разрушительным иллюзиям — одна из многих форм одержимости отрицательной анимой

  • В сказках и мифах эта тенденция воплощается в русалках, сиренах и других женских образах, соблазняющих мужчин на погибель

  • Любовь с первого взгляда вызывается проекцией анимы, которая способна заслонить собой реального индивида и скрыть его недостатки

Принц узнает, что принцесса тайно возложила свою веру на обоих претендентов, чем обманула их о своем расположении. В этот же миг соперник принца поднимается с земли, чтобы нанести ему смертельный удар в спину. Принцесса отказывается признавать подлеца победителем и толпа с позором выгоняет его прочь.

Общими усилиями русалочка, мудрец и ведьма возвращают принца к жизни. Воскрешение — частый атрибут мифических и сказочных героев. Оно символизирует изменение его личности и готовность к битве с драконом.

Без единого слова принц, словно призрак, устремляется к замку, где узнает о предательстве из уст самой принцессы. Возмущенный этим, он бросается к морю и оказывается на изломе собственной судьбы.

Принц: «Но ведь она же спасла меня... и мой рыцарский долг...»

7. Восстание мудрости: Символы поражения

Сокровища советской «Русалочки». Анализ через призму мифологии, психологии и символизма

Принц: «С пятнадцати лет я ищу ее — ту единственную, ради которой стоило бы жить. Умоляю, окажитесь той, о которой я мечтал».

Церемония бракосочетания между принцем и принцессой происходит в свете последнего ключевого события фильма. Незадолго после праздника, принц и принцесса отправляются на прогулку по городу, где им преграждает путь незнакомец. Он вызывает юношу на дуэль и во всеуслышание объявляет принца самозванцем.

Короткий бой заканчивается поражением человека в маске, под которой принц обнаруживает старика мудреца. Их последний разговор происходит рядом с кустом белых роз.

Традиция:

  • Могилы древних греков и римлян часто украшали розы
  • В Англии 17-18 вв. красные и розовые кусты роз сажали на могилах возлюбленных, щедрых и милосердных людей
  • Белые розы предназначались молодым незамужним женщинам

Перед смертью мудрец вновь говорит принцу о его слепоте. Глаза и голова связаны с принципом высшей, духовной мужественности. Ослепление или обезглавливание равноценны его утрате.

Миф:

  • Узнав о том, что он убил своего отца и женился на матери, Эдип ослепляет себя и уходит в изгнание
  • Далила остригла волосы Самсона, которые были источником его силы, после чего он был ослеплен и закован в цепи

Поздно принц обнаруживает качества, заключенные в трех цветах и слабый лик его возлюбленной, утраченной навсегда. Он так и не нашел в себе сил измениться: переступить черту рыцарского долга и отделить обманчивые представления от принцессы. За эту ошибку он заплатил собственной душой.

Мудрец: «Ты искал свою мечту и не заметил ее. Она — русалочка. В тот миг, в который я умру, она исчезнет для тебя навсегда. Она будет жить на Земле вечно, но ты её не увидишь никогда».

Источники

1. Мария Луиза фон Франц, К. Г. Юнг, «Человек и его символы»

2. В. В. Зеленский, «Словарь аналитической психологии»

3. Э. Нойманн, «Развитие и происхождение сознания»

4. РАН, «Славянская мифология. Энциклопедический словарь»

5. Х. Э. Керлот, «Словарь символов»

6. А. Б. Ровнер, В. Куклев, «Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы»

7. К. М. Королев, «Энциклопедия символов, знаков, эмблем»

1919
2 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Солидарен с оценкой тянки.
Осуждаю за наличие тель-авизора.

Ответить