Ретроспектива #5. «Лето с Моникой»

Самый оригинальный фильм самого оригинального режиссера

«Лето с Моникой», к сожалению, не входит в список самых цитируемых фильмов Бергмана, хотя, казалось бы, несчастная первая любовь, в отличие от рвущейся кинопленки, была в жизни каждого. Но, несмотря на недостаток популярности, двенадцатый фильм Бергмана, возможно, является самым важным в его карьере. Эта простая история любви актуальна до сих пор, а в свое время она повлияла на самых ярких представителей французской новой волны.

Ретроспектива #5. «Лето с Моникой»

В фильме рассказывается про двух подростков, которые устали от боли повседневной жизни. Гарри Люнд трудится в какой-то посудной лавке, основная специализация которой – говорить ему, что он никчемен. Монику на работе домогаются абсолютно все, даже асексуалы, просто чтобы быть в тренде. Ее все характеризуют такими эпитетами, как «шлюха» и «гулящая девка» (потому что, как окажется позже, разбираются в женщинах лучше, чем Гарри), (хочу сразу заметить, что я не сексист, см. абзац ниже). Им обоим надоедает жить по таким правилам, и они решают сбежать.

Несмотря на то, что фильм называется «Лето с Моникой», намекая, что главный герой Гарри и что это его coming of age фильм, кажется, что Моника все-таки более сложный и прописанный персонаж. Ее увлечение мужчинами не просто хобби, а следствие проблем в семье. У нее пьющий отец (возможно, и мать). Они, являясь многодетной семьей, живут в бедности, в маленькой съемной комнате. У Моники вообще не было личного пространства, и работать пришлось с раннего возраста, чтобы дома были хоть какие-то деньги. А еще она фанатка фильмов о любви, где все всегда хорошо заканчивается. Естественно, что после всего этого она смотрит на мужчин, как на спасителей, которые могут вырвать ее из этой монотонной жизни.

Какое-то время таким был для нее Гарри. Но в реальности любовь имеет свойство заканчиваться, и в их отношениях наступает такой период, когда все в твоем партнере тебя раздражает. А Моника еще и забеременела. Поэтому им приходится вернуться в город. В последнем акте «Лето с Моникой» становится фильмом ужасов. По-другому невозможно описать тревогу при виде того, как изменился Гарри: наивный и улыбчивый юноша превратился в старика.

В фильме очень важны контрасты: между тесными пространствами, в которых Гарри и Моника живут в городе и открытостью шведской природы; между мечтой и реальностью. Они думали, что любовь их спасет, а она превратила их в dead inside.

Ретроспектива #5. «Лето с Моникой»

На первый взгляд это простая, трогательная история про любовь. Но фильм оказался во многих аспектах прорывным для своего времени. Это связано с тем, что после кризиса в Швеции ввели высокий налог, и многие продюсеры уехали делать кино в других странах. Поэтому Бергману дали небольшой бюджет и особо не контролировали, чтобы выпустить уже что-то хорошее. Поэтому в фильме такое смелое количество обнаженки. Конечно, когда мы сейчас смотрим на кусочек груди Андерссон, мы думаем, что это ерунда, тем более по меркам нынешнего европейского авторского кино, знаком качества которого является количество некрасивых вагин в кадре, но в пятидесятые это было круто. На рынке американского грайндхауса картину даже продавали под названием «Моника: история плохой девчонки». А Вуди Аллен, по его словам, после сеанса помнил только эпизод с обнаженной Андерссон. И, хотя это было его первое знакомство с режиссером, он уже считал Бергмана лучшим в мире.

А звезда французской новой волны Жан-Люк Годар сказал, что «Лето с Моникой» для их поколения было чем-то вроде «Рождения нации» для классического кино. По его мнению, это самый оригинальный фильм самого оригинального режиссера.

Молодого француза впечатлила сцена, когда Харриет Андерссон в течение минуты смотрит в камеру, а та медленно на нее наезжает и концентрируется исключительно на героине. В этот момент ты забываешь про остальной фильм и остаешься один на один с Моникой. Ее выражение лица как будто говорит тебе: «Давай, осуждай меня, если хочешь». Когда Годар снимал «На последнем дыхании», он вдохновлялся «Летом с Моникой». Франсуа Трюффо снимал «400 ударов» (которые точно окажутся в этой рубрике) так же под влиянием этого фильма.

Благодаря критикам, Бергмана судят по фильму «Персона», хотя для рядового зрителя вроде меня это худший его фильм (для эстетов, которые любят сидеть с умным видом и делать вид, что все понимают, конечно, лучший). Но, на самом деле, он совсем не заумный режиссер, и большинство его фильмов про общечеловеческие вечные проблемы, поэтому они будут понятны каждому даже без чтения Юнга перед просмотром. И «Лето с Моникой» отличный вариант, чтобы начать знакомство с лучшим режиссером XX века.

PS. Пишите в комментариях, почему фильм «Персона» великий. И подписывайтесь на телеграм-канал автора

1616
10 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Действительно, ведь если окажется женщина, то очень неудобно выйдет.

1
Ответить

Мне больше всего нравится "Седьмая печать", но я не эстет - мне бы че попроще. "Моника" это как бы да, в некотором смысле меморандум чайлд-фри.
"Но как только она забеременеет, ваш маленький рай превратится в маленький ад..."

1
Ответить

"Седьмая печать" - крутая! и тоже не заумная, несмотря на все христианские подтексты

Ответить

Персона и без Юнга понятна. Достаточно знать определения терминов "Персона" и "Альма". Всё остальное - магия кино.

Ответить

Анима?

Ответить

С одним из лучших режиссёров!

Ответить