Беседа с креативным продюсером ТНТ — про ситкомы, запретные темы, актёрские импровизации и будущее комедий

«Есть ощущение, что больше станет добрых, и может даже фантастических комедий. Сейчас развлекательный контент — место, в которое можно сбежать и спрятаться от мира. Хотя бы на час»

Кадр из сериала «ЧУМА!». Александр Вялых стоит возле камина и обращается к зрителям перед тем как поджечь Ольгу Бузову. Фото в цвете
Кадр из сериала «ЧУМА!». Александр Вялых стоит возле камина и обращается к зрителям перед тем как поджечь Ольгу Бузову. Фото в цвете

Ситком — очень популярный жанр, особенно сегодня, в не самые простые времена. Многосерийные ситуационные комедии часто дарят чувство стабильности и помогают отвлечься от повседневных забот. К тому же всегда приятно переживать взлёты и падения вместе с полюбившимися героями.

Чтобы понять, как работают ситкомы, мы пообщались с Александром Вялых — сценаристом сериалов «Физрук» и «Настя, соберись!», а также креативным продюсером проектов «ЧУМА!» и «По Колено», а также ведущим подкаста «Авторская комната». Недавно Александр стал креативным продюсером канала ТНТ.

Фото со съёмок сериала «ЧУМА!»
Фото со съёмок сериала «ЧУМА!»

Узнали о цикле создания комедийных сериалов, стоимости сценариев, написании шуток, поиске «голоса» персонажей, актёрской импровизации и темах, на которые нельзя шутить в эфире телеканалов.

Трудно ли писать шутки? Как и на ком ты их испытываешь?

Шутки писать трудно только первые десять лет. Потом всё идёт гораздо легче. Я понимаю, что у всех людей есть разной степени талант к написанию шуток, но глобально, мне кажется, каждого можно научить шутить. Просто этим нужно долго и упорно заниматься.

В институте, когда я играл в КВН, мы каждый день собирались и придумывали шутки. И как не сложно догадаться, все, кто не бросил это дело, к моменту получения диплома уже очень неплохо шутили. Многие играли или писали в телевизионных лигах КВН. Я, например, так увлёкся этим процессом, что не смог получить диплом с первого раза. В итоге закончил только через год.

Фото из чайной, в которой Александр часто работает
Фото из чайной, в которой Александр часто работает

Шутки практически всегда пишутся в коллективе. В процессе придумывания тебе нужны люди, которые могут посмеяться (или нет) над твоей шуткой. Потому, что пока шутка существует у тебя в голове, есть большая вероятность, что она веселит только тебя. Но бывает и обратная ситуация: тебе кажется, что шутка — лишь набор очевидных фраз, а твоих друзей она разрывает в клочья. Именно поэтому, практически все комедии пишутся группами авторов. КВН — вообще командная игра, да и стендап-комики часто пишут не одни, а в соавторстве с кем-то.

Если шутка не работает, как понять причину?

Как, сказал нам один американский режиссёр ситкомов: «Разбирать юмор — это как препарировать лягушку. Никому это не нужно, а лягушка всё равно умрёт». На русском звучит немного странно, но смысл в том, что если начать разбирать что-то смешное — оно тут же умрёт. Чаще всего юмор — это нарушение логики. Какой-то забавный парадокс. Поэтому если шутка не работает, надо просто забыть про неё и придумать новую.

Как найти «голос» героя, в который поверят зрители? Речевые особенности, недочёты, характерный тембр реплик. Как их передать через текст?

Фото со съёмок сериала «Физрук»
Фото со съёмок сериала «Физрук»

Очень тяжело придумать правдоподобного, живого героя с нуля. Поэтому все самые лучше герои основаны на наблюдениях за реальными людьми. Чтобы придумать забавного героя — нужно увидеть забавного человека, понаблюдать за ним и понять, почему он вам кажется таким. Вычленить его «комедийную перспективу» и определить, какая черта поможет ему быть смешным в любой ситуации.

Например, Фому (персонажа Нагиева в «Физруке») придумал создатель идеи Антон Щукин. Он увидел похожего человека и понял, что тот пытается жить в девяностых, хотя время изменилось. он как средневековый Дон Кихот, только борется не с мельницами, а со временем. А что касается его фразочек, это просто упорная работа — ты, как сценарист, пытаешься каждую реплику сделать смешной. Придумать необычные ругательства или парадоксальные комплименты. Какие-то —получаются, какие-то — нет.

Кадр из сериала «Физрук»
Кадр из сериала «Физрук»

Так постепенно, шаг за шагом формируется речь героев.

Как написать роль под актёра? Есть ли разница с написанием голого сценария? Изменился ли персонаж Фомы, когда на роль утвердили Дмитрия Нагиева?

Это уже достаточно известная история. Изначально «Физрук» писался под Николая Фоменко. Поэтому главного героя и зовут Фома. Потом что-то не сложилось и на роль Фомы взяли Дмитрия Нагиева. Конечно, это произошло не сразу. Многие известные актёры пробовались на роль этого героя, но именно у Дмитрия Владимировича получилось сделать персонажа одновременно и крутым и смешным.

Когда мы увидели Нагиева, в роли Фомы стало понятно, как писать именно под него. Это не просто и на это нужно время. Чтобы писать под конкретного актёра, нужно очень хорошо знать его сильные и слабые стороны. Например, Дмитрий Владимирович может смешно сказать даже самую обычную фразу, но не будет снимать майку в кадре. Всё это нужно учитывать.

Фото со съёмок промо к сериалу «По колено» для канала СТС
Фото со съёмок промо к сериалу «По колено» для канала СТС

Но чаще всего, когда ты только начинаешь писать сценарий, ты, конечно, всего этого не знаешь. Даже не знаешь, кто будет играть. Но выбрать у себя в голове каких-то актёров на все роли нужно. Без этого герои, которых вы напишете, получатся слишком стандартными. Я бы даже сказал — универсальными.

Как ты относишься к актёрской импровизации на площадке? Насколько сильно она влияет на отснятый материал и историю в целом?

Самая лучшая импровизация — это та, которая подготовлена заранее. В небольших дозах и в очень определённых местах импровизация — это хорошо. В кадре она смотрится живее и поднимает всем настроение на съёмочной площадке.

Сценарий в целом — большое и сложное произведение, где многие вещи связаны между собой. Большинство актёров не помнят сценарий всех серий. Когда актёр, на своё усмотрение, меняет какие-то фразы, его решение может не сойтись по смыслу со следующей сценой или даже со следующей серией.

Фото со съёмок сериала «По колено»
Фото со съёмок сериала «По колено»

Поэтому, когда на съёмной площадке нет автора сценария — импровизировать нужно очень осторожно. И обязательно нужно снимать дубль, где всё соответствует сценарию.

Может ли актёр повлиять на сюжетную линию своего героя?

Конечно, актёр может повлиять на свою линию. И чем «больше» актёр, тем больше влияния он оказывает на процесс. Это не значит, что сценарист сидит и записывает все пожелания актёра.

Но, лично я всегда стараюсь прислушиваться к актёрам. Если им где-то некомфортно или они предложили лучший вариант для какой-то линии — я с радостью иду на встречу. И конечно на актёра тоже влияют роли, которые он играет. Не знаю как вы, а я замечаю интонации из «Физрука» в речи ведущего программы голос.

Как думаешь, почему современные ситкомы отказались от закадрового смеха? Кажется, раньше это был обязательный инструмент любого комедийного сериала. Хотел бы ты, чтобы в твоих ситкомах смеялись на заднем плане?

Фото со съёмок сериала «По колено»
Фото со съёмок сериала «По колено»

Тут надо понимать, откуда этот смех вообще взялся. Элемент пришёл из американских ситкомов. К тому же он есть не везде, а только там, где съёмки проходили со зрителями. То есть серия ситкома проигрывалась перед зрителями, как спектакль. Это всё снимали и за кадром мы слышали живой смех настоящих людей. Так снимались и «Друзья» и «Теория Большого взрыва».

Это очень дорогая и сложная технология. У нас её реализовать не получилось, поэтому кинематографисты стали подкладывать обычные звуки смеха уже на пост-продакшне. Конечно, это уже смотрится не так органично. Мне очень нравятся классические ситкомы со зрителями, и я надеюсь, что у меня получится когда-то сделать такой в России.

Баланс между драмой и комедией. Нужен ли он ситкомам?

Загадочное фото со съёмок загадочного сериала. В клетке — оператор Артём Тарасенков
Загадочное фото со съёмок загадочного сериала. В клетке — оператор Артём Тарасенков

В хорошей комедии всегда должна быть сильная драматическая составляющая. Если у героя нет боли, то за ним просто не интересно смотреть. Для меня комедия — это всегда драма, которую рассказывают другим языком.

Что обязательно должно быть в пилоте ситкома, чтобы зритель заинтересовался сериалом? Как всё «упаковать» в двадцать минут?

Пилот это, как говорится, вообще отдельный вид искусства. Из-за того, что в пилоте вам всегда нужно задавать героев и ситуацию, в которую они попадают — на шутки остаётся очень мало времени. Поэтому первая серия в комедии обычно самая не смешная. А должна быть смешная. В этом и состоит основная сложность.

Александр Вялых и Виктор Сухоруков на съёмках сериала «Физрук»
Александр Вялых и Виктор Сухоруков на съёмках сериала «Физрук»

Тут для меня самое главное, чтобы герой был интересным. И ситуация, в которую он попал, как-то резонировала со зрителем. Конечно, раз мы говорим о комедии, должна быть хотя бы одна смешная сцена. Прозвучит странно, но на самом деле это не так важно. Важнее всего интересные персонажи. Затем проблема, которая перед ними стоит. И только потом — шутки.

Допустим у вас готов сценарий пилота. Что происходит дальше? Как сериал с бумаги переходит на экран? Когда пишется остальная часть сезона?

Обычно сериал на уровне идеи согласуется с продюсером продакшн-компании, которая будет его снимать. Дальше она заказывает написание пилота. Потом она питчит готовый сценарий каналу или площадке, на которых собирается показывать будущий сериал и получает финансирование на съёмки пилота.

Фото со съёмок сериала «ЧУМА!»
Фото со съёмок сериала «ЧУМА!»

Дальше начинается кастинг, набирается съёмочная группа и снимается пилот. Если он нравиться каналу/платформе — заказывают сезон. Автор счастлив, набирает себе команду и запирается в комнате с досками и таблицами, чтобы написать весь сезон. Хотя это не единственная схема развития сериала, но чаще всего я сталкивался именно с ней.

Как в сценарной комнате появляется новый сценарист? Вы проводите собеседование? И как этого нового автора вводят в курс дела? Вот представим, что я, человек с улицы, попал в команду «Физрука» посреди сезона — какая меня ждёт вводная?

Новые сценаристы в комнате «Физрука» появлялись каждый сезон, и каждый раз это было по-разному. Чаще всего это формат стажировки. То есть, приходит новый человек и два-три месяца сидит в авторской комнате. Сначала молчит, слушает, потом начинает что-то предлагать. Потом берёт расписать какую-то линию.

Совсем с улицы люди редко попадают. Откуда тогда попадают? Со стендапов или с других проектов. Возможно это люди, которые прислали интересный пилот. Если мы говорим про уже действующий проект, то чтобы туда попасть — нужно уже как-то себя проявить. Потому что там времени раскачиваться не будет. Проект уже пишется и у него есть дедлайны.

Сколько молодому сценаристу платят за серию ситкома? Сколько за целый сезон?

Фото со съёмок сериала «По колено»
Фото со съёмок сериала «По колено»

Серия ситкома (комедия длинной 24 минуты) стоит примерно от 300 до 600 тыс. рублей. Начинающий автор пойдёт по нижней границе этой вилки, а опытный — по верхней. Можно умножить эту сумму на количество серий в сезоне и получить стоимость всего сезона.

Можно даже обрадоваться и начать потирать руки, но стоит помнить, что ситкомы — это командный вид деятельности. Поэтому сумму придётся разделить на количество человек в вашей команде. Плюс, у нас все привыкли считать доход за каждый месяц, поэтому надо ещё разделить сумму на количество месяцев, которые вам потребуются на написание. В итоге получится реальная картина.

Из тех ситкомов, что ты смотрел, какие тебе понравились больше всего? Что стоит смотреть в первую очередь? Какие вдохновили лично тебя?

Кадр из сериала «Король Квинса»
Кадр из сериала «Король Квинса»

Я вырос, как автор, на «Короле Квинса». Это старый ситком с Кевином Джеймсом. Мы работали над его адаптацией, и я посмотрел почти все сезоны. С тех пор люблю всё, что делает Кевин Джеймс. Его скетчи про «Звуковика» у него в соцсетях — вообще отдельный вид искусства. Но этот пример, наверное, больше для людей из индустрии.

Из последнего могу выделить «Теда Лассо». Из классики — «Американскую семейку» и «Теорию Большого взрыва». Ещё «Друзья» — это вообще живой учебник по ситкомам. «Рик и Морти» и «Конь БоДжек» — не совсем ситкомы в классическом понимании, но тоже очень крутые.

Кадр из сериала «Тед Лассо»
Кадр из сериала «Тед Лассо»

Мне кажется, для того чтобы писать самому нужно очень много смотреть чужого. А потом на удачных примерах разбирать, как была построена комедия и пробовать самому писать что-то похожее. Оба этих процесса, и смотреть и писать, очень важны. Не получиться насмотреть десять тысяч часов, а потом прийти в авторскую комнату и начать писать, как профессионал. Нужна ещё и практика.

О чём не стоит или даже нельзя шутить в российских ситкомах? Есть ли темы, которые каналы просят обходить?

Как таковой цензуры нет, но есть Российское законодательство. Там всё прописано: нельзя про курение, нельзя про религию. Про детский суицид вообще нельзя. Нельзя шутить над флагом и гимном. Нельзя использовать матерные и бранные слова. Эти списки есть, но они постоянно обновляются. Поэтому лучше всего, перед началом написания своего проекта, ознакомиться с этими правилами, чтобы потом не пришлось сильно переписывать.

Хочешь писать сценарии — читай Макки, Сегер, Митту, можно даже «Поэтику» Аристотеля. Понятно, что там не спрятан секрет успеха, но книги по драматургии помогают понять базовые принципы профессии. А что стоит почитать, если хочешь понять — как писать классные шутки?

Фото со съёмок сериала «По колено»
Фото со съёмок сериала «По колено»

Проблемой шуток, в основном, занимаются книги по стендапу. «Библия комедии» Джуди Картер, по-моему, самая известная из таких книг. Но написание шуток не получится освоить только по книге, как и любую другую практическую деятельность. Тут обязательно нужна практика.

Недавно ты стал креативным продюсером целого канала. Отличается ли новая работа от работы креативного продюсера на отдельных проектах?

Когда ты креативный продюсер на проекте, ты глубоко погружен в материал и участвуешь на всех этапах: написание, кастинг, отсмотр локаций, составление КПП и так далее.

Александр Вялых и Владимир Сычёв
Александр Вялых и Владимир Сычёв

Когда работаешь на канале, конечно, невозможно погрузиться в такие тонкости сразу на всех проектах. Одновременно их в работе канала может быть более сотни, и все — на разных стадиях запуска. Поэтому, работа продюсера на канале, больше про общение с креативными продюсерами проектов. Нужно скорректировать тональность их сериалов в соответствии с требованиями канала. Ну и, конечно, чтение и отбор новых проектов от разных компаний, для формирования эфирной сетки на несколько лет вперёд.

Как в современной реальности изменятся ситкомы и ТВ-формат в целом?

Вот прямо сейчас, есть ощущение, что больше станет добрых, и может даже фантастических комедий. Сейчас развлекательный контент — место, в которое можно сбежать и спрятаться от мира. Хотя бы на час.

Фото со съёмок сериала «По колено»
Фото со съёмок сериала «По колено»

Какие тренды сейчас наблюдаются внутри российской киноиндустрии? О чём будут ситкомы в ближайшем будущем?

Тяжело сказать о трендах. Каждый раз, когда мы говорим, что сформировался какой-то новый тренд — появляется хит, который противоречит общему течению. И уже его все хотят повторить. Так появляется новый тренд. Кажется, что сейчас наблюдается закат классического ситкома. Комедии становятся более реалистичными, с более драматическими сюжетами. Но потом появится новая «Теория Большого взрыва» и все снова захотят сделать так же.

#тнт #сценарий #беседа

6666
31 комментарий

Вроде комедии на ТНТ были про дегенеративный юмор и сортирные шутки, откуда там доброты то взяться?

56

В лайках комментария можно увидеть перепись любителей тонкого и изысканного юмора, выросших на "Монти Пайтоне" и подобном. Эстеты, сэр.

14

Это русская доброта, не та, что в западных фильмах. Смекаешь?

9

Полярный очень понравился, второй сезон ещё не успел посмотреть. Или Жуки, тоже хороший и добрый сериал.

1

Моё уважение людям, способным почти каждый день выдавать по несколько страниц сценария, где фигурируют местами смешные или хотя бы забавные шутки. Для такого нужны талант и скилл. Но больше талант, мне кажется.

19

Вообще очень интересное вью вышло. Я бы его советовал всем, кто собирается заниматься сценаристикой, особенно если речь про юмор.

12

Ой, Олег как всегда

12