Почему каждый любитель фантастики должен посмотреть "2001 год: Космическая одиссея"

Почему каждый любитель фантастики должен посмотреть "2001 год: Космическая одиссея"

Пятьдесят четыре года назад жанр научной фантастики стал таким, каким мы его знаем и по сей день. В 1968 году вышла культовая лента Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея". Великое кино от не менее великого режиссера стало новым этапом в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом. Почему творение Кубрика актуально в наши дни и каким образом оно повлияло на развитие жанра, об этом сейчас и порассуждаем.

Стэнли Кубрик и Артур Кларк
Стэнли Кубрик и Артур Кларк

Замысел картины появился у Кубрика после знакомства с писателем Артуром Кларком. По правде говоря, Стэнли хотел снять кино о внеземной жизни (то есть о космосе) довольно давно, но именно после плодотворной встречи с писателем-фантастом родилась идея фильма, за основу сюжета был взят рассказ Артура "Часовой".

Пролог
Пролог

Кино рассказывает историю встреч людей с загадочными черными "монолитами".

В культовом прологе ленты нам показывают, как произошла первая встреча земной цивилизации с прямоугольным параллелепипедом. Черный монолит научил австралопитеков пользоваться оружием и инструментами, в последствии один из них, благодаря полученным знаниям убивает лидера стая и становится её вожаком.

В экспозиции же показан современный мир, в котором люди освоили компьютерные технологии и космическое пространство. В это время и происходит вторая встреча человека и черного "монолита", в это раз на Луне.

Основная же история ленты начинается спустя восемь лет. Космическая экспедиция "Дискавери" с искусственным интеллектом на борту отправляется в сторону Юпитера, откуда был получен сигнал третьего параллелепипеда.

Съемки картины
Съемки картины

С первых минут ленты становится ясно, что Кубрик задумал Космическую одиссею, как торжество сюрреализма. Первые четыре минуты нам показан черный экран, с музыкальным сопровождением в виде классической музыки. В момент прибытия черного "монолита" на Землю (пролог) играет классическая мелодия Рихарда Штрауса, она же воспроизводится каждый раз, когда на экране появляется загадочный камень. К слову здесь симфоническая музыка является чуть ли не главным связующей частью всех аспектов картины. Больше половины хронометража отведено не диалогам, а именно аудиосопровождению, как пример, первая реплика произносится лишь на 26 минуте ленты. Привычная структура повествования была намерено сломлена Кубриком, с целью достижения эффекта внеземного присутствия, чего-то сверхъестественного в фильме.

Почему каждый любитель фантастики должен посмотреть "2001 год: Космическая одиссея"

Также важной частью Одиссеи является прорывной визуал. Просто представьте, середина шестидесятых годов прошлого века, на визуальные эффекты у создателей фантастических фильмов попросту не хватало ресурсов, денежных и умственных. Кубрик же смог показать космос максимально приближенным к реальности. При создании фильма не обошлось без консультации режиссера с работниками NASA, ведь Стэнли - мастер своего дела, трепетность и извращенность в плане производства являются характерной чертой его фильмов.

В итоге Космическая одиссея стала вехой в кинофантастике, до неё попросту не было картин с таким уровнем визуала. Творение Кубрика стала отправной точкой для многих авторов-фантастов, будь то Лукас с Звездными войнами или Скотт с Чужим. На работу Стэнли и по сей день опирается большинство режиссеров современной эпохи, например Кристофер Нолан, работая на Интерстелларом, вдохновлялся Одиссеей. Все, что мы видим в фильмах о космосе двадцать первого века выросло на великом документе Стэнли Кубрика.

Почему каждый любитель фантастики должен посмотреть "2001 год: Космическая одиссея"

Но все же Космическая одиссея - это в первую очередь мощнейшее философское высказывание. Кино проносит нас через всю историю человечества, от каменного века до современной эпохи. Фильм рассматривает вопрос смысла жизни, а с ним и понятие бога (здесь он метафорически предстаёт в виде того самого черного "монолита").Также кино показывает, как великое творения человека, а именно искусственный интеллект может сыграть злую шутку со своим создателем (к слову, эту же тему, вдохновившись Одиссеей в совершенстве раскрыл Кэмерон в Терминаторе).

Почему каждый любитель фантастики должен посмотреть "2001 год: Космическая одиссея"

Финал же картины считается одним из самых неясных в истории кинематографа. Он породил множество спором и коллизий. Вот что говорит на этот счет сам Кубрик: " Суть в том, что героя забрали богоподобные существа, состоящие из чистой энергии и разума, не имеющие формы. Они помещают героя в своего рода зоопарк для людей, где изучают его. Так проходит вся его жизнь. Только он не чувствует течения времени. Для него все происходит моментально, как и на экране перед зрителем. Покончив с ним, как бывает в большинстве мифов нашей культуры, он трансформируется в некое суперсущество и возвращается на Землю. Можно сказать, что он стал сверхчеловеком. Мы можем только предполагать, что с ним случилось. Это важный момент в любой мифологии, и именно на это мы и намекали."

Почему каждый любитель фантастики должен посмотреть "2001 год: Космическая одиссея"

Можно много и долго говорить о Космической одиссее 2001 года. Это великое кино, считающееся помимо всего прочего, предзнаменованием будущего. Фильм предугадал появление искусственного разума, портативных планшетов и много чего другого. Лента обязательна к просмотру каждому любителю фантастики, ведь можно её можно считать первоисточником этого жанра.

Сегодня же творение Кубрика является шедевром мирового кинематографа, многие критики говорят о нем, как о культовом художественном произведении двадцатого века.

6161
54 комментария

Так и не понял всей гентальности данного произведения. Как по мне- это перехайпленное говно.

29
Ответить

Зависит от контекста же.

Если ты смотришь с чистого листа сейчас - ну, да, это нудно и затянуто, это довольно скучно, это во многом предсказуемо и местам ещё и не понятно.

Но фильм, на минуту, снят в 68 году. Космос уже потрогали руками, но от обычных людей он всё ещё максимально далёк. Микроволновки то считаются военными и секретными разработками и вершиной бытового прогресса. Да епта, даже цветное ТВ ещё даже не во всей америке есть. И тут в кинотеатре выходит ЭТО. Это разрыв шаблонов, в массе своей никто не знал что можно снимать так и такое. Прообразы современных планшетов, реалистичные даже по современным меркам съемки в космосе. Beyond the infinite вообще лишал глаза и разум девственности. (ну и классический саспенс Кубрика в сцене отключения HAL). Это был водораздел, можно было делить фильмы на вышедшие до Одиссеи и после, потому что после выхода эта планка была во многом недостигаема ещё долгое время.

Этот же фильм в итоге побудил многих молодых людей стать режиссерами, и очень многие как раз называют этот фильм как источник вдохновения на начало карьеры. После всего этого называть фильм перехайпленным говном - максимально невежественно. Просто прими, что ты оценивал фильм вне этого контекста, и в таком виде он тебе не понравился. Это абсолютно нормально и не делает тебя ни хуже, ни лучше. Но принижать остальных, называя фильм говном, явно не стоит.

(и это я только слегка порвался)

45
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Впервые увидел этот фильм несколько лет назад - в imax с оригинальной звуковой дорожкой. Очень красиво, атмосферно, современно. Прекрасное яркое аудиовизуальное впечатление.

7
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

и не поймешь,фильм плохо состарился (финальная сцена) вообще не смотрибельная и пытка.

3
Ответить

"Я не понял. Говно"

3
Ответить