«Бэтмен» Мэтта Ривза: не откровение, но хорошее кино в эпоху постных блокбастеров

Ничего глобально нового по сравнению с предыдущими экранизациями, но с уважением к героям и первоисточнику.

«Бэтмен» Мэтта Ривза: не откровение, но хорошее кино в эпоху постных блокбастеров

В последние годы большинство крупных премьер (особенно по комиксам) спустя пол часа хронометража вызывали у меня скуку и зевоту. Может это театральное образование так повлияло, ведь находясь в среде, где постоянно занимаешься поиском смыслов (помимо того, который объяснит почему ты занимаешься этой безденежной специальностью), ты стараешься рассматривать все пристальней, и, невольно, походу просмотра разбираешь на составляющие произведения.

Хотя, скорее всего, просто большинство крупных релизов стали исключительно продюсерским кино. Всё снимается по давно проверенным шаблонам. Шаг в право, шаг в лево - два инфаркта у студийного денежного мешка.

Если это мультфильм - то про каких-то пучеглазых уродцев или зверушек, с нелепыми гэгами и прикрученной ради приличия моралью (а то и без).

Если это фильм, то все то же самое, только поменяйте зверушек на накаченных мужиков и ведущих себя как мужики женщин (типа сильные женские персонажи, ага).

Интерактивные развлечения остаются последним оплотом самовыражения в крупнобюджетном массовом искусстве. Игры уже достаточно популярны, чтобы на них тратились большие бюджеты, но всё же они не настолько массовые, как кино, и все еще позволяют показывать больше, чем принято. Например, как Джокер пытает Робина, или, наконец, дают возможность избавить Питера Паркера от вечного проклятия Питера Пэна.

В такой обстановке новый «Бэтмен» не мог просто дежурно пройти и не приковать внимание: трейлеры сулили нам действительно мрачную, нуарную атмосферу в кинокомиксе, которые, кажется, без шуток уже почти никто и не пытается снимать. В общем, действительно авторское кино, на сколько это возможно с такими тяжеловесами.

И я ждал этот фильм: мы с братом даже за месяц взяли билеты на самые кошерные места, чтобы потом они сгорели буквально за день до премьеры. Впрочем, слишком больших надежд я тоже не возлагал - не хотелось пасть жертвой собственных ожиданий.

Наконец, я добрался до просмотра картины. И, знаете, откровения не случилось. Но планировалось ли оно вообще? Думается, что нет.

Великое наследие обязывает соответствовать. 
Великое наследие обязывает соответствовать. 

«Бэтмену» сравнения с «Темным рыцарем» никак не избежать, слишком уж много схожих элементов: реалистичный взгляд на мифологию героя, его безнадежная любовь, злодей со своей философией, город, погрязший в коррупции и все это в обёртке триллера.

Можно было бы сказать, что, в принципе, это основные атрибуты любой истории о Бэтмене, но на самом деле нет. На первый взгляд, Мэтт Ривз будто действительно снимал ремейк уже культового фильма Нолана. Но между двумя картинами есть одно глобальное различие, которое становится фундаментальным. Это темпо-ритм.

У Нолана почти во всей трилогии «Темного рыцаря» фильмы после продолжительной завязки локомотивом несутся к кульминации. И чем ближе к финалу, тем больше разгоняется ритм картины, вместе с невероятным саундтреком Ханса Циммера. Декорации сменяют друг друга и в конечном итоге остаются только главные герои с их судьбоносными действия.

«Бэтмен» Ривза же совсем иной. У фильма медленный темп повествования, более вязкий. Без спешки режиссер погружает зрителя в тягучую атмосферу своего Готэма. Это не значит, что фильм весь такой: ритм умело сменяется, чтобы не становится монотонным, но преимущественно он неспешный. Понимаю, что не всем это может быть по вкусу, но меня очень порадовал такой подход.

Недавно оказалось, что на съемках Паттинсон хранил свой вейп в поясе костюма. Записываем новый гаджет: бэт-вейп. 
Недавно оказалось, что на съемках Паттинсон хранил свой вейп в поясе костюма. Записываем новый гаджет: бэт-вейп. 

Будто постепенно в массовую культуру возвращается мода на долгие, вдумчивые произведения (Red Dead Redemption 2, «Дюна» Вильнева), которые не пытаются галопом по Европам пронести зрителя/читателя/игрока через себя и выплюнуть с другой стороны. Но и намеренно не растягиваются. Берут столько, сколько того требует история, чтобы плавно и аккуратно расстелить перед тобой своё повествование. И тогда спойлеры становятся не так важны: главное здесь не финал, а сам процесс.

Так вот, подобный же подход позволяет авторам «Бэтмена» не только хорошенько рассмотреть главного героя, но и наконец уделить внимание второму по важности персонажу после самого Брюса Уэйна. А именно Готэму. В фильме город раскрывается во всей своей мрачной красе, чего на само деле никогда толком не случалось в предыдущих экранизациях: у Бертона это колоритные декорации, у Нолана так и вовсе условный мегаполис, сцена для героев, а в «Джокере» это скорее мрачный Нью-Йорк.

У Ривза Готэм наконец обретает свое собственное лицо. И когда история вскрывает мрачные секреты, то ты понимаешь, что в таком месте просто не могло быть иначе. Но тем оно и притягательно: наблюдать за готической бездной одно удовольствие, хочется погружаться все глубже и глубже в атмосферу вечно дождливого города.

Помимо этого, неспешный темп позволил добавить полновесности не только Бэтмену и Готэму, но и всем основным второстепенным персонажам. Кошка, кажется, так и вовсе получило свой самый проработай образ в кино, а Джефри Райт, на первый взгляд больше подходящий на роль изобретателя Люциуса Фокса, в образе Гордона выглядит весьма убедительно - эта интерпретация больше не про волевой характер (но и про него, конечно, тоже), а про усталость хорошего человека от уже ставшего бытом постоянного проигрыша злу.

Фанаты отношений Брюса и Селины в комиксах могут быть довольны. В фильме этого вдоволь и именно так, как надо. 
Фанаты отношений Брюса и Селины в комиксах могут быть довольны. В фильме этого вдоволь и именно так, как надо. 

Про Пингвина так и вовсе анонсировали отдельный сериал – и после просмотра «Бэтмена» это кажется классной идеей, потому что ни смотря на и так трёхчасовой хронометраж самого фильма, остаётся ощущение, что эти герои могут рассказать ещё множество классных историй. Это место может рассказать.

Если всё сложится благополучно, то мы наконец получим сериал про Готэм, которого этот город действительно заслуживает, а не тот, что есть у этого города сейчас. Сериал с одноимённым названием мне хотелось поскорей забыть, ведь ни смотря хороший каст и неплохой начальный задел, «Готэм» планомерно скатывался в какую-то дичь. При чем не в ту дичь, которая характерна эксцентричным обитателям города, а в ту, где Джада Смит выковыривает себе ложкой резиновый глаз. На втором сезоне мой криньжометр лопнул окончательно и я забросил сериал. Но бэт-сериал душа просит.

В фильме есть несколько отсылок к разным персонажам мифологии Бэтмена. Потенциал для продолжения и спин-оффов достаточно велик.
В фильме есть несколько отсылок к разным персонажам мифологии Бэтмена. Потенциал для продолжения и спин-оффов достаточно велик.

К минусам картины можно отнести вдохновение «Годом первым». Не сказать, что само по себе это ужасный недостаток, просто когда за двадцатилетие третий режиссёр подряд использует тот же референс для героя, что и предыдущие два, то это становится уже некоторым моветоном. И если до Нолана так вовсе никто не делал, а Снайдер в принципе основывал свой образ на работах Фрэнка Миллера, то у Ривза это выглядит уже неприлично. Впрочем, фильму это никак не мешает, да и желания прикапываться к режиссёру нет. Любое повторение приемлемо, если оно уместно и не во вред произведению.

Просто про Бэтмена есть множество других отличных комиксов, кроме «Года первого», «Долгого Хэллоуина» и «Возвращения Тёмного рыцаря». Обидно, что многие не менее отличные сюжеты всё ещё не добрались до экранов. Надеюсь, что такую досаду исправят сиквелы картины Ривза.

Лучшая экшен сцена по прежнему остаётся за Бэтменом Снайдера, правда, не сказать, что у Ривза экшен плох: скорее он намеренно грубый и неотесаный. Молодой Брюс Уэйн часто пропускает удары и принимает выстрелы почти в упор. Но неопытность он компенсирует остервенелой яростью, которая устрашает врагов. К примеру, в фильме ни раз и ни два Бэтмена в драке валят с ног. Но это не вызывает никакого ощущения нелепости, как, например, при открывающей сцене «Бэтмена» Бертона (при всём уважении к классике, но сцена выглядит максимально странно).

Наконец у Риддлера появилось достойное воплощение на экране. Пол Дано проделал отличную работу над образом. Его версия больше смахивает на маньяков из "Охотника за разумом".
Наконец у Риддлера появилось достойное воплощение на экране. Пол Дано проделал отличную работу над образом. Его версия больше смахивает на маньяков из "Охотника за разумом".

В конце фильма Бэтмен разгребает завал, спасая людей из под обломков. Он не скрывается с уходом ночи, а продолжает помогать людям, потому что это необходимо. Таким образом Ривз намеренно несколько выводит героя из пространства мифа, в котором прибывали предыдущие версии Бэтмена

Нолановский Бэтс весь стоит на символизме, а Бэтмен Снайдера – жуткий городской миф, в существование которого не все верят даже спустя 20 лет геройствований. В этом плане Ривз также не отказывается от идейной составляющей героя, но раскрывает её с более простой, бытовой стороны. Новый Бэтмен теперь материален, осязаем. Он может получить по ушам, но и преступники будут боятся не суеверий, а вполне реальной возможности, что кто-то выйдет из темноты подворотни.

На самом деле, обретение Бэтменом плоти – пожалуй, одна из самых сильных заслуг создателей картины. До этого Бэтмены (именно ипостась в маске) на экране общались в основном только с Гордоном или своим любовным интересом. Но Бэтмен Ривза весь фильм ходит среди полицейских, при всем при этом, Роберту Паттинсону удаётся выглядеть не нелепо рядом с обычными людьми.

Когда я пишу, я слушаю музыку, и во время работы над первым актом сценария, я в какой-то момент включил «Something in the Way» Nirvana. Именно тогда я понял, что вместо плейбоя Брюса Уэйна, которого мы видели раньше, мне нужно сделать другого персонажа — пережившего великую трагедию и ставшего отшельником. Так что я начал проводить параллели с фильмом Гаса Ван Сента «Последние дни» и думать над тем, что, если бы Курт Кобейн жил в этом разрушающемся поместье. А потом я вспомнил Роберта в фильме «Хорошее время». И понял, что он-то мне и нужен. В нем были эта уязвимость и отчаяние — и одновременно сила. Очень кобейновский замес, рок-звезда, которая была бы рада стать отшельником.

Мэтт Ривз, режиссер

Сравнение крестоносца в плаще с рок-звездой действительно подходит как нельзя лучше для героя в фильме: когда новый Бэтмен находится среди обычных людей он всё равно будто выделен из них какой-то своей темной аурой. Не могу сказать, заслуга это конкретно актёрской игры или режиссуры. Но скорее всего дело во всём и сразу: множество мелких деталей в образе, будь то кожаная маска или намеренно скупые движения в костюме Паттинсона – все это складывается в один тотем летучей мыши.

Гордон с Бэтменом практически уже традиционно отлично взаимодействую на экране. 
Гордон с Бэтменом практически уже традиционно отлично взаимодействую на экране. 

Все герои фильма понимают, что это просто человек в броне, но постепенно будто сами начинают приписывать ему сверхъестественные черты. Это действительно походит на какую-то сверхпопулярную личность, будь то Кобейн, Бодров или Майкл Джексон. С годами они лишь больше обрастают ореолом мистики и загадочности в глазах других людей.

Особенно хорошо это видно по отношению Пингвина к Бэтмену, которое от пренебрежения "фриком в маске" в момент погони доходит до неподдельного ужаса.

Подобный взгляд на героя мне показался весьма убедительным. Эта неосязаемая осязаемость в большей степени роднит нового Бэтмена не с предыдущими киновоплощениями, а с игровым. Бэтмен в серии Arkham также часто общается с полицейскими и обычными людьми, но при этом всё равно не выглядит нелепо и не теряет во внушительности. Все равно одной ногой остается в пространстве мифа.

Да, «Бэтмен» не взорвёт вам мозг. Но главным образом этот фильм стоит посмотреть из-за невероятно насыщенной атмосферы, которая многим знакома по комиксам, мультсериалам и играм. И если вас она зацепит, то вам непременно захочется ещё.

Ривз не гений, но явный отличник: он подтащил хорошие элемент из разных интерпретаций героя, удачно их соединив в одном образе. Да, ничего глобально нового он сам не придумал. Но при этом он и не стал городить каких-то своих бредовых идей, вопреки комиксному первоисточнику, а бережно и уважительно отнёсся к нему.

Это может быть удивительно, но в мире, где столько экранизаций комиксов и ежегодно выходит по несколько блокбастеров Marvel, такой подход – не самое частое явление. И это проявляется во всём на экране.

Nirvana была не просто уловкой для трейлера. Песня действительно отлично описывает атмосферу фильма, а пару раз выступает в роли его саундтрека.

Также, «Бэтмен» хорошее кино под меланхолию или пасмурное состояние души, ведь даже сам Брюс Уэйн в фильме сомневается: помогает он хотя бы самому себе тем, что делает, или нет. Я безусловно буду возвращаться к картине Ривза. Как ни странно, но вылезая из его мрачной атмосферы становится будто бы уже несколько светлей.

Даже в кромешной темноте может скрываться надежда. А может она найдется в том, чтобы нести ее самому другим людям.

5353
60 комментариев

Ну Колин Фаррел нормально сыграл

22
Ответить

Держи плюс, я уже соскучился по постам о Мышке

5
Ответить

Тут просили накатать про концовку Рыцаря Аркхема. Такое будет интересно?

5
Ответить

Ничего глобально новогоЧто такое глобально новое?

3
Ответить

Чтение текста до оставления комментариев.

Ничего сильно нового для героя в кино, чего бы мы раньше не видели. Плюс минус всё это было уже в разных кино-версиях.

3
Ответить

этому фильму да бы хорошую детективную историю, цены бы ему небыло. а так пол фильма детектив, который тупо не работает, интриги 0, разгадки нет, финал унылый.
грустно.
очень надеюсь что во второй части будет не сраный джокер, а например суд сов.

4
Ответить

постных блокбастеровМожет все же "пресных"? Или нет?

1
Ответить