Бредни киноведа #1: Норштейн и российская анимация

Текст о «Ёжике В Тумане», «Кин-Дза-Дза» и «Смешариках»

Бредни киноведа #1: Норштейн и российская анимация

У всех в жизни начинается тот период в жизни, когда мозг эволюционирует, начиная по новому воспринимать те или иные события, мысли, произведения искусства. На днях это случилось и со мной.

Я никогда толком не смотрел советское кино, ограничивался только анимационными проектами. Не знаю, почему так вышло, но Я очень рад, что тогда не познакомился с ним. Я бы просто никогда его не смотрел. Эти фильмы, многие из которых являются безусловными шедеврами, являются очень глубокими и сложными произведениями, при просмотре которых ребёнок с вероятностью 99% либо ознакомится с интересной историей либо ни черта не поймет. Такая же ситуация и с мультфильмами из того периода истории России.

Ознакамливаться с ними стоит только имея багаж жизненного опыта, насмотренности и наслушанности.

Чтобы вы понимали, о чем Я говорю, посмотрите все серии классических Смешариков, ища в каждой серии мораль и глубокий смысл. Вы просто ошалеете от того, сколько вы пропустили, когда смотрели их в детстве.

Также и с советскими фильмами и мультфильмами. Если вы в юном возрасте смотрели «Кин-дза-дза» Георгия Данелия, то вместо глубокой истории о проблемах тоталитарного общества, расизма, непринятии нового и ценности того, что мы имеем, вы увидели непонятный фильм о пришельцах.

Такой же пример можно привести и из мультипликации. «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна. История о резкой смены привычной атмосферы бытия, о наших потаенных страхах, по некоторым версиям, о загробной жизни, проводником по которой является Ёжик ребёнку покажется простой историей о том, как Ёжик потерялся.

На эту тему есть восхитительное эссе от «Кинопоиска», которое в купе с вышеупомянутым фильмом Данелия вдохновили меня на создание этого поста.

У меня как будто открылся третий глаз. Я перестал воспринимать совестное искусство как простой сюрреализм и начал видеть в них серьезные произведения, по праву называющиеся шедеврами мирового искусства.

Самое забавное, это актуально и по сей день. Фильмы за авторством людей из стран бывшего СНГ завоевывают награды на различных кинофестивалях и становятся достоянием общественности (тот же «Никто» Ильи Найшуллера). Однако мы не воспринимаем эти проекты серьезно из-за ещё одной проблемы современного российского искусства, его непринятие гражданами. Если говорить кратко, (подробнее), то мы сравниваем наше кино, сделанное за копейки, с самым пафосными и дорогими голливудскими и не только проектами.

Так можно долго, потому подытожу.

Цените, смотрите, любите, вникайте в искусство нашего государства. Вы откроете для себя дивный новый мир, от неведения которого на протяжении вашей жизни вы будете жалеть.

1515
10 комментариев

Ознакамливаться с ними стоит только имея багаж жизненного опыта, насмотренности и наслушанности.и обязательно сидя в кресле-качалке накрывшись пледом с бокалом мерло, оттопыривая мизинчик строго на северо-восток.

7

Комментарий недоступен

4

Меня однажды поразила одна серия из Губки Боба, где он влюбился в гамбургер и хотел женится на нем. Насколько это был серьезный, жизненный сюжет, реальная ситуация в которой оказываются очень много людей. Когда человек так ослеплен любовь, что просто не замечает недостатков партнера... в финале Губка Боб прозревает и понимает что он все это время жил и спал с протухшим гамбургером. :))

2

Пчел, ты, конечно, молодец, перешагнул порог 18-тилетия, но в том то и прикол, что об этой фиче все и так знают. Собственно, именно по причине внутренней глубины и любят советскую и российскую анимацию, она поэтому и хороша. Как перешагнёшь следующую ступень взросления и поймёшь "Потец" и "Курьера" можешь пилить ещё один пост про открытие четвёртого глаза

1

А чо будет когда он Гвозди посмотрит?

Спасибо огромное! 😊

1

Особенно про государство понравилось. И да, так все и есть: столько прекрасной, мудрой эзоповщины без нашего государства никогда бы не родилось.

Преодоление сопротивления само по себе помогает создавать смыслы. А сопротивление всегда было первой реакцией советской системы на все непонятное. Если вы почитаете о судьбе советских шедевров мультипликации и кино, то обнаружите, что она была мягко говоря непростой. Как и судьба их авторов. Самые лучшие книги всегда запрещали, самые лучшие фильмы нещадно резали, режиссеры бились с цензурой насмерть. И все хорошее в итоге создавалось не благодаря, а вопреки. Во времена, когда в ответ на любую идею художник получал вопрос-обвинение "а нужно ли это советскому зрителю?", руки не опускались только у самых стойких.

Нужны ли были ёжики в тумане и кндзадзы советскому зрителю? Я думаю, что ответ государства на этот вопрос в те времена был всем очевиден, да и в нынешние, честно говоря, тоже...

1