«Carpe diem»: рецензия на мультфильм «Душа»

«Рвите розы, пока не поздно...»

Американская студия Pixar всегда отличалась своими экстраординарными и занимательными анимационными сюжетами для всех возрастов — от мала до велика: душещипательный мультфильм «ВАЛЛ-и», драматичный «Вверх», трогательная «Головоломка» и много чего ещё! Все эти картины поднимали такие темы, как любовь, дружба, следование за мечтой и даже исследование внутреннего мира, подавая все в максимально наглядной, но изумительно красивой обертке. Однако Пит Доктер, главный режиссер и сценарист «Души», решил пойти дальше и создал многогранное произведение о концепции души, жизни после смерти и даже жизни «до», о призвании человека, с прочими экзистенциальными размышлениями — и все это в одном мультфильме. Получилось ли? Попытаемся разобраться.

Действо начинается в Нью-Йорке. Джо Гарднер, крайне одаренный школьный учитель музыки, обожает джаз и мечтает выступить в этом ансамбле, и неожиданно ему выпадает такой шанс: его замечает Дороти Уильямс, знаменитый саксофонист. На радостях Джо не замечает, как падает в канализационную трубу и… внезапно умирает, оказываясь на мосту, ведущих умершие души в «мир после». Джазмен совершенно не хочет мириться со своей участью и втягивается в очень необычное приключение.

Чтобы подчеркнуть исключительность мультфильма, акцент на визуальной составляющей особенно уместен. Анимация дает обширные возможности для подачи истории, которых по разным причинам может не оказаться в кинематографе или других медиасферах, и давно вышла за рамки сугубо детского продукта. Благодаря анимации можно более ярко представить место действия, объяснить красиво и изящно то, что не разжевать за сотню миль текста. В случае с «Душой» это особенно важно, достаточно взглянуть на то, как представлен авторами сам Нью-Йорк.

Невероятно детальный, живой и реалистичный мегаполис: густонаселенные улицы с суетливым потоком пешеходов, здания, полные бесчисленных рекламных баннеров и вывесок, угрюмое метро с потерянными лицами — все необычайно фотореалистично для мультипликации и дает понять, что в этот раз вопросы, поднятые Pixar, будут куда более серьезными и глубокими, поэтому фокуса на фирменном традиционном юморе американской студии и вычурной фантазии будет куда меньше. Контраст особенно заметен на фоне «мира до», где формируются личности душ, готовых вступать на Землю. Куда более упрощенная рисовка, минимализм и нарочито карикатурные высшие существа «Джерри». Да даже хронометража в этом мирке куда меньше — основная часть сюжета разворачивается в обычном городе, и это не случайность.

«Carpe diem»: рецензия на мультфильм «Душа»

Понятное дело, исключительна и сюжетная составляющая, самая мякотка картины. В ходе пьесы Джо Гарднер встречает незадачливую душу по имени «22», которая за более чем тысячу лет так и не смогла найти свой «огонек» — предназначение в жизни, да и сама планета Земля ее мало интересует. Джазмену ради получения специального пропуска на Землю приходится невольно стать ее наставником и помочь в поиске этой самой искры. Получается так, что в ходе возвращения обратно, как обычно, что-то идет не по плану, и главные герои (именно во множественном числе) попадают в город и случайно оказываются в разных телах — «22» в теле Джо, а сам Джо в теле кота. Это совершенно избитый сюжетный ход, который даже ныне отдает моветоном и призван зачастую развлекать аудиторию помладше, однако даже этот момент был обыгран авторами и имеет важный сюжетный вес, потому что именно это позволяет взглянуть Джо Гарднеру на себя со стороны и много чего осмыслить. Сюжетный скелет выстроен так, что сама душа «22» претендует на роль второго полноценного протагониста, ибо, как и сам Джо, она имеет проработанный характер, мнение и арку становления, развития. Тут нет даже антагониста, провоцирующего яркий сюжетный конфликт. Ну, точнее говоря, он присутствует, однако это явно не ставится во главу угла и нужно всего-навсего для комического эффекта в картине. А все, что здесь есть, — рассуждения героев о жизни и самокопание, порой даже очень серьезное.

«Carpe diem»: рецензия на мультфильм «Душа»

Немаловажно, что джазу, тонким лейтмотивом проходящему через весь мультфильм, очень свойственна импровизация, особенно если учесть, как исполнитель может погрузиться в музыку, отдаться моменту. Это и прекрасно демонстрировал в полнометражной картине сам Джо Гарднер, для которого джаз — смысл жизни. Однако авторы акцентируют внимание на актуальной проблеме — повседневной суете современного человека. Переизбыток информации, социальные сети, где можно многое приукрасить, и быстрый городской ритм жизни заставляют человека как никогда прежде думать, что он испытывает постоянно нехватку времени и должен успеть срочно сделать что-то, будь то открыть бизнес, сделать хорошую карьеру. Самореализация и саморазвитие, безусловно, имеют для многих людей важное значение в жизни, однако авторы напоминают, что в погоне за всем этим можно упустить самое главное — сам процесс и мелкие радости жизни. Вдобавок, показывая мрачный мир астрала, Пит Доктер заявляет, что грань между погружением в себя и потерей вкуса реальной жизни очень тонка, и это может вылиться в эскапизм, то бишь в уход от реальности, особенно актуальный в технологическую эпоху. Джо, который на примере «22» видит, что она маниакально наслаждается вкусом пиццы, простой конфетой или звуком гитары уличного музыканта, потихоньку осознает, что в погоне за своей мечтой он сделал свою жизнь серой и неприметной, и это чувство особенно усилилось, когда школьный учитель достиг своей мечты и все-таки смог выступить на концерте, однако взамен получил лишь чувство разочарования. Сам же Джо смог показать «22», что огонек в человеке — это не обязательно наличие призвания и дар, а просто способность замечать многие аспекты простой жизни, импровизация и радость от процесса (или «джазование», свойственное музыкантам этого направления).

<p>«Смысл не в том, чтобы родиться с даром. Начнешь жить — и кружок заполнится сам. Главное, что ты отлично джазуешь...»</p>

«Смысл не в том, чтобы родиться с даром. Начнешь жить — и кружок заполнится сам. Главное, что ты отлично джазуешь...»

От звания безоговорочного шедевра «Душу» разделяет излишнее сглаживание многих углов, включая ту же тему жизни и смерти. Легко можно сказать, что в жизни надо наслаждаться моментами, однако повседневная рутина и ежедневные бытовые проблемы этому всегда будут препятствовать, а сам мультфильм имеет явно мотивирующий и оптимистичный посыл, что особенно выливается в слащавом «хеппи-энде» для Джо Гарднера, который за свои эгоистичные действия в первой половине и вынесенный урок так и не получил должных последствий, не заплатил цену. Не исключено, что на сценаристов давили руководство и возрастной рейтинг, которые, вероятно, мешали реализовать концепцию в полной мере и ограничивали творческую свободу либо сыграло роль отсутствие смелости на более радикальные эксперименты, чтобы не смущать аудиторию помладше, но об этом можно лишь гадать.

О прекрасной визуальной составляющей уже было рассказано выше, поэтому теперь можно отметить и музыку. Создатели явно изучили культурную значимость джаза для человечества, поэтому красивый звук фортепиано, затрагивающий, как бы это забавно ни звучало, все фибры души, крайне сильно усиливает эмоциональный отклик в особо трогательных сценах. Проделана титаническая работа.

После выхода лента «Душа» получила немало наград, в том числе и премию «Оскар» как лучший анимационный фильм. Несмотря на местами явно не полностью раскрытый потенциал, отрицать значимость картины довольно трудно. Быть может, в столь сложный период для человечества нам нужны именно такие вдохновляющие сюжеты?...

1717
8 комментариев

Мне Душа понравилась больше Луки, но все еще далеко до лучших пиксаровских работ.

2
Ответить

Лука мне вообще не зашёл. Хрень, мягко говоря. Вообще эмоций не вызвал. А вот Душа норм.

Ответить

Имхо, слишком затянутый, много лишнего. Я даже до сих пор не досмотрел. Линия музыканта и его мира, затем мир душ, потом там ещё вложенные приключения - мне просто уже надоела эти вложенные квесты.

1
Ответить

Ну там как бы в финале сама мораль, когда музыкант наконец-то получает желаемое и делает осознанный выбор. И там подводится некоторый итог, лишними были все эти "вложенные квесты" или все-таки нет...

Ответить

Тут нет даже антагониста, провоцирующего яркий сюжетный конфликт

Ну как же нет, канцелярская крыса есть :) Накосячили с его смертью - а потом вместо исправления ошибки просто пытаются уничтожить и замести следы. Система не признает своих ошибок.

В целом получилось занятно, но персонажи нарисованы слишком примитивно и карикатурно, это малость отторгает.

Ответить

Ну я эту крысу упомянул в следующем предложении, просто я ее всерьез не воспринимал, считал, что это вообще не главное звено в сюжете))

Ответить