Алексей Балабанов-непризнанный гений Российского кинематографа

Алексей Балабанов 
Алексей Балабанов 

Давайте так, Балабанова можно любить или же не любить вовсе. Одного, правда, не отнимешь — Балабанов и правда гений своего времени. А теперь к причинам написания данного текста:

  1. Многие фильмы Алексея Октябриновича не настолько мейнстримны, как «Брат 1»
  2. Года два назад я посмотрел фильм «Морфий« и захотел написать анализ данной картины. Этот текст, своего рода, пролог к анализу "Морфия".

В общем и целом всё. Приятного прочтения.

Детство и юность.

Балабанов в детстве.
Балабанов в детстве.

Родился будущий режиссёр в 1959 году, в городе Свердловск (ныне Екатеринбург). В детстве родители режиссёра много работали, что не позволяло им заниматься воспитанием ребёнка. Вот что говорил сам Алексей Балабанов о своём детстве:

Я рос хулиганом, много стрелял из рогатки. Делал «бомбы» и подкладывал в урны, раньше железные такие были, и ждал реакции прохожих. Играл в карты

Алексей Балабанов, Режиссёр

Мать Балабанова настаивала на том, что он должен учиться в школе с углублённым изучением английского языка. В 1966 году он поступил в школу и учился в ней до 1976 года. В школьные годы вместе с другом создал музыкальную группу. В её репертуаре были песни The Rolling Stones и Deep Purple.

Балабанов в молодости.
Балабанов в молодости.

После окончания школы Алексей Балабанов поступил в Горьковский педагогический институт на переводческий факультет. Позже неоднократно выражал родителям благодарность за то, что поступил именно туда. В 1980 был на стажировке в Великобритании, откуда привёз множество музыкальных пластинок. На университетских дискотеках выступал в роли диджея. Как раз в этот период времени Балабанов приобщается к кинематографу и записывает в тетрадь впечатления от просмотра каждого фильма.

"Вчера поздно вечером Одеса показывала «Пять вечеров», но писать я уже не стал.

Я после него себя очень нехорошо ощущал. Появилась мрачность и меланхолия.

Но фильм мне очень понравился. Но на этот раз мне показалось, что в нем есть ряд технических недоработок, а может быть, просто копия была уж очень затертой. Я слышал, что его сделали очень быстро, в перерыве между съемками «Обломова».

Только вчера обратил внимание, что там играет Адабашьян. Интересно было на него посмотреть.

Мне почему-то не хочется писать свои впечатления о фильме. Наверное это следует делать сразу после просмотра, пока живо впечатление." Из дневника Балабанова.

В июне 1981 года Балабанов заканчивает институт.

Война в жизни режиссёра

Алексей Балабанов-непризнанный гений Российского кинематографа

Сразу же после окончания вуза, Балабанов идёт в армию. Там он, благодаря своей профессии, становится военным переводчиком.

Интересно, когда работаешь, значит, летаешь – но ты ж не все время работаешь, ты ещё и служишь. Вот я служил в управлении дивизии. Со мной служил майор Малыхин, который отвечал за то, кто когда и куда полетит. Чтобы он поставил меня на полёт, я должен был его бестолкового сына каждый день учить английскому

Балабанов, Режиссёр

Алексей Балабанов летал в Анголу, Эфиопию, Экваториальную Гвинею, Сирию. Афганистан тоже задел жизнь Балабанова. В целом, об этом отрывке жизни мало что известно. Одно лишь мы можем сказать точно – служба в армии определённо повлияла на будущие картины режиссёра. Известно, что Балабанов находился на борту, на котором как раз и перевозились грузы 200.

Пока служил в транспортной авиации, налюбовался на гробы, которые выносили из Илов, наслушался соседа по комнате, регулярно летавшего в Афган. Валера Найдо возвращался оттуда и мрачно глушил водку стаканами.

Балабанов, Режиссёр

За несколько месяцев до окончания службы режиссёр был уволен из авиации. Изначально Балабанов опоздал на рейс, закупая музыкальные пластинки. Последним же проступком был анекдот про Брежнева. Его перевели в ВМФ, где он был переводчиком на верфи.

Начало Режиссёрской деятельности(до депрессивный период)

Давайте так, чтобы можно было разграничивать творчество Балабанова, я дам ему характеристику до депрессивного и как раз депрессивного периода. До депрессивный период – с 1985 г. по 2002 г., а депрессивный – с 2002 г. по 2013 г. Стоит сделать ещё одну ремарку, во время депрессивного периода вышли два нетипичных фильма от Балабанова. Неоднозначны они из-за того, что сняты были не по его сценариям

На дворе 1983 год. Балабанов возвращается из армии. Его отец договаривается об учёбе сына на факультете сценарного мастерства по научно-популярным фильмам. На первом же экзамене преподаватель критикует рассказ Балабанова, из-за чего тот забирает документы из ВГИКа и возвращается домой. В этот период жизни происходит первое важное знакомство для жизни Балабанова. В Свердловском рок-клубе он знакомится с музыкантом Вячеславом Бутусовым.

Вот что Бутусов говорил о фильмах Алексея:

Я обязан был смотреть все фильмы Алексея, поскольку мы дружили с ним. Однажды наступил момент, когда я уже не мог смотреть их, но делал это по дружбе, по разным обстоятельствам. Во многих случаях эта эстетика мне не то что неприятна — она противопоказана. Это тяжелое похмелье.

Вячеслав Бутусов, музыкант

В тот же период времени Балабанов устраивается ассистентом режиссёра и работает на самой низкой должности.

В 1987 году он сдаёт экзамены и поступает на факультет авторского кино на высших режиссёрских курсах. Там он и снимает свой первый короткометражный фильм «Раньше было другое время». Сценарий пишет за ночь, а на роли зовёт своих друзей и участников группы Наутилус Помпилиус.

Во время учёбы Балабанов живёт в общежитии, где и происходит его самое знаковое знакомство с Сергеем Сельяновым, который учился на факультете игрового кино.

Балабанов и Сельянов.
Балабанов и Сельянов.

В Москве Балабанов встречает свою будущую жену Ирину. Они познакомились на вечеринке общих друзей, и он сразу же в шутку предложил пожениться. Вскоре свадьбу сыграли по-настоящему. У них родился сын Фёдор, и Ирина Балабанова переехала с ребенком в Свердловск, где с воспитанием помогали родители режиссёра.

И тут мы переходим к первым большим фильмам Балабанова.

Он заканчивает курсы и переезжает в Ленинград, там он и снимает свой первый полнометражный фильм «Счастливые дни».

Счастливые дни

"Счастливые дни" 1991 год
"Счастливые дни" 1991 год

«Счастливые дни» — это первый большой фильм Балабанова. В наши дни он, правда, обделён вниманием. Это первая полнометражная картина, в которой Балабанов снимает Виктора Сухорукова, являвшегося не менее важной персоной для фильмографии режиссёра.

Получил три награды на трёх кинофестивалях и задал определённый стиль всему творчеству Балабанова.

Мнение автора: рекомендую ознакомиться, так как данный фильм прекрасно иллюстрирует дальнейшее творчество Балабанова, да и как говорил ранее, не заслуженно забытая картина великого режиссёра.

Кадр из х/ф "Счастливые дни"
Кадр из х/ф "Счастливые дни"

Замок

"Замок" 1994 год
"Замок" 1994 год

Сюжет.

«Замок» — ещё один фильм, который современный зритель зачастую обходит стороной. Достаточно интересная работа Алексея Балабанова, начиная от самого длинного хронометража в его карьере, заканчивая тем, что текст Кафки используется здесь только в первый час, а далее Балабанов сам дописывает историю «Замка». Настоятельно рекомендую ознакомиться с данной работой, так как в ней Балабанов использует свои трюки, которые после будут повторены в фильме «Про уродов и людей».

Получил порядка 13 наград.

После выхода «Замка» Балабанов предлагает продюсерам сценарий фильма «Про уродов и людей», но им идея не нравится и денег они ему не дают. Поэтому он решает снять фильм «Брат», который в будущем станет культовой российской картиной.

Мнение автора: к просмотру рекомендую, ибо это одна из лучших картин Балабанова. (плюсом атмосфера литературы Кафки).

Кадр из Х/ф "Замок"
Кадр из Х/ф "Замок"

Брат 1

"Брат"- 1997 год.
"Брат"- 1997 год.

Сюжет.

Спустя три года после выхода «Замка» на российские экраны выходит фильм «Брат», который почти сразу обретает культовый статус. Снимался фильм, как говорится, на коленке. Сценарий был написан за пару дней, а сам фильм сняли за месяц. Вся съёмочная площадка – друзья Балабанова, все места действий – квартиры друзей или же общественные места. Да и бюджет у фильма был не особо большим. (20000 долларов крайне малый бюджет для съёмок полнометражного игрового кино).

Государственного финансирования фильм лишился не просто так. Балабанов и команда последовали примеру своих братьев по ремеслу, Триера и Витенберга, и сняли фильм в максимально реалистичных декорациях, без какой-либо фальши. Стоит ещё упомянуть, что данный фильм являлся первым от компании СТВ, которую Балабанов с Сельяновым создали в 1992 году.

И вот фильм выходит и получает большое количество наград. Именно после него между Балабановым и Бодровым-младшим возникает крепкая связь, а сам Алексей Балабанов находит деньги для проекта всей своей жизни.

Мнение автора статьи. Фильм стоит просмотра, но, как я считаю, он чересчур распиарен. Я признаю подвиг Балабанова, ибо с таким бюджетом что-то снять – это нечто, но не отменяет того факта, что у него есть картины, которые, на мой взгляд, незаслуженно обделены вниманием.

кадр из х/ф "Брат"
кадр из х/ф "Брат"

Про уродов и людей

"Про уродов и людей" - 1998 год
"Про уродов и людей" - 1998 год

Сценарий данного кинофильма был написан ещё в 1993 году и имел название «Тихие люди«. Придумывал его Балабанов во время съёмок »Замка».

Времени у меня было полно, я гулял по городу и придумывал новый фильм. В эротических музеях рассматривал фотографии начала века. И мне понравилась идея: сделать кино о такой любви. Для нас как бы неестественной, но для моих героев единственно возможной.

Балабанов

Долгое время Балабанов искал финансирования и успел посетить множество кинофестивалей. Западных продюсеров Балабанов так и не нашёл, а вот русских смог.

К сожалению про съёмки данного фильма известно преступно мало, поэтому перейдём к мнению.

Мнение автора статьи. Можно говорить, что угодно об этом фильме, но одного отрицать нельзя. Это искусство и даже, если вы не любите это кино, отрицать того, что это искусство вы не можете. К просмотру рекомендую.

Интересный факт. Балабанов считал, что это лучшая работа из всех к которыми притрагивалась его рука.

кадр из х/ф "Про уродов и людей"
кадр из х/ф "Про уродов и людей"

Брат 2

"Брат 2" - 2000 год.
"Брат 2" - 2000 год.

Проходит два года с выхода «Про уродов и людей« и Балабанов выпускает фильм »Брат 2», который в наше время имеет культовый статус(Как и первая часть).

История съёмок данной кинолента достаточно интересная и тянет на самом деле на ещё один лонг, но чтоб не забирать вашего времени, оставлю ссылку на документальный фильм от самой съёмочной команды.

Брат 2 — Как снимался. Фильм о фильме.

На выходе фильм не окупил себя, но в будущем возымел огромный успех.

Мнение автора. Сильно отличается от первой части, но всё ещё стоит просмотра. Фильм не хуже первого, просто он другой. К просмотру рекомендую.

кадр из х/ф "Брат 2"
кадр из х/ф "Брат 2"

Разговоры о «Брат 3»

Выше второй «Брат«, народу он очень понравился и все жаждали продолжения, но у Балабанова его не было в планах. И вот, что говорил он, Бодров Младший и Виктор Сухоруков о третьем »Брате»

На основе «Брата» можно хоть сериал запустить. Но Серёжа вырос — не только из этого образа, он вообще вырос, сам стал режиссёром, причём режиссёром хорошим. Поэтому и он не хочет больше играть эту роль, и мне неинтересно придумывать новые жизненные перипетии Данилы Багрова. Всё. История закончена

Алексей Балабанов.

У нас в Интернете есть свой чат, и вот там люди постоянно спрашивают: «А будет ли „Брат-3“? Согласитесь ли вы сниматься в „Брате-3“?» Мы с продюсером Сельяновым долго думали над тем, как отвечать на подобные вопросы и в итоге нашли достаточно уклончивый, но тем не менее, ответ: «Поживём — увидим». Поэтому… Ну кто знает?

Сергей Бодров-младший

Я принёс Лёше массу идей, вплоть до того, что придумал возвращение своего героя, как его спасают мексиканцы из американской тюрьмы и он в нефтяном траулере возвращается в Петербург. Перепачканный мазутом, вылезает из бочки с соляркой, сверкая белыми зубами, говорит: «Ну, здравствуй, родина!». Я придумал сюжет, где брат вот-вот должен появиться. Говорил Алексею: «Представь себе, что мы ищем его, а он вдруг мелькнул в окне, завернул за угол, а к финалу появится живой Бодров». Это были мои мечты. Алексей их не принял. Но я стою на том, чтобы продолжить эту историю уже в память о Балабанове и о Серёжке Бодрове

Виктор Сухоруков.

Война

"Война" - 2002 год.
"Война" - 2002 год.

Спустя два года на экраны выходит фильм «Война», который становится не менее культовым по сравнению с «Братом». При упоминании Балабанова у зрителей всплывают сразу четыре фильма, это третий из них.

Сценарий фильма Балабанов написал ещё в 1998 году. Он хотел показать настоящую войну, без каких-либо выдумок. Съёмки фильма происходили во время контртеррористической операций на территории Северо-Кавказского региона, поэтому с группой всегда ходили сопровождающие.

Балабанов при съёмках вдохновлялся настоящими съёмками чеченских боевиков во времена войны(их Снаф видео).

Для подробностей о съёмках фильма, прикреплю документальный фильм от СТВ

«Война» (Балабанов) 2002 г. Фильм о фильме.

К сожалению, «Война» это последний фильм в котором сотрудничал уже легендарный дуэт Бодров-Балабанов.

Мнение автора. «Война» один из лучших фильмов Алексея и последний фильм легендарного дуэта, поэтому просмотра определённо стоит.

кадр из х/ф "Война"
кадр из х/ф "Война"

Фильм Река.

"Река" - 2002 г.
"Река" - 2002 г.

И вот мы с тобой, дорогой читатель, подходим к переломному моменту в жизни Балабанова. Но перед этим расскажу про фильм «Река».

Балабанов читал книги про Якутию и Якутов (если говорить точнее, это был научный труд «Якуты. Опыт этнографического исследования» Сарошевского.) и, вдохновившись всем прочитанным, решил снять фильм «Река».

Время шло, начались съёмки. Планировалось, что это будет мощное антиколониальное высказывание. Съёмки шли вполне себе удачно до 20 ноября 2000 года. Именно в этот день автомобиль, в котором ехали Балабанов, его семья, Астахов (оператор) и исполнительница главной роли Туйара Свинобоева, попал в аварию. Все пассажиры получили травмы различного уровня тяжести и были госпитализированы. К сожалению, Туйара умерла в тот же день и съёмки фильма были прекращены.

По итогу «Река» вышла в 2002 году в формате короткометражки. Пропущенные эпизоды были заменены на титры, которые объясняли, что происходит между эпизодами.

Мнение автора. стоит просмотра, только, если вы пишите текст по Балабанову.

кадр из х/ф "Река"
кадр из х/ф "Река"

Депрессия и дальнейшая карьера.

В этой части разберём, что было с Алексеем Балабановым после трагедии 20 сентября 2002 года и как после этого изменилось его творчество.

«Связной»

Сергей Бодров 
Сергей Бодров 

Бодров придумывает «Связного» в 2001-2002 году и принимается за написание сценария. Во время написания консультируется с Сергеем Сельяновым и прислушивается к его советам.

Позже консультируется с Балабановым по поводу мест для съёмки фильма.

Бодров планировал, что фильм он снимет за два месяца. Съёмки начались 19 сентября 2002 года. За один день отсняли сцены в тюрьме, а уже 20 сентября приступили к съёмкам в Кармадонском ущелье. Съёмки одной сцена затянулись до вечера. Тогда же и произошёл сход ледника Колка.

В результате схода почти вся съёмочная группа погибла.

Именно после этого события Балабанов ушёл в себя. Он до конца жизни считал, что умер вместе со съёмочной группой.

Именно с этого момента начинается Депрессивный период в творчестве Алексея Балабанова.

Важное Но. Следующие два фильма, о которых пойдёт речь, не относятся к Депрессивному периоду, потому что сняты они не по сценариям Алексея.

Жмурки

Жмурки- 2005 год. 
Жмурки- 2005 год. 

После смерти Бодрова Балабанов долгое время не снимал кино. И вот, в один чудесный день, к нему приходит Сергей Сельянов и предлагает сценарий Стаса Мохначёва. Балабанов принимает сценарий и зовёт в свой новый фильм известных актёров.

Фильм был принят положительно и собрал на российском рынке порядка 4 млн. долларов. Но вот фестивали фильм проигнорировали (только Дюжев получил награду на Кинотавре).

«Жмурки» — это определённо тот фильм, который был нужен Балабанову, ведь после его премьеры режиссёр снова начал снимать.

Мнение автора: фильм определённо стоит просмотра. Это своего рода русское «Криминальное чтиво».

кадр из х/ф "Жмурки"
кадр из х/ф "Жмурки"

Мне не больно

Мне не больно - 2006 год.
Мне не больно - 2006 год.

В 2006 году на свет выходит фильм «Мне не больно» и не вызывает особого отклика. Критики сходятся на том, что фильм совершенно обычный, а от Балабанова ждут большего. Фильм Алексей Балабанов снимал вновь не по своему сценарию, а по принадлежавшему Валерию Мнацаканову.

Собрал в России около 1 млн долларов.

Мнение автора: видно, что это не Балабановское кино. Сценарно, на мой взгляд, фильм слаб и никак не цепляет. Рекомендую смотреть, только, если вы повёрнуты на Балабанове, как и автор данного текста.

кадр из х/ф "Мне не больно"
кадр из х/ф "Мне не больно"

Груз 200

Груз 200 - 2006 год. 
Груз 200 - 2006 год. 

Спустя два фильма по чужим сценариям, Балабанов возвращается к написанию своих и пишет «Груз 200». Сценарий Балабанова был основан на реальных событиях. Какие-то моменты происходили с ним лично, а что-то он взял из историй других людей, которых встречал в своей жизни.

«Груз 200» на момент своего выхода получил крайне неоднозначную оценку. Кинотеатры не хотели пускать фильм в прокат, а на Канском фестивале фильм и вовсе забраковали. На Кинотавре фильм забрал всего одну награду.

В прокате собрал порядка 570 тысяч долларов.

Мнение автора: при первом просмотре я считал, что этот фильм проходной (ибо ажиотаж высосан из пальца), но во время второго просмотра я смог оценить данную кинокартину. Я не возьмусь рекомендовать всем этот фильм, так как для кого-то он может быть тяжёлым и в какой-то степени невыносимым.

Кадр из х/ф "Груз 200"
Кадр из х/ф "Груз 200"

Морфий

Морфий - 2008 год
Морфий - 2008 год

В 2008 году Балабанов выпускает достаточно личное кино. За сценарий в своё время отвечал Сергей Бодров-младший и планировал сниматься в фильме. Бодров умудрился объединить два произведения Булгакова в одно и добавить что-то своё (позже Балабанов убрал некоторые части Бодрова и добавил своих моментов). Режиссёр в данном фильме рассуждает об Октябрьской революции (и параллельно сравнивает её с 1991 годом).

Фильм провалился в прокате и не отбил бюджет. На фестивалях фильм также был проигнорирован.

Мнение автора: «Морфий» — это лучший фильм Алексея Балабанова, ибо тут режиссёр уже окончательно демонстрирует свой режиссёрский стиль. Да и давайте честно, если бы не «Морфий», то и текста бы этого не было. Очень рекомендую посмотреть фильм дважды и переварить всё то, что он показывает.

кадр из х/ф "Морфий"
кадр из х/ф "Морфий"

Кочегар

Кочегар - 2011
Кочегар - 2011

25 февраля Балабанов начинает снимать «Кочегара», а уже в январе 2011 г. лента выходит в кинотеатрах. Фильм принимают крайне неоднозначно. Критики хвалят актёрскую игру Михаила Скрябина (который уже играл у Балабанова в «Реке« и »Грузе 200»), но в остальном фильм был принят сухо. Только со временем он полюбился некоторым зрителям, которые увидели настоящий сюжет фильма, который был скрыт за обычной историей про кочегара.

Мнение автора: спорное кино, которое я рекомендовать не стану.

Кадр из х/ф "Кочегар"
Кадр из х/ф "Кочегар"

«Я тоже хочу» и конец карьеры

Я тоже хочу 2012 год
Я тоже хочу 2012 год

В феврале 2012 года Балабанов приступает к съёмкам своего последнего фильма «Я тоже хочу». Фильм прошёл по фестивалям и не получил ни одной награды. В прокате фильм собрал около 200 тысяч долларов. Массовый зритель вновь не принял фильм, а критики разделились на два лагеря. Одним фильм понравился, и они увидели в нём нечто высокое, а другие посчитали бредом.

Мнение автора: повторюсь, фильм спорный, рекомендовать не стану.

Собственно на этом фильме и заканчивается карьера великого Алексея Октябриновича Балабанова.

кадр из х/ф "Я тоже хочу"
кадр из х/ф "Я тоже хочу"

Конец

В 2013 году 18 мая великий режиссёр умирает. Балабанов определённо являлся гением российского кинематографа. В своё время он вывел наши фильмы на высокий уровень и более того, добился показа своих лент на заграничных кинофестивалях. Очень жаль, что Балабанов не успел реализовать некоторые свои идеи (такие как фильмы про молодого Сталина, «Американец» и «Мой брат умер»). Балабанов был звездой русского кинематографа и ещё долгое время останется ею.

Алексей Балабанов-непризнанный гений Российского кинематографа

Личный топ автора: 1. «Морфий«. 2. «Замок». 3. »Про уродов и людей».

Спасибо за прочтение

161161
79 комментариев

А почему непризнанный-то?)

124
Ответить

Многие говорят, что обычный чернушник

4
Ответить

Нууу...потому что большинство знает только "Брата" и "Брата 2". Делаю акцент на слове "большинство".

2
Ответить

Потому что автор решил изобразить из себя первооткрывателя и открыть быдлу гения, принести свет познания и вот это вот все

1
Ответить

Тоже угарнул :)

Ответить

Комментарий недоступен

18
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить