"Человек-невидимка" или история одного абьюза

"Человек-невидимка" или история одного абьюза

За всю свою историю "Человек-невидимка", ветеран классической вселенной "Монстров Universal" , пережил аж 6 воплощений на киноэкране:

В 2020 году году он вновь обрёл своё киноперерождение, теперь уж от австралийца Ли Уоннелла, близкого друга Джеймса Вана и по совместительству сценариста "Пилы" и "Астрала".

Примелькавшись в качестве сценариста фильмов Вана для Blumhouse, в 2015 году Ли Уоннелл получает одобрение на съёмки третьей части "Астрала" (так как Ван был занят съёмками 7-й части "Форсажа").

​"Астрал 3" 2015 режиссёр Ли Уоннелл
​"Астрал 3" 2015 режиссёр Ли Уоннелл

Режиссёрский дебют Уоннелла оказался более чем успешным, при бюджете в 10 млн долларов фильм собрал по всему миру более 100 млн. В 2018 году он также написал сценарий к короткометражному фильму Дэва Патэля "Home Shopper" , где засветился Арми Хаммер.

Всё в том же 2018 Ли Уоннелл снял своё собственное детище - "Апгрейд", фильм, удачно выступивший в российском прокате на волне успеха "Венома" (схожесть Логана Маршалла-Грина с Томом Харди удачно подчеркнула кинокомпания "Экспонента" в своей рекламной компании), однако в мировом прокате фильм бюджетом в 5 млн долларов собрал лишь 16 млн, не провал, но и успехом назвать сложно.

​"Апгрейд" 2018 режиссёр Ли Уоннелл
​"Апгрейд" 2018 режиссёр Ли Уоннелл

И вот, после неудачной авантюры Алекса Куртцмана, провальной "Dark Universe", руководство Universal, совместно с Blumhouse сделали ход конём, отдав классическую историю Герберта Уэллса на растерзание дерзкому австралийцу Уоннеллу.

Получившийся в итоге складный триллер, про абьюз и токсичные отношения, особенно актуальный в эпоху #metoo, оказался более чем успешным, собрав за 2 уикенда почти 100 млн долларов, при бюджете в 7 млн.
Психологические кошки-мышки главной героини Сесилии (Элизабет Мосс) с невидимым "бывшим" Эдрианом Гриффином (Оливер Джексон-Коэн) здесь соседствуют с выверенной режиссурой и филигранной работой с природой страха, ступая как на территорию j-horror, так и на границы модного сейчас "слоубёрнера".

​"Невидимка" 2000 режиссёр Пол Верховен
​"Невидимка" 2000 режиссёр Пол Верховен

Однако стоит заметить, что Уоннелл не выступает с какой-то фемповесткой, а просто развивает идеи фильма Пола Верховена "Невидимка" 2000 года. Вот только если раньше последствия невидимости развращали человеческий разум, превращая ученого-плейбоя в жестокого маньяка, то теперь в роли невидимки выступает уже заранее выбранный расчётливый и бездушный психопат.

В этом фильм максимально сильно отдаляется от изначальной концепции Уэлса, где Гриффит был жертвой эксперимента, человеком, потерявшемся во времени и пространстве, оттого и бросающийся на отчаянные поступки, становясь чуть ли не террористом (Уэллс частично объяснял это воздействием препарата на мозг). Эдриан в этом плане слишком прост и прямолинеен: есть моя девушка - буду её доводить до нервного срыва.

​"Вне себя" 2018 режиссёр Стивен Содерберг
​"Вне себя" 2018 режиссёр Стивен Содерберг

Идея дистанционного насилия далеко не нова, достаточно вспомнить недавний триллер Стивена Содерберга "Не в себе", но в версии Уоннелла отчётливо прослеживается прошлое сценариста "Пилы", оттого-то и атмосфера здесь такая, что её можно резать ножом. Дополняет картину операторская работа Стефана Душью ("Апгрейд"), выстраивающего математически верно выверенные кадры в холодных тонах, будь то высотехнологичный особняк ученого-миллионера (без пяти минут берлога Тони Старка) или парковка у больницы под проливным дождём.

"Человек-невидимка" или история одного абьюза

В какой-то степени это ещё и фильм одного актера: Элизабет Мосс тут не просто выходит на первый план, она по сути вытягивает на себе весь, скажем прямо, неровный сценарий. В какой-то момент так и вовсе начинает казаться, что смотришь спин-офф "Апгрейда", уж слишком похожи симптомы.

Если же начать разбирать по косточкам цепочку логических действий, которые совершают главные герои, то вскроется множество неприятных сценарных дыр и потерь ориентиров. Когда фильм пытается говорить о домашнем насилии, то делает это максимально неуклюже, хоть и прекрасно репрезентует эту тему старания игры Мосс. Морально униженная женщина с пошатнувшейся психикой становится пешкой в жестокой игре, где окружающие скорее поверят, что это именно она совершила злодеяния. Порой доходит до абсурда, когда сидя в одной комнате с девочкой невидимка бьёт ту по щеке, та истерит и обвиняет обвиняет во всем Сисилию, несмотря на то что между ними 2 метра расстояния. Выглядит все это несколько комично. В фильме вообще мало юмора, все на очень серьезных щах и такие вот недочеты не красят фильм.

Но все же несмотря на такую однобокость (фильму действительно не хватает дерзости Джордана Пила, выстраивающего свою микровселенную для Blumhouse) новому "Человеку-невидимке" хочется простить многое. Снято все очень бодро и динамично, за сюжетом интересно следить, за герою переживаеть и болеть, так что даже спорный финал не отнимет у фильма этих качеств.

"Человек-невидимка" или история одного абьюза

Подводя итоги хочется сказать, что для вселенной "монстров Universal" метаморфоза, предложенная Уоннеллом является удачным шагом вперёд, нежели провалом, коим стала попытка создания печально известной "Dark Universe", оборвавшаяся сразу же после выхода "Мумии". Хотя идея увидеть Джонни Деппа в роли классического человека-невидимки выглядела интересной (особенно на фоне его скандалов, связанных с абьюзом женщин), в данный момент для Universal текущий вариант исполнения выглядит куда более безопасным и элегантным шагом. Так что как знать, может быть скоро мы все-таки увидим и невесту Франкенштейна, сильную и независимую женщину, пропущенную через призму фемоптики.

Веду небольшой канал о кино @kiryambit в telegram, подписывайтесь там много интересного.

1717
52 комментария

Вот чего никогда не понимал и не пойму,так это то,зачем люди высасывают из пальцев обзоры на подобный треш-проходняк? 
"Человек- невидимка" 2020 года  есть ничто иное как абсолютная творческая импотенция всех,кто в ней принимает участие. 2 часа скучнейшего и местами абсолютно нелогичного киноповествования,концовка которого ясна и понятна уже после первых 15-20 минут.
Каюсь,сам повёлся как мальчишка на "киноадапцию известной книги" и прочие вбросы рекламщиков. Жалею о потраченном времени. 

10
Ответить

Потому что это не «треш проходняк», как ты через 15 минут фильма мог понять концовку, если в это время ещё даже не было уверенности что сам невидимка это не плод фантазии героини? Такой ты фантазёр

3
Ответить

Сколько людей, столько и мнений. Мне не безразлична судьба Universal monsters 

1
Ответить

История Абьюза... Написал бы уже тогда хистори абьюза, рили.
Что до фильма, то, когда я вижу рожу этой актрисы, я сразу теряю настроение. Какое-то время пошло странное: женская красота в опале. А на таких страшилищ я и на улице могу посмотреть - бесплатно и с лучшим сюжетом.

7
Ответить

А вот это уже называется лукизим, привыкли на куколок в кино смотреть, да? А Мосс одна из лучших современных актрис, у нее в этом году еще шикарная "Шерли"

3
Ответить

У писателя Дина Кунца есть отличный роман на эту тему — «Шорохи». Сюжет рассказывает о том, как измученная преследованием полусумасшедшего преступника девушка сумела дать тому бой и убила его. Однако дерзкий маньячила и после смерти не оставил даму в покое. Крайне саспенсовая вещь.

5
Ответить

Да, знаю такую книгу, классная штука!

1
Ответить