«Игры — главный враг моей работы»: беседа с креативным продюсером «Мир! Дружба! Жвачка!»

О творческом процессе, трудоустройстве в киноиндустрию, гонорарах и Hearthstone.

«Игры — главный враг моей работы»: беседа с креативным продюсером «Мир! Дружба! Жвачка!»

Отечественная киноиндустрия переживает расцвет. Зрители смотрят качественные сериалы («Толя-робот», «Пищеблок», «Эпидемия»), а новых стриминг-сервисов становится всё больше и больше. Многие из них запускают производство эксклюзивных продуктов, а некоторые — спонсируют работы зарубежных режиссёров, вроде Гая Ричи.

Чтобы узнать подробности о закулисье кинобизнеса, мы пообщались с Александром Беловым — сценаристом «Физрука» и креативным продюсером сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». Александр рассказал как попасть в сериальный продакшн, какие сериалы смотреть, чтобы повысить «сценарную» грамотность и почему Hearthstone — один из главных врагов производственного процесса.

Предлагаю начать с более абстрактного и философского. Почему ты пишешь?

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Слушай, тут два варианта ответа. Если коротко — мне очень нравится эта работа, а ещё мне за неё неплохо платят. Почему не писать?

А если покопаться, то всё же из детства, если психотерапевты не врут. Поэтому — история (мы же про сценарное мастерство тут, как без неё?):

Мой старший брат (у нас 14 лет разницы) всегда был заядлым читателем и коллекционером книг. И вот когда мне было лет 10, в начале 90-х, у него была целая комната с полками, которые все были забиты книжками издательств типа «Северо-Запад»: все эти Муркоки, Желязны, Гаррисоны и так далее. Короче, мечта подростка. Но брат мне их читать не давал. Более того, уходя из дома, он запирал дверь комнаты и ещё печать ставил — ниточку натягивал между косяками и в пластилин вжимал её, впечатывая сверху своё кольцо. Чтобы видно было, если в его отсутствие дверь открывали.

Конечно, меня это ещё больше подзадоривало. Я и печать научился бесследно вскрывать и запечатывать обратно, и в окно второго этажа влезать, и читал, читал, читал. То есть, как я теперь понимаю, для меня истории всегда были особенно ценными, потому что их получение было связано с трудностями. Опять же, это одно из правил сценаристики — мы не сможем сопереживать персонажу, если желаемое достаётся ему слишком легко. Персонаж должен страдать. Вот я и страдал ради историй с самого детства. Сейчас страдаю уже профессионально.

А как ты попал в киноиндустрию? У тебя к тому моменту уже было портфолио?

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Я вообще другим занимался. Машины продавал, дослужился до директора автосалона. А потом — 2008-ой, кризис, потеря работы, депрессия жесткая. Тяжёлый период. И вот как-то после него я задумался, тем ли я вообще занимаюсь, чем всегда хотел?

Мой приятель по КВН тогда работал на питерскую компанию, которая писала сценарии для телепередач: «Большая разница», «Уральские пельмени». Я к нему и попросился — нет ли работы? Они скинули тестовое задание — расписать серию мультфильма, тогда 2x2 как раз своё производство запускал. Я попробовал, им понравилось (хотя сейчас понимаю, насколько всё было плохо) и меня взяли. А дальше как-то само уже.

То есть на твоём примере молодые авторы могут выделить, что профильное сценарное образование не так уж и важно. Главное — страсть к рассказыванию историй. Что ты об этом думаешь?

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Не, без образования никак. Тут просто стоит разделять — образование не равно ВУЗ. Я просто сценарный гик, мне очень нравится узнавать про эту профессию новые и новые вещи. Книги, англоязычные подкасты, сценарии — я всё поглощал. Сейчас столько информации в свободном доступе, что образование можно (и нужно) получать самостоятельно. Главное, чтобы постоянное поглощение информации не превратилось в самоцель. Всё-таки сценарист в первую очередь должен писать.

А что касается ВУЗовского профильного образования — у меня был одно время незакрытый гештальт с этим связанный. Ну, что я не дипломированный сценарист. Даже когда у меня уже были реализованные проекты, работа, перспективы, всё равно что-то саднило, мол, будь у меня диплом ВГИКа, я бы чувствовал себя уверенней и счастливей.

А потом я пришёл на защиту дипломов (по приглашению ребят заочников ВГИКа со сценарного факультета) и увидел профессоров, каких-то вросших прямо в свои кресла ребят, которые настолько далеки от реальностей сценарного дела прямо сейчас, что это невозможно представить даже. Больше я за отсутствие диплома не переживаю.

Как найти идеальный источник знаний? Например, того же Макки часто критикуют за тяжеловесное изложение и исключительно аналитический подход к сценариям. Да и Блейку Снайдеру не особенно верят — у него в кармане «Золотая малина» за худший сценарий.

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Мне кажется, в вопросе есть небольшое допущение логическое. Что есть одна какая-то книга, ПРАВИЛЬНАЯ, которую прочти — и всё, плохих сценариев больше не напишешь. Мне кажется, это не так. В каждой есть и плюсы свои и минусы, некоторые из них ты уже перечислил. Я бы рекомендовал читать по возможности всё и искать то, что в тебе откликается, то, что тебе помогает писать. Снайдера, Труби, Макки, Аристотеля — всё читать. «Если ты думаешь, что все ответы есть в одной книге — значит, ты читал мало книг» (с).

Главное, чтобы в названии издания по сценаристике не было слова «Букварь». Такие читать не надо. Хотя кто знает, может и там что-то полезное есть. Я просто не пробовал.

Допустим, есть молодой автор, который прочитал много книг по сценарному делу, понял основы и написал в стол N-ое количество сценариев. Что ему нужно сделать, чтобы попасть в киноиндустрию? Как сейчас молодым авторам заявить о себе и устроиться, например, на продакшн ТНТ?

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Написать в этот продакшн, для начала. Это такая же работа, как и любая другая — в авторе должен быть заинтересован работодатель. Значит, со стороны автора должно быть предложение (уникальное или не очень). Вероятнее всего, это предложение — его история, его сценарий. Ну или автор божественно готовит плов, может есть и такие продакшены.

Причём, с высокой долей вероятности этот сценарий, который автор пришлёт, продакшн не заинтересует, его не купят и не снимут. Это нормально. Но заинтересуют навыки сценариста, его способности. Вот это настоящая ценность. Но показать эти способности можно только написав сценарий.

Я бы только нашёл продакшну лицо. Какого-то конкретного человека, автора или продюсера с которым ты чувствуешь некую общность, глядя на его проекты. И с ним бы уже и общался.

А ты бы хотел написать книгу по сценарному мастерству? Как автор-практик с фильмографией.

Съёмочная группа сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Съёмочная группа сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Не-а. Во-первых, я не считаю себя «имеющим право» это делать. Как я могу кого-то учить, если сам ещё/всегда учусь? Во-вторых, таких книг и так уже более чем достаточно. Миру нужно больше сценаристов и меньше авторов книг о сценаристике.

Какие сериалы ты можешь посоветовать для «повышения сценарной грамотности». Например, лично я заметил, что чаще всего рекомендуют «Клан Сопрано», «Во все тяжкие» и «Чернобыль».

Да, потому что это универсальные нежанровые драмы высочайшего качества исполнения. Я бы в этот список добавил «Прослушку», и тогда готов под ним тоже расписаться. Но в целом — смотрите то, что радует. То, что вам самим хотелось бы написать. Нравятся вам стилистически «дорамы» — смотрите лучших представителей в этом жанре. Нравятся вестерны — смотрите вестерны. Нравятся мюзиклы — ну... бог вам судья.

А что из своей фильмографии ты бы советовал посмотреть и почему?

Кадр из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Кадр из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Она у меня не такая обширная, чтобы можно было прямо выбирать. Я, слава богу, могу посвящать себя проектам целиком, на всех их этапах, и в написании, и на съёмках. Поэтому каждый — это несколько лет жизни вместе с сериалом.

«Физрук» — классный ситком, очень хороший баланс между чистой комедией и драмой. А «Мир! Дружба! Жвачка!» — просто любимый проект и лучшее, что пока удалось написать.

Расскажи, пожалуйста, подробнее о создании «М!Д!Ж!». Сколько крови и пота было пролито во время разработки сценария? Если не ошибаюсь, на первый сезон ушло три года работы, это так?

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

На самом деле всё было безболезненно и легко, насколько это вообще возможно в творческом коллективе. Три года на сезон — считай, минимально возможный срок.

Да, в противовес можно прочитать, как Джеймс Ганн написал сезон «Миротворца» за 2 месяца, это очень круто, но есть нюансы. Самое трудное в новой истории — это не придумывание историй, сюжета. Самое трудное — создание мира и персонажей, интересных, ярких и реалистичных, живых. Понятно, что в случае «Миротворца» сеттинг и персонажи уже были, а «Отряд самоубийц» ещё и откатал главного героя, как полноценный пилот сериала.

Любимые комментарии Александра про его сериал. Публикуются с согласия героя интервью
Любимые комментарии Александра про его сериал. Публикуются с согласия героя интервью

А так, в случае с «М!Д!Ж!» мы с ребятами за 2018-ый написали и сняли пилот, за 2019-ый тоже самое проделали уже с сезоном и весной 2020-го запремьерились на онлайн-платформе. Это очень быстро.

Если ничего не путаю, у проекта изначально было другое название и направление истории. Можешь что-то об этом рассказать?

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Идея в недрах нашей компании гуляла лет 10. Когда она в конце 2018-го попала к нам с парнями в руки, там уже было много вариантов синопсисов 1-ой серии, даже какие-то варианты проб на некоторые роли взрослых персонажей были. Но всё как-то не работало по мнению Антона Щукина, продюсера.

Плохо уже помню сейчас, но вроде ребят было трое, без Женьки. Они были младше, лет по 11-12, а история стартовала не с разбитой машины криминального авторитета, а с того, что главный герой, Санька, приходил к отцу на работу и заставал его целующимся со студенткой или что-то вроде того. Короче, из общего с итоговой историей — некоторые имена и то, что это сюжет о взрослении в 90-е. Остальное мы переосмысляли по мере сил.

А вот название было как раз «Мир! Дружба! Жвачка!». Это потом уже нам предлагали его поменять, потому что «слишком детское» и было много вариантов. На фестивале «Пилот» в Иваново сериал ездил под названием «Братство крыши», а между собой в переписке мы какое-то время в шутку озаглавливали проект «ИСРКВНХДЖЗ» — «История Саньки Рябинина, который взрослеть не хотел, да жизнь заставила».

В итоге мы не могли определится с названием чуть-ли не до премьеры. Был ещё вариант «Итс май лайф», по песне Доктора Албана, которая в одной из ключевых сцен звучит. Но транскрипционные названия не очень любят, плюс к тому моменту как раз вышел классный сериал «Би Хэппи», так что мы откатились к заводским настройкам.

Можешь рассказать что-нибудь о третьем сезоне? Может, какие-то намеки дать или что-то в таком духе?

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Ничего, кроме того, что он в разработке. Потому что есть подписка о неразглашении, да и потому что смысла в этом немного. То, что получится в итоге, будет сильно отличаться от всех идей, что сейчас звучат в авторской комнате. Это всегда так.

Ты на проекте выступал ещё и как продюсер. Расскажи, как изменились твои обязанности и в чём главное отличие должности продюсера от всех остальных? Многим людям, кто не углублен в кинопроизводство, эта профессия кажется абстрактной.

Ох, это очень объёмная тема. В глазах людей, не погруженных в кинопроизводство, все продюсеры — это люди, у которых есть деньги, и они дают их авторам, чтобы те сняли кино, а продюсеры заполучили прибыль.

На «М!Д!Ж!» я выступал в качестве креативного продюсера. Это такая работа «сценарист+». Как правило, креативный участвует в написании сценария, но на этом его работа не заканчивается. Он сопровождает проект вплоть до финального монтажа — ищет режиссёра, который наилучшим образом подходит для работы вот именно над этим проектом, сопровождает художественную группу в процессе съёмок, чтобы помогать им с возникающими вопросами и сохранять изначальный замысел истории.

Кстати, на «Кинопоиске» в прошлом году вышел неплохой материал о работе креативных продюсеров в России.

На сериале ты работал в составе команды авторов. Расскажи, чем такой подход лучше работы соло.

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Практически всем. Во-первых, это просто веселее, чем корпеть в одно жало над клавиатурой. Во-вторых, все хорошие истории рождаются из эмоционального опыта. И понятно, что у нескольких людей этого опыта больше, чем у одного, больше исходного материала для историй. Ну и качество идей. С самим собой гораздо проще пойти на компромисс, убедить себя, что эта твоя идея «с первой полки» достаточно хороша для истории, чем убедить в этом нескольких таких же упорных и дотошных авторов, как ты.

А как понять, что идея не работает, если ты пишешь один?

У меня нет такого ответа, я всегда проверяю свои истории на живых людях. Будь это друзья-сценаристы, продюсер, супруга, незнакомые люди в барах.

Сейчас отечественная киноиндустрия активно растёт — появляется много новых стримингов, большинство из которых запускает свои оригинальные проекты. Как, по-твоему, обилие контента — это хорошая тенденция, или ты видишь в этом проблему?

Кадр из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Кадр из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Хорошая, конечно. Из-за обилия платформ стали появляться проекты, которые никогда не запустились бы на телевизоре. Не потому что «цензура», а потому что платформы и ТВ по-разному работают. На ТВ заинтересованы ОБЯЗАТЕЛЬНО в проектах на массовую аудиторию, так работает рекламная модель.

Платформы же могут эту аудиторию дробить и предлагать каждому сегменту зрителей то, что именно им интересно. Так что в конечном итоге — зритель всегда в выигрыше. Проблема «когда успеть всё посмотреть» из разряда наивных. Я помню момент, когда будучи ребёнком осознал, что никогда не смогу прочитать ВСЕХ книг на Земле. Понял, что они всеми авторами пишутся быстрее, чем я один читаю. Тогда расстроился, конечно, сейчас уже спокойно смотрю на списки «must watch» в каких-нибудь телеграм-каналах, понимая, что «must» — это совсем не «must», скорее — «было бы неплохо watch».

Как думаешь, каким будет отечественный сериальный продакшн через 10 лет?

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Честно? Без понятия. Из меня фиговый визионер. Да и индустрия так стремительно развивается: я вроде пришёл всего 8-9 лет назад, а с тех пор столько всего поменялось — небо и земля. Но все изменения в лучшую сторону и это здорово. Мне хочется верить, что так и продолжится. Через 10 лет будет ещё лучше, чем сейчас — больше профессионалов во всех департаментах и во всех профессиях, а значит, будет больше хороших историй.

Тогда перейдём к не самому удобному вопросу, который сильно интересует многих. Сколько ты зарабатываешь?

Скажу так, сильно зависит. Есть зарплата в продакшене, есть оплата за расписанные серии, за купленные проекты и прочее. Так что один год может от другого по доходам отличаться в несколько раз, это нормально. Но если усреднять — от 2-х до 4-х миллионов в год где-то. Минус налоги.

А сколько платят начинающим авторам?

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Очень по-разному. Автор же может начинать и на действующем сериале, присоединившись к авторской группе, и на авторском фильме, и на студенческой короткометражке, и на YouTube-канале. Это всё разные уровни и разные деньги (или их отсутствие). Причём, за одну и ту же работу разные работодатели могут платить разные суммы.

С профсоюзами у нас в стране не очень, с гильдиями тоже, поэтому фиксированных ставок нигде не найдёшь. Да и профессия эта с очень высокими рисками, гарантий минимум. Но из отрадного — автор среднего уровня зарабатывает выше средней зарплаты по России. Даже, наверное, выше средней по Москве.

Как ты относишься к играм? Есть ли у тебя любимые?

Скриншот из Red Dead Redemption 2
Скриншот из Red Dead Redemption 2

О-о, игры — главный враг моей работы. Слишком много времени я провожу за геймпадом, вместо того, чтобы что-нибудь писать. Но вряд ли тут что-то изменится, игромания пришла за мной ещё во времена ZX Spectrum и уже не отпустит.

Я фанат «соулслайков», их геймплея и их способа погружения в мир, в историю. Раз за разом пытаюсь придумать, как бы можно было экранизировать вещи типа Bloodborne или Blasphemous, и всякий раз понимаю, что это невозможно. Всё-таки кино и игры — разные медиумы нарратива. «Соулслайки» это особо подчеркивают.

Скриншот из Dark Souls 3
Скриншот из Dark Souls 3

А в остальном я не особо оригинален, любимчики — большие игры с классным сюжетом. Red Dead Redemption 2, обе части The Last of Us, третий «Ведьмак». И Hearthstone. Пожалуйста, Microsoft, отмените его. Он слишком много времени забирает.

А хотел бы поработать над сценарием для игры?

Да, это был бы очень интересный опыт. Сторителлинг — штука универсальная и столько классных форм для его применения существует.

Я, кстати, очень хотел попробовать написать сценарий для комикса, особенно после того, как прочитал серию «Песочный человек» Нила Геймана. Я даже связывался с Bubble году в 2018-ом и предлагал посотрудничать, но там ребята сами с усами.

У тебя есть подкаст, в котором вы с Сашей Вялых (сценарист «Физрука» и сериала «Настя, соберись!») обсуждаете сценарное мастерство. Расскажи об этом поподробнее.

Кадр из сериала «Физрук»
Кадр из сериала «Физрук»

Да, мы с моим другом (и отличным сценаристом) Сашей Вялых несколько лет делаем подкаст «Авторская комната». Это такой сценарный евангелизм.

Мы просто как-то оказались в кинотеатре «Космос», где наши приятели Костя Майер (сценарист и продюсер сериала «Толя-робот») и Коля Куликов (сценарист и продюсер фильма «Я худею») устраивали поиск потенциальных соавторов. И вот они питчат свои идеи, в зале человек триста и я вдруг понимаю, что это же какой-то невероятно редкий момент — в одном месте собрались около трёхсот российских сценаристов.

Потому что сценарист вообще — профессия довольно одинокая. Сообществ сценарных, площадок, где они могли бы встречаться, взаимодействовать — не так много. Группы сценарные в соцсетях — в них лучше, как правило, вообще не заходить. Там просто фестивали обиженного эго постоянные.

И вы захотели создать как раз такую площадку?

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

В воздухе пахло необходимостью (с). Если серьёзно, вначале это было просто небольшой отдушиной. Я уже говорил, я сценарный гик — мне нравится всё, что связано с моей профессией. Нравится обсуждать её, новые приёмы, узнавать и вылавливать какие-то фишечки на западных сайтах, в англоязычных подкастах, интервью и снова всё это обсуждать.

Оказалось, это было нужно не только нам двоим. Буквально через пару месяцев мы с Сашей оказались на презентации нового сезона одного телеканала и вдруг стали подходить люди, знакомые и незнакомые, с респектами и благодарностями за подкаст. Мы поняли, что делаем что-то реально важное.

Сейчас, спустя четыре года, сценарных подкастов становится всё больше и это очень круто. Приятно думать, что мы приложили к этому руку. Хотя, это иллюзии, конечно. Всё случилось бы и без нас, мы просто делали то, что нравится и, как оказалось, в нужное время.

В завершение дай, пожалуйста, напутствие молодым авторам (да и не молодым тоже).

Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»
Фото со съёмок сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Мой главный совет и начинающим, и не начинающим, и самому себе в том числе — это меньше думать о результате и больше думать о процессе. Наша профессия сценаристов (да и вообще людей, которые кино делают) — это работа в долгую. Часто людям кажется (да и мне в том числе когда-то), что если достигнуть определённого результата (успешный проект, зрительская любовь, мнение кинокритиков, большая касса), то сразу же почувствуешь себя счастливым и довольным. Но это не так, потому что выхлоп минимален и быстро заканчивается.

Если ты не умеешь наслаждаться процессом, не умеешь кайфовать от того, чем занимаешься, то работа только на результат быстро приведёт тебя к выгоранию. Я видел много людей, которые уходили из профессии именно потому, что не очень грамотно расставляли приоритеты. Нужно наслаждаться процессом. В принципе, это и по жизни очень хороший совет.

8585
28 комментариев

Создатели Физрука обсуждают сценарное мастерство хххххаааааха

37

Комментаторы DTF обсуждают любые вопросы вселенной хххххаааааха

49

Я не смотрел «Физрука», но в «Мир! Дружба! Жвачка!» всё по высшему классу вообще-то.

4

Комментарий недоступен

14

И в чём же тут «желтушность»?
О-о, игры — главный враг моей работы. Слишком много времени я провожу за геймпадом, вместо того, чтобы что-нибудь писать. Но вряд ли тут что-то изменится, игромания пришла за мной ещё во времена ZX Spectrum и уже не отпустит.

4

Спасибо за интервью с Владимиром, он показался интересным человеком, без вот этой креативной усталости и раздражения, присущей некоторым авторам (знаю таких).

Последние несколько лет тешу себя мыслью о продвижении нескольких историй, которые очень хочется рассказать и в материале получил те вдохновляющие вещи, которые как-то зарядили на возвращение к своим идеям.

Я бы к словам Владимира добавил такое: прекращайте планировать написание или ждать знака, просто начинайте писать, как только будет минимальное желание. Ваши тексты будут нуждаться в вычитке и переработках, их мало кто будет хотеть читать. Надо писать. Писать в стол, писать на сайт, в блог, на конкурсы литературные, договариваться и пробовать писать знакомым блогерам или тиктокерам, писать любые вещи — просто необходимо. Можно даже на какой-нибудь платформе типа Author.today выйти, но учтите, что там помимо объективной критики можно встретить комментарии уставших людей, которые не очень-то хотят очередному новичку что-то пояснять. Но стоит продолжать писать. Пара лайков к среднячковому тексту, написанному сейчас, может в будущем привести к тысячам просмотров и лайков в дальнейшем. А уж конвертировать их в что-то осязаемое реально.

14

Какой там смысл в физруке?
Уголовник хочет попасть на конкурс учитель года, что бы попросить Путина о помощи?

Вот это я понимаю сценарий, зря я писал плохо о "Прометее" и "Завете"

9