Сам себе напарник: лучшие настольные игры на одного

Эпическое фэнтези, истории про детективов и пришельцев, а также другие игры с выдающимся соло-режимом и мощным нарративом.

Сам себе напарник: лучшие настольные игры на одного

В видеоигры мы в основном играем в одиночку — если, конечно, речь не о мультиплеере или редком нынче сплит-скрине. Настольные игры, наоборот, располагают к тому, чтобы играть в них компанией из нескольких человек. Но что делать, если все друзья заняты или не удаётся собраться вместе из-за карантина?

Мы уже рассказывали о том, какие игры хорошо подходят для небольшой семейной компании и для игры вдвоём. В завершающем материале цикла речь пойдёт о том, в какие настолки можно играть в одиночку. Большая часть проектов из этой подборки — довольно хардкорные тайтлы, так как если вы готовы играть в соло, то скорее всего настроены серьёзно и уже имеете опыт в настольных играх.

Стоит также отметить, что все эти игры — не исключительно соло-проекты, в них можно (и даже нужно) играть и в компании. Но благодаря умелым геймплейным решениям или упору на нарратив, они отлично подходят и для одиночной игры.

«Остров духов» (Spirit Island)

1-4 игрока, 90-120 минут, сложность — высокая

«Остров духов» — это кооперативное приключение о колонизации затерянного в океане острова. Только игроки здесь выступают не в качестве колонизаторов: наоборот, они берут на себя роль могущественных духов-защитников. Здесь есть и дух земли, и дух океана, и лесной пожар, сметающий всё на своём пути.

Силы захватчиков управляются искусственным интеллектом: они постепенно покрывают остров жетонами «скверны», и если дать ей распространиться, то партия окончится проигрышем. Чтобы этого не допустить, нужно использовать способности духов, которые с течением времени становятся всё сильнее. Можно насылать на захватчиков кошмары или, если вы управляете духом океана, разнести в щепки их корабли.

В «Острове духов» мощная кооперативная составляющая, но одному играть также интересно — вне зависимости о того, возьмёте вы одного духа под свой контроль или сразу двоих. Разработчики очень хорошо потрудились над вариативностью, и из-за этого каждая партия не похожа на предыдущую. Помимо нескольких духов на выбор, тут есть ещё и три нации захватчиков — каждая со своими способностями и шестью уровнями сложности.

«Место преступления» (Chronicles of Crime)

1-4 игрока, 60-90 минут, сложность — низкая

Если вы любите детективы, стоит обратить внимание на «Место преступления». Базовая коробка с игрой — это набор интерактивных историй, в котором игроки берут на себя роль следователей из Скотленд-Ярда и расследуют запутанные дела в Лондоне: путешествуют по городу, собирают улики и опрашивают свидетелей.

Для игры понадобится телефон или планшет с приложением-компаньоном: в нём подаётся весь игровой текст, а с помощью камеры нужно будет сканировать QR-коды на карточках с персонажами, уликами и локациями. Помимо базовой игры, вышло также несколько дополнений, переносящих игроков из криминального Лондона в американскую глубинку и в Лос-Анджелес времён Великой депрессии.

В 2020 году также вышла самостоятельная игра «Место преступления: Средневековье», запускающая трилогию «тысячелетие», в которой игрокам предстоит расследовать дела в 1400-х, 1900-х, а затем и в 2400-х годах.

Настольные детективы отлично играются в одиночку, и для данного жанра мультиплеер нужен в общем-то для одной цели: чтобы было с кем обсудить ход расследования и найти новые зацепки. Каждому Шерлоку Холмсу нужен свой Доктор Ватсон, в конце концов.

Из очевидных минусов стоит отметить «одноразовость» игры: распутав дело один раз, вам вряд ли будет интересно проходить его заново. Но и на этот случай есть выход — в приложении-компаньоне можно докупить дополнительные сценарии.

«Рыцарь-маг. Полное издание» (Mage Knight: Ultimate Edition)

1-5 игроков, 150-240 минут, сложность — очень высокая

По мнению настольного сообщества, «Рыцарь-маг» — это одна из лучших соло-игр всех времён. И хоть фэнтези-тематика понравится не всем, глубина механик точно найдёт отклик в душе хардкорных настольщиков. Ну а ещё «Рыцарь-маг» — это практически настольная адаптация видеоигровых серий вроде Heroes of Might & Magic и King’s Bounty.

Если вы играли в «Героев», общая концепция покажется вам до боли знакомой. У вас под контролем есть герой, который путешествует по покрытой туманом войны карте и участвует в сражениях, собирает лут и ресурсы, учит заклинания и захватывает города.

В игре есть множество сценариев — как кооперативных, так и соревновательных. В «Полное издание» также входит три дополнения к базовой игре: «Пропавший легион», «Крэнг» и «Тени Тезлы». Они добавляют новые задания и новых героев.

На пути к освоению магических королевств могут встать два препятствия. Первое — это сложность освоения игры: даже бывалым настольщикам понадобится время, чтобы вникнуть во все нюансы правил и механик. Ну а второе — это банальная доступность: единственный тираж локализованного издания почти весь раскуплен, так что найти копию игры в свободной продаже будет непросто.

«Ужас Аркхема. Карточная игра» (Arkham Horror: The Card Game)

1-2 игрока (до 4 игроков, если купить две копии), 60-120 минут, сложность — средняя

Говоря об «Ужасе Аркхема», стоит сразу сказать, что вся линейка Arkham Files так или иначе подходит для соло-игры: вторая и третья редакция обычного «Ужаса Аркхема», «Древний ужас», «Последний час», «Знак древних», «Особняки безумия». Всё это — кооперативные игры во вселенной Лавкрафта, поэтому в них можно просто взять под свой контроль сразу нескольких сыщиков — и вперёд.

Но при этом ни одна из этих игр не предлагает настолько цельный сюжет, как карточный «Ужас Аркхема». Не зря многие считают его гибридом карточной и ролевой игры. Вы по-настоящему вживаетесь в роль своего сыщика: сами составляете ему колоду из инструментов для борьбы с потусторонними силами, принимаете решения, влияющие на ход истории, и «прокачиваете» колоду между партиями.

В основе игры лежат кампании, состоящие из нескольких сценариев. Все они связаны сквозным сюжетом, и ваши успехи и провалы в каждом сценарии влияют на то, как будут разворачиваться события в последующих. В базовой коробке — короткая кампания из трёх сценариев, основная же часть игры раскрывается в дополнениях. Их можно разделить на «циклы» — каждый состоит из одного большого и шести мини-дополнений, составляющих единую историю из восьми сценариев.

Можно провести аналогию с сериалами: если база — это растянутый на три серии пилотный выпуск, то каждый «цикл» — это как один полноценный сезон. Плюс, карточный «Ужас Аркхема» выпускается в формате «живой карточной игры». Это значит, что в каждом дополнении, помимо нового сценария, есть фиксированный набор карт игрока, с помощью которых можно улучшать колоды сыщиков и пробовать новые «билды» для персонажей.

Если вы — поклонник творчества Лавкрафта или просто любитель «Ужаса Аркхема» или «Древнего ужаса», карточному «Аркхему» точно стоит дать шанс. Однако нужно быть готовым к тому, что покупкой лишь базовой коробки дело не обойдётся. Содержащийся в ней сценарий — это далеко не самое лучшее, что есть в этой игре. Чтобы по-настоящему проникнуться ей, как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения декбилдинга, нужно будет основательно вложиться в покупку дополнений.

«Серп» (Scythe)

1-5 игроков, 90-150 минут, сложность — средняя

В 2016 году «Серп» буквально взорвал рынок настольных игр: в нём сошлись и гениальный геймдизайн, и качественные компоненты, и великолепное графическое оформление. Действие игры происходит во вселенной «1920+», созданной художником Якубом Розальски: это альтернативная Европа времён 1920-х, в которой враждующие державы сражаются на огромных дизельных мехах. Многим эта вселенная также знакома по видеоигре Iron Harvest.

Практически все остальные настолки в этой подборке — это кооперативные игры. «Серп» — единственное исключение: это сугубо соревновательная стратегия, сочетающая в себе и сражения, и контроль территорий, и управление ресурсами. Что же позволило ей оказаться в нашем списке? Ответ прост: продвинутый «искусственный интеллект» в режиме соло-игры.

Здесь он носит название «Автома» и имеет четыре уровня сложности. Хоть он и не повторяет действия и тактику живого игрока, заложенные в нём механизмы позволяют точно так же постепенно захватывать игровую карту и нападать на ваши юниты в самый неожиданный момент. Ну а со специальным приложением для смартфона можно играть против нескольких «Автом» сразу.

Однако перед тем, как начинать партию в соло, стоит хотя бы пару раз сыграть с живым оппонентом и привыкнуть к игровым механикам. Правила самой «Автомы» довольно сложны, и осваивать их стоит только после того, как разберётесь с основами геймплея. Ну а когда входящие в коробку пять фракций наскучат, можно обратить внимание на дополнения: в них появляются как новые стороны конфликта, так и новые механики, а также полноценная сюжетная кампания.

«Это моя война» (This War of Mine)

1-6 игроков, 60-180 минут, сложность — средняя

В 2017 году компания Awaken Realms, известная по хиту «Осквернённый грааль», выпустила настольную адаптацию видеоигры This War of Mine. Как и оригинал, она рассказывает о выживании в охваченном войной городе. Персонажам приходится добывать ресурсы, обустраивать убежище и постоянно вставать перед нелёгким моральным выбором: что важнее — выжить любой ценой или сохранить остатки человечности?

Каждый поступок имеет последствия: в комплекте с игрой идёт 160-страничная «Книга сценариев», в которой подробно описаны все сюжетные ситуации и их взаимосвязь друг с другом.

Хоть в игре и есть мультиплеерный режим, он выглядит несколько искусственно — такое ощущение, что она изначально задумывалась как соло-приключение. Вместо того, чтобы каждый игрок взял под контроль одного выжившего, ими нужно по очереди управлять как группой. Поэтому хоть на коробке и написано «до шести игроков», в реальности лучше играть максимум втроём.

«Это моя война» — точно игра не для всех. Она мрачная, непредсказуемая и местами откровенно депрессивная. Но если вас это не пугает, и если вы любите атмосферные игры с мощным нарративом, на неё стоит обратить внимание. Однако могут возникнуть те же сложности, что и с «Рыцарем-магом»: найти в свободной продаже копию из оригинального тиража будет проблематично.

«Gloomhaven. Мрачная гавань» (Gloomhaven)

1-4 игрока, 60-120 минут, сложность — высокая

Сегодня тяжело найти любителя настольных игр, который ни разу не слышал про Gloomhaven. Эта игра уже три года занимает первое место в рейтинге BoardGameGeek, причём вполне заслуженно — такого амбициозного и масштабного проекта мир настолок ещё не видел. У нас даже выходил отдельный материал про неё.

В своей геймплейной основе «Мрачная гавань» — это данжен-кроулер. Игрокам предстоит взять под контроль нескольких героев и отправиться выполнять квесты, сражаться с монстрами, прокачивать персонажей и добывать эпический лут. Однако есть несколько особенностей, которые ставят Gloomhaven на голову выше прочих представителей жанра.

Первое — это уникальная боевая система, заимствующая элементы из еврогеймов и колодостроительных игр. Она не полагается на привычные всем кубики: вместо этого персонажи разыгрывают двусторонние карты умений и карты с модификаторами атаки. Со временем в обе колоды можно добавлять более продвинутые карты, прокачивая таким образом персонажа.

Второе — это legacy-элементы: некоторые из игровых компонентов запечатаны в специальные коробки, вскрывать которые можно только после выполнения определённых условий. Например, из семнадцати персонажей изначально для игры доступна лишь треть, остальные открываются по ходу сюжета. Карта мира со временем покрывается наклейками с новыми областями для исследования.

Ну и третье — это ни с чем не сравнимый масштаб. Чтобы пройти одну лишь основную кампанию, нужны десятки часов, а открыть все сюжетные ветки и секретный контент — и того больше. Эта игра способна заполнить всё ваше свободное время на долгие месяцы вперёд, и к этому нужно быть морально готовым. Разумеется, за такой масштаб приходится платить: коробка с игрой весит десять килограмм и стоит столько же, сколько и небольшая коллекция настолок попроще.

Тем же, кто пока не готов на такие подвиги, стоит присмотреться к Gloomhaven: Jaws of the Lion. Это одновременно и дополнение, и самостоятельный приквел, и облегчённая версия «большой» Gloomhaven. С неё можно начинать знакомство со вселенной «Мрачной гавани» — издательство «Мир хобби» обещало выпустить Jaws of the Lion уже в этом году. Ну а продолжить знакомство можно будет во Frosthaven — готовящемся к релизу сиквеле, которой уже собрал почти 13 миллионов долларов на Kickstarter.

«Немезида» (Nemesis)

1-5 игроков, 90-180 минут, сложность — средняя

Ещё один хит от Awaken Realms — на этот раз в жанре space horror. «Немезида» никак не связана с сеттингом «Чужих», но она явно вдохновлялась этой популярной вселенной, и если вы ищете что-то похожее по духу, то лучшего кандидата не найти.

Персонажи игроков выходят из гибернационного сна и видят, что с космическим кораблём что-то явно не так: системы вышли из строя, повсюду лежат тела членов экипажа, а в коридорах отдаются эхом тяжёлые шаги и нечеловеческое рычание. Чтобы победить в игре, нужно разобраться в происходящем, починить корабль и дожить до прибытия на Землю.

На выбор предлагается шесть разных классов — механик, солдат, учёный, и так далее. У каждого есть уникальные способности и собственная колода с умениями. Но кроме этого, игроки получают ещё и по две карточки с личными целями — и многие из них могут оказаться совершенно противоположными. Пока часть команды занимается починкой корабля и сдерживанием натиска пришельцев, кто-то может втихую изменить курс или и вовсе убежать на последней спасательной капсуле.

Тем не менее в «Немезиде» есть и полностью кооперативный режим — он как раз подходит для игры в одиночку. Как и в случае с Gloomhaven, создатели основательно вложились в наполнение коробки — стоит она немало, но в игре очень качественные миниатюры и огромное количество контента.

На этом наша трилогия материалов о настолках на карантине подходит к концу. Есть ли у вас любимые игры, в которые вы играете в соло-режиме? Делитесь идеями в комментариях — дополним топ вместе.

236236
131 комментарий

Комментарий недоступен

100

мне кажется если собрать всех тех кто добавил это в закладке - то обоюдный мем теряет актуальность, я прост тоже добавил

Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Он выиграл спор: «Настольные игры. На одного»

66

«Отдам ключ на It Takes Two. Не активированный»

13

Хорошая настолка на 1 - это прекрасно. Как и хорошая настолка на 2,3 и т.д.

1

Во времена Хемингуэя уже были пасьянсы, так что вряд ли)

Комментарий недоступен

28