То, что мертво, умереть не может. «Battletech»

Куда же без этого красавца?
Куда же без этого красавца?

Дисклеймер.

Во-первых, я буду писать только про настолку, ни книги, ни игры (ммм, Mechwarrior) я затрагивать не буду. Книги не читал толком (да, там круто, и вообще пиу-пиу, ояебу обчр, но не читал). Игры – штука отдельная и все-таки с настолкой связанная постольку-поскольку.

Во-вторых, отношения с игрой у меня, как с бывшей: от любви до ненависти – один шаг. За мной будут приглядывать тертые калачи из мира БТ (так я дальше по тексту буду называть игру) с наганом, но меня это не остановит.

В-третьих, любой варгейм – это джентльменское соглашение о том, как вы будете играть. На сколько очков, по каким правилам и т.п. БТ в этом плане очень гибок, даже слишком. Ближайшая аналогия – это DnD. Какие правила будут использоваться для отыгрыша определенной ситуации, какой технологический уровень доступен (это «сложность» игровых механик техники, она прописана как одно из ее свойств), насколько сильно можно проксить (насколько моделька на столе должна соответствовать тому, что вы реально используете в игре): от четкого совпадения до «вот эта пробка это – Locust, а эта – Mad Cat, погнали». Все это обсуждается до начала игры. Так что я описываю ситуацию в целом, и аргумент «але, мы десять лет играем, у нас все не так» не принимается.

Что это?

Сражения ОГРОМНЫХ БОЕВЫХ ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫХ РОБОТОВ, скажете вы и будете не правы. Эта игра решила объять необъятное и включила в себя вообще все, что может ходить, ездить, летать, плавать и, главное, стрелять. Ну и да, обчр там тоже есть.

Историческая справка.

Я не буду тут рассказывать, как становилась франшиза, и давать четкие даты, но для дальнейшего понимания, как неживет система, надо дать небольшую вводную.

Catalyst, владельцы БТ, истинно взяли в штат эльфов, которым некуда спешить. Правила БТ Classic (есть еще Alpha strike, но о нем отдельно) практически не менялись c 2006-го года. Потом было несколько переизданий, которые в основном просто переупаковывали правила. При этом каких-то масштабных изменений просто нет. Что-то полируется, какие-то модификации мехов добавляются по чайной ложке в год. Но, в отличие от того же «Вархаммера», который исповедует противоположный подход, ничего не выводится из системы и не перебалансируется, как на американских горках, где от «я гну!» до «я говно!» может пройти меньше квартала. Это и огромный плюс, и огромный минус. С одной стороны, у вас есть ВЫБОР и со временем он только увеличивается, а перепробовать все – это как попробовать все существующие виды и сорта выпивки. Может, и возможно, но скорее всего вы в процессе помрете от цирроза. С другой стороны, если Вася своим набором мехов гнет в дугу набор мехов Пети, то до тепловой смерти вселенной все так и останется.

Что надо, чтобы начать играть?

Любой игрок в БТ скажет, что это легко. Выбери понравившуюся фракцию, купи десяток дешманских (особенно по сравнению с ценником «Вахи») роботов – и вперед. И технически он не соврет. Но как же сильно это не совпадает с реальностью. Начнем с того, что в игре 12 эр (временных отрезков, связанных с определенными историческими событиями, из которых игровых 11). Почти в каждой из них есть три весьма условных основных фракции: Внутренняя сфера, Кланы (которые разбиты на домашние кланы и те, что вторглись в пределы Внутренней сферы и осели там) и Периферия. Они лорно бьются на кучу внутренних подфракций. Исходя из эры и подфракции, у вас есть базовые ограничения на доступ к различной технике (а к ним еще прилагаются лорные, сценарные и т.п.). Сложно? А это еще не все, эти самые подфракции появляются и пропадают из эры в эру, так как лор не стоит на месте, и нации появляются и гибнут под сценарным ножом. Может оказаться так (и с большой долей вероятности окажется), что в определенный момент твой любимый клан сгорел в пламени термояда и его больше просто нет.

Теперь вернемся к выбору. В качестве примера игрок выбрал эру – Джихад, а клан – Призрачные медведи. И тут он опять с разбегу бьется головой о тот самый ВЫБОР. Доступно: мехов – 428, техники – 107, аэрокосмического барахла – 114, пехоты – 67 и прочей мелочи 46 штук. Часть из них можно использовать в этой эре, а часть – еще пару эр назад. Будут ли они доступны в следующих эрах (не говоря о том, что клан может быть просто лорно выпилен) – а хрен его знает.

Правильному восприятию ВЫБОРА еще сильно мешает то, что у мехов есть модификации. Фактически, с точки зрения игромеханики – это разные мехи. Да, они очень похожи, но разные. В качестве примера – мех Gladiator, у которого 16 модификаций, а чтобы не скучно было, есть еще Gladiator B и Gladiator GLD (и у них есть свои модификации). Но как же ограничения эры, спросите вы. Может, они просто раскиданы по разным эрам? Дааа, на момент Джихада доступно всего 10 из 16 модификаций. Мехи, конечно, самый упоротый по разнообразию вариант, но в остальных частях все идет плюс-минус по такой же логике.

Это фракции и подфракции в эре Джихада (влезли далеко не все)
Это фракции и подфракции в эре Джихада (влезли далеко не все)
Выбирай что хочешь, ни в чем себе не отказывай
Выбирай что хочешь, ни в чем себе не отказывай
А так выглядит один мех
А так выглядит один мех

«И как мне выбрать из всего этого многообразия?» – спросите вы. Есть несколько путей: путь первый, предлагаемый олдскульными игроками, – читай книги и лор, выбери себе клан и, что в книгах написано, то и бери; путь второй, предлагаемый ленивостью, – посмотри на старших товарищей и возьми то же самое; путь третий, предлагаемый желанием гнуть в дугу – читай 1000 листов техники, смотри на то, чем и как играют другие, и собери свой ростер мечты; путь четвертый, предлагаемый чувством прекрасного – а бери что хочешь, хрен со всеми предложенными выше опциями, я в компьютерную версию играл, мне там Mad Cat понравился, возьму к нему Catapult, потому что он на каждом постере, и что-нибудь еще на сдачу.

Нельзя просто так взять, купить мехов и начать играть. Надо читать правила. И тут отваливается значительная часть потенциального сообщества. Начнем с того, что рулбук сопоставим по размерам рулбуку DnD. 300 страниц всего, ~ 250 страниц незамутненных правил. Правила перегрева (когда ваш мех делает активно пиу-пиу, бегает, прыгает и т.п., от чего начинает немного шкварчать) занимает каких-то четыре страницы. Раз оно занимает аж четыре страницы, наверное, там просто описаны все возможные варианты? Нет, как греться в космосе – читайте другую книжку. Понадобятся ли вам все правила из рулбука? Возможно, но скорее всего нет. Если у вас нет истребителей, которые с орбиты пикируют на поле боя, то и правила перегрева для них вам не нужны.

К рулбуку добавляем мехмануал, в котором описаны мехи (тоже страниц 300), какие у них бывают пушки (тысячи их), примочки (сотни их), как у них все устроено и что куда можно запихнуть. Если играли в Mechwarrior или последний Battletech на компе (имхо, особенно в него), вы сразу поймете, о чем я. В каждом мехе будет куча модулей (кабина пилота, пушки, примочки, бк и так далее), которые размещены по его тушке, а также броня и структура разных частей тела. У других видов боевых единиц все устроено примерно так же, но обычно попроще. И их тоже надо изучить (хотя бы тех, которыми сами собрались рулить).

Вот так надо читать рулбуки, никакой мем не напоминает?
Вот так надо читать рулбуки, никакой мем не напоминает?

Игровой процесс.

Забудьте о схеме игры в «Ваху» с террейном из книг, ботинок и пивных банок. Тут все по-взрослому, вам нужны специальные гексагональные карты. Они, естественно, продаются на официальном сайте (вроде даже несколько бесплатных есть). На них уже нарисованы горы, озера, города, болота и все, что вашей душе захочется сверх этого.

Игроки ходят по очереди, активируя свои отряды. Вариаций действий очень много: пойти, прыгуть на джамппаке (да, он тут называется по-другому, не гундите), поплыть, полететь, упасть, протаранить, и я еще не закончил с движением. Их доступность зависит от техники, наличия на ней особых примочек и много чего еще. Почти каждое действие сопровождается кучей модификаторов, начиная от уровня навыка пилота и заканчивая укрытием, типом местности, спецоборудованием и так далее. Я же говорю, как в DnD. Самое классное (и самое сложное для новичков) происходит в тот момент, когда кто-то по кому-то попал: нужно определить, куда попал, что произошло. Удачным выстрелом в потрепанную левую пятку меха можно попасть в его БК и взорвать ему ногу, что может зацепить реактор, который… В общем, весело, но сложно. Цели миссии зависят от сценария.

На столе это выглядит вот так
На столе это выглядит вот так
Или вот так
Или вот так
Но, чаще всего, вот так
Но, чаще всего, вот так

Кстати, о сценариях. Помните, я говорил о том, что вы покупаете мехов, каких хотите? Так вот, я врал. Стандартные сценарии предполагают в том числе возможность не собирать армию как хочется, а НАКИДКУ мехов. Олдскульные игроки считают, что «таков путь» и другие варианты собирать армию на миссию вообще не нужны. То есть перед игрой вы бросаете N раз 2д6 по различным табличкам и получаете соответствующих мехов, технику и т. п. в зависимости от того, какой подфракцией играете. У вашего сына нет нужных мехов? Купите ему мехов, хули он как дурак, бля?

Что может хорошая техника без хороших пилотов? Да ничего. Далее вы опять же накидываете или покупаете пилотов , их средний уровень зависит от фракции и типа техники (на более дешевую технику направляют более бестолковых пилотов). Качество пилота сильно влияет на эффективность меха и его цену. Играть матерыми профи на дешевых мехах? Необстрелянными новичками на сверхтяжелых и обвешанных всевозможным оружием? Выбирать вам. А еще игра всеми силами намекает: сценарии зло, надо играть в кампании. С прокачкой пилотов, контрактами, рынком и прочими развлекухами. Вам же мало всех стандартных правил, правда?

Как в DnD
Как в DnD

Феномен БТ в СНГ.

Расцветя буйным цветом в 2000-х, СНГ-комьюнити начало гибнуть от весьма спорных решений владельцев, то же самое ждало всемирную фанбазу и, казалось, саму франшизу. Но вместо того чтобы распасться, большая часть комьюнити окуклилась в своих небольших мирках, в рамках которых играет до сих пор. Кто-то сохранил клан и даже выбирается на мордобой с другими участниками, но большинство из старых игроков тихарится и в общей околонастольной движухе не участвует. Вплоть до того, что люди, играющие уже несколько лет друг с другом в «Ваху», внезапно узнают, что они оба по домам играют в БТ с другой компанией.

В период расцвета народ развлекался как умел – устраивал мегакампании за захват целых систем, в которые встраивались кампании поменьше (до того, как GW сделало это мейнстримом). В рамках этих же кампаний проводились масштабные космические битвы, им посвящена отдельная книга правил. Кто-то играл даже исключительно флотом и авиацией (Серега, привет! Я до сих пор горю). Проводили суровые битвы за право обладания никнеймом на территории СНГ, ведь остаться должен только один, ага.

Сейчас, по ощущению, наблюдается ренессанс движухи, так как владельцы начали продвигать вселенную, добавлять лор и новых мехов, новые фракции, двигать таймлайн и т.д. Вместе с этим начали появляться новые комьюнити, которые, в отличии от большинства олдскулов, ближе к новичкам и стараются вовлечь их, чему отчасти помогает хитрая буржуйская придумка – Alpha Strike.

Собственно, о нем. В 2013-м году умным людям пришла в голову мысль: «А не кажется ли вам, уважаемые, что у нас как-то слишком дохрена сложная игровая система, особенно на фоне конкурентов?» И они выпустили «Альфу». По сути это те же правила, но в них отошли от классической гексагональной схемы (оставив возможность играть и на ней), выкинули 2/3 правил, максимально упростили остальные. Для неофита самое то. Относительно легко осваивается, но, по мне, сама по себе она слишком пресная. Весь хитрый план в том, что более-менее освоившись с ней, вы захотите большего и начнете смотреть в сторону классики.

Итог.

Перед заходом в любой варгейм нужно крепко задуматься. Перед заходом в БТ стоит крепко задуматься вдвойне. Во-первых, найдите комьюнити, если люди в нем адекватные, они помогут осуществить первые шаги, и вам сразу будет с кем играть. Во-вторых, определитесь с эрой (если вы не пропустили первый шаг, то скорее всего там уже играют в одну или несколько, и это определится само собой) – конечно, часть мехов будет кочевать из одного периода в другой, но сильно на это закладываться не стоит. В-третьих, попробуйте почитать правила. Рулбук не самый дружелюбный: правила могут содержаться в разных книгах и даже местами противоречить друг другу. Опять же, первый шаг может сильно упросить их понимание. А потом закупайтесь мехами и техникой на всю котлету. Так как для какой-то активной движухи вам их понадобится много (особенно для кампаний).

Стоит ли начинать с «Альфы»? А хз. Для меня, человека, который играл в классику, «Альфа» – унылая шняга. Это тот самый случай, когда не играл, но осуждаю: я вдумчиво прочитал правила и решил, что если я и буду опять играть в БТ, то только в классику. Но, наверное, для знакомства с системой она подойдет. Надо сразу понимать, что при переходе все равно придётся переучиваться, так как при внешней схожести механик они все-таки сильно различаются на деле. Шутка в том, что БТ устроен так, что, даже выучив все основные правила классики, вам все равно придётся переучиваться, когда вы будете использовать еще более углубленные правила и условные болота превратятся из не самого приятного террейна в ад для части техники.

Если вам нравится постоянная движуха, смена редакций, четкая балансировка системы (хотя бы ее попытка) – этот варгейм не для вас. Если вам нужна стабильность (даже если издатель загнется, вы этого вообще не заметите), масштабность, мегавариативность, адская глубина проработки и грандиозные кампании – можете попробовать, если вас не пугает весь геморрой, описанный выше.

Можете осилить такое количество правил? Лучше играйте в DnD и будьте счастливы.

P.S. Если таки решились – очень советую обратить внимание на стартер, он сильно упрощает вхождение, так как там есть свой упрощенный рулбук, ну и мехи, куда без них.

То, что мертво, умереть не может. «Battletech»

Автор текста: Глеб Елин.

Больше интересных статей в нашем блоге и телеграм-канале.

6969
39 комментариев