НРИ: как играть красиво?

Рекомендации игрокам (и мастерам) по проработке характеров персонажей

Dave Greco
Dave Greco

Думаю, для большинства игроков очевидно, что проработанный характер персонажа - 75% удовольствия от игры. А если характер проработан у нескольких персонажей в партии - у нее есть все шансы стать незабываемой.

В этом тексте я предлагаю идеи и варианты правил, которые помогут игрокам делать своих персонажей более убедительными и интересными, а так же создавать запоминающиеся игровые ситуации и куда сильнее влиять на ход игровых сессий.

Конечно, самые известные системы (такие как DnD и выросшая из нее Pathfinder) не стимулируют игроков прорабатывать характер глубоко, оставляя это на откуп ситуации. Однако, мне бы хотелось предложить игрокам углубиться и научиться создавать по-настоящему интересных и многогранных персонажей. Чтобы это было возможно, я приведу некоторые из своих наблюдений в рамках моего опыта проведения игр.

Три уровня проработки характера

За шесть лет проведения настольных ролевых игр, я пришел к выводу, что у персонажей есть три уровня проработки характера. Возможно, многие из вас тоже обращали на это внимание.

Уровень 1. Архетип. Можно сказать, что это самый банальный и очевидный уровень, знакомый каждому из игроков. Когда вы впервые создаете персонажа, вы задумываетесь в первую очередь об этом. Фактически, архетип сводится к сочетанию расы и класса. Бывают более банальные архетипы - эльф-следопыт, дварф-воин, орк-варвар. Бывают менее банальные - полуорк-волшебник, тифлинг-паладин. Но фактически, слыша каждое из этих сочетаний, вы сразу рисуете перед глазами готовые образы. Некоторые из этих образов находят отклик в вашем сердце и вам кажется что вот уже есть готовый персонаж для вас, ведь вы всегда мечтали отыграть полурослика-плута!

Kamil Murzyn
Kamil Murzyn

Однако, увы, персонажи первого уровня проработки картонные. Они плоские и неинтересные, они именно что архетипы - абстрактные образы, которые не имеют интересных деталей. Такой персонаж может иметь одно из девяти стандартных мировоззрений по таблице, однако даже мировоззрение не добавит ему достаточного объема.

Однако объема может добавить второй уровень проработки.

Уровень 2. Специализация. Когда игрок уже имеет опыт, он начинает понимать что одно и то же сочетание расы и класса может отыгрываться совершенно по-разному. Как правило, специализация тоже завязана на игромеханику - эльф-следопыт может быть беспощадным снайпером, не знающим промаха, а может быть искусным фехтовальщиком с двумя клинками. Под эти игромеханические особенности, а так же под подготовленные статы подгоняется предыстория (сделаю своего персонажа ловким и тупым, говорит минимаксер, разгоняет ловкость до 20, понижает интеллект до 6 и прописывает в квенте, что персонаж учился жонглировать тяжелыми предметами и они часто попадали ему по голове).

Krenz Cushart
Krenz Cushart

Замечу, что большинство игроков, которых я вожу, создают персонажей именно на этом уровне проработки. Такие персонажи могут быть неплохи для эпического фэнтези, но если вы хотите играть во что-то более реалистичное - они все еще будут плосковаты. И дело, опять же, в том что даже на втором уровне проработки персонажи по-прежнему весьма абстрактны. У них уже появился объем, но пока что на уровне общих форм. Чтобы персонаж стал еще интереснее - ему нужны детали.

Уровень 3. Детали. Наконец, самый интересный и самый творческий уровень проработки персонажей - это детали. Я считаю его таковым в основном потому, что, в отличие от предыдущих двух уровней, детали как правило не диктуются игромеханикой. Да, конечно, системы правил пытаются вводить такие вещи как предыстории или трейты, но по моему опыту они редко работают.

Многих персонажей, нарисованных Уэйном Рейнольдсом для Pathfinder хочется рассматривать бесконечно, во многом благодаря обилию деталей. Wayne Reynolds
Многих персонажей, нарисованных Уэйном Рейнольдсом для Pathfinder хочется рассматривать бесконечно, во многом благодаря обилию деталей. Wayne Reynolds

Детали - это частные особенности персонажа, часто вообще не связанные с его классом и расой, или связанные очень косвенно. Скорее они могут быть связаны с предпочтениями игрока и с его стилем игры.

Иногда игрокам бывает непросто придумать детали для своего персонажа. Ниже я предлагаю несколько идей, которые смогут помочь вам проработать своего персонажа максимально подробно.

Создание деталей персонажа

Фактически, детали, это искусственные ограничения, которые игрок предлагает себе в рамках отыгрыша роли. Но умело подобранные, эти ограничения делают персонажа максимально колоритным. Можно сравнить эти ограничения с правилами композиции в изобразительном искусстве - следуя им, можно создать более привлекательное изображение.

Nicolas Derio
Nicolas Derio

Придумывая детали для своего персонажа, можно исходить из нескольких идей:

  • Ваш стиль игры

Задумайтесь, от чего вы больше всего получаете удовольствие в игре? Возможно, вам нравится прокачка и получение опыта? Или сбор лута? А может быть вы кайфуете, когда вам удается успешно провести переговоры? Или нанесение максимального урона запоминается вам особенно? Любую из этих страстишек можно превратить в деталь характера.

Например, у меня есть игрок, который умело билдит персонажей и создает просто машины убийства, которые за раунд могут вносить непостижимые значения урона. Ну, казалось бы, все очевидно, любому игроку хочется быть эффективным в боевке.

Но попробуйте задуматься об этом с точки зрения персонажа. Что двигало им, когда он изучал тактики, которые помогут ему так сильно ранить врага? Для психически здоровой личности это не очень нормально - может быть, он немного безумен? Может быть им движет чрезмерная жестокость? Или наоборот - милосердие, он не терпит страданий раненных созданий и хочет поскорее завершить их мучения? Продумайте эту особенность характера и попробуйте регулярно использовать ее, отыгрывая своего персонажа, это сделает его гораздо более убедительным!

К подобной форме можно привести любые особенности вашей игры. Возможно, ваш персонаж пережил годы бедности и после этого собирает любой найденный хлам, а потом прячет его в памятных местах, создавая пометки на карте? Это ведь интереснейшая особенность характера, которая подчеркнет любовь вашего персонажа (и вас) к луту.

  • Ломка шаблонов

Этот прием противоположен первому. Если первый исходит из стандартных действий большинства игроков в рпг, то здесь вы можете пойти наперекор привычным действиям. Сразу скажу, что подобные детали могут игромеханически негативно сказаться на эффективности вашего персонажа, но если вы обсудите эту деталь с мастером, возможно он найдет возможность наградить вас за отыгрыш другим способом.

Например, ваш персонаж не способен убить разумное существо, поэтому в сражениях с гуманоидами, когда он видит, что противник сильно ранен, то постарается нанести несмертельный удар, чтобы враг потерял сознание. Ведь для здоровой личности убийство другого - это очень непросто, особенно если это, к примеру, бард, всю жизнь зарабатывавший на жизнь песнями.

Или другой пример: вы задумывались о том что все персонажи - мародеры, которые без зазрения совести обыскивают тела только что убитых врагов? Ваш персонаж может брезговать этим (желательно только чтобы он не мешал при этом другим персонажам с более широкими взглядами на моральные принципы), возможно мастер поддержит вас в этом и найдет способ дать вам сокровище другим путем.

Да, игромеханически подобные детали могут мешать, но они сразу сделают вашего персонажа более колоритным, играть с ним станет гораздо интереснее.

  • Маленькие слабости

У каждого из нас, как у личности, есть свои пристрастия в обычной жизни. Некоторые могут носить эгоистичный, другие альтруистичный характер, но в любом случае мы часто запоминаем знакомых людей благодаря этим особенностям.

Например, многим из нас знакомы люди, которые что-то коллекционируют. Это интересная особенность, которую тоже можно использовать создавая персонажей. У меня был один игрок, персонаж которого просто обожал собирать разные головные уборы. Его гном как-то согласился на квест только после того, как НПС продал ему свой восточный тюрбан. Это была прекрасная деталь, которая всем запомнилась.

Или, например, ваш персонаж не может жить без чашечки кофе с утра. Поэтому он всегда носит с собой турку и мешочек кофейных зерен, а при первой же возможности старается пополнить свой запас кофе, чтобы сварить его с утра. Это мелочь, но она может добавить интересных деталей - например, не выпив кофе с утра ваш персонаж может весь день ходить раздраженным.

Эти детали тоже могут иногда мешать, но неизменно смогут добавить атмосферы и фактурности вашему герою. Он может быть тщеславным и стараться понравиться любому встречному нпс, он может быть замкнутым и депрессивным, может быть он любит рисовать и, увидев красивый пейзаж, он не сдвинется с места, пока не сделает набросок.

  • Принципы и воззрения

Этот пункт тесно связан с предыдущими, хотя может и уточнять какие-то детали поведения. К примеру, ваш добрый жрец, последователь доброго божества, но есть ли какие-то догматы в его вере, которым он следует особенно рьяно? Вспомните средневековые монашеские ордена - в рамках одной католической веры был орден Бенедиктинцев, которые старались приумножить знания в своих огромных библиотеках, и был орден Францисканцев, которые проповедовали аскезу и отсутствие какой-либо собственности у монахов (на фоне богатого убранства средневековых церквей). Можно бесконечно детализировать идеи вашего персонажа даже в рамках одной позиции. Даже законно-добрый паладин может иметь весьма тонкие моральные убеждения, которые будут его отличать.

У Вашего персонажа могут быть стойкие политические убеждения, которые он готов при первой возможности доказывать с пеной у рта (к примеру, представьте идейного коммуниста, который мечтает освободить рабочих всего мира от несправедливости).

Это лишь некоторые категории деталей, которые вы можете придумать своему персонажу. Однако, если вы не поленились их придумать, не забывайте им следовать. Пусть они станут для вас таким же непременным атрибутом игры, как поиск сокровищ и получение опыта.

Взаимодействие персонажа с игровым миром

Придуманные вами детали, а так же проработанная квента, смогут дать вам более тонкий взгляд на то, как действует ваш персонаж в игровом мире. На поведение персонажа могут влиять такие факторы как мотивация, его происхождение и описанные выше детали его характера.

Victoria Sokolova
Victoria Sokolova

Мотивация - безусловно важнейший компонент. Если вы согласились на квест просто ради сокровищ и опыта - ваш персонаж будет выглядеть пустышкой. Задумайтесь, что довело его до непростой жизни приключенца? Самые банальные варианты - поиск власти, желание обогатиться, желание помочь окружающим хороши, но слишком абстрактны. Пусть ваша мотивация обрастет нюансами и деталями.

Возможно, у вашего персонажа есть родители, которые живут в бедном захолустье, и он при первой возможности старается отправить им деньги, добытые в приключениях? Это ведь уже куда тоньше, чем банальное желание обогатиться, и характеризует его куда сильнее (особенно если по факту это суровый вояка, покрытый шрамами).

Ваш персонаж-волшебник может отправиться в приключение просто в поисках новых знаний, но ведь это тоже слишком абстрактно. А вот если его заботит какая-то конкретная загадка (хотя бы создание философского камня), это уже сможет задать направление для его развития. Он сразу делается более идейным и заинтересованным в одних знаниях и безразличным, когда речь идет о других.

Нарративное поведение. Еще одним важным моментом, исходящим из описанного выше, является готовность игроков создавать повествование вместе с мастером. Очень многие игроки, запуганные грозными мастерами, ждут подвоха от каждой ситуации. Они чрезвычайно осторожны и за каждым поворотом приключения ждут подлянок. Не знаю, возможно действительно очень много мастеров, которые хотят подловить своих игроков на беспечности, но нужно уметь отличать беспечность и спонтанность.

Это очень тонкий момент и зачастую он зависит от мастера. Повторюсь, главное что должны понимать и игроки, и мастер - они вместе создают интересную и красивую историю. Для меня, как для мастера, это гораздо важнее и реальнее, чем цифры, записанные в листах персонажей в пунктах “очки опыта” и “золото”. Ваше приключение - это именно игровые ситуации, а не завершенный главный квест.

Главное правило для спонтанности - дайте событиям происходить. Стимулируйте игровые ситуации, а не избегайте их. Не бойтесь возникающих проблем, ведь аккуратно пройденное приключение с минимумом сцен будет скучным, тогда как приключение с кучей внезапных ситуаций запомнится вам надолго. Не нужно специально искать проблем на свою пятую точку, но если вы видите, что мастер ведет вас к чему-то - лучше подыграйте, а не пытайтесь этого избежать. В конце концов, у мастера больше рычагов, поэтому часто избегание сложностей создаст для вас еще большие сложности.

Описание действий. Это довольно очевидный пункт, но многие игроки о нем как-то быстро забывают и он медленно растворяется в безднах игромеханики. Между тем, ваш персонаж регулярно совершает неординарные действия и поступки, он нередко творит что-то, совершенно недоступное для других обитателей этого мира, а иногда и что-то непривычное для самого себя. Но что мы часто слышим за игровым столом?

“Я кастую файрболл в тролля”. “Я наношу провоцированную атаку”. “Пою песнь отдыха и восстанавливаю кости хитов”. И вот, вы снова по уши в игромеханике. А между тем, это бывает так просто - добавить хотя бы пару фраз, чтобы все за столом полюбовались вашем персонажем в своем воображении.

“Я складываю пальцы в магический жест, и из моих рукавов начинают сыпаться искры, которые формируют огненную сферу между моих ладоней. Взмах рукой, и эта сфера устремляется в голову тролля!”

“Я замечаю, что противник повернулся ко мне спиной и открылся для моего удара, молниеносно делаю выпад рапирой, стараясь его достать”

“Я пою о своей родной деревне, где был прекрасный сад. Каждую весну в нем пели птицы, их оперение сверкало лазурным блеском в лучах заката. В моей песне слышны отголоски тех птичьих трелей”.

Конечно, есть некоторые нюансы. Во-первых, подобные моменты требуют подготовки, вам следует заранее придумать описание хотя бы основных своих действий, чтобы их визуализировать. Во-вторых, конечно, вы не станете описывать так подробно каждый удар своего персонажа, если он отчаянный рубака, который машет мечом направо и налево, это быстро надоест.

Но все же, если вы не поленитесь и сумеете красиво описывать то, что делает ваш персонаж, это сразу придаст красок вашей игре. Ваше участие в создании красивой истории значительно усилится.

Контекст ситуации. В ходе приключений, ваши персонажи попадают в самые разные, порой очень непростые ситуации, что может сказаться на их состоянии. Да, большинство состояний бывают описаны в правилах: утомление, страх и так далее. Но помимо очевидной игромеханики, некоторые особенности поведения могут вытекать и из событий, которые произошли с персонажем.

Самый простой пример - вашего персонажа положили в ноль хитов, после чего жрец его вылечил. Как действуют большинство игроков: “Йу-хуу, у меня снова 30 хитов, я лечу в бой!”. Но подумайте, только что ваш персонаж был на волоске от смерти. Вы уверены, что он готов снова ринуться в битву (особенно если он не оголтелый воин или варвар)? Это все же эмоциональное потрясение, и неудивительно если хотя бы в ближайшие пару раундов, а может быть и весь бой, он захочет действовать более осторожно. Например, постарается отойти и достать давно пылящийся в инвентаре лук, от греха подальше?

Не забывайте, что ваш персонаж - это живая личность, ему свойственно бояться не только когда он под действием состояния “страх”, ему свойственно тяжело дышать после лихого боя, даже если на нем не висит “утомление”, он может быть деморализован от нанесенного ему сильного ранения, даже если у него по-прежнему много хитов.

Да и помимо боя, ваш персонаж может быть изнурен долгой дорогой, голоден (или наоборот сыт и доволен), ему может быть неуютно, когда он третий день бродит по пещерам и не видит солнечного света.

Взаимодействие между игровыми персонажами

Итак, по какой-то причине ваши персонажи объединились в группу и встали на путь приключений. И, если хотя бы часть из них созданы с учетом вышеуказанных рекомендаций, то они весьма фактурные личности со своими особенностями, деталями и мотивацией.

Matt Rhodes
Matt Rhodes

В ходе игры большинство игроков привыкли к модели взаимодействия игрок-мастер. Они используют свои способности и черты характера, взаимодействуя с миром, который предлагает мастер. После завязки, в ходе которой персонажи бегло знакомятся друг с другом, их взаимодействие начинает сводиться к тактике и игромеханике. Они разговаривают друг с другом только чтобы продвинуться на пути выполнения квестов и получить игровую информацию. И иногда шутят, когда происходит комичная ситуация.

Но представьте себя на месте своего персонажа. Вот ваш полурослик-бард, который сидит в лесу у костра, а рядом с ним сидит покрытый шрамами полуорк, ухмыляющийся человек в капюшоне, глаз которого вы почти не видели, и бородатый дварф-жрец, который постоянно бормочет под нос молитвы. Наверное, вашему персонажу не очень уютно, особенно если они еще утром не были знакомы и все, что их связывает - полученное от местного шерифа задание?

Так почему бы не узнать своих спутников? У каждого из них за душой могут быть свои волнения и мысли, свои причины, которые сподвигли их на путь приключений. Обсудите с ними пройденный путь, расспросите об их родине или расскажите о себе - это поможет создать связь между персонажами. Вы перестанете быть набором игровых функций друг для друга и ваш союз сможет заиграть новыми красками.

Если договориться с мастером, возможно он сможет поощрять подобное взаимодействие. Я давно обдумываю вариант, при котором интересный диалог между персонажами сможет дать им неожиданный бонус в предстоящих приключениях. Например, если воин со щитом и волшебник нашли общий язык друг с другом, мастер сможет дать воину возможность один раз прикрыть щитом волшебника в предстоящем бою, добавив ему +2 к защите.

Подводя итог

Многие опытные игроки и мастера недолюбливают системы DnD и Pathfinder за чрезмерное обилие тактики и игромеханики, которые снижают значение отыгрыша. Однако я убежден, что все это в руках игроков. И если вы хотите играть красиво - разве вам обязателен стимул в виде придуманных цифр? Возможно, приведенные выше советы помогут вам разнообразить ваш игровой процесс и он заиграет для вас новыми красками.

3737
30 комментариев

Комментарий недоступен

4

Хоть войну и мир напишите, всё равно это не реализуется в игреВсё зависит от ГМа. У меня был дворф, который имел сюжетный твист, благодаря ГМу он был отлично вплетён в общую историю, от чего она обрела свою уникальность.
К слову, НРИ — про свободу действий игрока, единственные ограничения в DnD — границы сеттинга, правил и воображения игрока. Если игрок хочет войну и мир, то почему бы и нет? Тем более, если партии данными персонажами затянутся на 20lvl+

1

Даже больше скажу: чрезмерно прописанные персонажи сковывают игроков, и часто это заканчивается разочарованием, когда понимаешь, что персонаж...... исходя из своих личных убеждений и целей половину группы должен убить, а другую половину бросить, так как артефакт, который он ищет для спасения родных от страшного проклятия находится в противоположной стороне от места, куда вас тащит дм,

"Не рассказывай, а показывай"
Неважно насколько тяжела многотомная биография если вы не реализуете персонажа во время игры. А если вы занимаетесь оным во время игры - то этот многотомник вам уже не нужен.

3

Но попробуйте задуматься об этом с точки зрения персонажа. Что двигало им, когда он изучал тактики, которые помогут ему так сильно ранить врага? Для психически здоровой личности это не очень нормально - может быть, он немного безумен?

Сейчас бы записывать персонажа в безумцы за то что он хочет выжить в мире где есть 100500 вариантов реального зла которое хочет всех убить.

Ведь для здоровой личности убийство другого - это очень непросто, особенно если это, к примеру, бард, всю жизнь зарабатывавший на жизнь песнями.

1) У вас Фландеризация бардов, они не только певцы но и рубака парни которые не прочь зарубить противника на дуэли.
2) В средневековом мире зарубить парня который хочет зарубить тебя норма, и это я даже не беру фэнтези составляющую.

Или другой пример: вы задумывались о том что все персонажи - мародеры, которые без зазрения совести обыскивают тела только что убитых врагов?1) Законные трофеи и мародерство 2 разные вещи.
2) Что плохого в том чтобы забрать у врага которого вы убили вещи которые могут быть вам полезны?
Я бы понял будь претензия по поводу вида убитых, облитого кислотой и зажаренного алхимическим огнём не сильно хочется обыскивать.

возможно мастер поддержит вас в этом и найдет способ дать вам сокровище другим путем.

Вам моральные принципы или золотишко? А вам и то и другое и внимание мастера ещё.
Если вы хотите отыгрывать персонажа без золота потому что моральные принципы, то монах с обетом бедности ваш выбор.

Мотивация - безусловно важнейший компонент. Если вы согласились на квест просто ради сокровищ и опыта - ваш персонаж будет выглядеть пустышкой.Задумайтесь, что довело его до непростой жизни приключенца? Самые банальные варианты - поиск власти, желание обогатиться, желание помочь окружающим хороши, но слишком абстрактны. Пусть ваша мотивация обрастет нюансами и деталями.

Квесты ради опыта я не видел ни в одной настольной игре.
Ешё более странная претензия на сокровища, ну да, ну да, ведь рисковать жизнью ради мутных желаний из предыстории это нормально, а рисковать жизнью ради того чтобы жить как король до конца жизни через пару лет приключений это не нормально.

Нарративное поведение. Еще одним важным моментом, исходящим из описанного выше, является готовность игроков создавать повествование вместе с мастером. Очень многие игроки, запуганные грозными мастерами, ждут подвоха от каждой ситуации. Они чрезвычайно осторожны и за каждым поворотом приключения ждут подлянок. Не знаю, возможно действительно очень много мастеров, которые хотят подловить своих игроков на беспечности, но нужно уметь отличать беспечность и спонтанность.

Если на вашу игру не носят шесты для открытия дверей фунтов так в 30 то ваши игроки вполне нормальные.
Если носят, то вам стоит пересмотреть цель ваших НРИ с полного убийства партии за сессию на иную.

Самый простой пример - вашего персонажа положили в ноль хитов, после чего жрец его вылечил. Как действуют большинство игроков: “Йу-хуу, у меня снова 30 хитов, я лечу в бой!”. Но подумайте, только что ваш персонаж был на волоске от смерти. Вы уверены, что он готов снова ринуться в битву (особенно если он не оголтелый воин или варвар)? Это все же эмоциональное потрясение, и неудивительно если хотя бы в ближайшие пару раундов, а может быть и весь бой, он захочет действовать более осторожно. Например, постарается отойти и достать давно пылящийся в инвентаре лук, от греха подальше?

Прилив адреналина не так работает, не говоря о том что сейчас ваших друзей убивают!
А потом будут убивать уже вас!
Самое время бояться и трусливо прятать свою тушу за чужие спины и паниковать.
Приключенцы на то и приключенцы что выдающиеся личности кто не боится рисковать жизнью в приключениях, а не сидит в лавке торгуя.

Например, если воин со щитом и волшебник нашли общий язык друг с другом, мастер сможет дать воину возможность один раз прикрыть щитом волшебника в предстоящем бою, добавив ему +2 к защите.

Если ваш воин и волшебник стоят рядом, +2 вам не поможет, не говоря о том что теперь все будут лучшими друзьяшками ради бонусов, ну чё ты мастер ролеплей не поддерживаешь.

3

Самое время бояться и трусливо прятать свою тушу за чужие спины и паниковать. Приключенцы на то и приключенцы что выдающиеся личности кто не боится рисковать жизнью в приключенияхА потом бедный дм будет сидеть и думать, как сейчас не дать умереть пати, которая не поняла сотню намеков, что не стоило переть

У тебя противоречие в советах - сначала ты говоришь "смерть это норма в средневековье, что тут такого, что персонажи хотят выжить", а потом "ну они ж герои, пусть прут навстречу опасности"

1

Больш того, зарубить парня если он хочет зарубить тебя это всегда норма. Норма для тебя, просто в обществе пи ды дадут.