Сложности оценки Baldurs Gate 3 и почему для некоторых игра не 10 из 10

Введение

С лором Забытых Королевств я знаком давно, еще с первых книг Роберта Сальваторе о похождениях темного эльфа, после которых я и проникся лором этого мира. Поэтому за последние 10 лет изучил много рулбуков, книг, историй, компейнов, статей и в итоге хоть и могу рассказать про лор какой-нибудь алхимической травинки в Долине Теней (Shadow Dale), но при этом и все мои знания по лору, это вероятно не более 30%.

Поэтому когда впервые заговорили о том, что некая студия Larian разрабатывает продолжение игровой серии Baldurs Gate, то это новость меня обрадовала. Хотя о студии и о их предыдущих играх я мало что знал и не был их фанатом в принципе. А когда лично познакомился с игрой, то она меня намного больше поразила, потому что я ожидал классическую игровую партию в жанре CRPG, а получил интерактивную НРИ на своем компьютерном столе. Так что для меня игра однозначно одна из лучших в жанре ролевых игр, но не считаю, что это CRPG.

Baldurs Gate III по своему нарративу и структуре истории больше похожа как раз на то, что Свен Винки, как Данжеон Мастер, решил поделиться своими домашними наработками и рассказать свой компейн во вселенной Забытых Королевств, упаковав все это в форму видеоигры. То есть это буквально интерактивная партия НРИ в сеттинге Забытых Королевств по правилам D&D 5-ой редакции.

К сути вопроса

Отзывы игры спустя год в Steam до сих пор крайне положительные, это при том что почти 600 тысяч обзоров по игре. И до сих пор в Baldurs Gate III в среднем в день играет 73 тысячи игроков и это спустя год после релиза!

То есть многим игрокам и в том числе автору игра понравилась. Но при этом есть небольшой костяк авторов на ДТФ и не только, например некоторые хейт-статьи являются прямыми клонами обсуждений BG3 с reddit. При этом пусть и небольшое, но все же существует активное неприятия игры со стороны определенной части игрового сообщества. Это неудивительно, так как буквально не всем геймерам нравится жанр ролевых игр, а как я уже говорил выше, хоть BG3 и стала популярной, но она по сути и не является классическим представителем жанра CRPG и без опыта в НРИ... Так что да такой игровой опыт у некоторых игроков способен вызвать фрустрацию.

Поэтому попробуем разобрать те неудачные моменты в игре, которые и приводят игроков к состоянию фрустрации и искреннему непониманию качества игры и наша антитеза будет строится за рамками, ответа "фломастеры на вкус разные". Вернемся к основным тезисам противников игры.

Коротко про тезисы "я против"

Большинстве тезисов против игры и при том после 100 часов, за которые игроки-хейтеры почему-то не успевают даже второй акт закрыть, базируются на следующих "аргументах":

  • Душный, не структурированный сюжет, который приводит к небольшому количеству вариантов концовок. "Нет целостности истории, как будто фрагментами что-то происходит(кроме наверно ветки Шар и Жабы)" (с)
  • А в игре есть сюжет?
  • Все персонажи в том числе и сопартийцы не вызывают никаких эмоций, они пустые непрописанные болванчики. "Интересных персонажей практически Нет, их недописали или не стали прописывать нормально." (с) (с сохранением "грамматики" автора)
  • "Нет второстепенных НПС Запоминающихся, мне только зашла Песня ночи из всего этого." (с)
  • "Нет интересной боевки, все скатывается до 1 кнопки" (с).
  • "Игра затянута как мне кажется, разработчики хотели большего, но в процессе они просто "сделали чтобы сделать"." (с)
  • "Этим текстом я хотел сказать что я смотрел на игру и у меня не было «опьянения» от популярности и обсуждений игры" (с)

2/3 из них, как ни странно касаются именно сюжета, истории, мира и характеров персонажей, хотя это самая сильная сторона BG3, но есть конечно нюанс, которого мы коснемся ниже... Остальное это баги в скриптах, которые в последнем исправлении сильно так поправили, поэтому, по мнению автора, именно октябрь 2024 года - прекрасный месяц для повторного прохождения ("неделя пере прохождения BG 3, онлайн игроков повышен"). Ну а другие претензии, это обиды человека, который повелся на хайп, но сразу стал играть в сложный для своего игрового опыта проект.

Про проблемы, которые действительно мешают

Так что же мешает погружению некоторых игроков в мир и историю BG3 и приводит к фрустрации и искреннему непониманию качества игры?

Первая антитеза: "очень много букв, при том текст литературный английский, "оборотистый", со средненьким таким качеством перевода на русский, да и в целом текста много, вот прям совсем горы."

Как-то так себя будет чувствовать новичок при первой попытке погрузиться в историю...
Как-то так себя будет чувствовать новичок при первой попытке погрузиться в историю...

Вторая антитеза: "нет хорошей озвучки на русском языке, вероятно ее в принципе нет, но нужна действительно хорошая озвучка на великий и могучий."

Третья антитеза: "грейт бритиш акцент, дабл вотер боттл"

Четертая антитеза: "некоторые второстепенные персонажи отыграны как исекайнутые в мир Забытых Королевств британцы."

Все эти четыре антитезы, по набившему оскомины сценарию "жизнь - боль", вместе дают мощнейшую синергию и критический провал на бросок ваших кубиков на восприятие сюжета игры. Разберем проблемы подробней.

Например, знание английского позволит лучше воспринимать речь персонажей на слух, понять их характеры через диалоги, прочувствовав тем самым персонажей. Но при этом знание языка, без музыкального слуха, вам не позволит преодолеть ужасный британский акцент, а просто плохой отыгрыш - это просто плохой отыгрыш и тут даже будучи британцем, это мало чем поможет.

Зато самим британцам ок, правда не всем и не со всех провинций=)
Зато самим британцам ок, правда не всем и не со всех провинций=)

К примеру отлично отыгранные интонации у такого персонажа как Астарион: 100-500 и даже более попадание в образ. Хороши ШадоуХарт и лягуха, а вот Гейл - плоховат, из-за "бритиш акцент" и не внятен, если не вчитываться в диалоги.

А вот пример настоящих британцев - это почти все второстепенные Тифлинги в игре: настоящие такие исекайнутые в мир Забытых Королевств британцы, даже эмоции один в один=D В общем у тифлингов и других второстепенных персонажей просто около нулевой отыгрыш ролей, особенно если понимать контекст происходящего.

Представьте себе, тифлинги - это раса полулюдей/полуэльфов, в предках у которых могут быть как дьяволы, так и демоны (а это разные фракции так-то!), а они последствие такого союза в третьем поколении +. Тифлинги буквально всегда и с самого рождения испытывают от окружающих недоверие, поэтому честного кузнеца встретить в реальности мира ЗК так-то сложно среди этой братии. А вот мошенники и воры - это база для такой жизни. Особенно когда из-за расового признака у тебя не будет других перспектив, у тебя просто не будет равных прав с другими горожанами (ты буквально сын дьявола!). И уж поверьте, регион Врат Балдура не такой уж терпимый, как например те же жители Уотердипа. Так что Мол как главарша детей-мошенников - это прям каноничное описание и точное попадание в образ. А вот многие другие взрослые тифлинги, этакие поселенцы №1, 2, 3 и т.д. вообще мимо образа.

Вероятно лучше было показать тифлингов, как скрытное сообщество, которые не доверяют чужакам, среди которых есть банды и группировки, в плащах, прячущиеся и кучкующиеся как гопники по углам вдоль улицы, как в каком-нибудь Нью-Йорском Гарлеме. Вот тогда бы и общий контекст конфликта и недоверие со стороны друидов был бы предельно ясен, да и нашему протагонисту в лицо получить от тифлинга, если ты чужак, было бы не лишним. Что только бы подчеркнуло сам конфликт и укрепило позицию друидов для игрока. И к сожалению такая вольная трактовка для второстепенных персонажей встречается, при том что сама сюжетная линия и основные персонажи наоборот, очень контекстно правильно и с уважением к лору мира и истории в целом, с мелкими деталями, перенесены в игру. Так что получается разнобой в качестве отыгрыша ролей: от прекрасного - до "и так сойдет!".

Многие проблемы должен решить текст диалогов, он неплох, в меру художественный и даже перевод на русский нормальный, что я не ожидал, при таком неровном качестве отыгрыша второстепенных персонажей. Но тут появляется субъективный нюанс, диалоги способны погрузить в происходящую историю, но только если ты их не скипаешь и получаешь удовольствие от их прочтения, как от художественной книги. Для этого же нужен такой скилл как быстрочтение, который конечно нарабатывается, а многие ли среди игроков могут похвастаться тем, что хотя бы каждый вечер читают лонги на ДТФ?=D В общем чтение почти что по слогам не такая уж и редкость, и это никак не приносит удовольствие от погружения в историю персонажей через килотонны диалогового текста.

При наличии комбо из некоторых знаний: начальный английский + немножко музыкального слуха и диалоги дают глубокое погружение в события игры. К примеру буквально второй диалог с Шадоухарт (после крушения Нутилоида, когда лягуха нас бросает), ее откровенность и прямолинейность в диалоге (в интонациях), поймали меня на мысли, что это та самая староста-отличница, строгая девушка, которая старается работать по правилам и не в ущерб себе помогать людям. Ну а лягуха - это просто чсв лягуха, но даже и ее характер со временем меняется, тем более когда она становится не просто солдатом гитиянки, а попадает в водоворот политики ее народа. Очень мощно сделано...

Как по мне главное, что мешает воспринимать характеры героев и персонажей в игре - это отсутствие качественной русской озвучки диалогов.

Но в стороне осталась еще одна проблема.

Пятая антитеза: "не понятен контекст происходящих событий, а как следствие и сюжет пресен".

Наличие линейного сценария и четкого сюжета, как в добротном фильме (яркий пример Властелин Колец), все они сильно так помогают проникнуться историей. Но как говорилось выше: BG3 построена как партия в настольной ролевой игре, то есть подразумевается такой идеальный случай, когда всем участникам и так понятен контекст происходящего.

Подробнее поясню на примере, а лучше так на первом кадре интро ролика игры.

Фреска на борту Наутилоида иллитидов
Фреска на борту Наутилоида иллитидов

Что говорит новичку данный кадр из интро ролика - абсолютно ничего. А по сути он отсылает нас к таким древним временам расы иллитидов, когда только они правили всеми внешними планами, а их империя буквально простиралась от горизонта до горизонта, а их древние боги, давно забытые, живущие в самых темных глубинах внешних планов, за пределами всего разумного, обладали в те времена невероятной силой (буквально Ктулху и Ко). В общем многие миры впали в безумие. Рабство, разорение и развращение целых рас и миров, геноцид и поглощение знаний (буквально через поедание мозгов своих жертв). Это минимум той чернухи, на момент рассвета империи иллитидов. А потом их бывшие рабы (гиты) восстали и начали великий крестовый поход против ктулхианского ужаса и их древних богов. Который через тысячи и тысячи лет по итогу завершился полным разгромом империи илитид, а последних загнали под шконку. И теперь они прятались лишь небольшими анклавами на внешних планах и в Подземье Торила (материального плана). Сами же гиты из-за внутренних разногласий и последующей гражданской войны разделились на более воинственных гитиянок и "миролюбивых" гитзерай, что им не мешало периодически объединять усилия и давать мотивационных пинков иллитидам.

В первом же ролике нам показывают Наутилоид (летающий корабль иллитидов, который большая редкость на момент событий BG3), что как бы задает интригу: "не уж то великое зло в лице империи иллитидов вернулось?" А позже масла в огонь подливает совет богини магии Мистры для своего любовника Гейла: "мол бобрик мне сделал, а теперь убейся во имя моей любви и спасения всего мира". Зная, что ранее богиня была очень эксцентричной смертной и все странности вокруг иллитидов задают должный градус. А потом на горизонте возникает сюжетный поворот во втором-третьем акте, связанный уже с тремя смертными ставшими богами... В общем в случае незнания контекста целый пласт сюжета и вся интрига могут пройти незамеченными. А это мы еще не касались самого Балдурана и событий компании "Падение в Авернус".

Итог

Вероятно есть объективные причины, по которым не все игроки смогли проникнуться приключениями в мире Baldur's Gate III. К примеру игре бы не помешала профессиональная озвучка на русский, которая смогла бы сделать опыт от истории и персонажей более целостным и получить удовольствие от сюжета.

Но при всех своих недостатках, Baldur's Gate III уникальная ролевая игра, которая способна подарить часы увлекательного контента и познакомить игроков с миром Забытых Королевств и кайфом игрового опыта в НРИ.

33
22
27 комментариев

С недостатками или без, во всяком случае она на данный момент безальтернативно лучшая в своем жанре и рыночек с онлайном собственно все всем доказали

2

Смотря что понимать под "лучшим". С точки зрения например отыгрыша та же Pathfinder 2 переиграем и уничтожит БГ 3. Делает это бг 3 плохой? Ни в коем случае. Но есть игры, в которых ряд элементов исполнен лучше, например.

2

пишешь что хорошо знаешь лор, а потом - что рабы иллитидов "назвали себя гитиянки". да и у тифлингов теперь вроде один конкретный предок

1
Автор

Раса существовала до попадания в рабство к иллитидам, но стали они себя называть гитиянками после восстания, которое вел их лидер Гит (считай местный аналог Спартака). Как они назывались до этих событий - не очень то и известно.
Источник: Doug Stewart (June 1993). Monstrous Manual. (TSR, Inc), pp. 153–154.

Тифлинги - полукровки в родителях которых есть существа, затронутые планами: демоны, дьяволы и другие. Т.е. мамой могла быть к примеру эриния - дьяволица с Девяти адов), так и суккуб - демоница из Бездны.
Источник: Ed Greenwood, Sean K. Reynolds, Skip Williams, Rob Heinsoo (June 2001). Forgotten Realms Campaign Setting 3rd edition. (Wizards of the Coast), p. 20.

P.S> Мне лично о ретконе расы тифлингов не известно, если и могли сложится какие-нибудь впечатления у игроков, то вероятно благодаря тифлингам-британцам из BG3.

Для некоторых это игра не 10 из 10, потому что их шкала оценки не двоичная (0 "тупое говно тупого говна" и 10 "о господи шедевр всех шедевров")

7 из 10 - это тоже хорошая игра, которая понравилась. Мне какой-нить Rogue Trooper нравится, хотя поставлю я ему 6 из 10, если потребуют цифры.

А вообще цифры в оценках медиа давно устаревший формат. Читайте текст, потому что ровно за одну и ту же вещь один человек произведение полюбит, а второй - возненавидит, а третьему пофиг (привет "лор" из сусел)

1

Игра кал, расходимся.

Ок
Васян- ценитель момент