Как Коронавирус Повлиял на Киноиндустрию:
Пандемия коронавируса оказала существенное влияние на киноиндустрию, отразившись во всех разделах этого искусства.
По всему миру, хотя и в разной степени, были закрыты кинотеатры, стриминговые сервисы достигли небывалых высот, были отменены или отложены кинофестивали, а выпуски фильмов перенесены на будущие даты или на неопределённый срок.
Начнём с того, что во всем мире кинотеатры сейчас работают «ну так себе». До недавнего времени большая их часть была закрыта вовсе, а, например, у нас в России только недавно выпустили указ о том, что можно поднять заполненность зала с 25% до 50% и то, вроде, только в Москве. В Америке кассовые сборы за уже благо прошедший 2020 год стали самыми низкими с 1978 года.
Фильмы блокбастеры, которые всегда до этого приносили огромные деньги создателям и делали большую кассу, сейчас уже с точки зрения бизнеса выглядят уже не так однозначно.
Например, сборы фильма «Довод» следующие:
Общие кассовые сборы – 305 200 000 $ (млн). Бюджет – 205 000 000 $ (млн), Маркетинг – неизвестно.
В данном случае всё выглядят не так грустно, но это до тех пор, пока ты не учитываешь, что, чтобы фильм начал приносить прибыль, ему нужно собрать в 2, а лучше в 3 раза больше денег, чем его бюджет, и это при том, что не всегда понятно, сколько денег студии тратят на маркетинг, а эти суммы могут быть больше, чем бюджет всего фильма.
Вот в качестве ещё одного примера сборы последней «Чудо-Женщины», здесь фильм даже не окупился, но с данным фильмом вопрос интереснее, но об этом позднее.
Общие кассовые сборы – 152 000 000 $ (млн). Бюджет – 200 000 000 $ (млн), Маркетинг – неизвестно.
Однако в ситуации в мире не всё так мрачно, потому что, например, сиквел отечественного фильма «Последний богатырь» 2017 года, который и тогда собрал порядочно денег, на новогодних праздниках поставил всевозможные рекорды и собрал больше миллиарда рублей при том, что кинотеатры работают в режиме «я обязательно выживу». Но тут скорее сыграло то, что люди прям соскучились по походам в кино, особенно на новогодних праздниках. Я лично не смотрел, но, как слышал, фильм получился не плохим.
Студийные боссы, видя ситуацию, с которой сталкиваются их конкуренты, не хотят рисковать и выпускать продукт, на который была потрачена куча денег и который потенциально даже не окупаемый. Фильмы переносятся на месяц, два, три, на полгода или вообще на неопределённые сроки, проекты замораживаются, отменяются, в общем, происходит не пойми что.
Например, недавно читал про курьёзную ситуацию с последним Бондом, который должен был выйти ещё в апреле 20-го года, но из-за пандемии все планы смешались и перепутались.
Так вот, рекламодатели, которые заплатили деньги за пиар своих продуктов, которые они должны были выпустить с релизом картины, (а Джеймс Бонд — это кладезь продактплейсмента), осознали, что их продукты уже будут никому не нужны, просто потому что они устареют к тому моменту, когда картина выйдет в прокат, если выйдет вообще.
А сцены с рекламой в Бонде – это далеко не реклама зубной пасты или шампуня, которая где-то мелькает на задворках кадра, – это масштабные сцены с поездками главного героя на машинах, мотоциклах определённых марок, сцена с демонстрацией навороченного оборудования – это всё будут переснимать. Это всё при том, что актер, исполняющий роль Бонда – Дэниел Крейг, уже устал от своей роли и вообще он с радостью пойдёт сниматься в сиквеле фильма «Достать ножи», кстати советую, хороший фильм.
Ещё забавно, что сцена с гаджетами Бонда спонсируется компанией «Nokia», я, если честно, особо не следил, жива ли сейчас эта компания и выпускает ли она устройства, но новость менее смешной не становится, когда представляешь, что Бонд бегает с нокией на смертельно-опасные задания, но как говорится, кто платит, тот музыку и заказывает.
Вот у кого, кого дела идут хорошо на фоне сидения людей дома, так это стриминговые сервисы:
Netflix с «Ходом королевы», «Люпеном» и кучей другого контента, Disney + с «Мандалорцом», Amazon Prime с «Пацанами», HBO MAX и т. д, наблюдают огромный прирост количества подписчиков. На тот же Netflix подписано свыше 200 млн человек. А всего за 2020 год к нему прибавилось 36.6 млн, что также стало рекордом.
Ещё до начала пандемии наблюдалась медленная тенденция по исходу больших режиссёров, актёров и других творцов в сферу сериалов из кино, а ситуация с пандемией просто пнула её со всей силы, а бизнесмены увидели в этом ещё большие деньги, чем видели до этого.
Обычные люди, которые до этого не понимали, как вообще можно сидеть дома на диване и смотреть какую-то новинку на экране размером, в кучу раз меньше, чем экран в кино, два часа, когда есть как бы куча ещё дел, которые надо сделать, вдруг поняли, когда им сказали, что выходить из дома нельзя, что диванчики то очень удобные, а если купить чипсиков, газировочку в соседнем магазине и погреть попкорн у себя в микроволновке, не переплачивая за это кучу денег в кинотеатре, – вообще так-то неплохой вариант.
Например HBO, о чём я хотел рассказать до этого в ситуации с «Чудо-женщиной», решил выпустить вместе с выходом в кинотеатре этот фильм одновременно с релизом на своем стриминговом сервисе HBO Max, и выиграл на этом кучу денег. Мало того, что они компенсировали убытки, которые потеряли на релизе фильма в кинотеатрах из-за пандемии, так ещё и добавили плюсов в том, что из-за релиза «Чудо-женщины» на их сервис подписалось большое количество людей (примерно 17 млн).
Однако с ситуацией одновременного релиза фильмов в кинотеатрах и на стриминговом сервисе, в данном случае HBO, не совсем однозначна. Большое количество режиссёров и представителей индустрии, например Кристофер Нолан, Дени Вильнёв, резко выступали против этого решения, так как оно может добить кинотеатры при том, что они и так дышат на ладан. Первый аж решил перестать сотрудничать в принципе с сервисом и его представителями.
В принципе режиссеры отчасти правы, если ситуация с пандемией не будет улучшаться, то индустрию кинотеатров может ждать печальный исход. Лично мое мнение, что если ситуация улучшиться, то к до пандемическим показателям индустрия вернется только к 2023 году. Можете написать, как вы считаете, стоит ли выпускать фильмы в релиз одновременно и в кино, и на стриминговых сервисах: удобно ли или же это наоборот похоронит индустрию.
Но чтобы не заканчивать на отрицательной ноте, пожелаю вам смотреть побольше качественных фильмов и не болеть.
Приложу в конце ссылку на эту же работу, оформленную в качестве видео: