Помогите разобраться с фризами (статтерами) в играх (RTX 3070, I5-10600 KF)
Пишу уважаемым господам с надеждой, что кто-нибудь сможет хоть немного мне помочь или направить.
Комплектующие:
Intel Core i5-10600KF, 4700 MHz
Asus PCI-Ex GeForce RTX 3070 Dual OC Edition V2 LHR 8GB GDDR6
Asus Prime B460-Plus
be quiet! Pure Power 11 700W CM
Kingston HyperX KHX2666C16/8G 8 ГБ DDR4-2666 DDR4 SDRAM - 4 шт.
Samsung 970 Evo series - системный, Kingston NV2 1TB M.2 2280 NVMe - файловый, Samsung 860 Evo-Series - файловый
Попробую кратко описать суть проблемы:
Где то пол года назад, без особых причин и изменений в ПК начались фризы (статтеры? - я уже даже не знаю как это назвать) в играх. В не особо требовательных играх это небольшие дропы к примеру с 144 фпс (залочено под частоту монттора) до 110, без особых зависаний, только слегка может дернуть картинку в этот момент (раньше в эти же играх были стабильные 144 фпс даже без намеков на дропы). Но в требовательных играх все превращается с сущий кошмар, более всего заметно в PUBG, в не зависимости от выставленной графики ФПС может падать с залоченных 144 фпс до 30-40, и в этот момент могут быть дикие зависания на 2-3 секунды (температуры при этом ГП и ЦП в полной норме, частоты тоже). Происходит это во время игры иногда часто, иногда реже. Иногда просто начинается слайд-шоу протяженностью в секунд 15, при котором картинка замирает намертво. Заметил что в некоторых играх (в которых раньше все было гуд) начались легкие статтеры в момент когда близко появляются объекты с множеством частиц (трава, деревья с листвой).
P.S. Примерно за месяца два до начала проблем я немного игрался с андервольтом видеокарты через MSI afterburner, проблем в это время, и на протяжении месяца после этого - не наблюдалось, все настройки потом сбросил на стандартные. После этого и программа была удалена и винда / драйвера по несколько раз переустановлены.
Что я пробовал делать:
За последние пол года я уже замучил гугл этим вопросом. Перепробовал все что нашел в интернете, но не смог не то что исправить проблему, а даже понять в чем может быть причина.
- ставил под чистую разные версии винды, 10-11 (с полной очисткой всех дисков)
- убирал с ПК все ССД кроме одного (пробовал разные варианты), ставил игры на разные ССД. Разницы никакой. Тесты ССД проходят на ура.
- прогонял стресс тесты АИДЫ, ООСТ, Furmark, Memtest - все отлично, ошибок нет, температуры в норме, вольтаж в норме, троттлинга нету. Пробовал прогонять бенчмарк 3Dmark - по оценке все +- как в среднем по больнице.
- ставил разные версии прошивки биоса с сайта производителя (и старые и новые) проблему это не решило, но мне показалось что на новых версиях прошивки все становится немного хуже, мертвых зависаний в сложных играх становится больше.
- пробовал удалять драйвера видеокарты через DDU и ставить разные версии драйверов - проблему это не решает, все по старому. Но заметил что сразу после установки новых драйверов лагов немного меньше чем обычно, хватает этого поиграть 1 вечер, дальше все снова по старому.
- игрался с файлом подкачки, очисткой ОЗУ, ставил разны настройки в биосе связанные с производительностью ПК - никак не влияет. (да и еще всякого делал, но сейчас так сразу и не вспомню)
- - - -
Прошу помощи с диагностикой, в какую сторону смотреть и что можно попробовать сделать? Какие бенчмарки можно прогнать что бы увидеть график статтеров?
Дальше немного скринов:
UPD 04.04.25
Месяц назад нашел источник проблемы, уже откатал - все работает идеально. Проблема была в SSD - Samsung 970 Evo series (M2) который при любых моих манипуляцих оставался в ПК системным (мой косяк) и имел ИДЕЛЬНЫЙ смарт. Но, по каким то не веданным для меня причинам этот ССД давал ЖУТКИЕ фризы во всех играх, вне зависимости от диска на котором установленна игра. Сделал это чудо инженерной мысли файло-помойкой, Samsung 860 Evo-Series (обычный Sata) системным - все работает идеально! Уже потом я начал гуглить инфу по 970 evo и удивлся сколько же в этой модели производитель сделал косяков....
P.S. До того как я понял что проблема в SSD я успел купить мать Z серии и поставить память с частотой 4000. Это не просто не решило проблему, это даже средний ФПС в играх не подняло)))000 Разнцы с 2666 памятью я не вижу, разве что отзывчивость стала чуть лучше