Вас не смущает в сказке Андерсена, что Бабушка Русалочки откуда-то знала религию людей?

Ну, некоторые тонкости христианства, Библию, Таинство Венчания и концепцию бессмертной души, которая в 19-м веке среди писателей и ещё раньше - у богословов была особенно актуальна. А все потому, что ПАРАЦЕЛЬС когда-то в трактате написал о том, что ТОЛЬКО духи воды - ундины - жаждут обрести бессмертную душу через брак с людьми. НЕ дриада, НЕ кикимора болотная какая-то, а УНДИНА. НО, после того, как этот "христианский манифест" в защиту мифических существ просочился в литературу, хоть одобрения так и не получил, бессмертную душу ВНЕЗАПНО начали жаждать и фольклорные Морские девы, и даже наши русалки - утопленницы....

То есть, Морская Дева ДО публикации "произведения" Парацельса оставалась сугубо нечистью, да и сейчас тоже является ею, произошедшей от греческих Сирен, удел которой - заманить людей на скалы, петь песни, сводящие с ума и дразнящие их, и топить корабли. Если те же Сирены обладали сакральными знаниями, могли манипулировать сознанием людей и даже людоедством не брезговали, то Морская Дева всех только топила, вызывала шторм своим появлением, в общем, "развлекалась" и маньЯчила на полную катушку.

И тут - БАЦ! - с бухты-барахты ей вдруг к Богу Яхве еврейскому и ныне - всемирному - в Рай ВНЕЗАПНО захотелось попасть, душу обрести. Для чего, спрашивается? Тщеславие потешить? Если у Фридриха де Ла Мотта, превратившего Ундину из элементаля - духа воды в нимфу, героиня обломалась по полной, и себя убила, и возлюбленного, то у Андерсена все наоборот. Принц остался счастлив с Принцессой, которую раньше воспринимал МОНАХИНЕЙ из обители, в которой девушка его выходила, а Русалочка ни за что ни про что получила второй шанс обретения души через 300 лет, оставшись без свободы воли. Сперва ее "путь" зависел от брака с человеком, носителем этой Души априори, потом - от хорошего поведения каких-то рандомных малолеток.

НО меня удивляет другое - по сути, обретать душу Русалочка решила не сама - ее Бабушка ступила жестко и собственными руками подбила на необдуманные и опасные поступки. Она-то ОТКУДА знала про религию людей, если 24/7 жила себе в море-океане, топила корабли по молодости, и ладно? Вряд ли люди, для которых Морские Девы - это кровный и опасный враг, стали бы ей о том докладывать! А Библию она как заполучила?! Какой-то матрос набожный обронил? И как книга в соленой воде не размокла раньше, чем Бабушка Русалочки ее бы прочла? Больше вопросов, чем ответов.

И что же это получается то в оригинале сказки, что если Морской деве так важно обрести именно бессмертие и душу впридачу, каким местом здесь тогда замешана Любовь? К алтарю её запросто мог и монах привести, все равно не ради деторождения в супружескую жизнь вступала! И чему такая история ЛЮДЕЙ то научит, если у нас, к счастью, по определению с рождения есть Душа, согласно догмам христианства, и значит проходить путь Русалочки совсем не обязательно, даже бесполезно?!

То есть, мы - люди, сотворены Богом Яхве изначально с Душой, имеем возможность попасть в Рай и Ад, и то тут множество нюансов, коих Андерсен и другие писатели не брали во внимание, а Русалочка и ей подобные - нечисть, должны пыхтеть и страдать во имя тех, у кого Душа имеется? Так, что ли? Почему писатели вообще в своих произведениях того времени поднимали такие сложные религиозные и философские вопросы? Конечно, мы не обязаны, как маленькие дети, жить по произведениям, мультикам и слепо чему-то подражать! Иногда произведения пишутся и для размышлений...

33
11 комментариев

Бабушка русалочки 100% контрабандой фолианты таскала, пока корабли топила. Или внучке байки травила, типа "А вот у людишек есть...".

А если серьезно, то писатели не учебник по теологии пишут. Им драму подавай, страдания, чтобы читатель всплакнул, а то и две слезинки пустил. Вот и пихают несовместимое, лишь бы душещипательно было.

1
Ответить

Ну, если бы на месте Русалочки была бы Дриада или кикимора болотная, этот сюжет выглядел бы несусветным бредом и вызвал бы смех.

Ответить

Так то они и теологией увлекались ох как! И на ее основе и благодаря своему таланту двигались в таком-то направлении. Где у настоящего произведения есть и основной сюжет, и так называемое "второе дно", без которого оно не было бы шедевром и не воспринималось бы столь однобоко, посредственно и однозначно.

Ответить

Бабушки знают всё

Ответить

В сказке могло быть все что угодно. Вряд ли Андерсон вообще заморачивался над такими деталями. Плюс он исходил из своего восприятия мира. А ему все было известно.

Ответить

Ну. всё-таки он был глубоко верующим человеком.... Значит, мог что-то и из Библии почерпнуть и сделать из сказок притчу для детей своего времени.

Ответить