Нужна ли Бличу новая арка? А также немного о новой главе
Основа структуры арок в Блич
Признаюсь сразу, что люблю Блич едва ли не больше чем все прочие никетсу-сёнены, включая, возможно, и Ванпис с Хантером, но, даже если и нет, он определенно занимает отдельное место в моей памяти и, несмотря на свои недостатки и «слитую» концовку, в силу определенных причин заставляет вспоминать о себе с теплотой, в отличие от... не будем показывать пальцем.
Если вы читали/смотрели Блич, то скорее всего идея о продолжении кажется вам неоднозначной: с одной стороны мы имеем и так не лучшую концовку, однако, даже если вы уже успели позабыть многое из происходящего, что-то может вам подсказывать, что у мира Блич еще есть некоторый нереализованный потенциал, незакрытая часть — и, скорее всего, вы окажетесь совершенно правы. Однако, если говорить о концовках, то Блич вообще довольно оригинально подходит к концовкам своих арок, ведь практически каждую из них мы можем считать настоящим концом, буквально на любой вкус:
1) Арка Сообщества Душ — главный герой спасает принцессу от злого дракона (кстати, одна из глав арки так и называется: «Принцесса и Дракон»), параллельно с этим раскрываются сторонние сюжетные линии и конфликты и в этой же арке завершаются и, казалось бы, неплохой конец для типичной истории в духе мономифа, однако не всё так гладко: суть взаимоотношений некоторых второстепенных персонажей остается подозрительно-неясной, равно как и оставляет вопросы сила, которую приобрел главный герой (вспомнить хотя бы его банкай и намеки на необычное происхождение), но самое главное — побежденный дракон оказывается вовсе не драконом, а скорее неким стражем, тогда как настоящий дракон притаился и явил свой лик лишь в самой концовке арки и, никому не угрожая, скрылся. Т.е. мы имеем в принципе цельную историю, но понимаем, что история имеет все шансы выйти на новый виток развития, и, собственно, так в дальнейшем и происходит.
2) Арка Арранкаров — главному герою снова приходится спасать принцессу (уже другую), но теперь от того самого, настоящего дракона, а все «злодеи» прошлой арки теперь воспринимаются нами практически исключительно как положительные персонажи, союзники главного героя. Однако враги, которым нынче вынужден противостоять ГГ, тоже не являются однозначно злыми и каждое сражение в этой арке (как и почти всегда в Блич) — это столкновение разных идей, моралей и раскрытие как природы пустых, так и их интересов, что опять же заставляет читателя подозревать, что злом-то они в общем и не являются, а порой и вовсе походят на жертв Шинигами, которые не уважают их право на жизнь. Когда принцессу спасают, дракона побеждают, а главный герой лишается дарованных ему сил в ходе последнего сражения, кажется, что вот и наступила настоящая концовка — многие и сейчас считают, что Блич должен был закончиться на этой арке, ведь казалось бы, что практически всё подошло к своему логическому концу. По-крайней мере, для тех, кто смотрел только аниме, такая концовка и правда выглядит наиболее логичной.
3) Арка Подчинителей — Для смотревших только аниму (каким был и я до перехода на мангу) эта арка скорее всего воспринимается как слегка натужное излишество, которое даже портит концовку арки Арранкаров. Если первые две арки были частью одной большой саги про победу над тем самым драконом, то эта арка уже заметно выбивается из общего повествования, а сюжет в ней после эпической концовки саги об арранкарах воспринимается куда слабее, поэтому в качестве концовки для аниме она подходит разве что в качестве эдакого послесловия. Но даже при этом, сюжет арки берется не просто из воздуха, а раскрывает нам те детали, о которых ранее мы если и задумывались, то вряд ли надолго (например, касательно природы силы Садо Ясуторы или тем, что скрывается за статусом «временного шинигами», что в очередной раз позволяет взглянуть на «Готей 13» с нового угла).
4) Война Квинси — финальная арка, ознаменовавшая конец выхода манги, и крайне неоднозначно воспринимаемая среди читателей, поскольку концовка, которая должна была поставить окончательную точку, оказалась так сказать слегка смазанной пером редакции.
Кто-то пишет, что арка Квинси взялась из «ниоткуда», но в действительности она была необходима, чтобы раскрыть как главного героя, так и множество аспектов самого мира, о которых ранее мы могли только гадать: нам ещё в первой арке говорили, что Квинси — это не хухры-мухры и что этой силы очень даже боялись как в Обществе Душ, так и в мире пустых, разумеется. Эта арка с одной стороны углубила наше представление об истории мира Блич, сомкнула множество разбросанных по манге еще с первой арки намёков и дала главному герою полностью осознать и принять свою природу, завершив тем самым его сюжетный путь. Кстати, в очередной раз было показано, что многие проблемы Общество Душ и в частности «Готей 13» навлекают на себя сами, а их довольно необычные методы «охраны» Короля Душ и вовсе наводят на мысли, что Зло в Бличе крайне относительно и динамично в своём бытии: эту же мысль нам сообщает один из офицеров Готея, говоря что на войне не бывает правых и неправых, а есть только левые те, кто защищает свою справедливость.
Как и прежде, концовка арки оставила некоторую недосказанность: что теперь будет с Королем Душ, балансом душ в мире, Соске Айзеном, какое отношение будет к пустым и так далее, не говоря уже о таймскипе и показанных необыкновенных способностей сына Ичиго, который поглотил остатки сил Яхве (все ли?). Сами по себе эти вопросы могли бы стать подспорьем для следующей арки, но как и в случае с Подчинителями, раскрытие таких малозначимых элементов на фоне эпических масштабов арки Квинси было бы воспринято, скорее всего, весьма прохладно. Но может ли вселенная Блича предложить что-то более интересное? И ответ — да, однозначно может.
Говоря о структуре арок в Блич, люди как правило говорят об их зацикленной повторяемости, но если взглянуть на это немного глубже, то создание каждой новой арки происходит путем движения не по кругу, но по спирали. Последовательно вспоминая все сюжетные арки, вы могли вольно или невольно заметить, что каждый раз Кубо черпал вдохновение как правило не в чём-то новом и внешнем, но в первую очередь в том, что было изначально, раз за разом возвращаясь в самое начало для того чтобы развить старые идеи, переосмыслить их или просто увидеть то, чего раньше либо видно не было, либо виднелось туманно, без конкретики, как бы оставаясь в тени. Конечно, здесь я слегка додумываю, но это просто инструмент, которым я стараюсь нагляднее отразить изменения, которые объективно происходили в манге. Можно и предположить, что всё это Кубо планировал изначально, и если это так, то он должен быть действительно гением, хотя мне кажется, что это был всё же более интуитивный и постепенный процесс.
Раскрывая мир и развивая сюжет подобным образом, возвращаясь раз за разом к тому прошлому, о котором мы уже частично знали, автор тем самым углубляет и расширяет сюжет и лор в целом, связывая разрозненные его части воедино, что с одной стороны позволяет нам самим по-новому оценивать все предыдущие арки, а с другой — даёт нам финальную арку, которая связывает все предыдущие части воедино, а главный герой получает своё полное и финальное раскрытие. Кстати, на небезосновательность этого тезиса указывает и одинаковое название первой и последних глав.
Такой подход прямо отличает Блич от того же Наруто, где новое чаще всего просто наслаивалось поверх старого, создавая всё больше и больше противоречий между разными частями манги и даже грубо переписывая былое, из-за чего весь тайтл воспринимается крайне рваным, имеющим множество нереализованных потенциалов и в целом слитым (полностью, а не только по концовке). Хотя, на самом деле, один из уже знакомых персонажей в новой главе уже успел тонко намекнуть, откуда в Бличе появляется новый сюжет:
Так нужна ли Бличу новая арка? Не будет ли это вымученным и ненужным отростком по типу Боруто или чем-то напоминающим ненужный филлер? Есть ли в мире Блича еще что-то столь интересное, что можно увидеть в его ранних арках и развить в новой? Если вы читали новую главу, то ответ для вас уже должен быть очевиден, но даже если не читали, то…
Та самая арка Ада.
«Так что же стало с той Эспадой, что очутилась в Аду?», «можно ли оттуда выбраться и что вообще из себя представляет Ад?», «только ли пустые попадают в Ад, если среди жителей сообщества душ тоже хватает грешников?», «могут ли пустые после смерти попадать куда-то кроме Ада?» — эти и многие другие вопросы были на устах сообщества Блич уже долгие годы и теперь действительно есть возможность, что Кубо и редакторы Джампа не просто кинут кость в виде намёков и ответов на некоторые из этих вопросов, но действительно раскроют нам целый огромный пласт мира, который всегда был где-то рядом, оставаясь при этом где-то в тени. Вдобавок, по своему масштабу эта арка может не уступать ни одной из предыдущих арок, о чем нам говорят события новой главы:
- Уровень сил в Аду значительно выше, чем в Сообществе Душ
- Благодаря событиям предыдущих арок, кол-во сильнейших душ, что там оказались, действительно может зашкаливать настолько, что это разрушает Баланс Душ.
- Главный герой, судя по всему, будет уже не Ичиго, а его сын, обладающий недюжими уникальными способностями в свои юные годы.
- Повествование новой главы выстроено так, что это в самом деле похоже на начало чего-то большего, чем просто ваншот, о чем недвусмысленно намекают и последние страницы с «анонсом».
- Кол-во задействованных персонажей в арке потенциально может быть очень велико, если судить даже по тому, сколько их было в самой главе, включая новых.
- То, как Киораку говорит о силе душ, попадающих в Ад, заставляет думать, что Кубо уже думает над тем, как дополнить боевую систему для этой арки.
- То, что появляется именно Укитаке и как Заэль его называет, весьма жирно нам намекает о сюжетной линии с этим персонажем.
- Адские бабочки.
Что же может пойти не так?
1. В среде поклонников Блича уже давно в ходу мнение о том, что Кубо любит потроллить, поэтому не исключено, что он намеренно закидывает такие байты.
2. Ваншот может быть недостаточно тепло воспринят читателями, из-за чего журнал вполне логичным образом может забить на эту тему.
В принципе, этих двух пунктов уже достаточно, чтобы уравновесить все восемь предыдущих. Достаточно вспомнить, каким грубым образом журнал прикрыл Блич и подарил нам уродскую скомканную концовку просто потому, что популярность новых глав и томов была так сказать нестабильной (при том, что некоторые из них даже держались в топе). Однако, прелесть первого пункта и в том, что Кубо может троллить не только читателей, но и сам журнал, делая в конце такие кричащие клифхэнгеры.
Возможно, автор изначально и не хотел заканчивать Блич на арке Квинси вовсе, а может быть и столь продолжительная пауза заставила его почувствовать в себе силы и вдохновение для нового витка истории этой эпопеи, но так или иначе, лично я считаю, что Кубо явно дал нам понять, что хочет продолжить рисовать Блич, хоть и непонятно, насколько продолжительно. Решающим аргументом в этой истории скорее всего станет то, насколько тепло примут новую главу и насколько ощутим будет ажиотаж вокруг возможного продолжения истории, поэтому всем нам важно осознать, что у истории действительно есть хороший потенциал для хорошего продолжения и, может быть, завершения.