Хаос в твоей голове: обзор визуальной новеллы Chaos;Head

Chaos;Head – визуальная новелла в жанре «психологический триллер» с элементами мистики и научной фантастики, разработанная студиями 5pb. и Nitroplus и выпущенная 25 апреля 2008. Является первой новеллой в серии Science Adventure (включает в себя подсерии Steins;Gate, Robotic;Notes и др.)

Синопсис: История Chaos;Head происходит в Шибуе в 2008 году и развиваются вокруг отаку и хиккикомори Такуми Ничиджо, ученика средних классов частной Академии Суймэй. Странные убийства происходят в районе Шибуи, названные «Безумием Нового Поколения». После того, как Такуми получает в чате от некоего Сёгуна фотографии жестокого убийства, он на следующий день становится свидетелем этого же убийства в реальной жизни. После этого Такуми оказывается захлёстнут чередой событий, в результате которых ему приходится бояться за свою жизнь и неоднократно сомневаться в реальности происходящего…

Примечание: обзор основывается на оригинальной версии Chaos;Head, без использования информации из дополненного издания новеллы Chaos;Head Noah и полусюжетного дейтсим-подобного спин-оффа Chaos;Head Love Chu-Chu. Этой мой первый опыт написания полновесных статей, поэтому любая критика и оценка приветствуется.

Хаос в твоей голове: обзор визуальной новеллы Chaos;Head

Всё в твоей голове

Основная идея повествования Chaos;Head – постоянное удержание читателя в состоянии напряжения и неопределённости. Каждый элемент – звуковое сопровождение, повествование, персонажи, механика Delusion Trigger — создан для того, чтобы запутать не только главного героя, но и читателя, чтобы постоянно поддерживать атмосферу «Так что же всё-таки реально, а что нет?».

Главный герой здесь – прожжённый отаку и хиккикомори, социофоб, живущий в мире собственных иллюзий и обладающий безразмерным чувством собственной важности. Находясь в обществе, он испытывает тревожность, почти не способен говорить с другими людьми и постоянно находится в состоянии паранойи, которая только усиливается по мере развития событий.

Кому-то главный герой может показаться вполне жизненным
Кому-то главный герой может показаться вполне жизненным

У новеллы довольно удачно получается погрузить читателя в голову довольно психологически нестабильного человека. Паранойя Такуми передаётся читающему, так как все вокруг определённо знают немного больше, чем вы с главным героем. Вот эта неожиданно добрая к нам старшеклассница, с ней что-то не так, не может же в жизни всё складываться как в эроге, правда? Или вот эта странная девушка с серьёзным лицом и холодным взглядом, размахивающая мечом прямо на улицах, она нам враг или нет? Тексты популярной группы неожиданно напоминают происходящие в Шибуе события, их вокалистка что-то знает или это совпадение? Мы застали розововолосую девушку на месте преступления, она явно убийца! Но почему тогда она внезапно объявляется в школе и утверждает, что мы с ней давние друзья? А ведь мы откуда-то даже знаем её имя – Рими. Что же замышляет Сёгун? Что, чёрт побери, за Ди-Меч, как он может помочь и как его достать? А может быть, это всё было предсказано, и Такуми – Избранный Рыцарь, призванный защитить этот мир от пришествия Глажиола, Змея с Тёмным Сердцем? К моменту этого «пророчества» ты уже готов даже в такой бред верить, лишь бы найти ответы.

Хаос в твоей голове: обзор визуальной новеллы Chaos;Head

В режиме бесконечного саспенса история накидывает и накидывает вопросы, и когда история начинает напоминать полное безумие, новелла наконец срывает рубильник и вываливает как на главного героя, так и на читателя истину, переворачивающую многие вещи с ног на голову. После этого наконец-то можно собраться с мыслями и посмотреть на классически анимешное спасение мира школьником – хаос в вашем разуме наконец-то закончился.

Чьи глаза — эти глаза?

Одним из интересных методов создания вышеописанной атмосферы является местная механика Delusion Trigger. Периодически в верхней части экрана начнут бегать красная и зелёная точки, издавая противный звук, нажатие на которые через несколько строчек текста приводит к погружению Такуми в иллюзию. Зелёная – шизофрения – отвечает за позитивное мышление. Выбор зелёных иллюзий приводит в среднем к фансервисным сценам – разгорячённое сознание Такуми при общении с девушками так и тянет воспроизвести какую-нибудь сценку из эроге, а любые подозрения и сомнения уходят на задний план – всё-таки хочется верить в лучшее. Красная же – паранойя – тянет главного героя к жестокости, панике и прочему негативу. В красных иллюзиях всё время кого-то убивают или калечат, будь это сам Такуми, его знакомые или неприятные ему люди.

Иллюзии обычно резко вырубаются в самом «интересном» месте, а история продолжается практически с того же места, где мы её оставили. Игра вовсе не настаивает, чтобы что-то выбиралось – точки настолько малозаметны, что первые несколько раз их можно свободно упустить (а то и до самого конца так про них и не узнать).

Хаос в твоей голове: обзор визуальной новеллы Chaos;Head

Оставаться в сознании, впрочем, совершенно неинтересно. Вот только в момент прочтения непонятно, а не приводит ли бегство от реальности к неприятным последствиям? В один прекрасный момент в иллюзиях вдруг начинают встречаться порции сюжета, а читателю лишь остаётся думать, было ли это реально и стоит ли считать эту информацию полезной или нас снова пытаются запутать. К тому же ряд иллюзий очень даже начинает иметь смысл, когда становится известна истина.

После первого завершения истории, даётся возможность получить иную концовку, в отличие от общепринятых ожиданий – не очень хорошую или тру-концовку, а наоборот – очень плохую. Для этого нужно пробежаться по новелле и выбрать все Delusion Trigger’ы, содержащие заветные слова «Sono me dare no me?» (Whose eyes are those eyes? или Чьи глаза — эти глаза?). В результате вам скормят порцию лора, затыкающую парочку дыр в основной истории, в подробностях расскажут, как же происходили все чудовищные убийства «Безумия Нового Поколения», а также дадут послушать очередной замечательный эндинг в исполнении Itou Kanako.

Беды с башкой

Так что же привело такой замечательный по моим словам психологический триллер к нахождению в вечной тени гораздо более популярной ветки SciAdv — Steins;Gate? Ответ на этот вопрос хочется начать с фразы, которую я почерпнул из одного рассуждения по поводу неудачности аниме-адаптации Chaos;Head: «Я могу сказать лишь то, что аниме адаптацию погубил, в большем процентном соотношении, именно первоисточник, Chaos;Head без приписки Noah».

И ведь действительно, аниме довольно уверенно по пунктам пересказывает сюжет новеллы, допуская лишь некоторые неприятные, но в общем-то малозначительные вольности, с чего бы вдруг это стало отвратительной экранизацией, которую фанаты хотят стереть из памяти, а незнакомые с франшизой считают за «бред, который ни на что не претендовал»? Помимо довольно слабого технического исполнения, проблема здесь ещё и в саспенсовом клее, который держит всю историю вместе. Стоит утратить атмосферу напряжённости и увеличить темп, как все события Chaos;Head начинают сыпаться и отдавать абсурдом.

Твои вайфу отвернутся от тебя
Твои вайфу отвернутся от тебя

Главному герою многим сложно сопереживать, так как он довольно неприятен – постоянно паникует, истерит, почти не способен поступать логично и думает только о себе. История долгое время технически стоит на месте – да, события происходят, но никуда особо не ведут и ни на какие вопросы не отвечают. Новелла постоянно накидывает малофункциональных и плохо раскрытых персонажей, большинство из которых ещё и женского пола, что вызывает стойкое ощущение симулятора свиданий (в целом довольно специфическая черта SciAdv, не то, чтоб я жаловался, конечно). Особенно странно идёт линия детективов – кроме финального откровения, их расследование никуда особо и не движется, только наполняет лор существованием GER-рейтинга, который всё равно ни на что толком не влияет. В сюжет вплетены религиозный культ и заговор тайного мирового правительства, как будто всего остального было недостаточно.

Научно-фантастическая часть и вовсе выглядит бредово. Машина времени из микроволновки, загрузка сознания в цифровое пространство и источник энергии из монополя выглядят относительно правдоподобно – под них даже подведены реальные теории, хоть и недоказанные или даже опровергнутые. А вот обман восприятия людей аннигиляцией античастиц из моря Дирака, который позволяет превращать в реальность любые мысли и образы, управляемый призываемым только особенными людьми терминалом в виде меча уже явно вызывает вопросы. А потом этими мечами и вовсе начинают сражаться, как будто у нас тут сёнен. Концовка на этом фоне, как я уже упоминал ранее, тот ещё чисто анимешный превозмогательный бред (ну а как ещё буквально бог может сражаться с другим буквально богом?), даже сила «нашей веры в тебя» на месте.

На популярность Chaos;Head в частности и Chaos-ветки в целом также влияет шок-фактор жестокости. Chaos;Child начинается со сцены, в которой парень во время стрима под влиянием извне нарезает свою руку на части и даже успевает съесть один кусок. Примерно такого уровня жестокости стоит ждать от убийств и в Chaos;Head. Одна лишь сцена с описанием извлечения мозга ложечкой из ещё живого человека чего стоит. В дешёвое смакование гуро новеллы, конечно, не скатываются, но даже такого достаточно для неподготовленного человека, чтобы дропнуть историю на месте.

Ну и последняя, хоть и не по значимости, причина непопулярности Chaos;Head – отсутствие официального западного релиза. Достать её легально можно только на японском, а расширенное издание Chaos;Head Noah и вовсе можно найти в основном на консолях старого поколения (например Xbox360 и PSP). В силу проблем с авторскими правами, принадлежащими Nitroplus, MAGES. не может перевыпустить новеллу самостоятельно, не переделывая её практически с нуля. В связи с общей непопулярностью серии (особенно на фоне сверхуспешных Врат Штейна) и ведущейся разработкой Anonymous;Code и Occultic;Nine New World на данный момент такой порт Chaos;Head Noah вряд ли является рентабельной задачей.

Заключение

Chaos;Head – классическая работа от Nitroplus+5pb., захватывающая и атмосферная, во многом закладывающая основы будущего развития серии Science Adventure. Однако многочисленные её проблемы закрепляют за Хаос-веткой статус нишевой. В то время как не менее выдающиеся Врата Штейна гораздо более дружелюбны для массовой аудитории (даже с учётом претензий к темпу первой половины), Chaos;Head выглядит словно тёмная сторона франшизы – мрачная, жестокая и беспорядочная. Но так или иначе, если вам вдруг захочется погрузиться в Science Adventure, особенно в новелльную её часть, то Chaos;Head крайне рекомендован к прочтению, благо что оригинальная версия переведена фанатами на английский и русский, а неофициальный порт Chaos;Head Noah с английским переводом уже близится к завершению. Большие куски последующего общего SciAdv лора – будь то Chaos;Child или Robotic;Notes — рассчитывают на то, что вы в курсе, что именно произошло в Шибуе 2008 года, хотя, конечно, для непосредственно истории указанных новелл знать это не обязательно. Ну и напоследок хочу вам сказать — добро пожаловать в мир Хаоса.

Хаос в твоей голове: обзор визуальной новеллы Chaos;Head
7373
36 комментариев

Сел не так давно проходить, и чет где-то в процессе подзабросил. Показалась мне какой-то не особо последовательной. Вот у нас классический я бы сказал триллер, трупешники, ЭТИ ГЛАЗА, хорошо. Потом нам внезапно показывают девку с мечом, и какую-то тайную организацию, которая творит какую-то хуйню, примерная цитата «ну избиратели будут видеть плакаты с вашей рекламной компанией повсюду». А девка с мечом ломает девайс контроля разума. Блять, ладно, это уже странно, но допустим. А потом, где я я сейчас остановился, про триллер вообще нахуй забывается, последние трупы психотерапевта и девки нам даже не показывают, творится совершенная ебанина, лоля блять общающаяся силой мысли, а главный герой должен победить зло силой воображения. Это блять лего фильм? Я точно читаю какой-то там психологический триллер а не смотрю ебучий лего фильм? Еще и героя сделали таким что сопереживать ему трудно. Окабе был хоть обаятельным психом, а это вот аморфное нечто, неспособное даже вести диалог, имени которого я даже не запомнил, вот чем оно должно вызывать симпатию? Короч чет дропнул с очень негативным настроем.

6

ну зная эту вселенную, то что ты описал вполне последовательно и я бы сказал логично в произведении. очень странная "приебка" так сказать 

3

а это вот аморфное нечто, неспособное даже вести диалог, имени которого я даже не запомнил, вот чем оно должно вызывать симпатию?

here we go again.


Как же  я люблю такие доебки до героев. 

3

Блин, я ее так и не дочитал. Там на редкость неприятный гг. 

2

Сейю у него ещё специально очень мерзкий, у Хироюки Ёшино голос либо для злодеев, либо для быдланов, либо для школоты

2

Комментарий недоступен