Тупой сеттинг My Hero Academia

Разбираем проблемы главной сенен-манги современности

Тупой сеттинг My Hero Academia

Текст содержит СПОЙЛЕРЫ.

Манга My Hero Academia Харикоси Кохэя выходит уже семь лет, получила приличную адаптацию, пару спин-оффов и два полнометражных фильма. Хотя в русском аниме-комьюнити она не сравнится по популярности с «Наруто» или «Бличем», у неё немало преданных поклонников. Сюжет перевалил за три десятка томов, манга движется к завершению, ажиотаж вокруг неё не спадает. Она весёлая, динамичная, с приятной рисовкой и легко узнаваемыми сюжетными приемами. Такая лайт-версия «Наруто» для современных подростков. Однако помимо несомненных достоинств, у неё есть и объективные недостатки. Оставим в стороне сюжет вместе с персонажами и поговорим о проблемах сеттинга, в который помещено действие.

«Академия» - редкий для манги представитель супергероики. Её события разворачиваются в альтернативном будущем, где абсолютное большинство людей наделены сверхспособностями – «квирками» или «причудами» в нашей адаптации. Главному герою, рождённому без способностей, выпадает шанс получить самый мощный «квирк» и стать учеником академии героев. Но мир «Академии» трещит по швам, в него просто невозможно поверить. И вот по каким причинам.

Первая причина: «квирки» - это магия

К началу сюжета около восьмидесяти процентов людей на земле владеют сверхспособностями. Предположим, что эта статистика не включает в себя детей, «причуды» которых ещё не проявились. Тогда больше двадцати процентов взрослого населения Земли от рождения никакими способностями не обладают. Скольких из них мы увидим в манге? Ровно двоих: это главный герой Мидория и его наставник Всемогущий.

Автор решил, что скрипач истории не нужен, поэтому полностью выбросил из манги наиболее интересную тему, которую мог бы поднять. Но как во внутреннюю логику произведения вписывается полное исчезновение одной пятой всех людей на Земле? Сверхлюди распределены по миру неравномерно и в Японии их процент значительно выше восьмидесяти? «Беспричудные» работают и живут там, где главный герой не может с ними контактировать? Этот вопрос нуждается в разъяснении.

Как и вопрос происхождения «причуд». Автор мог объяснить природу «квирков» банальной магией и ни у кого бы не возникло вопросов. Вместо этого он зачем-то решил подвязать под неё эволюционный обоснуй, дескать проявление «причуды» - новая ступень человеческого развития, перейдя на которую человек автоматически избавляется от такого атавизма как сустав на мизинце ноги. Это бредовая концепция сразу по нескольким причинам. Во-первых, когда-то один приобретенный признак сразу вытеснял другой, напрямую с ним не связанный? Во-вторых, каким образов один признак распространился среди 80% популяции всего за восемь-девять поколений? В-третьих, как эволюционно обосновать появление сверхспособностей? Какой фактор среды мог привести к появлению такой мутации? Излучение глупости от фильмов «Марвел»? Нет, это всё-таки банальная магия, и пока автор не подтвердил обратного, будем считать, что она убирает сустав мизинца просто волшебным образом.

Во второй главе утверждается, что «причуда» проявляется в зависимости от врождённых черт человека. Сразу возникает вопрос, как многие персонажи вообще поняли, что владеют сверхспособностью? Например, первый владелец «Одного за всех», единственная сила которого – передавать свой «квирк» другим или «Пятно», способный парализовать человека, попробовав его кровь. Другой вопрос: какие именно черты отражаются на развитии «причуды»? Как это вообще соотносится с возможностью наследовать и комбинировать причуды? Почему тогда причуда разрушения проявилась у Шигараки, который хоть и был психологически неустойчив, но не проявлял никакой к этому склонности?

Позже на примере Химико нам показывают, что, наоборот, «причуда» влияет на личность обладателя. В то же время характер Мидории никак не изменился даже после получения семи причуд. Видимо, они считаются за одну, как и все силы главного злодея.

Без сюжета о преемственности
Без сюжета о преемственности

Чуть раньше мы узнаём, что «Квирк» ещё и хранит в себе отпечаток личности. При чём переданные Мидории через «Одного за всех» слепки героев владеют воспоминаниями, полученными после передачи «причуды» следующему обладателю. А ещё у «квирков» есть некое ядро.

Как-то очень сложно эти факты увязать не только с авторскими обоснуями существования и происхождения «квирков», но и друг с другом. Остаётся лишь смириться с тем, что способности в мире «Академии» - это такой магический дар, который иногда действует так, а иногда – иначе, иногда влияет на личность человека, иногда не влияет, создаёт её слепок, но имеет собственное, по-видимому разумное ядро.

Причина вторая: школа Юэй – учебное заведение, которое не может существовать

Манга называется «Академия героев» и большая часть действия связана со школой, где учатся герои. Академия Юэй – это супергеройский аналог Хогвартса: здесь вместо обычных уроков учат использовать магию, только нет факультетов, одиннадцать классов на поток, а вместо Дамблдора говорящая крыса.

Ученики разделены на классы, обозначенные латинскими буквами от A до K. Главный герой попал в первый, лучший класс школы. Вместе с ним там оказались дети с такими чудесными способностями, как цепкий хвост, умение пускать паутину из локтей, бросать липкие шарики и, конечно же, разговаривать с птицами. Во втором геройском классе B дела обстоят ещё хуже.

Классрук 1-А класса Аизава за свою менее чем десятилетнюю работу педагогом отчислил 154 ученика. Если каждый год у него училось в районе двадцати человек, он должен был исключать почти всех своих подопечных. Теперь вспомним, что остальные девять классов готовят обслуживающий персонал, и окажется, что лучшая в Японии академия героев обучает подозрительно мало собственно героев. Через 250 глав сам автор понял, что вышло глупо, и отретконил этот момент. Но проблема бесполезности большей части выпускников никуда не исчезла. Геройская академия – ультрапрестижное, ультраобеспеченное учебное заведение для нескольких человек.

Но даже этих немногочисленных учеников давно должны были забрать родители, потому что находиться в стенах Юэй просто небезопасно. Уже во время вступительного экзамена один из детей мог умереть: хорошо, спишем на непредвиденные обстоятельства. Не прошло и недели, как в сюжете появились «гениальные злодеи», чьи гениальные планы обычно сводятся к нападению на школьников. Как бы вы поступили, если бы на вашего ребёнок в школе постоянно покушались преступники? Родителям 1-А класса совершенно всё равно.

Ещё больше проблем Юэй создаёт себе, привлекая учащихся к работе героя. Понятно, что школьникам нужна практика, но не слишком ли безответственно намеренно подвергать опасности несовершеннолетних, за которых вы в ответе? Не знаю, как устроено законодательство в мире «Академии», но в обществе с более-менее развитой системой права за травму ребенка во время подобной практики родители могут подать на школу в суд и выиграть. А значит школа Юэй не должна вылезать из судов.

После всего перечисленного возникает вопрос: откуда у них вообще такое финансирование? Юэй спокойно курочит дорогих роботов, арендует полигоны размером с город и даже целые острова. Частично школу содержит государство, которое при этом постоянно угрожает её закрыть. Доход приносят и публичные мероприятия академии: турниры, фестивали и т.д. Вероятно, помогают и частные спонсоры. Но не слишком ли дорого обществу обходится подготовка нескольких героев и кучи обслуживающего персонала каждый год?

Не разумнее ли было, например, создать обычный вуз для специалистов и проводить отдельные индивидуальные тренировки с будущими героями, к которым всё и сводится в конечном счёте? Почему бы детям не учится в обычной школе, а стажироваться на героя во внеурочное время, как в секции? Не говоря уже о том, что геройское образование логично было бы получать уже после совершеннолетия, когда человек может сам нести за себя ответственность. Трехгодичный же курс заменить несколькими месяцами. Это логичнее, потому что, во-первых, все полезные навыки судя по сюжету манги можно получить за этот отрезок, а, во-вторых, работа героя всё равно актуальна всего для нескольких человек.

Существование Юэй можно хоть как-то оправдать только благодаря студенческому спорту, который приносит школе немало прибыли от ТВ-трансляций. Но эта коммерческая выгода в масштабах государства выглядит ничтожно по следующей причине.

Причина третья: супергерои не работают

Кто вообще такие герои? В мире «Академии» - это силовая структура, совмещающая функции спасателей и спецназа. Взваливать первые на героев даже избыточно: если вы можете построить роботов для школьного экзамена, то построите и роботов, способных тушить пожары, разгребать завалы, снимать кошек с деревьев и т.п. Другое дело – борьба с преступностью.

Тут напрашивается параллель с «Тигром и кроликом», где сверхлюди также охраняли покой граждан. Только для самих граждан их работа была скорее зрелищным теле-шоу, чем настоящей борьбой с преступностью, ведь с большинством проблем могла справиться и полиция. А вот если за дело брался действительно опасный негодяй со сверхспособностями, без героев было не обойтись.

В «Академии» герои совершенно не справляются со своей главной задачей: противостоять другим сверхлюдям. Уровень преступности зашкаливает. Уже в первой главе команда героев оказалась бессильна против низкоуровневого злодея. Эпизодический негодяй Шлемоголовый, виновный, как утверждается, в многочисленных убийствах и грабежах, просто насмехается над стражами порядка, которые пытаются его остановить. А когда за злодейство берутся более серьёзные ребята, большинство профессиональных героев превращается в мусор.

Даже во время удачных операций они наносят городу нешуточный ущерб. Разрушительные драки со злодеями случаются постоянно, ещё недавно их было намного больше. Но общество воспринимает это как-то слишком спокойно, в нём не чувствуется никакой тревоги вплоть до появления «Убийцы героев».

Люди очень боятся парня с двумя ножами, но почему-то совершенно не боятся, что их случайно раздавит десятиметровая тётка
Люди очень боятся парня с двумя ножами, но почему-то совершенно не боятся, что их случайно раздавит десятиметровая тётка

Единственная надежда Японии – это Всемогущий, а после его ухода – Мидория. Любой обладатель «Одного за всех» - оборонный ресурс государства. Сложно поверить в то, что на верху никто не обеспокоился потерей сил Всемогущим. Тем более невозможно поверить, что ему бы дали просто так передать «квирк» человеку с улицы (буквально).

А поскольку, кроме Всемогущего и ещё нескольких человек, остальные герои – мусор, Лига злодеев могла бы давно перебить их по одному. Те же не способны адекватно ответить по следующей причине.

Причина четвертая: государство странное

Государство живёт на пороховой бочке, и всех это устраивает. Чтобы понять, почему так вышло, вернемся во время появления первых «квирков». Сверхлюди напугали общество, оно погрузилось в хаос, к которому мы ещё вернемся. Среди обладателей «причуд» появились и преступники. Ответом стало появление «линчевателей» – нелегальных борцов с беззаконием. Первыми их деятельность официально признали в США, а затем примеру последовал весь мир. Так зародился институт супергероев.

Предположим, что ситуация была действительно кризисной и государство было вынуждено поделиться своей монополией на насилие с талантливыми маргиналами, которых тут же сумело подмять под себя. Хорошо. А теперь вспомним, что процент сверхлюдей достиг восьмидесяти за целых девять поколений, и стройная предыстория мира начнёт рушиться.

Первый обладатель «квирка» был уникальным феноменом. Его поколение – изгои общества, как те же Люди-Икс: изолированное, но крайне опасное меньшинство. Любое общество бы моментально взялось искать способы борьбы с ними. Что стоило группе сверхлюдей захватить Белый дом? Или заменить президента двойником? Или, работая на иностранные спецслужбы, саботировать работу минобороны? Государство обязано отвечать на такие угрозы.

Когда у первого поколения появились дети, и стало очевидно, что рост числа сверхлюдей необратим, государству бы пришлось открыть им дорогу в свои структуры: полицию, армию, политический аппарат. Боец с каменной кожей полезнее, чем боец без неё. И я уверен, что первый супер-полицейский появился бы раньше, чем первый признанный линчеватель, просто потому что линчевателя бы тут же застрелили полиция.

Еще несколько поколений спустя, когда процент обладателей «причуд» перевалил бы за пятьдесят, уже обычные люди превратились бы в угнетённое и стремительно вымирающее меньшинство. И вот тогда должны были появиться линчеватели, но не среди суперов, а среди их менее удачливых соседей по эволюционной (магической) лестнице. Начался бы ужасный социальный кризис. А ведь мы не знаем, насколько равномерно увеличивалось число суперов: пока в одних странах они могли оставаться ущемленным в правах меньшинством, в других давно захватить власть. Не говоря уже о том, что в менее развитых регионах, вроде Чёрной Африкии, институт супергероев вообще возникнуть не мог в силу культурно-исторических особенностей. Значит, помимо внутренней конфронтации, распространение сверхспособностей неизбежно привело бы и к внешней – между странами и политическими блоками.

Весь этот кризис в самой манге описан на уровне: «общество погрузилось в хаос, а потом пришли герои, и всех спасли». Никаких следов хаос после себя не оставил. У государства всё ещё нет средств для борьбы со сверхлюдьми. Проблема дискриминации безквирковых людей всё ещё никак не поднимается после первой главы. Как и, например, тема использования «причуд» в борьбе за власть.

А эта тема напрашивается, когда мы узнаём, что Японией больше сотни лет тайно правил «Все за одного». Снова тонна вопросов. Почему тайно, если люди шли за ним? Почему при его правлении существовал институт героев, которые с ним же и боролись? Как проявлялась его тирания и почему после неё не осталось никаких следов? Как именно он влиял на правительство, пыталось ли оно его устранить и как пережило его уход? Предположим, «Всемогущий» преувеличивал, описывая «Всех за одного» как тирана, тем более в спин-оффе Vigilantes он показан криминальным боссом, но никак не серым кардиналом. Тогда что ему мешало действительно захватить власть, тем более имея поддержку? Но тогда никаких героев в Японии бы не было.

Вопрос функционирования государства, как политического института остается открытым. Государство должно обладать правами на управление и применение средств принуждения. Если верить манге, оно согласилось разрешить героев, взамен взяв на себя роль «большого брата», который держит всё под контролем. Возможно, это работает в непоказанной Америке. Японский «большой брат» следит за всем настолько эффективно, что не может уследить ни за чем.

Напомню, публичное использование «причуд» запрещено. Акцент на слове «публичное», потому что проконтролировать непубличное государство не может. В своё время теракт одиннадцатого сентября серьёзно развязал американским властям руки в сфере слежки за своим населением. Японские власти из «Академии» не могут даже поставить на улицах камеры, поэтому злодеи спокойно расхаживают по улицам без масок. Власти, даже имея в арсенале «причуду» поиска, не способны найти убившего свою семью Шигараки. Злодеи – способны. Ре-дестро смог выследить Лигу Злодеев со спутника, правительство Японии – нет.

Государство не может бороться с уличной преступностью, ему нужны герои. Это логично для вселенной Onepunchman’а, где сверхлюдей единицы, и только они могут драться друг с другом. Но не для мира «Академии», где полиция и армия также состоят из сверхлюдей. И армия потенциальных противников состоит из сверхлюдей. А значит неизбежно было бы создано оружие для их убийства. Никакие футуристические технологии не нужны: если героя уровня Мирио можно ранить из пистолета, то просто дайте силовикам автоматы. Считаете штурмовое оружие слишком жестоким для борьбы с уличной преступностью, вручите героям хотя бы тазеры, не обязательно разносить город из-за каждой украденной сумочки. Это работает и в обратную сторону: зачем наряжаться в клоунские костюмы и играть в злодеев, если можно брать автоматы и расстреливать героев, большинство из которых не быстрее пули?

Государство не способно противодействовать суперзлодеям, даже если от этого зависит существование самого государства. В стране действует террористическая ячейка, которая угрожает не то что основам конституционного строя, а существованию самой станы, но бороться с ней будет исключительно кучка героев.

В Японии не работает полиция, потому что она ничего не расследует. В Японии нет спецслужб, иначе их внимание бы привлёк целый город злодеев. Армии тоже нет, в противном случае штаб Ре-дестро бы сравняла с землёй авиация. Нельзя даже арестовать идиота, который выкладывает свои «злодейства» на местный аналог ютуба.

В конце концов, если горстка злодеев может создать монстра Ному, то почему огромное государство со всей своей научной мощью не может дать ответ? Так мы переходим к следующей большой проблеме.

Причина пятая: мир вообще никак не развивается

Читателям сразу бросается в глаза, что в реальности «Академии» наука не далеко ушла от нашей. Это понимает и сам автор, который косвенно утверждает, что без «причуд» во вселенной манги уже настала бы космическая эра. Встаёт вопрос, как именно появление «квирков» затормозило прогресс?

Не развиваются транспорт, средства связи, оружие, видеотехника и практически все другие отрасли производства. Единственное, в чём преуспела местная наука – это робототехника. Видимо, необходимо было подготовить героев к ситуациям, в которых они никогда не окажутся, поэтому без огромных бесполезных мех не обошлись. Предполагается, что вырос уровень медицины, потому что болезней, за исключением вызванных «квирками», не осталось. Но создать за 150 лет препараты, способные эффективно сдерживать деструктивные наклонности сверхлюдей, не удалось.

Есть мнение, что научно-технический прогресс стал не нужен после пробуждения «причуд». Но, как видим, государства не прекратили существовать, а значит не прекратили конкурировать в сфере технологий.

Автор приводит другое объяснение: «мир впал в хаос». А можно узнать, как именно этот хаос себя проявлял? Мы, конечно, знаем и о незримой тирании «Всех за одного», и о бунте повстанческой армии Дестро. Но в этих событиях не чувствуется той тектонической мощи, которая остановила бы прогресс. Мало того, «Все за одного» продвинулся в науке дальше, чем кто-либо.

У вас была вся мощь государственной науки, у деда был подвал и много свободного времени
У вас была вся мощь государственной науки, у деда был подвал и много свободного времени

Общество, в котором появились первые «квирки» находится на одном уровне развития с нашим. Как минимум оно сумело произвести «Супермарио». На этом этапе развитие уже не может остановиться.

Кто-то возразит, что в истории был такой случай: разрушение Римской империи и последовавшая за ним потеря многих достижений прогресса. Но эта ситуация стала возможной лишь потому, что римская цивилизация сама по себе была недостаточно развитой. Для современного человека, что римляне, что разрушившие Рим вандалы – одинаково нецивилизованные варвары. Вандалы даже находились на более высокой ступени развития, потому что уважали штаны. Тем более Рим был буквально разрушен, никаких разрушений мира «Академии» мы не видим даже во флэшбеках.

Помимо науки, не развивается и общество. Не меняется мода, не меняется культура, не меняется экономика.

Иногда автору хочется показать влияние «причуд» на жизнь общества. Приведу пример. Автор понимает, что способность Яойорозу разрушила бы экономику. Рыночную экономику. Но если бы девочка с такой «причудой» родилась, скажем, в Северной Корее, эта страна бы резко выбилась в мировые лидеры производства. Там могли бы скопировать любую иностранную технику и экспортировать по значительно более низким ценам благодаря нулевой себестоимости. Любой, решивший провернуть такое в правовом государстве, был бы уничтожен антимонопольщиками. Но как быть со странами, где монополии, в том числе государственные, процветают? И если идентичные «причуды» могут встречаться у разных людей, какова вероятность, что ни один человек со способностью создавать предметы не родился за пределами Японии? Также возникает вопрос, считать ли каноничными спин-офф Vigilantes и полнометражку Rising, где «причуды» передавали через введение человеку чужого ДНК. Если да, то генетический материал Яойорозу неизбежно должен попасть в руки иностранных спецслужб.

Хотя кроме Японии в этом мире всё равно существует только Америка, но даже эти две страны почти никак не коммуницируют.

Вам могло показаться, что я в трех тысячах слов докапываюсь до условностей, на которые легко можно закрыть глаза. Но сюжет «Академии» может существовать только если поверить во ВСЕ эти условности разом. Поверить, что мир за двести лет никак не изменился ни в социальной, ни в научной сфере. Что «Все за одного» почему-то не захватил власть в составе супергеройской хунты. Что органы власти никак не защищают существующее государство и т.д.

Не ощущается, что действие происходит в другом мире. Сеттинг «Академии» - это просто современная Япония, в которую поместили супергероев. Не чувствуется никакой дистанции, которую мир преодолел, не чувствуется его предыстории, не чувствуется, что мир эту предысторию отрефлексировал. У общества нет готовых ответов на ситуации, которые должны были происходить с ним в прошлом. Оно реагирует на любой кризис так, словно он случается впервые, даже если самой мангой утверждается обратное.

И центральный конфликт произведения может существовать только в этом тупом сеттинге. Автору очень хотелось показать драму людей, отвергнутых обществом или неспособных в нём жить. Но пытаясь сконструировать социальную коллизию он забыл о вводных мира, которые сам задал. Никакой тёмной изнанки общества так и не показали. Всё злодейские предыстории – дико частные случаи. Вся социальная несправедливость существует только во флэшбеках злодеев. Мы не видим её, когда глядим на мир глазами положительных персонажей. Автор ещё пытался показать тёмную изнанку героев на примере Старателя и Ястреба, но как-то робко.

Комиссия по общественной безопасности вырвала Ястреба из нищеты, чтобы, по мнению фанатов, использовать в своих тёмных дела. Например, в каких?
Комиссия по общественной безопасности вырвала Ястреба из нищеты, чтобы, по мнению фанатов, использовать в своих тёмных дела. Например, в каких?

Мотивация и характер действий злодеев просто не обоснованы сеттингом.

Вспомним мангу, которой Хорикоси Кохэй вдохновлялся сильнее других – «Наруто». Там история развернулась в мире с феодальным строем, где тем не менее была достаточно развита и наука, и социальная мысль, а главное люди могли рефлексировать на тему ужасов войны. С таким сеттингом я готов поверить в апокалиптичные планы Мадары и Обито.

Я не верю в апокалиптичные планы «Всех за одного». Ему ничего не мешало стать если не хозяином мира, то хозяином Японии точно. Зачем он, вполне адекватный человек, подвёл безумного Шигараки к уничтожению всего, чем мог бы править сам?

Автор пытается убедить нас, что в этой всё ещё современной и всё ещё благополучной Японии может существовать повстанческая армия из ста тысяч человек. Но нам не то что не показали, чем плох режим, нам не показали самого режима. И я не могу поверить, что сто тысяч человек готовы жертвовать жизнью ради права использовать способности. Которое у них никто не отнимал: если герои получают лицензию на применение «квирка», то её должны получать и полицейские, и солдаты, и представители других профессий, связанных с использованием «причуд». Должны быть клубы пользователей «причуд», спорт с использованием «причуд», телешоу и т.д. Во власти сидят «суперы», крупным бизнесом управляют «суперы»: ну не могли они не создать всё это для самих себя и для извлечения прибыли. В конце концов никто не отменял иммиграцию в страны с более мягким законодательством.

Единственные, кому действительно тяжело в этом мире – это банда отщепенцев Шигараки. Каждый её член на своём примере вскрывает каНо даже так за 150 лет общество должно было столкнуться с тысячами, если не миллионами «причуд» от дикой вони до способности непроизвольно взрываться. И я должен верить, что общество действительно боится «причуды» пить кровь? И если уродом не считается человек с головой касатки, то почему считается мальчик-ящер? Да половина класса Мидории – те ещё уроды, так может стоило показать, как общество относится к видоизмененным людям?

Чтобы созданный мангакой сюжет работал, социальный конфликт в мире «Академии» должен быть намного сильнее. Но автор либо побоялся его показать, либо изначально не планировал развивать сюжет в таком русле. Из-за этого герои «Академии» словно застряли не на своём месте и занимаются не тем, что диктует им сеттинг. Мы видим мир, в котором все проблемы существуют только во флэшбеках персонажей, из которого вынули ряд базовых вещей, вроде государственных органов, где половина авторских обоснуев рождает ещё больше вопросов.

Особенно ярко эти проблемы проявляются в последней арке. Когда снова оказывается, что государство ни на что не способно. Что общество полностью зависимо от героев, хотя в Японии живёт сто двадцать миллионов человек, а героев несколько сотен. Из этих ста двадцати девяносто-сто – обладатели «причуд». А сверхсилы уже сто лет как обыденность.

Конфликт «общество разочаровалось в героях» работает тогда, когда герои – действительно уникальные люди, когда они и правда могут что-то символизировать. Здесь даже случайный гопник, который грабит магазин, обладает более боевой способностью, чем половина героев. И после этого мы должны верить, что общество не может обойтись без кучки фриков в трико? Потерять веру в героев в таком контексте как потерять веру в поп-звезд или видеоблогеров.

Я вот автору не верю.

P.S. Пока я это писал, вышла глава 310, где в очередной раз рассказали о страшных тёмных временах тирании Всех за одного, когда поражение означало смерть и т.д. Значит нам скоро наконец покажут, что же происходило во время появления первых «причуд». Но снова возникают вопросы. Если там действительно был такой мрачняк, почему из него не сделали никаких выводов? И если победить Всех за одного смог только Всемогущий, то получается, что этот мрачняк закончился буквально меньше трех десятилетий назад, почему кого-то шокирует его повторение? Дыр в сеттинге меньше не становится.

P.P.S. В тексте я упоминаю спин-офф Vigilantes, но читал из него всего несколько глав, если там всё описанные мной косяки объяснены, с радостью готов признать неправоту.

8888
132 комментария

Комментарий недоступен

42

Ну так излагай тезисно, что не так.

19

жалко человека что он потратил столько времени на такую посредственность как бнха

6

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен

17

Причем если память не изменяет, среди полицейских обычных людей показывали

11