<harmony/> 2015 года

<harmony/> (далее просто Harmony) — это фантастическая психологическая драма, выпущенная в 2015 году компанией Studio 4°C в формате полнометражного фильма. Произведение является экранизацией романа Itou Satoshi с аналогичным названием и входит в неофициальную трилогию экранизаций работ данного писателя. Перечень следующий:

1) Shisha no Teikoku, вышедший в октябре 2015 года;
2) Harmony, ноябрь того же года;
3) Gyakusatsu Kikan, появившийся в феврале 2017 года.

<harmony/> 2015 года

Пройдёмся по порядку по исходным данным. Вначале о Studio 4°C: компания была основана в 1986 году; своеобразной фишкой её творчества является засилие музыкальных клипов и короткометражек, а также «неординарные» подходы к анимации. Несмотря на длительное время работы, ассортимент произведений у них довольно небольшой: из крупных и широко известных работ я бы выделил Animatrix, Tekkon Kinkreet, Mahou Shoujo Tai Arusu, Genius Party, Detroit Metal City, Spriggan, полнометражки по Berserk и Kaijuu no Kodomo. Помимо «японской» продукции, 4°C охотно идёт на сотрудничество с западными сценаристами, выдавая такие тайтлы как Halo Legends (совместно с Bones), Batman: Gotham Knight (вместе с Bee Train, Madhouse и Production I.G), упомянутую Animatrix, ну и конечно же, порождённый вместе с российскими креаклами известный «шедевр эпох» под названием «Первый отряд».

Имя студии в сети не на слуху, и это, как мне кажется, заслуженно, т.к. каждая компания — кузнец своего счастья, а делая одноразовые клипы, всякий вырвиглазный трэш и совсем редкие полнометры счастья вряд ли добьёшься. 4°C также очень недостаёт качественных сериалов.

Режиссёров у Harmony аж два: Nakamura Takashi и американец (!) Michael Arias. До сабжа Накамура работал режиссёром в Fantastic Children и Palme no Ki, а также занимался чардизайном в Tetsujin 28-gou (2004), Robot Carnival и упомянутых выше произведениях. Режиссёрскую карьеру Накамуры до сабжа можно легко охарактеризовать как «скромную», но история охотно демонстрирует, что это совсем не показатель таланта.

Michael Arias родился в США, в 23 года переехал в Японию, где занялся режиссёрской деятельностью в кино и мультипликации. Помимо сабжа данный товарищ выступил главным режиссёром фильма Tekkon Kinkreet, что сделало его первым иностранным режиссёром крупного японского анимационного фильма. Хоть это и серьёзные успехи, но фильмография и второго режиссёра тоже довольно скромная.

Режиссёры Harmony: Nakamura Takashi и Michael Arias.
Режиссёры Harmony: Nakamura Takashi и Michael Arias.

В угоду тиабу хотелось бы сказать, что тайтл сочетает западные и японские методы повествования, но это было бы лукавством. Анимеха вышла по сюжету и подаче типично японской и каких-то явно заметных вливаний запада я там не обнаружил. Я бы сказал, что работа в японских традициях — это жирный плюс Майкла.

Теперь об авторе новеллы, Itou Satoshi, более известном под псевдонимом Itou Keikaku. Ито — блестящий фантаст, затрагивающий в своих произведениях темы общества, влияния на него различных технологий, самоидентичности, наномашин, человеческой психики, языка, государственного контроля и терроризма. За всё время своего творчества он создал четыре романа (три экранизировали; четвёртый основывается на сюжете игры MGS4: Guns of the Patriots) и 3 сборника мини-историй, за что удостоился аж семи номинаций / наград, в том числе одной зарубежной — Премии Филипа Киндреда Дика (особое упоминание в 2010 году) за описываемый в статье тайтл.

В 1998 году Ито познакомился и подружился с Kojima Hideo, автором известнейших игр Zone of the Enders, Snatcher, Policenauts, серии Metal Gear и недавней Death Stranding. Коджима отзывался о писателе как об одном из немногих, действительно понимающих фигурирующие в MG темы. Очевидно, что франшиза Хидэо оказала значительное влияние на творчество Ито, т.к. в его произведениях прослеживаются очень похожие мысли.

В 2001 году Ито госпитализировали и поставили диагноз «рак», поборов который он продолжил писательскую деятельность. К сожалению, талантливые люди уходят первыми: в 2009 произошла повторная госпитализация с тем же диагнозом; 20 марта 2009 года Ито Сатоши не стало. На момент гибели писателю было лишь 34 года. Незаконченное произведение Shisha no Teikoku завершил его товарищ по стезе Enjou Tou. Памяти Ито Сатоши посвящены игра Metal Gear Solid: Peace Walker и последний том манги… Aki Sora.

Itou Satoshi, 14.10.1974 - 20.03.2009. R.I.P.
Itou Satoshi, 14.10.1974 - 20.03.2009. R.I.P.

Отступление

В нашей стране фильм умудрились лицензировать; разумеется, с надмозговым пириводом в лучших традициях «полностью на русском языке». Авторы так старались выпендриться, а получилась «Гармония».

Что на западе, что у нас тайтл не особенно популярен и так же низко оценён. Рунетовские отзывы по большей части пестрят потоками кала, тотальным негативом и не прекращающимися воплями о русофобии. Изучение этих, без сомнения, занимательных «обзоров» в очередной раз напомнило, почему не стоит обращать внимание на отзывы и рейтинги перед просмотром. Даже обидно как-то стало за творчество Ито.

От обилия визгов квасных патриотов рука тянется к лицу.
От обилия визгов квасных патриотов рука тянется к лицу.

История восприятия Harmony в РФ довольно любопытна как тема социального исследования. Когда-то давно у нас вышел анимационный фильм Ghost in the Shell, который моментально всем понравился за то, что поднимал взрослые темы: что есть «я»?, влияние киборгизации человека на его психику, самосознание искусственного интеллекта, негативное влияния тотальной цифровизации общества и человека. В главных ролях там выступали не привычные по крутящейся у нас мультипликации подростки, а взрослые люди. Сценарий сочетал экшен-сцены с продолжительными моментами молчания, многозначительными ракурсами и длительной рефлексией.

Эта полнометражка просто взорвала казуалов (т.е. неанимешников) по всему миру: её смотрели в кинотеатрах, обозревали и высоко оценивали так называемые «серьёзные кинокритики»; это аниме советовали всем и вся, его франшиза породила тонну продолжений, ремейков и даже голливудское кинцо, а имя режиссёра, Oshii Mamoru, навсегда стало синонимом «взрослые высокоинтеллектуальные сюжеты».

Известный трэш, в котором разнообразные шуты высказывают всяческий бред про невинный мультфильм.

И вот, на сцену вываливается тайтл по концепции очень похожий на GitS: здесь тоже любопытное общество будущего с похожими проблемами, взрослые персонажи тоже на месте, сюжет пестрит монологами и рефлексией как в GitS, концепция сюжета аналогично составлена из такой же смеси экшена и болтовни, в конце концов здесь также поднимаются важные и актуальные на сегодняшний (и завтрашний) день вопросы: варианты поведения человека, не нашедшего себе места в обществе; последствия достижения странами тотального медицинского контроля, тема самосознания как маркера счастья; проблемы акклиматизации эмигранта из бедной страны в высокоразвитой (!), тема суицида (!), в кои-то веки нам попытались вразумительно объяснить и обыграть точку зрения террориста (!). Даже главный герой в обоих тайлов — женщина, что для аниме вообще и фантастики в частности не такая уж и частая тема. Помимо этого, анима давала возможность взглянуть на редкую реализацию утопичного сеттинга всеобщего благоденствия.

Раз тайтл такой крутой, тогда почему же в отзывах его поливают дерьмом? Почему один стал культом, а второй валяется на задворках истории? Что же пошло не так? Мне думается проблема заключается в следующем:

1) Лидеры мнений не поддержали не Harmony, как это было в случае с творением Oshii, о котором в девяностые и нулевые не знали разве что антарктические пингвины. Реклама тоже была откровенно несуществующая.
2) Аниме вообще в кинотеатрах не особенно часто демонстрируется; а ходить на то, что есть, без одобрения лидеров мнений для норми довольно зашкварно («это же аНиМе!»). К тому же рисованные мультфильмы народу нравятся гораздо меньше, чем рендеры.
3) Фильм получился сложный, требующий нескольких просмотров. Разборы сюжета людям никто не писал, разжёвывать содержимое было некому, потому для толпы было проще сказать, что это «тупая история про лесбух», «пугалка для дебилов» и т.д.
4) Ну и конечно же, пункт, который я заметил в каждом втором ру-обзоре: русофобия! Я давно обратил внимание, что нашим зрителям невероятно важно, как именно в иностранном кино (мультфильмах) изображают русских. Если плохо, то это повод поставить тайтлу единицу! Если в негативном свете показывают шведа или мексиканца, то это ничего страшного, но вот в случае отечественного героя это непростительно: у норми моментально загорается пятая точка, а их руки тянутся выкинуть фильм в помойку. А что же случилось с их искромётными «это всего лишь кино / игра»?

В общем, жаль, что эти люди настолько не уверены в себе, что их взгляд на отечество может поколебать какой-то мультик; грустно, что они не способны пропустить мелкий момент мимо ушей и оценить тайтл по достоинству, не внося свою политоту в отзыв на никак не связанное с западной повесткой произведение.

Затравка

2075 год, мир победившей все болезни медицины, настоящая утопия. Первоочередной задачей правительств развитых страны является забота о самочувствии населения земного шара, а право на жизнь поставлено во главу мировых ценностей. С рожденеия детям вшивают интерфейс для инъекции наномашин, следящих на всеми возможными биологическими показателями хозяина. Далее последний получает дозу тех самых микрокомпьютеров, после чего жизнь становится идиллией: человек больше не может опьянеть, сколько бы он не пил; компьютер предупреждает о содержании полезных веществ в любой еде, контролирует пищеварение и не даёт владельцу обжираться, болеть. Разумеется, всё это добро сетецентрическое: телеметрия постоянно загружается на центральные серверы, поэтому любое убийство моментально раскрывается, ведь на сервере тотчас же оказывается видеозапись из AR-линзы трупа. Наномашины и лекарства также по удалённой команде синтезируются в специальных общественных медицинских станциях, где потом жахнуться шприцом может (и будет) каждый.

Поскольку компьютер контролирует выброс гормонов, люди ведут себя спокойно, все добрые, все следуют нормам морали, все — одинаковые. Кстати, в их обществе действует система социального кредита, позволяющая оценить любого человека согласно его поведению и социальным «достижениям».

Правительство настолько помешано на ЗОЖе и высоком уровне жизни, что даже администрация стран превратилась в "адмедистрацию", а в международных отношениях главенствующую роль занимают не ООН и ВТО, а ВОЗ, Всемирная Организация Здравоохранения. У неё даже есть свои миротворческие войска по всему миру, она везде насаждает свою агенду защиты здоровья.

Нашу аж двадцативосьмилетнюю главную героиню зовут Kirie Tuan, она трудится инспектором ВОЗ в Африке, руководя небольшим отрядом солдат. В зону её ответственности входит расследование преступлений против здоровья, миротворческая деятельность и прочие потехи власть имущих. Общество «хороших и послушных Буратино» Туан решительно не нравится, поэтому она и выбрала такую профессию — чтобы сбежать подальше от тотального контроля. Дама она довольно наглая, поэтому балуется обменом «ручных апдейтов» медицинских наномашин на арабских алкоголь у местных оффлайн-кочевников.

Kirie Tuan, главная героиня.
Kirie Tuan, главная героиня.

За этим делом её благополучно застаёт начальство, однако Туан сразу же начинает в ответ шантажировать босса, что спалит всю эту лавочку высшему руководству: ей-то терять нечего, а вот выглядящей в свои 72 года на добрые 40 начальнице лишаться работы не хочется. Пойло у неё таки отбирают, но дело спускают на тормозах. Единственным «наказанием» послужил внеочередной отпуск в Японию, до тошноты противную героине родину.

По прилёту её встречает «этюд в розовых тонах»: страна победившего биодизайна, розовые небоскрёбы-обмылки, вечно улыбающиеся добрые и услужливые люди, ведущиеся себя как клоны друг друга. В аэропорту Туан встречает её подруга детства с таким же необычным именем — Reikadou Cian (именно через «C»). Обеих дам связывают неприятные воспоминания из юности: изначально подруг было трое — третью личность звали Mihie Miaha, она была заводилой в группе. Текущий общественный склад девочкам был неприятен уже тогда, поэтому после долгих обсуждений они решились это самое общество сотрясти самым возмутительным на тот момент способом — совершить групповой суицид. Миахе это удалось, а вот Туан и Киан врачи смогли откачать.

Туан очень жалеет, что у неё не получилось отправиться на тот свет вместе с Миахой, но сил закончить начатое она не находит, потому влачит жалкое существование, наполненное мыслями о предательстве подруги. После прилёта в Японию гадкие воспоминания из детства сами собой начинают всплывать в голове героини, с каждым разом погружая её всё глубже в пропасть горькой ностальгии.

Киан предлагает отпраздновать возвращение в ресторане, на что плавающая в прошлом Туан автоматически соглашается. К этому времени речи «реформированной» обществом подруги всё больше заставляют ГГ чувствовать себя не в своей тарелке; её голос постепенно превращается в фоновый шум.

Разоткровенничавшись, Киан говорит, что никогда не собиралась ни убивать себя, ни кого-то ещё. Ей просто нравилось находиться в обществе бунтарки Миахи, чьи «революционные настроения» она вовсю пыталась сдерживать, не давая ей переступить черту. В тот день, когда девочки решили отравиться таблетками, Киан их принимать не стала. Вместо этого она сообщила о происшествии родителям — только этот шаг и помог спасти Туан от смерти. Только Туан.

Продолжая свой монолог Киан добавляет, что в конце концов никак повлиять на Миаху у неё не получилось; её уже больше нет, а она сама — просто трус. Со словами «Прости, Миаха», Киан вонзает столовый нож себе в горло…

Видео

С визуальной точки зрения фильм хорош, хотя на ранних этапах удовольствие слегка омрачает активное применение компьютерной графики. Начну описание с неё: CG в фильме много, она часто применяется для отработки фонов, техники, иногда персонажей; качество её исполнения я бы сказал хорошее. Авторы фильма вовсю старались замаскировать 3D-модельки, чтобы они не выделялись из общего окружения и им это явно удалось. Отдельно хочу похвалить создателей за то, что CG идёт с более-менее нормальным фреймрейтом и вменяемой картой освещения (помнится раньше 3D-модельки всегда выходили настолько тёмными или затенёнными, что мелкие детали разглядеть было просто невозможно). Массовка, когда она делается в CG, не напоминает каких-то уродов-палочников, что уже просто великолепно!

Мне очень понравились сцены вроде показанной в ролике выше, где камера плавно крутится вокруг стола, за которым обедают героини. Раньше такое умели делать без всякой графики, но сейчас это забытые технологии древних, и без 3D авторы вряд ли бы вообще стали применять такой сложный кадр. Конечно, искушённые критики отметят, что крутящаяся камера в 3D-сценах — это инстадетектор бездарного режиссёра-нуба, впервые взявшегося за 3D, но я не склонен автоматически приравнивать троп / подход к дерьму. Важен не факт применения, а его уместность в контексте сцены. Тут «операторские» изыски уместны и не кажутся притянутыми за уши.

Теперь о нарисованной части: если первые минут пятнадцать персонажи чаще отрендерены, то после этого они уже в основном нарисованные. У них немного американизированный «упрощённый» дизайн с ярко выраженными носами, губами и даже ногтями (отдельным цветом), все дамы носят помаду, причём у каждой она своего оттенка (Штауффенберг, Туан, Киан, мама Миахи, докторесса из Багдада — у всех разная помада). Над костюмами авторы тоже изрядно покреативили, сделав «футуристичные» наряды с преобладанием белого для массовки и моднючее сочетание красно-чёрного плаща-пончо, белой блузки (?) и бомбезных чёрных штанов с вырезами на бёдрах для Туан. Сочетание красного и чёрного на красноглазой главной героине с длинными красными же волосами и голосом Sawashiro Miyuki — это джекпот по всем фронтам. As cool as it gets. Ах да, она ещё и меняет причёски! <3

Няшка!
Няшка!

Ещё один классный аспект графония — изображение сеттинга. На дворе будущее и этому охотно веришь: буквально всё авторы постарались сделать каким-то нестандартным, интересным, навороченным. С одеждой мы разобрались, переходим к архитектуре: Itou Satoshi, как я понял, очень нравится идея использования биотехнологий, что, безусловно, является перспективной темой (природа уже всё давно за нас придумала), чрезвычайно редко освещаемой в фантастике. Здания выполнены в биодизайне с очень «женской» и «медицинской» бело-розовой окраской. Снаружи многие сооружения кажутся оплетёнными внешним каркасом жёсткости из «лиан». Аэропорт выглядит как скопление высоченных башен с «лепестками» посадочных площадок на конце, куда приземляются натурально крылатые летательные аппараты, сильно напоминающие биотехнику Боронов из космосима X. Выглядит очень необычно, колоритно и совершенно точно уникально.

Когда Туан по долгу службы перелетает в Ирак, нам дают насладиться другими вариантами застройки: в центре Багдада сооружена огромная мегаструктура, целый город с собственной инфраструктурой, сосредоточивший внутри и на прилегающей территории промышленность и более обеспеченную часть населения. Тамошние дома, хоть и окрашены в знакомые цвета, но имеют более «мужские» утилитарные формы, украшены мусульманскими узорами и не такие монструозные по высоте по сравнению с токийскими (за исключением той мегаструктуры). Вокруг центра города расположена высоченная охраняемая стена, разделяющая современный мегаполис из стекла и бетона и саманные трущобы.

По ту стороны гигантского ограждения (за которое невозможно даже заглянуть) нас ждёт живой арабский город с узкими улицами, базарами и рандомной планировкой. Само собой, авторы хотели сыграть на контрасте, и у них это получилось: внешний Багдад не кажется столь стерильным и «офисным», возникает ощущение, словно бы он застрял где-то в прошлом, своего рода «мир в себе».

Вообще приятно видеть Ирак в аниме — про Средний Восток в нашем медиуме очень нечасто вспоминают, а рисуют его ещё реже. Задумайтесь, как часто вы видели эту страну в аниме?

Заодно похвалю фильм и за отличные кадры природы — одно удовольствие на них смотреть: горы, леса, пустыни, озёра, поля подсолнухов — сплошная красота. Даже поразительно, как создатели умудрились столько всего запихнуть в эквивалент пяти с хвостиком стандартных серий.

С первых минут кажется, словно бы интерьеры соснулые, а комнаты всегда пустые потому, что барахло было лень рендерить, да «и так сойдёт». Ничего подобного! Это сделано специально, чтобы показать безжизненность и стерильной «офисного» общества. Стоит повествованию переместиться в Ирак, в комнату Туан на базе или в жильё более «свободно мыслящих» людей, как интерьеры начинают ломиться от всевозможного хлама.

Последний пункт в воспевании дифирамбов видеоряду я посвящу дополненной реальности, гаджетам и сетевым технологиям. Вид из глаз — частый гость в Harmony, следовательно, интерфейс линзы AR демонстрируется чуть ли не каждые пять секунд. Помимо просто прикольных кадров, можно заметить массу интересных мелочей: что в сеттинге прижилась система социального кредита, что массу инфы о прохожем можно получить, просто бросив на него взгляд, а при каждом действии перед глазами всплывают навязчивые советы, так характерные для блевотных «лучших мировых практик» интерфейсостроения. Часть должностных лиц способна скрывать свои данные, что сразу же видно в соответствующих сценах.

При взгляде на этот фильм заметно, что ВСЁ здесь фантастическое и навороченное, а неактуальное старьё вроде печатной продукции вообще вышло из употребления настолько, что молодёжь о них очень слаба осведомлена. Тема особенности физических носителей информации много где обыгрывается на протяжении фильма (сцены с визиткой у ЦРУшника и Туан с подругами, рассказы Миахи о книгах древности).

Новые технологии ярко контрастируют со старыми — во второй половине фильма сразу после хигх-теч Токио и героиня попадает в настоящую дыру, где ещё есть бензиновые скутеры, курево, а улицы не выглядят как засилье стекла и пластика.

Резюмируя, скажу, что в Harmony замечательный environmental storytelling. В каждом кадре есть что-то любопытное, на что хочется обратить внимание и рассмотреть.

Звук

За ОСТ в сабже отвечает Ike Yoshihiro, музыку которого мы могли слышать в следующих произведениях: Karas (в нулевых был дико популярен, но ныне забыт), Ergo Proxy, Flag, Freedom, Tiger & Bunny, свежих Space Cobra, Shingeki no Bahamut, многих Kuroko no Baske, Shisha no Teikoku, последнем Dororo, Inuyashiki, Gantz O. Удивительно, насколько имя этого деятеля не на слуху, хотя всё перечисленное аниме было очень даже известно.

Саундтрек тут состоит из атмосферного амбиента, идеально подходящего меланхоличному настроению и неторопливой подаче произведения. Во время просмотра музыку часто выводят на передней план, поэтому на неё постоянно обращаешь внимание. Отдельно от видеоряда ОСТ смотрится не так выразительно, как хотелось бы, за исключением великолепной песни Harmony, моментально вызывающей ассоциации с определённой сценой фильма.

Awareness of resources.
Incident.
Here I am, Tuan.
Harmony — шикарнейшая хоровая песня.

Главную героиню озвучила большая няшка Sawashiro Miyuki, обладательница уникального и моментально узнаваемого голоса, подарившая нам тонну запоминающихся персонажей: Mint Blancmanche (главная вайфу Galaxy Angel), Shinku («культурная икона» Rozen Maiden), Negi Springfield (Negima), Canaan (Canaan), Busujima Saeko (Gakuen Mokushiroku), Lag Seeing (Tegami Bachi), Dalian (Dantalian no Shoka), Y (Jinrui wa Suitai Shimashita), Kusaribe Hakaze (Zetsuen no Tempest), Kurapika (Hunter x Hunter 2011), Mine Fujiko (куча Lupin Sansei с 2011 года по 2019), Kanbaru Suruga (Monogatari), Celty Sturluson (Durarara). И это далеко не исчерпывающий список. Просто поразительно, как много запоминающихся ролей она исполнила за каких-то 20 лет работы — причём и мужских, и женских. Harmony можно посмотреть хотя бы, чтобы послушать отличную игру Sawashiro.

Mihie Miaha была озвучена стараниями Ueda Reina, чья деятельность нам известна по следующим ролям: Outori Ouka (Taimadou Gakuen 35 Shiken Shoutai), Yurisaki Mira (Dimension W), Grey (El-Melloi), Karino Shuka (Darwin’s Game). Калибр этой seiyuu поменьше, но Миаху она сыграла великолепно.

Оригинальная озвучка, понятное дело, самый качественный и предпочтительный вариант. С альтернативными озвучками у нас настоящее раздолье — есть и английская, и русская, и ещё русская! Самая первая из них — достаточно неплохой середняк, тем не менее не вызывающий желания слушать именно её. Голоса персонажей хорошие, но подобраны в типичном американском стиле — чтобы обязательно с клоунскими иностранными акцентами, которых в оригинале, разумеется, не было. Отдельная претензия и к озвучивальщице Туан: в оригинале это довольно крутой во всех смыслах женский персонаж, настоящая «сильная женщина» в японской трактовке. Проблема в том, что западная трактовка этого понятия диаметрально противоположна: вместо того, чтобы демонстрировать свою состоятельность поступками и размышлениями, западный подход предполагает добавление тонны пафоса, «крутого» вечно наглого тона голоса, снисходительный настрой диалогов и хамские ответы. Глядя на японское изображение крутой женщины зрителю сразу понятно без всяких объяснений, что она и крутая, и, самое главное, женщина, а вот западный вариант — это банальный корчащийся и петушащийся мужик в юбке.

Со звуком.

На самом деле там всё не так плохо, как я описал выше, но периодические приливы пафоса у Туан очень заметно бьют по ушам. Конечно, порой приятно послушать для разнообразия английскую речь, но это не тот случай, когда ради этого в персонажеориентированном фильме надо жертвовать этим самым персонажем.

Русских озвучек, как я уже писал выше, две: от «Мобильного Телевидения» и Force Media (я так понимаю, это официальный вариант). Первый вариант предлагает закадровый перевод, а второй — полный дубляж. Слушая их попеременно я постоянно ловил себя на мысли, что озвучки будто бы беспрерывно соревнуются друг с другом: в первой голоса арабов, читателя надписей, Ильи и Туан (да что там говорить — почти всех персонажей) лучше, но во второй гораздо приятнее звучат Миаха и Киан. В первой озвучке перевод чуть более близкий к тому, что говорят на самом деле, но он сочетается с диким количеством отсебятины, взятой из андаба (порой откровенно блевотной). Во втором случае «креатива» меньше, по сам перевод так себе.

Буквально с первых секунд ты понимаешь, что перед тобой профессиональная русская озвучка:

"Мобильное телевидение". 24я секунда фильма. Сёр и блёв.
Force Media. Сёр и блёв. Капец, как их вообще до работы допускают, если они обсираются на ТАКОМ?

Озвучка «Мобильного Телевидения» вроде как неплохая, если постоянно закрывать глаза на обсёры и «креатифф», не смотреть в субтитры, не слушать оригинальные голоса. Абстрактно в вакууме — сойдёт.

Фекальной жемчужиной озвучки Force Media ну конечно же, естественно, несомненно, само собой, разумеется, является непременный гость в официальном ру-дубляже ЧЕГО УГОДНО: Дмитрий Филимонов. Этот тошнотворный креакл ротирует и за туарегов, и за профессора — по истине Юлий Цезарь, способный озвучивать всех и вся! Когда первое, что ты слышишь в дубляже — кряхтящий натужный голос Филимонова, возникает непреодолимое желание переключить звук на другую дорожку. И это я ещё не успел упомянуть невероятно пафосные и переигрывающие голоса всех остальных дристающихся перед микрофоном скоморохов. До жалких «птушников» из Японии этим так называемым профессиональным «актёрам» как пешком до Марса.

"Мобильное телевидение". Внимание на субтитры.
ДдДдДддДдддДмитрий Филимонов!!!!! Почему у него всегда такой голос, словно он сейчас обосрётся?

Нигде так сильно не ощущается тотальная деградация отечественной профессиональной сферы озвучивания, как в мультипликации. Когда-то при СССР дубляж мультфильмов / фильмов был просто шикарен — озвучивальщиков подбирали не только под роли, но и под типаж оригинального актёра (особенно это практиковалось в кино). Голоса были красивые, поставленные, запоминающиеся; слушать их было одно удовольствие. Теперь же приятная официальная озвучка всплывает раз в тысячелетие. В лучшем случае среднестатистический дубляж «никакой», а обычно режет уши похлеще бензопилы, особенно этим славятся голоса озвучиваемых женщинами детей и самих этих женщин. Куда делись люди с красивыми голосами?

Особняком в этом цирке фарса стоят фанатские русские субтитры от Sovereign и Ко — перевод здесь отличается от того, что фигурировало в озвучках; он просто отличный. Я даже не на секунду не сомневался, что анимешники переведут гораздо лучше, чем мартыханы-пРаФеСеАнАлЫ.

"Мобильное телеведиение". Какой мегакреатифф про "яйца". Бурные аплодисменты! На самом деле это не их креатив ни разу, а просто перевод официальной английской озвучки. Перевод чужого "креатива".
Force Media. Когда Филимонов не корчится на унитазе, его голос даже начинает звучать не так тошнотворно.

Итого, если соберётесь смотреть — выбирайте оригинальную озвучку и ансаб, либо субтитры от Sovereign. Японская дорожка обязательна, ведь слушать Туан в исполнении какой-то тётки — это натуральное кощунство по отношению к Sawashiro Miyuki.

Персонажи

Анимы, где главному герою за 25 не так уж и много, а уж таких, где в главной роли девица — ещё меньше. И совсем уж мало тайтлов, где этот персонаж вдумчивый, глубокий, разговорчивый и энергичный. В данном случае наша героиня, Кириэ Туан, как раз принадлежит к последней категории.

В сравнимых по общей жанровой канве (seinen, драма, психологический), произведениях вроде Ghost in the Shell, Jin-Rou, фильмов Patlabor, Sky Crawlers и т.д. герои традиционно немногословны и малоэмоциональны, на события реагируют флегматично, не спешат выражать своё личное мнение о них. Создаётся впечатление, что в этих людях с возрастом угасает некая искра. Вряд ли эти персонажи намеренно изображаются в виде каких-то плывущих по течению трутней; скорее всего подразумевается, что они с головой погружены в мысленные рассуждения, но нам их не показывают.

Туан на удивление не такая: ей всегда есть что вспомнить, о чём поразмышлять и что сказать, и авторы не стесняются эти внутренние диалоги доводить до зрителя. Я просто обожаю, когда озвучивают мысли героев; делают они это самостоятельно или же за них трудится рассказчик для меня не важно — главное, что эти мысли есть. Мне кажется этот момент добавляет некой обозримой глубины персонажу. Конечно, мы охотно верим намёкам, что у Майора и Фусэ в голове водоворот мыслей, но порой хочется эти мысли услышать. Увы, таким нас балуют чрезвычайно редко.

Для главной героини фильма стакан постоянно наполовину пуст: уже в детстве она ощущала себя не своей тарелке в обществе тотального контроля, а уж когда она повстречала единомышленницу Миаху, неприязнь к канонам социума только усилилась. Туан не нравится, что адмедистрация мониторит жизненные показатели всего населения страны, фактически контролируя многие биологические процессы их организма. Система очевидным образом уязвима — все медстанции управляются удалённо, как и наномашины в людях. Стоит поменять рецепт на какой-нибудь цианид, и миллионы людей послушно склеят ласты, думая, что принимают лекарства. Народ об этом не парится, а Туан это не даёт покоя. Люди на улице ведёт себя как клоны — все учтивые, вежливые, надрессированные, что максимально угнетет нашу героиню. Учитывая, что наномашины контролируют выработки гармонов в теле, а социальный рейтинг диктует поведение, шансов встретить кого-то уникального — почти ноль.

Солидная часть сериала показывает прошлое героини, где у неё ещё были друзья-единомышленники Киан и Миаха. Последняя девица оказалось не по годам эрудированной и познакомила Туан с многими забытыми вещами — бумажными книгами и тем, как они влияют на людей, заодно с недавно канувшими в лету обычаями. Внезапно оказалось, что жить как-то иначе тоже можно, более того, люди раньше именно так и существовали — без постоянного контроля WatchMe. Как апогей бунтарства Миаха предложила совершить групповой суицид — что-то немыслимое для современного им общества. Разделающие её взгляды подруги оказались не против — именно с этого момента для Туан всё пошло наперекосяк. Не из-за того, что Миаха погибла, а потому, что она сама выжила. Прошли годы: Киан «оказуалилась» и превратилась в типичного члена японского общества; Миахи больше нет — никаких других единомышленников ГГ так и не нашла. Ей бы и хотелось отправиться за подругой, но вот силы духа для этого не хватает.

Все сцены с воспоминаниями детства Туан очень кайфово оформлены. Особенно это касается пробирающей музыки.

Единственный выход — попытаться забыться, поехав в страны третьего мира, куда ещё не добралось тлетворное влияние адмедистрации. Здесь для Туан и люди как люди, и на мозги не капают постоянным наблюдением. Нет бесконечного зомбирования а-ля «уступайте место тому-то и тому-то», «тщательно жуйте пищу», «не ешьте вот такую-то вредную еду» и тому подобных опостылевших фраз, слышимых по 10 000 раз на дню. А если во время очередного конфликта её ещё и замочат — ну так это вообще шикарно!

Вроде читаешь и начинаешь предполагать, что это стандартный сюжет про возвращение страдающему ПТСР человеку воли к жизни, но как бы не так! Обычно японцы очень любят делать истории про то, как непослушного человека подгибают под общество, заставляют его осознать, что быть «как все» правильно. Если у этого человека есть какая-то душевная травма (потеря друга), то её обязательно исправляют моментально появляющиеся новые знакомые-помогашки.

<harmony/> 2015 года

Harmony даёт любопытную перспективу на героиню, в жизни которой таких волшебных людей не нашлось, а прогибаться под чьи-то идеи она тоже не собирается. Сюжет повествует о человеке, потерявшем близкого друга — не приятеля, с которым раз месяц на пивасик ходишь, а настолько близкого, что его можно считать членом семьи. Такого друга, без которого ты даже не мыслишь своего существования. Обзорщики любят представлять этот момент как юрийную любовь, с чем я после нескольких просмотров перестал соглашаться. Я не сторонник видеть везде юри и яои, как морально испорченные типы, рассказывающие, что Sentou Yousei Yukikaze — тайтл про гомосеков. Пересмотрев монологи Туан, я пришёл к выводу, что с её стороны «любовых» посылов к Миахе довольно мало — нигде она не говорит и не думает про романтические чувства к подруге, кроме как в последней сцене, где слова без проблем можно трактовать в обоих смыслах. Я больше склоняюсь к тому, что речь в фильме идёт именно об очень близком друге (как и в Yukikaze).

Отличительной фишкой персонажа Туан является её изначальный характер и ему она не изменит до самого конца сюжета. Не будет такого, что пришёл весёлый Вася, рассказал историю успеха, и все циники мигом превратились в идеалистов в кепочках с пропеллером. Это тоже уникальный момент — чардевелопмент без радикальной смены менталитета с негативного на положительный. При этом ГГ не является злодеем, а предстаёт в образе нигилиста, что тоже редкая тема. Весь сериал Туан подчёркнуто преследует исключительно свои собственные цели и интересы, до чужих проблем (даже глобальных) ей нет никакого дела. Если держать в уме эту её черту, то концовка моментально становится в разы понятнее.

Вообще Туан очень похожа на Homura из Mahou Shoujo Madoka Magica — она тоже немногословная, тоже искренне переживает за свою подругу и ей тоже не интересно вообще ничего, кроме своих целей. Как и Хомура, Туан показана в негативном с точки зрения «нормальных людей» свете, но, после вникания в её обстоятельства, начинаешь понимать, что персонаж чрезвычайно живой и реалистичный. Не дай Бог кому потерять своего лучшего друга (в упомянутой выше трактовке этого слова), но люди, прошедшие через этот ад найдут массу общих черт между Туан и собой. Для сочувствия героине требуется эмпатия и желание сопереживать, вникать в тонкости мировоззрения персонажа — если у зрителя этого нет, то ГГ действительно превращается в «мечущуюся с жиру лесбуху».

Теперь о втором ключевом персонаже — Михиэ Миахе. Она умнее Туан, значительно начитаннее, решительнее. Миаха выступает заводилой, змеем-искусителем, возмутителем спокойствия для троицы героинь и даже настоящим террористом. Окружающих людей она на манер Johan из Monster разлагает сладкими речами, рассказывая им о тонкостях человеческой психики, негативных моментах прогресса, интересных практиках прошлого. Разговорами дело не ограничивается: Миаха способна и на суицид, и на террористические акты и даже на кое-что большее — всё ради своей цели, отчасти положительной, отчасти нет. Это зависит от вашей трактовки сюжета и его концовки (я обмозгую данную тему ниже).

<harmony/> 2015 года

При этом Миаха тоже не является плохим персонажем (по крайней мере изначально). Она — отличное отображения человека, насильно помещённого в чуждое ему общество, под правила которого он подстраиваться не желает. Рассказать о ней что-то без спойлеров невозможно, поэтому здесь я коснусь лишь лежащей на поверхности юрийной стороны вопроса. Все «любовные» позывы идут исключительно со стороны Миахи, но, если внимательно присмотреться, её поведение практически не даёт предположить наличие любовных (романтических) уз между героинями. Все её действия — акты против устоявшихся норм и порядков, бунтарство. Целовашки с Туан (часто против воли последней, кстати) — не более чем способ пойти наперекор системе (да и потом, девицы такое и в реале практикуют :) ) . Если же вспомнить, в насколько консервативном обществе Миаха росла изначально, то какие-то предположения о наличии между дамами любви выглядят вообще абсурдными.

Продолжая высказанную выше аналогию, добавлю, что Harmony — это будто бы фильм про Хомуру и Йохана, абсолютно культовых персонажей с невероятно колоритными характерами. Уже одно это должно дать понять, что тайтл как минимум достойный.

Сценарий

Сразу хочу оговориться, что не буду здесь расписывать сюжет, т.к. надеюсь, что вы сами посмотрите это аниме.

Фильм может похвастаться довольно замороченным сценарием, провоцирующим мозг хорошенько покумекать во время и после просмотра. Посудите сами: у нас довольно интересная и пугающе актуальная на данный момент история про помешанное на медицине общество. Уже сейчас каналы завалены бесконечной рекламой очередных лекарств (помимо роликов про такие важные для нищего рядового гражданина СНГ вещи как «Газпром-Национальное Достояние» © ® ™, квартирка, дачка и лохари-тачка). Порой начинает складываться впечатление, что в случае чего угодно нужно бежать к врачу за таблетками, а в фильме у нас апогей этой идеи – общество здоровья, в котором вездесущий Internet of Things позволяет уже твоему телу напрямую получать так важные для власти «апдейты». Как ни странно, это ещё и довольно позитивное будущее, я бы сказал действительно утопическое. Обычно подобные сюжеты затрагивают переход из негативного будущего в более хорошее и свободное, но вот проблемы уже достигших последней стадии социумов и точки зрения его нелюбителей обычно не покрываются. Здесь же этот момент обыгрывается во всех деталях: нам покажут и отношение к такому строю обычных людей, и развёрнутое мнение тех, кому оно чуждо, и даже последствия принудительного перевоспитания последних. Причём не в стиле «Хорошее общество – это только фасад! На самом деле оно прогнило!»; напротив, тут вполне здоровое и действительно хорошее общество без всяких тараканов под подушкой. Фильм расскажет, чем руководствуются люди, не принимающие такую вот идиллию.

<harmony/> 2015 года

Тайтл даёт интересную перспективу на такую редко освещаемую тему, как интеграция людей иных культур и национальностей в чуждый для них социум. Обычно в стандартных сюжетах это делается так: человек пришёл в новое общество -> ХОБА -> акклиматизировался и влился в него (ну ок, максимум чуточку поглупил). В реале так обычно не бывает, что с успехом и показано в Harmony. Помимо самого факта неприятия, продемонстрированы и склад их мышления, и дальнейшее поведение таких инородных для общества элементов. С небольшими оговорками (микроскопическими), поднимаемые темы сейчас невероятно актуальны и позволяют получить на них любопытную точку зрения.

Вообще, произведения Itou Keikaku все идут на востребованные социальные темы и предлагают совершенно иной, нестандартный взгляд на вещи, нежели это обычно практикуется. В Gyakusatsu Kikan нам демонстрировали влияние языка на методологию мышления, общество тотальной слежки, цену фальшивой безопасности и отношение к этому людей, мыслящих сквозь систему. Shisha no Teikoku касался вопросов наличия души и применения «негуманных технологий» для поддержания гуманизма.

Harmony же получился самым нашпигованным интересными мыслями: помимо описанного выше здесь ещё коснулись влияния печатной медии на психику человека, проблемы окружённого людьми одинокого и ненавидящего себя индивида, поведение потерявшего лучшего друга человека и его реакцию на возможное нахождение нового единомышленника (в данном случае это выполнено очень неординарно), тут обсуждается совершение людьми выбора, то, как это регулируется и какие последствия приносит (и как у каких народов этот процесс устроен), а также нам покажут реакции вчерашних «паинек», поставленных перед абсолютным выбором (помнится, такое показывали лишь в Kikou Kai Galient, но в очень упрощённом виде). В конце концов фильм может предложить максимально необычный способ решения всех мировых проблем и избавления от вооружённых конфликтов. Можно сделать утопию ещё более утопией? Можно! Harmony покажет, как.

СПГС

Ниже пойдут спойлеры, поэтому тем, кто собирается посмотреть фильм, рекомендую пропустить весь этот раздел до "Заключения".

Героя статьи в сети почти если и обсуждают, то почти всегда в негативном плане, поэтому хотелось бы поделиться мыслями относительно ключевых моментов сюжета и их возможных трактовок.

"Какой-то девочке не хотелось жить здоровой, во всеобщей доброте и заботе, которую поддерживает "Система Здравоохранения"

Вообще странно видеть такие искромётные перлы от вроде бы взрослых людей. Все мы знаем, что для каждого свобода своя. Для кого-то свобода — это сидеть под надзором камер, бесконечно регистрироваться и аутентифицироваться своим паспортом, отпечатками, сетчаткой даже в очереди за хлебом. Зато ты типа "защищён"! Другим же нравится возможность не быть оштрафованным за каждое лишнее движение пальчиком, отсутствие вырвиглазной слежки под надуманными предлогами. Кому-то нравится деловитость городов, а кто-то чувствует себя в своей тарелке только в селе, в собственном доме и на собственном участке. Одни готовы променять свою биометрию ради более удобной разблокировки смартфона, а другие будут чуть ли не кабель Ethernet выдёргивать после каждого завершённого сеанса в интернете.

Идеальный пример разной концепции мышления: одному нравятся американские машины семидесятых, где за всё отвечала прокладка между рулём и сиденьем. Свобода для таких людей — быть наедине с механизмом. Для других людей свобода заключается в напичканном электроникой куске пластика, в котором 90% за тебя делает компьютер. Для них это слово означает возможность долбиться в телефон, периодически поглядывая вперёд, пока машина сама переключает за тебя фальшивые передачи вариатора, а радар адаптивного круиз-контроля не позволяет воткнуться в такого же товарища спереди. От любой возможности убиться их защитят помощь при перестроении, помощь при парковке, помощь при открывании двери, помощь при юзании круиз-контроля, помощь-помощь-помощь. Кому-то нужна просто крутая машина, а кому-то — ворох проводов.

У всех разные взгляды на жизнь, как и понимание слов "свобода", "забота", "доброта". Посему я не вижу причин, почему человек, не принимающий навязчивую заботу общества, является чем-то ненормальным в рамках сеттинга Harmony.

«Пугалка для дебилов»

Для дебилов ли? Думаю, все заметили, что мировые производители чего-угодно отчаянно пытаются перейти с модели «продал -> отдал» на «разрешил временно попользоваться за деньги». Владеть вещами плохо, покупать что-то не в кредит — неправильно! Лизинг машин и аренда недвижимости уже давно стали повседневной реальностью, от которой мы уже никуда не можем убежать — ещё в древнем Риме владелец многоэтажного жилого дома сдавал отдельные этажи арендаторам, тот уже сдавал другим арендаторам квартиры, третий арендатор сдавал другим комнаты в этих квартирах. Мог быть даже четвёртый арендатор, сдающий уже углы комнаты — естественно цена с каждой итерацией барыг повышалась до космической. Аренда машины и каршеринг сейчас преподносятся как "не владеешь машиной — свободен" (лично видел такой слоган).

Прогресс идёт дальше: замену на виртуальный фуфел коробочных изданий игр и софта на дисках мы с радостью схавали и даже готовы платить за коробку и носитель, но не получать их! "Мой продукт лежит на сервере каких-то ребят где-то там — что может пойти не так?" Зачем останавливаться на достигнутом? Люди придумали software as a service, бизнес-модель, при которой юзера подсаживают на бесконечную подписку / оплату. Есть и такая же услуга для аренды железа — платишь подписку и тебе разрешают подключаться к чьему-то компу.

В итоге что у тебя есть своего? Жильё — чужое, личный транспорт — чужой, компьютер — чей-то, софт на нём — тоже не твой. А что тогда твоё? Например, телефон, за который ты уже выплатил кредит. Гаджет у тебя уже есть, и ты им доволен — а вдруг ты не будешь покупать новый? Окей, так, не пойдёт.

И здесь в комнату влетает священная корова, поклонение которой воспитывают в людях ещё с детства: обновления. «Апдейты — это хорошо!», учат нас производители, «апдейты нужны для безопасности». А дают ли они безопасность и становится ли после них лучше — это уже неважно. Главное здесь — эффект плацебо у потребителя, думающего, что, раз производитель клепает какие-то обновления, то он заботится о покупателе.

А что если люди аутсорснут кому-то не просто какие-то мобилки и тачки, а сразу свои здоровье и жизнь? Что, если доступ к твоему организму будет возможен удалённо и в любой момент времени? Человек — биологический организм; доверить контроль над своими биопроцессами эквивалентно тому, что ты отдашь ключи от квартиры, все коды и пароли, а также дашь доступ к своему счёту в обмен на какую-то филькину бумажку, что третья сторона «обязуется не пакостить». То, что у тебя могут увести хрустальную вазу и кожаную куртку — это ерунда. Гораздо более опасная проблема будущего заключается в том, что тебя могут хакнуть цифровым образом (например, через импланты) или аналоговым (через гормоны и химию), и ты этого не узнаешь.

«'Изверги' привили людям хорошие манеры, доброту и подарили здоровье используя технологию, которую я бы назвал продвинутым фитнес трекером»

Пагубную сторону такого прогресса поднимали много где: на ум сразу приходят Ghost in the Shell с Betterman. В Harmony совсем другой масштаб и более радикальные результаты «хака»: никто теперь не помешает правительству создать софт для «тонкой настройки» поведения людей — она уже выполнена на момент начала фильма: население развитых стран давно перестало погрязать в мелких семейных дрязгах, сраться в метро, заболевать по глупости, толстеть. Это хорошие вещи? Безусловно.

Как нас учил Ginga Eiyuu Densetsu, на одного великого и порядочного авторитарного правителя придётся множество мерзавцев и бездарей, поэтому отдавать абсолютный контроль над чем-то в руки одной личности неправильно. Получившим доступ к центральной системе здравоохранения злоумышленникам никто не помешает делать любые вещи с людьми: той же Киан не угрожали, её не пытали; просто стимулировали организм так, чтобы человек моментально впал в глубокую депрессию. Её не потребовалось выискивать, подгадывать момент для атаки, каким-то незаметным образом убивать — она сама нашла и повод, и способ покончить с собой.

Помните, почему страшно смотреть хорроры? Мы не знаем, где монстр, что он такое, как он нападёт и от этого становится страшно. Как только мы узнаём о монстре подробную информацию его уже не боишься. Поэтому «Нечто» был очень страшным фильмом (мы никогда не могли быть уверены, кто заражён), а «Чужой» — не особенно. Ужас показанной в системы в том, что ты никогда не знаешь, кто, как и когда что с тобой сделает.

Авторы даже обычную картинку умудрились подать как-то стильно. Постановка в Harmony прямо топовая.

Как пример, злодейская фракция убивала кого хотела где-угодно — хоть репортёра в прямом эфире. Причём жертва сама не понимала, зачем сейчас воткнёт себе ручку в глаз. Пара демонстративных убийств и простенький ультиматум — «убейте соседа или себя», и вчерашние послушные Буратино уже устраивают хаос. И никакая полиция, которой аутсорснули безопасность, никакая адмедистрация, которой аутсорснули жизнь, никто не помешает злоумышленникам делать с тобой всё, что они хотят.

Как апогей этой проблемы выступает, собственно, <harmony/>, программа, в честь которой назван фильм. Она способна по нажатию одной кнопки превратить большую часть населения земного шара в «биороботов», выполняющих все действия на автомате. Этот момент я подробнее распишу ниже.

«Нам не покажут почему же это общество плохо»

А всё почему? Потому, что твой организм уже не твой. Как только ты отдаёшь аспекты своей жизни на аутсорс, ты предоставляешь полный контроль над ними кому-то ещё, кто может делать с этими вещами всё, что ему заблагорассудится. Что помешает чужаку начать извлекать для себя выгоду? Бумажка? Законы? Даже дети в курсе, что преступников законы (а уж тем более бумажки) особенно не волнуют. Если уж такое прямолинейное отображение недостатков аутсорса не заставляет людей задуматься, то ни что не заставит.

Персонажи открытым текстом поясняют свои мотивации; непонятно, как можно это не заметить.

«Как вообще можно «стереть» человеку сознание? Как после этого люди будут функционировать, как биороботы, штоле?»

Как мы помним, по сюжету во время войны была обнаружена чеченская деревня, населённая, как было сказано, людьми «без сознания» (Миаха тоже роддом оттуда). Разумеется, в прямом смысле фразу «без сознания» воспринимать не стоит, да и фраза эта банально вырвана из контекста (как очинь смифное «People die if they are killed»): сознание у этих людей конечно же было на месте и никакими «роботами» они не являлись. Что у них отсутствовало — это психологические муки выбора и «копание в мыслях». Закрытое и отдалённое от цивилизации сообщество построило свою жизнь и воспитание людей так, чтобы у них появился своего рода биологический автопилот, позволявший им жить в гармонии с собой и друг с другом, не испытывать никаких жизненных проблем, ведь большинство жизненных моментов были уже очевидны, предопределены и явно понятны каждому. Своего рода массовое неведение, работающее во благо людям с не захламлённым тоннами современного информационного мусора разумом. Это не означает, что они тупые или не люди; просто какие-то решения у них всегда спонтанные и правильные из-за того, что альтернатив нет, а дальнейший курс действий всегда предельно ясен. Идеальное общество.

Если вспомнить разнообразные современные отчуждённые сообщества различных папуасов, лесных племён или горных деревень, то эта концепция не кажется таким уж бредом. Другой пример — трудовые мигранты, бросающие свою страну, дом, семью, чтобы приехать куда-то там, из своего иметь в лучшем случае койку и работать за такие же копейки. Кстати, тема их менталитета, интеграции и восприятия чужого общества в штыки в много где заметна в Harmony, если во время просмотра держишь в голове эту мысль.

Проблема в том, что авторы подняли интересую и глубокую тему, но обозначили её слишком пафосным словом «сознание», которое зрители сразу же восприняли в штыки, понимая его буквально. Примерно как ньютайпы (расширенная интуиция) из Gundam (мы не берём фарс отдельных частей вроде Unicorn или концовки CCA) или «Зеро» из GPX Cyber Formula.

<harmony/> 2015 года

Так вот, когда Миаху насильно вырвали из её идеального общества и пустили по кругу, этот биологический автопилот у неё сломали; как говорится, сделали в её жизни крутой поворот, после которого всё воспринимается иначе. Такой поворот случается и в реальности: например, гибель близкого человека, какие-то сложности в семье или со здоровьем. После такого, человек начинает впадать в депрессию, видеть в обыденных вещах и словах совершенно иной подтекст, гнетуще влияющий на психику; в голову (особенно ночью) лезут разные отвратительные мысли, от которых невероятно тяжело избавиться. Начинаешь буквально мечтать обратно вернуться в то кажущееся блаженным состояние «автопилота», на котором ты счастливо существовал ранее. После такого кто-то вылечивается, другие спиваются, третьи накладывают на себя руки. В любом случае — это реальная психологическая проблема, с которой, я абсолютно уверен, много кто сталкивался.

Приведу мелкий пример: автопроизводители рекламируют Мерседес Е с чёрными кожаными сиденьями, расписывают невероятные плюсы этих кресел, добавляют, что там есть подогрев и вентиляция. Ты смотришь и думаешь «Вау! Вот это круто! Сиденья не из кожи реально дерьмо!». Ты покупаешь этот Мерс и радуешься жизни. Далее по мере того, как ты копаешься в материале, выясняется, это не кожа, а «эко-кожа», что сиденье-то на холоде дубеет и становится как из морозилки, а на жаре превращается в сковородку. Время его совершенно не щадит, покрывая поверхность обильной сетью трещин, по которым обивка начинает со временем протираться и лопаться. Затем оказывается, что велюровые сидушки в сорокалетней Королле до сих пор сохраняются лучше, чем в твоём пятилетнем Мерседесе, что тамошняя ткань дышит, не холодит и не жарит пятую точку, поэтому там не нужна вентиляция. Ты понимаешь, что последнее — костыль для исправления недостатков материала, что народ активно обманывают с этой кожей, что тебе впаривают более дорогой и низкокачественный товар. Затем ты начинаешь замечать другие такие же моменты в иных сферах производства. Всё, у тебя в жизни моментально появилась масса ограничений, условностей, поводов для появления негатива. Выбор сразу же усложняется, а вещи предстают в новом свете.

Возвращаемся к теме. Так или иначе, общество Миахе не понравилось, т.к. очень тяжело объяснить провинциальному человеку, почему постоянная слежка и дистанционный контроль твоего собственного тела — это нормально и полезно. Свои деструктивные импульсы она вначале направила на расширение своего круга общения (человек ведь тварь социальная), изучение образа жизни людей прошлого, а также на разного рода бунтарские выходки против системы. Всё это было вызвано тем, что к старому образу жизни она вернуться не может, а новый всеми фибрами души ей противен.

<harmony/> 2015 года

Когда кульминация этого плана не получается, а Миаху забирает на обследование научный институт, в её голове начинают копаться с целью покорить суицидальные импульсы путём контроля части мозга, отвечающей за желания и удовлетворение. Случайным образом выяснилось, что полученные настройки погружают человека в своего рода трансовое состояние: он ведёт себя нормально, есть-пьёт-действует-разговаривает; на его лице читается счастье и удовлетворение. Когда эксперимент завершили, а Миаха очнулась от «зомбирования», всё, что она могла вспомнить — это всепоглощающее чувство спокойствия и гармонии, того, что она когда-то испытывала в детстве. С этого момента все её суицидальные импульсы заменило упорное желание вновь вернутся в состояние блаженства, будто бы снова прийти в ту точку её жизни, когда поворотные события ещё не наступили. Этот момент нам демонстрирует истинные цели Миахи — найти собственное счастье. В прошлом обществе это было невозможно, поэтому выход для неё был лишь ногами вперёд, но, как только путь нашёлся, вопрос о самоубийстве моментально исчез.

Современное тайтлу общество приняло его текущее состояние после разрушительной мировой войны, поэтому умы мировых лидеров были также заняты вопрос предотвращения такого рода событий в будущем. И тут удачным образом власти выясняют о существовании описанной выше программы. Её окончательный результат, собственно, софтина <harmony/> позволила бы раз и навсегда избавиться от вопросов войн, срачей, ненависти, политоты и прочей погани.

С тех пор, как Миаха узнаёт о существовании этой программы, её абсолютной задачей является заставить власти активировать данный софт. Собственно, это цели не только её, а довольно большой группы людей, но сюжет концентрируется именно на паре Миаха-Туан.

«Людей погубит терпимость к греху, желание понять грех, желание спасти грешника»

Разве их что-то погубило? Кого вообще события фильма погубили? Разве что жертв суицидов и беспорядков, вызванных терактом группы Миахи. После активации <harmony/> мир не только не ухудшился, а достиг апогея, максимальной утопии, при которой 99% конфликтов вообще исключены. Вместе с тем, тайтл даёт повод понять, что утопия временная по двум причинам: власти всегда могут «гармонию» выключить; вторым же моментом является её неполных охват — далеко не все люди планеты были под контролем системы здравоохранения, и уж тем более там было немало оффлайн-людей вообще без WatchMe. Причём отключение программы скорее всего станет следствием второго пункта, когда покусившиеся на плюхи более состоятельных соседей люди начнут активно отжимать их имущество и делить территорию.

Если задуматься, то разве <harmony/> сделала что-то плохое? Она остановила беспорядки, люди моментально успокоились и вернулись к беззаботной жизни. Что может быть лучше этого? С каких пор потреблядство и конфликты стали определяющей добродеятелью человека? Да, они были всегда, но разве человек не может жить без них? Разве, потеряв эти моменты, он перестаёт иметь «сознание»? Тут можно дать контраргумент, сказав, что именно муки выбора и вызвавший их широкий кругозор являются факторами, выделяющими людей из безликой толпы, но всегда ли они несут положительный результат? Не являются ли они лишь усложняющим фактором для получения человеком удовлетворения? Если человек может быть удовлетворён меньшим количеством действий и вещей, то несёт ли смысл переусложнение жизни? Когда «в разумных пределах проще» потеряло своё веками устоявшееся значение «лучше»?

«Самоубийство Миах, её мысли, идеи и замыслы. Вот это и есть основа центральной сюжетной линии фильма»

На эти вопросы тайтл однозначно не отвечает, но даёт две интерпретации от основных героинь. Миаха, как она того и добивалась, с радостью хочет принять эффекты программы. Свои цели она ставит выше пожеланий окружающих и даже своей главной подруги. В то же время доведённая до отчаяния десятилетием самобичевания Туан достигает верха нигинилизма: наконец-то встречает она встречает свою подругу. Она изменилась до неузнаваемости; хоть её цели не поменялись, но подход к их реализации и связанный с этим образ мышления стали резко другими. Такой исход Туан не устраивает, ведь в её депрессивном, съезжающим с катушек мозгу Миаха должна быть только как прежняя Миаха. На то, заработает <harmony/> или нет, Туан плевать, её интересует лишь сохранение подруги в её первозданном виде.

<harmony/> 2015 года

В этом месте возникает противоречие: если обеих в ближайшее время «зомбируют», то какой смысл был в убийстве Миахи? Героине ведь будет плевать на изменения в подруге, если она к этому моменту сама будет на автопилоте. Вроде бы Туан одобряет любые цели Миахи, говорит, что её любит, но вот изменения в её характере почему-то не принимает. Всё это из-за того, что в её больной голове после стольких лет разлуку героиня превратилась из человека в некий символ, объект фанатизма, к которому надо стремиться. Когда объект начинает меняться на глазах у фанатика, у того появляется чувство отторжения. Да и потом, как Миаха может менять свой менталитет после всего того промывания мозгов, которым она подвергла своих «послушниц»? Тем более, что Туан, как было неоднократно показано ранее, живёт сегодняшним днём — ей гораздо важнее скрыть не нравящуюся правду за вуалью неприятия здесь и сейчас, чем планировать что-то наперёд.

<harmony/> 2015 года

Вместе с тем, я уже писал, что персонаж очень живой — и Туан это в очередной раз подтверждает. Она не стала толкать клишейные фразы вроде того, что Миаха уже больше не Миаха (аля как San в Fire Punch). Напротив, ГГ прекрасно осознаёт что сейчас происходит, но противиться себе не может.

Второй уникальной чертой Туан выступает то, что ей совершенно плевать на происходящее с миром, и эта черта сохраняется до самого конца фильма. ГГ вообще не предпринимает никаких шагов к исправлению ситуации, более того, в нескольких местах она откровенно заявляет, что ей вообще насрать на всё — её интересует лишь встретиться и поговорить с Миахой. Учитывая возложенные на неё надежды группы Штауффенберг, можно смело предположить, что активация во многом вызвана именно пофигизмом со стороны Туан.

<harmony/> 2015 года

«Остается стойкое чувство, что всему виной не сложившаяся система, а всего лишь изнасилование одной маленькой девочки, которой эта самая «система» просто под горячую руку попала»

Самое смешное, что к происходящим на фоне событиям Миаха тоже почти не имеет никакого отношения. Само собой, её привлекли как объект изучения, а потом притянули для участия в начальных этапах терактов, но далее её просто выкинули как ненужный более инструмент. Если уж вдаваться в подробности, то причиной произошедших событий стали добропорядочные стремления властей обеспечить безопасность человечества, а вовсе не Миаха. Исследования менталитета её народа начались задолго до показанных событий, <harmony/> к этому моменту уже давно была создана. Если бы Миаху не притащили в лабораторию, то это бы сделали с кем-то ещё, ведь суицидников даже в рамках одной Японии по сюжету хватало. Да, она в какой-то мере послужила катализатором, но и без неё ничего бы радикально не поменялось. Возможно, без её Йохановских пылких речей теракт прошёл бы менее «гладко», но факт оставался фактом — антагонисты в любом случае могли в удобный момент прикончить кого-угодно и запустить события. Даже под конец её отпустили за полной ненадобностью. Миаха — просто пешка в рамках чьего-то заговора.

Как и в Babylon тут есть очень любопытные рассуждения о природе «добродеятели», хороших и плохих поступках.

«Всё в фильме хорошо, но … в нём скудный сюжет, и практически отсутствует центральная сюжетная линия»

Комментируя выделенный выше перл, я бы сказал, что основной сюжет — посттравматическое расстройство Туан и то, как она с ним живёт в условиях резко меняющегося мира. Большую часть фильма зритель проводит в голове ГГ, слушая её воспоминания, рассуждения и мысли о настоящем, поэтому странно было бы предположить, что на самом деле сюжет идёт о мировом заговоре, ужасной компьютерной программе или даже мрачном прошлом Миахи. Всё это лишь является фоном для главной героини, импульсом, позволяющим продемонстрировать ту или иную её реакцию. Harmony — одно из редких произведений, сконцентрированных именно на персонаже, а не на событиях, в которых он участвует; они никогда не довлеют над главной героиней и не замещают её роль в повествовании.

Обычно такие произведения делают очень тягучими и медленными, а тут авторы запилили более бодрое приключенческое повествование, поэтому и кажется с первого взгляда, что фильм о чём-то другом.

«Я, конечно, задаюсь этим вопросом, как большой плохой русский…»

Количество поцреотов в отзывах на фильм просто шокирует. То эти люди заявляют, что фильм является обычным подростковым шлаком, то сами ведут себя как подростки, расписывая свои демонстративные разрывы жоп от изображения России в художественном произведении. Т.е., если бы там сказали, что лагерь проституток был организован, например, чехами то реакция была бы абсолютно равнодушной. Может это и пустые слова в воздух, но я бы хотел донести до людей три мысли:

1) Военные преступления — непременная часть войны и её неразлучный спутник. С сожалению, не бывает войны без военных преступлений; для их предотвращения даже существует специальный орган, военная полиция. Война — это плохо, преступления — тоже, причём неважно, кто их совершает. Преступления в ответ на преступления (месть) — это очень тонкий момент, порождающий тонну дебатов, но закон нам говорит, что все преступления плохие. Очень тяжело с честной точки зрения решить, кто прав в таких ситуациях, поэтому я бы просто предпочёл, чтобы самое первое преступление не совершалось.

<harmony/> 2015 года

2) Самое важное для настоящего патриота — знать как свою историю, так и историю других стран. Когда вы чётко знаете свою историю, никакие россказни кого-то там, никакие фильмы, книги и игры не смогут поколебать вашу точку зрения настолько, чтобы брызгать слюной от трёх строчек текста какого-то фантастического мультика. Истории, а-ля Call of Duty, где в реальных событиях реальных преступников меняют на другие страны в приливах дешёвой пропаганды — вот это действительно неприятно, но не более. Всё-таки мы взрослые люди и понимаем, что насилие и преступления должны оставаться внутри кинца и компьютерных игр.

3) Не надо проецировать произведение на себя. Показанная в фильме Россия — это не настоящая Россия потому, что фильм не является документальным и вообще художественный вымысел. Ассоциировать себя с персонажем игры или фильма — ненормально. Человек — это человек, а кучка пикселей — несуществующий в реальности вымышленный персонаж. Персонажу можно сильно сопереживать, но ассоциировать себя с ним или проецировать его на себя не надо. Само собой, через любое произведение авторы пытаются что-то до нас донести; с нашей же стороны задача состоит в том, чтобы усвоить всё самое хорошее и доброе или, как вариант, поразмышлять о предложенных мыслях.

Из-за человеческой психологии конфликты выступают неотъемлемой частью большинства произведений. Народ любит хлеб и зрелищ, а для зрелища зачастую нужен вымышленный конфликт. Для последнего обязательно требуется какой-то мерзавец, агрессор. Иногда им выступает Россия, порой это Китай, временами КНДР, а время от времени бывают даже США. Обижаться на художественный вымысел — просто проявление детскости.

Ирландская мифология

В Harmony целая куча отсылок на ирландскую мифологию. В частности, отец Туан по имени Kirie Nuada упоминает, что работал в городе под названием Dian Cecht, явно названном в честь ирландского бога врачевания Диана Кехта, способного вылечивать практически любые раны. У бога было множество детей: Cu, Cethen, Airmed, Étan, Ochtriullach... Cían и Miach (имя Миахи пришется в тайтле как Miach, просто мне не нравится, как это звучит по отношению к даме — «Миах»). Последние товарищи были вовсе не дочерями, а сыновьями (т.е. имя стало универсальным?). Киан был героем романтической истории; его имя означает «терпеливый, отстранённый». Миах же был убит своим отцом Дианом Кехтом за то, что обладал непревзойдёнными врачевальными талантами. Трижды отец пытался отрубить ему голову мечом и лишь с четвёртого удара у него получилось. Из могилы Миаха выросли 365 трав, которые его отец потом разбросал в стороны.

Согласно мифам, когда в руке Нуаду, короля-предводителя богов племени Tuatha Dé Danann, поселился демон, Миах изгоняет его и убивает, после чего отец лекаря создаёт серебрянную руку взамен утраченной Нуаду. Далее Миах заменяет искусственную конечность на таковую из настоящей плоти и крови.

Туан вероятно названа в честь отшельника Tuan mac Cairill, жившего ещё с предшествующих Великому Потопу времён. Наблюдая историю Ирландии, Туан многократно перерождался: вначале в оленя, затем в кабана, далее в орла (на этом этапе он наблюдал, как его страну захватило племя Туата Де Дананн). Предпоследним его перерождением был лосось, которого выловили рыбаки и скормили жене некоего Cairill, после чего он попал в её утробу и заново родился под именем Туан, сын Кайрилла (т.е. Tuan mac Cairill). В последствии он принял христианство.

Итак, что мы видим:

Царь (руководитель Рабочей группы по описанию поведения человека нового поколения) племени богов Туата Де Дананн (учёных мужей, достигших вершин медицины) по имени Нуаду (Кириэ Нуада) после очередного сражения (научной дискуссии внутри Группы) получил (поссорился) физический изъян (часть лица обожжена), после чего был вынужден сойти с престола (покинуть руководство Группой). Миах (Миаха) изгоняет демона из руки Нуаду (полученные от экспериментов над ней данные вытрезвляют разум Нуады), после чего меняет искусственную руку царя (чисто научный подход) на живую, из плоти и крови (ставит во главу угла человечность).

«Нуаду Среброрукий». В мифе у него была серебрянная рука, а в Harmony — седая прядь волос. В легенде царь потерял возможность воевать, а в фильме по-человечески размышлять, что и символизирует рана на лице.
«Нуаду Среброрукий». В мифе у него была серебрянная рука, а в Harmony — седая прядь волос. В легенде царь потерял возможность воевать, а в фильме по-человечески размышлять, что и символизирует рана на лице.

История Ирландии (сценарий) подаётся из слов рассказчика, отшельника (не нашедшей себе места в обществе) Туана (Кириэ Туан), ввиду своего почтенного возраста являющегося сторонником старых обычаев (не принимает идеологию адмедистрации). Со временем Туан перерождается во что-то новое (подвергается влиянию Миахи, травмируется суицидом, теряет Киан, меняется при обнаружении Миахи, а затем подчиняется наномашинам — пять перерождений) и меняет свою религию на общераспространённое христианство (под воздействием программы <harmony/> Туан успешно вливается в чуждое общество людей).

Также в последней сцене фильма видно, как Таун наблюдает сожжение книг, т.е. происходит отречение от прошлой религии (мировоззрения).

У Диана Кехта (адмедистрации) было множество сыновей (продуктов системы), из которых выделялись двое: Киан и Миах, противоположные по амплуа и характеру личности. Первый был терпеливым трудягой (идеальным образчиком общества), второй же выступал лекарем (санитаром системы).

Киан, согласно мифам, владел плодовитой дойной коровой, ценящейся всеми окружающими людьми (Туан обладала добрым и невинным детским характером), которую затем обманом отнимает воин Balor, представший перед Кианом в виде маленького красноволосого мальчика (Туан, познакомившая подругу с Миахой). Для того, чтобы вернуть корову (душевное спокойствие), Киану по преданию требовалось добиться смерти Балора (смерти Туан). В одной из трактовок легенды, Киан так и не смог вернуть утраченное (душевное равновесие), т.к. был убит (Миахой) до того, как погиб (промыта при помощи <harmony/>) его обидчик Балор (Туан). Балор (Миаха, руками Киан) отрубает голову (вонзает нож в горло) Киану, после чего белый камень (белый пол), на который попала кровь, навсегда окрашивается в красный.

Миах (Миаха) был настолько умелым доктором (настолько неподконтрольна адмедистрации), что в порывах зависти Диан Кехт (учёные из Группы в Диан Кехте и вся система здравоохранения в общем) четырежды ударив мечом его голову (не дали ей отравиться, уничтожили её прошлые убеждения, выбросили на улицу и, наконец, её убили руками другого детища системы) сразил Миаха (пулей Туан). После гибели из его могилы (на карте Земли), выросли 365 (всеобъемлющий) трав (код программы <harmony/>), которые его отец (власти адмедистрации) разбросал вокруг (распространили по всему миру). В продолжении мифа Миах снова фигурировал как лекарь Туата Де Дананн, трудясь плечом к плечу с Дианом Кехтом и не держа на него зла (Миаха не переживала за решение Туан).

Миах (Миаха) был врачевателем (способствовала созданию <harmony/>), приносящим людям добро (софта, избавившего людей от конфликтов).

<harmony/> 2015 года

Harmony истолковывает древнюю легенду, показывая её события через вуаль современности. Тем самым демонстрируется, что сюжеты ушедших эпох актуальны в любое время; что не зная прошлого ты не сможешь ковать своё будущее. Важность прошлого неоднократно поднимается в монологах Миахи. В то же время фильм показывает, что не нужно погружаться в прошлое с головой и жить только им: в каждом человеке должен быть некий баланс и того, и другого. Когда у индивида нет толики здорового скептицизма, и он либо слепо идёт за бессмысленными инновациями (Киан), либо же впадает в противоположную крайность, отвергая изменения (Миаха) — до добра такое не доводит. Пускай это и не главная мысль произведения, но повод для размышления она определённо даёт.

Такая вот «пугалка для дебилов без сюжета».

Заключение

Harmony мне показался очень глубоким и «личным» фильмом — как будто мне дали заглянуть в душу настоящего человека с его терзаниями, пороками и эгоистичными идеями. С точки зрения фантастики произведение может предложить абсолютно уникальный и весьма детально проработанный сеттинг, который вы вряд ли увидите где-то ещё. Графика и постановка тайтла создают великолепный тандем для проникновенных диалогов, полных глубоких мыслей и затравок для дальнейшей мозговой деятельности, ну а чарующая музыка обволакивает это неповторимой атмосферой грусти по былым временам.

У Harmony есть все возможные варианты озвучек (даже с Дмитрием Филимоновым), отличный перевод на русский язык (да и на английской). Всё это упаковано в двухчасовой формат, не на секунду не заставляющий зрителя заскучать. Я бы сказал, что фильм просто концентрат годноты: он многослойный — после первого просмотра замечаешь любопытное окружение и интересный сюжет про заговор; на втором ты с головой погружаешься в персонажей, а третий просмотр поможем как следует проанализировать поднятые в фильме идеи и то, как они соотносятся с нашей реальностью. Если вы любите читать между строк и философствовать, а в списке любимых аниме у вас прочно засели Perfect Blue, SEL, Patlabor, Ghost in the Shell, Evangelion и Casshern Sins, то это фильм для вас, настоящий must see.

Ну а если вы ещё не знакомы с творчеством Itou Satoshi, сабж откроет вам красочную путёвку в его трилогию фильмов, поднимающих серьёзные вопросы и актуальные моменты грядущего общества и то, как мы к нему приближаемся. Работы Itou обязательно понравятся всем любителям игр Kojima Hideo, т.к. в них много параллелей с творчеством данного игродела. Я настоятельно советую помимо героя статьи посмотреть хотя бы Gyakusatsu Kikan. Давайте вместе почтим память прекрасного фантаста просмотром его произведений!

<harmony/> 2015 года
<harmony/> 2015 года
7474
180 комментариев

Комментарий недоступен

5

хмм... наверно все таки я в свое время смотрел какую то другую Гармонию :/ то ли я был глуп или пьян и хотел спать, то ли перевод был плохой, но я изначально после просмотра этого фильма как раз и отношусь к той категории "русофобов" скажем так :) кто не увидел в фильме ничего из описанного автором :( для меня он действительно выглядел как "скучная история про утопическое будущее, где две лесбухи не могут понять зачем им это все!" :/ а посыл идей фильма я вообще не понял! Туан мне вообще показалась красивой, но пустой героиней! а Миаха - "изнасилованной чеченской девочкой, обиженной на весь мир". (а под конец фильма я вообще откровенно зевал :/) при этом Призрак в Доспехах и Евангелион, мои любимые аниме! то ли я не понял Гармонию, то ли автор смотрел какую то другую ее версию :/ даже не знаю, попробовать посмотреть еще раз? вдруг и правда?

3

то ли я не понял ГармониюЯ не настаиваю, лесбухи так лесбухи, но мне хочется полагать, что ты всё-таки недопонял аниму.
автор смотрел какую то другую ее версию Я смотрел ансаб и оригинальную озвучку. 
попробовать посмотреть еще раз?Попробуй. В крайнем случае вернёшься и скажешь, что автор спгсный шизик и пишет бред)))

2

Спасибо за лонгрид, правда не дочитал чтобы не заспойлерить (дочитаю после просмотра!) - очень заинтересовал, в эти выходные посмотрю всю трилогию!

3