Манга, алхимию которой признал весь мир
Второе явление манги «Стальной алхимик» в России. Теперь будет издана целиком – в совершенно фантастическом виде.
Иллюстрации, сопровождающие этот материал, дают представление о том, в каком виде теперь будет выходить «Стальной алхимик». О самом издании – подробности в конце. Для начала – коротко о том, что делает историю братьев Элриков особенной.
«Стальной алхимик» – удивительное явление в мире манги. Творение умницы и красавицы Хирому Аракавы отличается от самой популярной манги всех времён One Piece (пиратское фэнтези с юмором и разношёрстной, в прямом смысле слова, командой героев), Dragon Ball (батя всех сёнэнов, переложение китайской классики «Путешествие на Запад» с невероятно сильным мальчиком с обезьяним хвостом в роли главного героя) и Naruto (путь восхождения ниндзя в мире, напоминающем феодальную Японию). Эти три тайтла занимают верхние строчки в списке манга-бестселлеров с общим показателем почти в миллиард проданных экземпляров. При этом по популярности творение Аракавы не уступает top of the tops, согласно различным рейтингам входя в списки самых популярных манг и при этом выделяясь и не теряясь на общем фоне жирных хитов.
Трио бестселлеров, как и «Алхимика», роднит принадлежность к условно «мальчиковому» жанру сёнэн, однако все четыре манги интересны и девочкам, но три из них вряд ли заинтересуют достаточно взрослых читателей. По крайней мере, таковых будет немного, поскольку сеттинг весьма специфический.
В чём отличие «Алхимика» от троицы вечных хитов? В универсальности сюжета, представляющего историю братьев-алхимиков Эдварда и Альфонса Элриков в соответствии с универсальным рецептом идеального литературного произведения для всех возрастов. Как сага о Гарри Поттере, только изначально в рисунках, разбитых на фреймы и с репликами, вписанными в бабблы. Эта универсальность позволяет утверждать, что «Стального алхимика» будет интересно читать людям практически любого возраста, даже если они не читают комиксы и более того – считают мангу экзотикой. Роулинг смогла, потому что до неё смогла Аракава.
Что в составе истории о братьях Элриках? В первую очередь – магия. Она – движущий элемент сюжета, поскольку действие «Стального алхимика» происходит в мире, где алхимия имеет под собой научную основу, что прекрасно вписывается в декорации «века чудес». По уровню развития цивилизации мир алхимиков находится примерно в начале XX века по аналогии с нашей реальностью.
Реальность эта кусается, что на себе испытал Альфонс Элрик. Он вместе с братом, желая воскресить мать, терпит неудачу: по магическому закону равноценного обмена Ал получает отдачу – лишается тела. Его брату везёт больше: свою неудачу в попытках расшифровать записи отца о запретном алхимическом учении он обменивает на ногу. И на руку, когда совершает отчаянную попытку спасти тело брата.
После сокрушительного поражения в обуздании алхимических стихий братья – Эд с протезами автоброни вместо утерянных конечностей и душа Ала в металлических рыцарских доспехах – отправляются на поиски философского камня. Они слышали, что с помощью этого сакрального вещества, вершины алхимических знаний и возможностей, возможно обойти закон равноценного обмена. Правда о том, как создаётся в их мире философский камень, вносит коррективы в первоначальный план. И начинается другая магия – хорошей истории, в которой, помимо сказочного антуража и сражений с сильными соперниками, есть всё, чтобы «Стальной алхимик» поселился в сердце навсегда.
Перед тем, как создать свою эпохальную работу, мангака Хирому подробно изучила основные положения алхимии по древним трактатам. В первую очередь её интересовала не практическая плоскость, а идейная - философия учения. Что лежит в основе поисков алхимиков? Какова их ответственность – за силы, с которыми они играют, за людей, которых они вовлекают в свои игры? Как работает в условной реальности сюжета то, что дядя Бен высказал максимально точно: «Чем больше сила, тем больше ответственность».
Тема ответственности находит многократное отражение в разных темах общего сюжета. Ответственность за своих близких. Проблема сирот, вынужденных приспосабливаться к суровым реалиям взрослого мира без надёжной направляющей руки. Равноценный обмен в алхимии как аналог ответственности, которая настигает каждого, чтобы воздать по делам и даже мыслям. Ответственность науки перед обществом и последствия неуёмной жажды учёных дойти в своих изысканиях до самого предела, а то и заглянуть в бездну, что отражается в общих принципах алхимии и секрете изготовления философского камня. Ответственность человека рождённого перед искусственными людьми, что в «Стальном алхимике» является в образе гомункулов одной из главных сюжетных линий. Ответственность тех, кто вознёс себя слишком высоко, за то, что они совершили с теми, кого считали ниже себя: в манге действия алхимиков в некотором смысле призвали к жизни их убийцу. Ответственность за невероятно хрупкую и в то же время бессмертную душу, которой люди наделены не просто так.
Эти и другие темы, которым находится место в общей канве повествования о поисках братьев Элриков, делает мангу об алхимии и её последствиях, о живых людях и душах в оболочках, а то и вовсе оболочках без души много большим, чем вол��ебная история, где главные герои – подростки. Да, как тот самый «Гарри Поттер», о котором упоминалось в самом начале. Универсальная волшебная история, в которой магия – яркая привлекательная основа для того. чтобы поговорить о серьёзных вещах.
И эту удивительную историю однажды уже пытались издать в России. В 2012 году издательство «Комикс-Арт», работавшее в связке с «Эксмо», начало выпуск манги с оригинальными обложками, как выходило самое первое издание «Стального алхимика» в Японии в составе 27 томов, начиная с 2002 года. Тогда время для прихода Элриков было выбрано неудачное. Как в фильме Эммериха «2012» с рынком манги в России произошёл локальный конец света.
31 декабря 2018 года издательство «Азбука», в котором выходит линейка супергеройских комиксов DC, графических романов Vertigo и популярной манги – «Атака на титанов», «Бакуман», «One-Punch Man», «Death Note», «Токийский гуль» (скоро к списку добавится «One Piece», а позже и ещё будут сюрпризы), объявило о том, что уже в первые месяцы 2019 года в продажу поступит первый том манги в особом издании – kanzenban. Правда, второе пришествие алхимиков не обошлось без сложностей.
Желая добиться беспрецедентного качества исполнения издания – от обложки и цветных внутренних иллюстраций до пропечатки основных чёрно-белых страниц, издательство сменило типографию после получения первых сигнальных экземпляров. Нужен был настоящий прорыв в печати чёрного цвета. Потому вместо февраля-марта манга выходит в мае. Зато – сразу два тома, а начало июня запланирована уже третья книга. Нормальный равноценный обмен за ожидание.
Итак, что же за издание приготовила «Азбука»? Формат делюкс на основе японского kanzenban-издания, вышедшего в 2014 году. В издании будет 18 томов (в обычном издании – 27 томов, то есть на один канзенбан приходится примерно полтора оригинальных тома). Формат – 147х210 мм, мелованная плотная и ослепительно белая бумага, твёрдый переплет, суперобложка. Цветные страницы и скетчи, которые были внутри оригинального издания. Сохранена даже титульная страница на кальке.
Все тома будут выходить с закрашенными обрезами. У каждой книги обрез закрашен под цвет фольги на обложке.
Собственно, всю эту красоту уже можно увидеть на иллюстрациях. А совсем скоро – и приобщиться к числу тех, кто уже приобрёл в разных изданиях с момента выхода первого танкобона «Стального алхимика» в 2002 году более 60 000 000 экземпляров. Первые два тома уже отправились по магазинам, так что спрашивайте в комикс-шопах, интернет-магазинах и книжных страны, когда книги появятся в продаже.
Напоследок – об объёме томов: первый том – 280 страниц, второй том – 264 страницы, третий том – 248 страниц. В первых двух томах – по шесть глав. Три тома из 18-и уже готовы. Следующий на очереди – первый омнибус «One Piece», в который войдут сразу три тома манги, потому объём книги будет 608 страниц. Но это уже совсем другая история, с привкусом рома и странных фруктов, дающих тем, кто их съест, удивительные способности.