Реализм и отсылки в аниме на примере «Монстра»
«Монстр» — одно из немногих аниме, в котором так искусно сочетается реализм: общая стилистика и рисовка; реалии Западной и Восточной Европы (Германии и Чехии) в 80-х и 90-х годах прошлого века; политические события и история; неспешный, но продуманный до мелочей сюжет; пейзажи, архитектура и огромное немалое количество персонажей.
«Монстр» — это психологический триллер за авторством мангаки Наоки Урасавы, его стиль довольно узнаваем. Режиссером адаптации стал Масаюки Кодзима, который справился с работой на 100%, не вырезав ничего важного и не добавив отсебятины.
При просмотре может показаться, что здесь замешана мистика, ведь мрачная, гнетущая атмосфера, выраженная в общей стилистике и музыке, а также загадочные убийства поначалу немного пугают и до конца не отпускают подозрения в чем-то сверхъестественном. Однако, здесь не всё так, как кажется на первый взгляд.
Для зрителя история начинает свое повествование в 1986 году, однако многие важные сюжетные события происходили в прошлом и зритель составляет картину мира по крупицам информации, которая с каждой серией разрастается всё больше и больше.
Нас знакомят с молодым японцем и талантливым нейрохирургом. Кэндзо Тэнма живет в Дюссельдорфе, работает в престижной больнице и встречается с дочкой главврача — Евой Хайнеман.
Однако, по воле случая и своих действий, Кэндзо попадает в паутину сложных и запутанных событий, в которых он, вместе с нами, на протяжении 74 серий пытается разобраться. Эти события полностью изменили его жизнь и вынудили подвергнуть сомнению главное кредо врача: «Все ли жизни равноценны?» — это вопрос является лейтмотивом всего сериала и будет основной причиной внутренней борьбы нашего героя.
Выбор Тэнмы – это отсылка к созданному философом Ф. Футом, этическому эксперименту о тележке. Концепция состоит в невозможности выбора между человеческими жизнями.
Сериал затрагивает судьбы многих людей. Каждому персонажу уделяли достаточно внимания для раскрытия характера и мотива, отчего они не кажутся пустышками и за ними также интересно наблюдать. Однако разбор каждого персонажа данного произведения тянет на отдельный пост.
Как я уже говорил — история не ограничивается границами одной страны. Сериал может устроить экскурсию по Праге!
Перейдем к другим отсылкам.
Запретный плод. Анне несколько раз предлагают фрукты. Змей искушал Еву, предлагая запретный плод и ее грех повлек за собой изгнание из рая. Целью организации было склонить Йохана на свою сторону. Но прежде, чем искусить Адама, змей соблазнил Еву (а далее, она Адама). Поэтому, Анна служит приманкой для брата. Один из нео-нацистов составляет фрукты в некую схему: четыре груши и кивано посередине, возвышается над ними. Кивано – другое название «рогатая дыня». Его сладкая мякоть покрыта кожурой с шипами. Собственно, дыня представляет Йохана («зверь с рогами»), а четыре груши – трое волхвов и Иоан Креститель, которые первыми увидели Иисуса. Четверо основателей хотели сделать Йохана своей «мессией».
Кинематографические отсылки
«Беглец» (1993), Эндрю Дэвис. Счастливая жизнь хирурга в одночасье превратилась в ад: его обвиняют в убийстве, которое он не совершал. Врач утверждает, что видел настоящего преступника, но ему никто не верит. Герой сбегает, чтобы постараться доказать свою невиновность, а за его поимку берется, особенно преданный своему делу, инспектор.
«Невероятный Халк» (1978 г.) – американский телесериал, созданный на основе комиксов Marvel. Во время эмоционального стресса, герой превращается в огромное, невероятно сильное существо. «Великолепный Штайнер» – сериал, который в детстве обожал Гриммер.
«Твин Пикс» – сериал 90-х, созданный Дэвидом Линчем. Танец карлика посреди Красной комнаты.
«Сияние» (1980), Стэнли Кубрик. Маленькие Йохан и Анна в платьях, напоминают культовых близняшек Грейди.
«Бумажная погоня» (1973), Джеймс Бриджес. Фильм о первокурснике юридического факультета Гарварда. Профессор Анны списан со строгого профессора Кингсфилда, который «мучил» студентов вопросами и унижал тех, кто не был в состоянии ответить.
«Я люблю тебя, Филлип Морис» – фильм появился намного позже аниме, но снят про реального, виртуозного мошенника 90-х. Стивена Рассела окрестили Гудини из-за того, что тот несколько раз успешно покидал исправительные учреждения.
«Летняя пора» Дэвида Линна, 1955 год. Фильм, который по сюжету являлся любимым у хозяина кафе Росо. Повествует о романтической встрече хозяина антикварного магазина и учительнице, которая приезжает в Венецию на каникулы. К слову, заканчивается кино также, как и расставание Росо с Анной – герой провожает девушку на вокзал и ту навсегда уносит поезд.
«В пасти безумия» – фильм ужасов режиссера Джона Карпентера, 1994 год.По сюжету, главный герой – писатель, чьи книги стали пользоваться невероятным успехом. На первый взгляд, в них нет ничего особенного, однако на читателей они производили неизгладимый эффект: вспышки гнева, психологические расстройства, потеря памяти. Сам автор внезапно исчезает, а страховой агент Джон отправляется на его поиски. В итоге, нити расследования приводят его в некий город, который описан в книге. Эксперт, которого находит Тэнма, характеризует сказки Поппе, как «дышащие злом». Именно они использовались во время психологических чтений для детей в доме Красных роз.
«Деревня проклятых» (1960), вновь Джон Карпентер. На свет появляется группа похожих друг на друга, белокурых детей. Все они невероятно интеллектуальны и обладают способностями к психологической манипуляции. При этом, лишены какого-либо проявления эмоций. Дети убивают всех, кто, как они считают, представляет для них опасность.
Литературные отсылки
На книжной полке в доме Йохана располагаются следующие книги: «Процесс» Франца Кафки, «Бесы» Федора Достоевского, «Исповедь» Жан-Жака Руссо, «Удивительная история Питера Шлемиля» Адельберта Шамиссо. Кристоф выбирает последнюю и начинает читать. Книга повествует о человеке без тени. Помимо этого, в ней есть еще одна занимательная отсылка: «...человек один за другим вынимал из кармана предметы, которые никак не могли там поместиться, — подзорную трубу, турецкий ковёр, палатку и даже трёх верховых лошадей.»
Разное
Кроссовки Тэнмы – явная реплика конверов. Похожая модель, которую удалось найти Converse CT OX Arizona Racer White Athlet.
Способ, которым Йохан повязывает шарф, называется Бидермейер. Аналогичное название имеет художественное направление в немецком искусстве 19 века. Основная его черта – идеализм. Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени. Тревожное положение вызывали необходимость ухода от реальности.
«Манхэттен без вишенки – не Манхэттен» - заявляет бармену Отто. А еще он считает, что «дела складываются удачно, когда вишенка во рту». Это иллюстрация некого ритуала, который совершают многие мошенники, отправляясь «на дело».
Анна, в момент знакомства с инспектором в баре, пьет Голубую лагуну.
Робэрто курит Gauloises Légères (light)
В разных сценах Ева пьет виски – Джек Дэниэлс и Бен Невис
Многая информация по отсылкам взята отсюда.
Сериал наполнен отсылками. Есть как явные, так и скрытые. Автор ссылается на легенды, библейскую тематику, реальные локации, архитектуру, культуру, историю 20 века, книги, кинематограф, музыку и многое другое.
«Давным-давно жил-был монстр, у которого не было имени. Монстр очень хотел получить имя, поэтому он отправился в путешествие, чтобы найти себе имя… И хотя теперь он получил имя, не осталось никого, кто бы мог называть его по этому имени. Йохан — это чудесное имя»
Некоторым история может показаться затянутой, некоторым — занудной. Но для меня «Монстр» навсегда занял место в сердце.