Обзор аниме зимы 2025 - Девушка, в которую я влюбился на Окинаве, говорит на диалекте, и с ней трудно иметь дело (Okinawa de Suki ni Natta Ko ga Hougen Sugite Tsurasugiru)

Всем привет, в этот раз я решил рассмотреть аниме из только что закончившегося сезона, зимы 2025 года, так сказать, по горячим следам, пока аниме еще на слуху. И мой выбор пал на произведение с длинным названием "Девушка, в которую я влюбился на Окинаве, говорит на диалекте, и с ней трудно иметь дело" (Okinawa de Suki ni Natta Ko ga Hougen Sugite Tsurasugiru). Да, я действительно считаю именно это аниме достойным для полноценного обзора, ибо более хайповые аниме сезона и без меня разберут, а другие малые произведения меня не столь привлекли. А теперь, начнем, пожалуй.

Обзор аниме зимы 2025 - Девушка, в которую я влюбился на Окинаве, говорит на диалекте, и с ней трудно иметь дело (Okinawa de Suki ni Natta Ko ga Hougen Sugite Tsurasugiru)

Аниме основано на манге 2020 года от автора Egumi Sora, это пока его единственная экранизированная работа. Сюжет, если кратко, незамысловат - обычный японский школьник переезжает на Окинаву из-за работы отца, где он знакомиться с местными новыми одноклассниками. Между тем, вскоре у него появляются и чувства к одной из одноклассниц, Кян, но вот незадача, она совсем не говорит на "литературном" японском, а на только на "диалекте", который главный герой не понимает, благо, у неё есть подруга Хига, которая с радостью переводит ему. Но что делать, если у Хиги самой появились чувства к главному герою?

Таким образом, у нас тут простенький романтический сюжет, немного напоминающий по завязке более популярное аниме "Досанко-гяру чудо как милы", но... нет. Да, у нас в жанрах вроде как романтика, есть даже любовный треугольник, но будем честными, романтика тут совсем не на первом месте. Не говоря о том, что её исполнение... Это будет в части со спойлерами. Однако, это аниме мне тем не менее понравилось, ибо оно прежде всего рассказывает о культуре Окинавы и населяющих её народов, которые обобщённо именуются рюкюсцами. Да, рюкюсцы не японцы, как бы не пытались сами японцы говорить обратное, и показанные в аниме "диалекты" являются скорее отдельными языками, увы, во многом вымирающими. Хотя, стоит сказать, что в отличие от айнов и их культуры, у рюкюсцев с её сохранением дела обстоят куда лучше, что возможно, как ни парадоксально, связано с фактической оккупацией Окинавы США (и разумеется, определенными более ранними историческими аспектами). В отличие от "Досанко-гяру", где местные персонажи являются просто провинциальными японцами, без какого-либо намека на айнское происхождение и малейшие их культурные аспекты, в Okinawa de Suki ni Natta Ko ga Hougen Sugite Tsurasugiru жители Окинавы показаны полноценными обитателями своей малой родины, ценящими и любящими свою культуру. И культурный аспект является наиболее важным и ценным в данном аниме, это крайне интересно и познавательно, да и обернуто в приятную и ненавязчивую форму (хотя тут к автору есть пара вопросов, но опять-таки, будет в части со спойлерами). Помимо непосредственно культуры Окинавы, разумеется присутствует и её необычная, во многом эндемичная островная природа и ряд местных достопримечательностей, что также весьма любопытно для меня, как зрителя. Есть также не самая плохая комедийная составляющая и капелька драматических моментов, для разнообразия.

Немного по технической части. Рисовка яркая, "летняя", подчеркивающая жаркий и солнечный климат на Окинаве. Больших изысков при это в рисовка нет, она простая, периодически со статичными кадрами (но к месту), моментами есть 3D (и увы, это заметно, хоть и терпимо). Но у нас тут не экшен, так что сойдет.

Музыка приятная, с местными рюкюскими этническими мотивами, мне пришлось по душе, опенинг и оба эндинга прикрепляю (но полных версий не будет в этот раз). Кстати, сейю главных героев весьма хороши, что не удивительно, это тебе и Аква Хошино с Джинси, и Нэдзуко с Иванагой, и Пауэр с Джолин Куджо.

Опенинг
Эндинг 1
Эндинг 2

По персонажам, наверное, достаточно будет выделить троих самых главных.

Тэруаки Накамура - типичный ОЯШ, тупой угол любовного треугольника, как по мне, главный минус аниме (хотя он не самый плохой персонаж по сравнению с ДРУГИМИ аниме). Непонятно, то ли он выражает мнение автора, то ли высмеивает материковых японцев. Местные традиции воспринимает с восхищением, но такое ощущение, что как от какого-то аттракциона. Сам же не пытается их узнать от слова совсем. Его чувства к Кян заявляются в самом начале, но развития 0, чувства Хиги не замечает от слова совсем.

Хина Кян - местная девушка, говорит исключительно на родном языке, хотя ГГ вроде понимает. Веселая зажигалочка, обожает свою Родину и её культуру, и хочет что бы ГГ к ней приобщился. Судя по всему, любовь ей пока вообще не интересна, так что в любовном треугольнике как бы есть, но сама об этом не в курсе.

Кана Хига - лучшая подруга Кян, переводила её речь для ГГ и постепенно влюбилась в него. Тоже любит свою Родину и культуру, но в отличие от Кян, похоже не прочь и уехать с неё. Довольно тихая и стеснительная девушка, скрывает свои чувства к ГГ, однако кое-кто все же это заметил. Как персонаж, весьма хороша и лучше всех прописана в аниме.

Заканчивая часть без спойлеров, рекомендую посмотреть это аниме тем, кому интересна экзотическая культура Окинавы и её жителей, а также любителям лёгких околоромантических летних комедий. Но как чисто романтику смотреть не стоит, разочарует, ибо ей не является. Название нас немного обманывает, увы... Тем не менее, аниме это неожиданно хорошее, просто жанр немного не тот, чем кажется)

Что ж, а теперь, часть со СПОЙЛЕРАМИ! И... да, в этот раз самих спойлеров будет ооочень немного, в отличие от моих рассуждений по затронутых аниме тем.

СПОЙЛЕРЫ!

В этой, спойлерной части сразу скажу, что романтическую составляющую обсуждать особо нечего - автор с ней не справился. Повторюсь, ГГ вроде влюбился в Кян, но это чувство у него никак не выражается и не развивается от слова совсем, отчего ему не веришь. Кян это вообще не нужно, она хочет дружить, играться и веселиться со всеми, рассказывать своему новому другу про Окинаву, а всякие любови ей на данный вообще не нужно, что кстати видно из последней серии - ее это пугает, она растеряна, когда подумала, что он ей признался. А как же это было все слито, ибо ГГ как слон в посудной лавке и не удосужился даже поинтересоваться, а что за интересный узор местный, может он что-то да значит, как многое, что он уже видел ранее? Влюбленность же Хиги к ГГ единственная, за процессом которой интересно наблюдать, но вот честно, нафиг такого мудака бесчувственного и слепого.

Хотя не исключаю, что романтическая линия не была интересна автору, в отличие от введения в культуру Окинавы. Но метод, каким автор это осуществляет... Окей, наверно, через персонажа с основной части Японии для обычных японцев наверное действительно будет попроще, как для европейцев проще постепенно воспринимать культуру Японии через европейского персонажа в "Сегуне". Но почему он выглядит таким долбоклюем? Его двоякое отношение к культуре Окинавы вводит меня в ступор, я не понимаю, что хочет сказать автор. С одной стороны, ему все нравится, ему мол круто и интересно, с другой, его отношение выглядит как будто он в аттракционе. Он гуглит что-то про Окинаву только если ему сказали о чем-то, что его особо заинтересует или удивит, а самому про Окинаву узнать не хочется, что ли? Я в классе 6-7, просто приехав в санаторий в Чувашию, изучал культуру чувашей и тюрков в целом по книгам в санаторской библиотеке, потому что мне было интересно и любопытно, и элементы этого интереса живы во мне до сих пор. А тут парень переезжает жить и ни черта сам узнавать не хочет! Он мог бы сам читать об Окинаве, расспрашивать своих новых друзей подробности, о которых не сказано в интернете, а не изображать каждый раз удивление от обыденных на Окинаве вещей. Он своими неуместными высказываниями и действиями часто вводит местных в недоумение, и ему очень везёт, что его окружают очень добрые люди, снисходительно смотрящие на его поступки. В некоторых регионах мира рано или поздно его бы отпинали за его косяки ногами, и это в лучшем случае. Мало того, он регулярно сам показывает снисходительное отношение к традициям Окинавы, такими как например к шаманам в последней серии, мол как вы в них ещё верите. Ты же сам всерьез веришь в приведений и екаев, так чего ты возбухаешь? Парнишка, это вы в своей большой Японии верите в новодельный государственный синтоизм, которому от силы века полтора, в котором обряды превыше учения, перелопатив свои традиционные верования и исказив их в угоду идеологи об исключительности японской нации. В том числе, запретив шаманские практики, составлявшие основу исторического синтоизма с самого его появления. Все это, вместе с показанными с явной любовью окинавскими традициями заставляет меня подозревать, что это возможно сатира автора над остальными японцами, мол посмотрите на себя, какими клоунами вы выглядите. Но могу и ошибаться, и автор реально считает это все нормальным, что тоже показатель. И да, я буду перемежать текст картинками с культурой Окинавы (в том числе с кадрами из аниме), чтобы вам было интересно).

Что ж, а теперь поговорим о культуре Окинавы, которой примечательно аниме, и прежде всего, о языках и диалектах. Рюкюские языки довольно сильно отличаются от японского, его абсолютно не понимают большинство японцев (кроме, может, отчасти жителей Сацумы), ибо на Окинаве и близлежащих островах располагалась государство Рюкю, в течение многих веков бывшее вассалом Китая и часто выступавшая как посредник при любых конфликтах между ним и Японией. В 1611 после японского десанта Рюкю насильно стал вассалом по отношению к Сацуме, однако из-за закрытия Японии Рюкю оказался очень удобен для торговли с внешним миром - он одновременно продолжал оставаться вассалом Китая, что позволяло ввозить любый товары (и Китай такая ситуация устраивала), с другой, формально был вассалом Сацумы, входящей в Японии - что позволяло ввозить товары уже с Рюкю без каких-либо проблем. Т.е., Рюкю по факту оставался независимым по отношению к внутренним делам, ибо это было удобно обоим его сюзеренам, что позволило сохранять самобытную культуру. Но 1879 году, со сменой эпохи, произошел полноценный захват Японией Окинавы и близлежащих островов, входивших в государство Рюкю, и тут же и до самого окончания Второй Мировой японцы начали проводить политику этноцида, вдалбливая местным, что они японцы и запрещая говорить на своих родных языках, вешая таблички позора (практику, кстати, взяли от европейцев, прежде всего, французов). Такая политика прекратилась после окончания войны, тем более что до 1972 года Окинава не подчинялась правительству Японии, а была под управлением США. Тем не менее, политика японцев принесла свои плоды, и сейчас большинство молодых окинавцев не говорят на своих родных, рюкюских языках (а их несколько), а именно на диалекте, т.е. литературном японском с включением отдельных местных слов и особенностей произношения. Более того, местный письменный язык был фактически уничтожен. Большинство оставшихся полноценных носителей являются стариками, и лишь немногие из молодёжи знают свой родной язык. Обучение ему также официально не проводиться, в отличие, к примеру, от нашей страны, где в республиках местные языки преподаются в школе. Однако, ситуация на Окинаве лучше, чем на Хоккайдо с айнами, ибо власти на местах по возможности стараются сохранять местную культуру, т.к. Окинава является для японцев, да и для многих иностранцев туристическим местом, да и доля самосознания как рюкюсцев также наверняка остается - так, например, транслируются радиопередачи на рюкюских языках, в том числе новостные.

Что я думаю насчет этого? Что ж, возможно, сейчас я скажу неприятные вещи, но все же выскажусь. Конечно, можно подумать, а зачем это все сохранять, не лучше ли будет стереть различия, да и вообще, различия порождают конфликты. И действительно, многие окинавцы сами так думали и думают, что мол детям будет так лучше, что проще будет переехать на основные острова. Только вот что хорошего в обеднении культуры? Что хорошего в полном усреднении и исчезновении любых различий? Разве новое и отличное от нашего бытия не вызывает больший интерес? Разве различные взгляды и мнения не делают картину мира более полной? Мы же, например, смотрим аниме, и нам нормально? Да, конечно, можно сказать, что из-за национальных и культурных различий идет множество конфликтов. И это тоже так, и глупо сие отрицать... если думать поверхностно. В большинстве же случаев истинная причина не в различиях, они лишь удобный повод и просто объяснение для толпы, тогда как истинные интересы экономические и политические и часто не отражают интересы народа. Или же, если посмотреть с другой стороны, глобалистские проекты и течения, что, никогда не несут зла? За примерами далеко ходить не надо, есть салафизм, "усредняющий" ислам по канонам раннего средневековья аравийской пустыни, хотя само течение приняло нынешние формы не ранее конца 19-начала 20 века, как и синтоизм. Люди разных национальностей и происхождения, со всех уголков мира, забывшие свои истоки, но истово верящие в свою правоту - что происходит, когда они приходят к власти, можно наблюдать сейчас в Сирии, где с начала марта идет полномасштабный геноцид национальных и религиозных меньшинств, в том числе и исламских. И все под рукоплескания европейских глобалистов и турецких пантюркистов (и под хихиканье израильских сионистов, также приложивших к этому руку). Касательно Японии, та же насильственная японизация айнов, рюкюсцев, корейцев, коренного населения Тайваня (это не китайцы, они такие же пришлые) и других, с уничтожением их культуры и присвоением ряда её элементов (например, карате имеет окинавские истоки), это все не несет ничего хорошего, кроме обеднения культуры. Куда делать та богатая и интересная культура айнов, сохранившаяся лишь в музеях и, о чудо, показанная хотя бы в "Золотом божестве"? В "Досанко-гяру чудо как милы" ее уже нет, абсолютно, исчезла. Но на Окинаве она хоть как-то, да сохранилась.

И да, при этом сами японцы с основных островов отлично различают себя и окинавцев, почти вс любом аниме, если есть персонаж с постоянно более темной кожей, то почти однозначно можно сказать, что он окажется с Окинавы. Исторически, это особенно жестоко проявилось во время сражения за Окинаву, когда с одной стороны, местных заставляли сражаться практически с голыми руками против американцев, совершать самоубийства женщин и детей, ибо "японцы не сдаются", а с другой, сами же японские солдаты насиловали, грабили и убивали рюкюсцев, ибо на деле не считали их за своих. Американцы тоже долгое время не заморачивались с разбирательствами, какие азиаты перед ними, не щадя мирное население, хотя все же к концу боёв несколько одумались и сменили тактику на отделение окинавцев от японцев, тем более что последних было легко вычислить - рюкюские языки они не знали и не могли понять, когда местные их что-либо спрашивали. Тем не менее, погибло почти треть населения острова, около 150 тыс. человек. Причем творимые бесчинства японское правительство до сих пор иногда пытается отрицать, вымарывая причастность военных к массовым самоубийствам, что в 2007 году привело к масштабных протестам на Окинаве, и закончившимся официальным признанием вины японских военных к случившемуся и указанием этого в учебниках. Последовавшая оккупация, которая продолжается и по сей день, также принесла немало бед и проблем, что вызывает регулярные протесты из-за поведения американцев. Тем её менее, жителям Окинавы хоть как-то, да удаётся сохранить свою культуру и самобытность. Кстати, аниме старательно избегало тему войны, за исключением последнего эпизода, где гг в очередной раз повёл себя как кретин и мудак, хоть и быстро одумался. Интересно также, почему Хига и её маленькая сестра блондинки, это просто цветовое решение или же автора намекнул на эхо войны...

Реконструкция замка Сюри, резиденции правителя государства Рюкю, уничтоженного в 1945 в ходе боев. В 2019 году в пожаре сгорела т реконструкция, сейчас идут восстановительные работы, окончание которых планируется в 2026 году
Реконструкция замка Сюри, резиденции правителя государства Рюкю, уничтоженного в 1945 в ходе боев. В 2019 году в пожаре сгорела т реконструкция, сейчас идут восстановительные работы, окончание которых планируется в 2026 году

Но, не будем больше о печальном, а пожелаем ее народу и культуре сохранения и процветания. Надеюсь, аниме сподобит рюкюсцев с большем интересом относиться к своей культуре, а остальных японцев уважать ее и помогать в ее сохранении. Да, я не имею ничего против, чтобы представители иных национальностей помогали в сохранении малых культур, ибо часто случается, что представители этих самых культур из-за ряда причин либо не имеют возможности самим правильно заниматься ее сохранением, либо же не видят ее ценности из-за долгой дискриминации. И я понимаю, что малые культуры в любом случае будут испытывать влияние более крупных, но одно дело постепенное взаимопроникновение, а другое подавление и уничтожение. Кстати, один такой эпизод был показан и в аниме, когда Япония пыталась запретить называть местный вариант лапши окинавской собой, мол, это не соба, гречи нет в составе, но окинавцы отстояли свое право называть ее тем именем, которым исторически назвали. Название соба скорее всего изначально было японским, но видимо, за века торговли оно пришло на Окинаву, и там уже и закрепилось для местных продукта, и это именно что взаимопроникновение, тогда как попытка запрета - была попыткой (возможно, не целенаправленной) уничтожить элемент окинавской культуры. Увы, мы и так живет в мире, где в связи с глобализацией жители мегаполисов со всего мира ближе друг к другу по культуре (за исключением языка), чем к своим предкам, жившим век или два назад. Так то остается только надеется, что человечество найдет возможность сохранять свое культурное разнообразие за счет взаимного обогащения и развития. Читателям же желаю ценить свою собственную культуру, беречь ее и не давать ее в обиду, но также уважать и ценить культуру чужую, не надругаться на ней и не уничижать, и в гостях вести себя соответственно правилам хозяина, а не устраивать свои. Не обобщайте культуры и отдельных людей и течения, научитесь видеть частное и общее, будьте разумными. Сохраняйте горячее сердце и холодную голову!

А теперь еще немного картинок с культурой, людьми и природой Окинавы)

А на этом все, спасибо всем за прочтение! С обзором следующего аниме постараюсь вернуться через месяц, что выбрать, если честно, пока совсем не знаю) Может, какую-нибудь милую повседневку, какой-нибудь очень старое аниме, полнометражка или даже, что-нибудь из этти?) Или какое-то очень уникальное и самобытное произведение, о котором сейчас подзабыли?) Посмотрим...

И буду рад пообщаться с вами в комментариях!

23
2
22 комментария