«Проза бродячих псов». Когда логика важнее смысла.

История про детективов, мафию, правительственные организации и немного про литературных гениев.

Студия-автор: Bones
Оригинальное название: Bungou Stray Dogs
Годы выхода: 2016-…
Авторы манги: Кафка Асагири и Harukawa35
Годы выхода манги: 2012-…

Введение

Привет, читатели!Давненько у меня не было старых добрых обзоров аниме, так что пришла пора исправляться. К тому же и повод есть, ведь «Проза бродячих псов» — это практически единственное аниме такой огромной длины, которое смогло поглотить меня с головой. И это при том, что в нём, особенно в первых сезонах, довольно много проблем. Но давайте обо всём по порядку, ведь статья будет нетипичной для меня.

А чтобы объяснить эту нетипичность и задать тон будущего текста, сформулируем вопрос: а что такое «bungou» из оригинального названия тайтла, и по какой причине «Бунго бродячих псов» — это тоже валидный перевод? Так вот, «бунго» — это литературная или письменная форма японского языка, бывшая актуальной вплоть до 1945-го года. От разговорной речи она отличалась грамматикой и лексикой, а сейчас этим словом обозначают классический японский язык. Кстати, сам термин бунго (文語) в переводе с японского буквально означает «письменный язык». Собственно, если брать более известный перевод названия аниме, то «проза» — это совсем не то же самое, ведь, как минимум, она может быть ещё и устной, а, как максимум, накладывает дополнительные ограничения на текст, если можно так выразиться. Короче, такой перевод тяжело назвать достоверным, хотя и общую суть он передаёт. А вот вариант «Великий из бродячих псов» не имеет под собой вообще никакого смысла и основания, ибо сразу возникает вопрос: кто великий-то?* И ответа в тайтле нет даже близко. Поэтому далее в статье я буду использовать перевод «Бунго бродячих псов».

*Оказалось, что такой вариант названия тоже имеет место быть, ведь иероглифы, используемые для написания слово «бунго» в названии тайтла означают «великий писатель». Так что тут, получается, даже двойная игра слов.

Разные переводы
Разные переводы

Так почему же он всё-таки имеет именно такое название? Давайте взглянем на комментарий автора по этому поводу:

«Мой редактор попросил меня придумать такое название, которое само по себе сможет продать 100 000 копий. Потом Като предложил “Бродячие псы чистой литературы”, но, на мой взгляд, такой вариант названия был слишком приторным, так что я отклонил его. Я предложил “Радикальные падальщики”*, но он сказал, что не понял, что я имею ввиду. Тогда мы решили включить слово “бунго” в название, совместив его с “бродячими псами” из первого варианта. И хоть люди могут сказать, что в названии должен быть тигр, в моей голове закрепилась картинка стаи собак.»

Кафка Асагири

(*примечание: я тоже не понял, что значит «Радикальные падальщики». В оригинале Асагири использует выражение «ラジカルスカベンジャーズは», которое дословно можно перевести на английский, как «radical scavengers», и это действительно не имеет никакого смысла. Прямой же перевод на русский, который мне выдают почти все переводчики, ещё смешнее — «поглотители радикалов», а это вообще что-то из химии.)

На самом деле в этой цитате довольно много страшных японских терминов, ибо даже «чистая литература» — это японское выражение, описывающее всю ту литературу, которая не является попсовой. Но в целом суть названия была в том, чтобы показать связь тайтла с литературой, при этом заинтересовав покупателя. И лично я считаю, что у автора получилось.

Различные японские писатели начала XX века. Имена многих из них встречаются в тайтле.
Различные японские писатели начала XX века. Имена многих из них встречаются в тайтле.

В общем, да, в статье будет довольно много вырезок из интервью с авторами, потому что:
1) их много;
2) они интересные;
3) они отлично дополняют мои тезисы.

И лишь теперь я могу пожелать вам приятного прочтения!

Литературные гении в современной обёртке

Нет, я не ударился головой и искренне считаю, что обзор «Бунго бродячих псов» нужно начинать именно с персонажей, ведь сам Кафка Асагири тоже сделал так. Вот что он говорит по этому поводу:

«Перед созданием персонажей и их сюжетных линий, в обычных историях сначала создают сюжет. Однако, в нашем случае ограничения сюжета могли привести к тому, что герои стали бы слишком плоскими. Видение персонажей дало мне вдохновение для их прошлого, и, благодаря этому, я смог сделать их достаточно глубокими».

Кафка Асагири

Возможно, это не так очевидно, но из этого куска интервью можно увидеть, что даже дизайны персонажей были придуманы до сюжета, и именно это вдохновило Асагири на продумывание всего остального. Вышло так по той причине, что Кафка не рисует свою мангу сам, а практически полностью доверяет эту работу художнице под ником Harukawa35. Об этом всём тоже есть в интервью, но оставим это на попозже.

Ведь единственное, что нужно знать про сюжет и вселенную «Бунго бродячих псов» перед рассмотрением его героев — это то, что тут есть «одарённые», обладающие какой-то уникальной способностью. Каждый из этих одарённых назван в честь писателя, а их способности отсылают на произведения своих реальных прототипов.

Единственное фото Кафки Асагири в сети, а фото Harukawa35 вообще не существует.
Единственное фото Кафки Асагири в сети, а фото Harukawa35 вообще не существует.

Ещё в этом мире всё построено вокруг различных организаций, о которых в этом блоке и поговорим в порядке их появления, разобрав самых ярких членов и их взаимоотношения. А начнём с главных героев — сотрудников «Вооружённого детективного агентства».

Вооружённое детективное агентство

Вооружённое детективное агентство
Вооружённое детективное агентство

Эта организация представляет из себя небольшое частное детективное агентство, в котором работают очень могучие одарённые. Их директор — это Юкичи Фукудзава, чьё лицо в реальности изображено на купюре в 10 000 йен. В тайтле же его способность называется «Все люди равны», что отсылает к сочинению «Поощрение к обучению» (学問のすゝめ) и позволяет ему эффективно управлять агентством. Но принцип работы этой способности является спойлером к концовке второго сезона, так что мы его опустим. По этой же причине опустим его характер и предысторию, к тому же они мне показались довольно скучными. Главная суть в том, что Юкичи Фукудзава — это очень влиятельный человек, поэтому с его организацией считаются многие, а его подчинённые не только невероятно сильны, но и обладают тонким чувством справедливости.

Юкичи Фукудзава
Юкичи Фукудзава

Ну, не будем тянуть и перейдём к самым ярким членам организации.

Ацуши Накаджима

Фактический главный герой тайтла, которого по какой-то надуманной причине выгнали из детского дома, и которого преследует огромный белый тигр. Довольно быстро выясняется, что тигр — это его способность, которую он просто не умеет контролировать, и вот, он уже мальчик на побегушках у всех членов «Вооружённого детективного агентства».

Ацуши Накаджима
Ацуши Накаджима

По характеру Ацуши — это мальчик, который хоть и борется за себя и свою жизнь, но не может пройти мимо человека в беде. При этом первые несколько сезонов его можно назвать слабым, потому что он постоянно ноет и думает, что является обузой для агентства. И каждый его приступ нытья обязательно сопровождается одной и той же сценой, в которой Ацуши избивает воспитатель из приюта, говоря о том, насколько мальчик бездарен и слаб. Так и появляются детские травмы, а вместе с этим мемы. Серьёзно, в какой-то момент эта сцена стала для нас с друзьями настолько смешной, что мы буквально не могли сдерживать смех при каждом её появлении. Забавно, что при этом мы буквально ничего не упускали, ведь это событие действительно каждый раз показывали одинаково, и поменяли лишь в поворотной точке сюжета, когда это стало важно.

Тот самый флэшбек
Тот самый флэшбек

Конечно, за 5 сезонов аниме или 10 лет манги, Ацуши значительно вырос над собой и неплохо так возмужал. Он осознал свои сильные стороны и принял слабые, а в какой-то момент даже проникся симпатией к тому самому воспитателю из приюта. И блин, это действительно отличное развитие персонажа, в которое веришь. Но даже после него Ацуши остался для меня одним из самых скучных персонажей тайтла, ведь из нытика он стал просто сильным, то есть перешёл от одного варианта скуки к другому.

А что сам Кафка думает о своём главном герое и его прошлом?

«Что касается прошлого Ацуши, я не планировал углубляться в него слишком подробно. Это неприятная и болезненная история, её трудно воспринимать. Поэтому я решил оставить много деталей на усмотрение читателей и их воображения. Тематика тоже довольно сложная: с одной стороны, она может показаться оправданием насилия, а с другой — можно интерпретировать как послание о том, что, благодаря страданиям, Ацуши стал таким, какой он есть сейчас. Я не хочу, чтобы кто-то воспринял это как одобрение насилия, поэтому оставил пространство для различных интерпретаций читателям.

Порой я сам удивляюсь тому, насколько Ацуши вырос. С момента начала публикации прошло уже более десяти лет, но в самом произведении прошло не так много времени. В последнее время я позволяю ему говорить от себя. Хотя обычно контролирую сюжетные линии и не даю персонажам говорить как им захочется, но с Ацуши я поступаю иначе — он сам подсказывает, что сказать. Это, наверное, тоже показатель того, насколько произведение стало богаче».

Кафка Асагири

И ведь действительно: всё прошлое Ацуши строится на паре сцен, а остальное остаётся на воображение зрителя. Но любопытно, что даже в таком формате оно ощущается довольно цельным и правдоподобным, как, собственно, и рост паренька над собой. В общем, Ацуши, может, и не идеальный главный герой, но это точно персонаж, который тайтлу нужен, и дальше вы поймёте почему.

Чуть не забыл, способность Ацуши называется «Лунный зверь», что отсылает на самую популярную книгу его прототипа — «Луна над горой» (山月記), которую ещё иногда называют «Тигр-поэт» (人虎伝)

Ацуши в форме тигра
Ацуши в форме тигра

Осаму Дадзай

Второй фактический главный герой тайтла с целым шкафом скелетов и яркими суицидальными наклонностями. Цель его жизни — найти девушку, которая добровольно согласится совершить вместе с ним самоубийство, а в агентстве он выполняет роль одного из главных детективов. Как он оказался в агентстве? Кем был до вступления в него? Так ли сильно он на самом деле хочет покончить с жизнью? Все эти вопросы и выстраивают личность Дадзая и влияют на его действия и поступки.

Осаму Дадзай
Осаму Дадзай

По характеру он тот ещё юморист, который обожает подшучивать над своими напарниками. При этом способен быть серьёзным, когда того требует ситуация, но даже в такие моменты его тяга к шутками никуда не девается — он просто переводит их в сторону антагонистов. Из-за этого многие считают его одним из самых харизматичных персонажей франшизы, к тому же именно с ним связаны почти все флэшбеки, показанные в тайтле.

Я же отношусь к Дадзаю достаточно равнодушно. Хоть мне и кажутся смешными его шутки и постоянные попытки самоубиться самым изящным образом, да и предыстория у него глубокая и продуманная, но сам по себе он ощущается каким-то пустым?..

Потому что его поведение в большинстве ситуаций довольно тяжело предсказать, и это исходит не из-за его огромного ума, а из-за своеобразного нрава. И с одной стороны это плюс, ведь позволяет держать историю в тонусе, а с другой нередко вызывает вопросы, на которые автор отвечает далеко не сразу. Конечно, в итоге действия Дадзая в той или иной ситуации почти всегда оказываются логичными и оправданными, но этот приём утомляет, потому что повторяется из раза в раз.

«Проза бродячих псов». Когда логика важнее смысла.

Ещё стоит отметить, что Дадзай — это очень сильный персонаж. Настолько, что я бы даже назвал его одним из сильнейших одарённых в мире «Бунго бродячих псов», ибо его способность буквально является универсальным ключом к практически любому врагу. Называется она «Исповедь неполноценного человека», «Человек недостойный» или «Больше не человек» — зависит от перевода, который вам кажется более привычным, а в оригинале записывается, как «間失格». Суть в том, что она позволяет временно отключать способности любых одарённых, которых Дадзай касается. Но не скатываются ли в таком случае все бои с ним в унылое однообразие?

Они бы скатывались, если бы любого одарённого было легко найти и коснуться, но большую часть всех битв занимают именно поиски и игры разумов, а не непосредственная драка. И в таких условиях Дадзай работает, как отличный, но не слишком сильный боец. К тому же автор не боится выводить его из сюжета в те моменты, когда он мешает. Так было, например, в пятом сезоне.

Дадзай использует способность
Дадзай использует способность

А что же говорит про Дадзая Кафка Асагири?

«Дадзая невероятно тяжело писать, потому что ты никогда не можешь сказать, что у него на уме. Я создал его, как загадочного персонажа, намеренно скрывающего свою сущность и специально избегаю раскрытия его предыстории и истинной природы, ведь это вызывает у читателей интерес и желание узнать, что же он скрывает. Я никому не рассказывал о том, что лежит в основе Дадзая — даже Игараши (режиссёру аниме) и Мияно (актёру озвучки). Главный вопрос, вокруг которого построена основа Дадзая, — это “почему он хочет умереть?”. Эти мысли создают пустоту, и именно поэтому писать “Бунго бродячих псов” с точки зрения Дадзая невозможно, ведь всякий раз, когда он будет разговаривать, это будет звучать неискренне. Да и пытаться создать другого персонажа таким же способом и сделать это хорошо будет очень тяжело. Дадзай мог бы быть протагонистом, если бы я того захотел, тогда он бы был Шерлоком, а Ацуши Ватсоном, создающим хаос вокруг него. А оставшись один, Дадзай перетянул бы всё внимание на себя. И в итоге получилось бы так, что они вместе с Рампо смогли бы решить любую проблему.»

Кафка Асагири

Собственно, как видите, автор не считает Дадзая таким уж главным героем, ведь, по его мнению, это создавало бы достаточно много проблем для истории. Но на деле хронометража у него много, к тому же он нередко появляется в дуэтах с другими героями. И вот это забавно, ведь все его дуэты построены на взаимной ненависти, что даёт ещё одну мысль в копилку размышлений про прошлое Дадзая.

Так ли нужен Дадзай истории? Лично я считаю, что да, хотя и чем-то особо уникальным он не выделяется. Он слабее, чем Ацуши или Доппо и глупее, чем Рампо, так что в этих аспектах Дадзая мог заменить любой из них. Но для сюжета очень важна его предыстория, ибо именно она задаёт идею о важности самой Йокогамы и подготавливает зрителя к *СПОЙЛЕР* возможности остановки конфликта между организациями. А эта деталь довольно важна для мира тайтла и идеалов всего «Вооружённого детективного агентства». *КОНЕЦ СПОЙЛЕРА*

Куникида Доппо
Куникида Доппо

Эдогава Рампо

Не последний яркий член «Вооружённого детективного агентства», но последний из тех, о которых мы поговорим подробно, потому что этот легкомысленный паренёк буквально был причиной создания организации. Его способность — «супердедукция», которая позволяет распутать дело любой сложности. Правда, загвоздка в том, что Рампо нифига не одарённый, а просто умный, но отчаянно верит в то, что у него есть способность. Забавно, что его прототип известен за свои «реалистичные детективы», в которых главными героями выступают обычные люди и никто не обладает супердедукцией.

Супердедукция Эдогавы Рампо
Супердедукция Эдогавы Рампо

В аниме же он очень уважает шефа и готов ради него горы свернуть. Ну, а для остальных работает за баночку газировки или пачку конфет. В общем, по характеру Рампо — это будто бы слишком умный ребёнок, который научился считать всех вокруг идиотами. При этом его нельзя назвать злым или обиженным на общество, наоборот, он очень добрый и именно поэтому так нужен «Вооружённому детективному агентству».

Я же считаю, что самые лучшие арки тайтла крутятся именно вокруг Рампо и его друга Эдгара Аллана По (забавная деталь, ведь в реальности Рампо взял свой псевдоним в честь Эдгара Аллана По). Потому что в этих историях зрителю дают очень недурные детективные загадки и здорово приправляют юмором. А возможно это всё как раз из-за характера Рампо и его поступков, хотя и его серьёзное поведение в поздних сезонах пугает.

За мороженку он тоже согласен поработать
За мороженку он тоже согласен поработать

Зачем Рампо нужен для истории? Ну, он буквально её главная движущая сила. Именно Рампо продумывает все планы агентства, решает всевозможные проблемы и помогает героям пройти через их арки развития. Самым ярким примером такого будет небольшая история Ацуши, перед которой Рампо просто сказал ему заглянуть в цветочный магазин…

К сожалению, Кафка Асагири особо не высказывался по поводу этого героя, но одна мысль всё-таки есть:

«Если говорить про то, какого персонажа писать тяжелее всего, то это должен быть Рампо, потому что он в 100 раз умнее меня!»

Кафка Асагири

И ведь действительно, тяжело написать настолько умного героя, когда каждый твой персонаж для тебя как родной. Но я считаю, что у Асагири получился один из тех классных харизматичных детективов, которые так часто встречаются в книжках Соджи Шимады или Юкито Аяцуджи.

«Проза бродячих псов». Когда логика важнее смысла.

Портовая мафия

Портовая мафия
Портовая мафия

Самая крупная преступная группировка Йокогамы, которая за годы существования заработала дурной статус даже в криминальных кругах. Причиной тому были жестокие поступки членов мафии и то, что они никого не щадили. Однако ситуация изменилась в лучшую сторону с приходом Огая Мори на должность босса. Этот человек куда более справедлив и добр, хотя на деле педофил, который не особо это скрывает. Но факт фактом — при его правлении мафия стала куда менее дерзкой и сконцентрировалась на защите своих территорий, а не на их агрессивном захвате. И именно такой «Портовая мафия» показана в тайтле.

Огай Мори и его наклонности
Огай Мори и его наклонности

Что же касается ярких героев из этой фракции, то их довольно много, но они все мне не очень нравятся, и сейчас попробую объяснить почему на примере двух из них.

Рюноске Акутагава

Один из из бойцов «Портовой мафии», обладающий способностью «Расёмон» (отсылка на книгу «Ворота Расёмон» (羅生門)), позволяющей ему пожирать всё вокруг, даже пространство. И хоть психологически он человек достаточно слабый, и у него есть свои странные загоны, благодаря способности считается одним из сильнейших в организации.

Акутагава и его Расёмон
Акутагава и его Расёмон

По характеру Рюноске — антипод Ацуши, на чём в аниме кучу раз акцентируют внимание. Потому что идеалы Акутагавы — это жизнь ради себя, а не ради людей, и исходят они из его детства в неблагополучном районе Йокогамы. Так что чужие жизни он ни во что не ставит и совсем не чурается запачкать руки.

Зачем он нужен сюжету? Думаю, ответ уже дан выше, но поясню — помочь Ацуши пройти арку развития и переосмыслить свои идеалы. Ведь на начало истории Акутагава является куда более зрелым персонажем с уже устоявшимся видением мира, и именно такой человек нужен главному герою.

Акутагава и его прошлое
Акутагава и его прошлое

Но даже так я отношусь к Акутагаве паршиво, ведь у него тоже есть своя арка развития и она противоположна Ацуши — он из сильного бойца превращается в нытика, и на момент окончания пятого сезона в этом статусе застревает. То есть, ничего интересного в нём тоже нет. Да и битвы с его участием достаточно скучны, ведь его способность представляет из себя чистую физическую мощь и ничего больше, так что и какого-то интересного использования ждать не приходится.

Также хочу отметить, что про этого героя есть спин-офф манга под названием «Бунго бродячих псов: Зверь», рассказывающая предысторию более подробно. Скажу честно, я её не читал, но вполне возможно, что в ней Акутагава раскрывается куда лучше, чем в аниме.

«Проза бродячих псов». Когда логика важнее смысла.

Чуя Накахара

Боец «Портовой мафии», обладающий одним из сильнейших даров в организации. Называется его дар «Смутная печаль», что отсылает нас к стихотворению «Эта запятнанная печаль» (официального перевода нет, а оригинал называется 汚れつちまつた悲しみに), и даёт его владельцу управлять гравитацией.

Чуя Накахара
Чуя Накахара

По характеру он просто вспыльчив? Серьёзно, хоть у него и была своя предыстория, в которой лучше раскрыли то, как функционирует его способность, его характер всё ещё от меня ускользает. Ведь в истории Чуя всегда ведёт себя яростно и импульсивно, что проявляется и в его ненависти к Дадзаю, и на этом всё. А это, наверное, одна из главных моих претензий к Чуе — у него нет характера как такового.

Из-за этого создаётся впечатление, что персонаж был создан чисто для яойного фансервиса, хотя автор это отрицает и вообще говорит, что Чуя тоже ненавидит Дадзая. Если быть точным, то по этому поводу он выразился вот так:

«Проще говоря, Дадзай ненавидит Чую. Да, всё настолько банально. Я не собираюсь добавлять сюжетные повороты по типу «на самом деле, он тайно что-то чувствует», потому что, ну… Это то, для чего существуют фанфики, верно? Хаха, это буквально их стезя. Я вижу насколько фанатам нравятся "Несущий бурю" и "Дадзай, Чуя, 15 лет"*».

Кафка Асагири

(* «Бунго бродячих псов: несущий бурю» и «Бунго бродячих псов: Дадзай, Чуя, 15 лет» — это два спин-оффа, так или иначе посвящённых Чуе).

Чуя в своей предыстории
Чуя в своей предыстории

Собственно, именно поэтому он мне и не нравится. Искренне не понимаю, зачем было добавлять в историю такую пустышку, чтобы просто раззадорить фанаток. Потому что мне кажется, что они бы и без Чуи отлично справились. При этом, судя по всему, в дальнейшем он сыграет очень важную роль в истории, но пока что ощущается совсем уж лишним.

В общем, тут ситуация такая же, как с самим Дадзаем — его можно заменить кем угодно, но автор этого не делает, потому что у него есть грандиозные планы. Однако, в случае с Чуей, Асагири их пока не осуществил.

«Проза бродячих псов». Когда логика важнее смысла.

И примерно этим мне и не нравится сама по себе «Портовая мафия». Потому что каждый её участник часто мелькает в истории, но как будто бы мало чего ей приносит. Единственное, что они делают значимого — это помогают «Вооружённому детективному агентству», потому что их бойцы намного сильнее и их больше. Причём вся их сила грубая, никаких гениальных планов или переигрываний, и из-за этого ни один персонаж организации не цепляет. К тому же её судьба будто бы параллельна главным героям, из-за чего очень редко влияет хоть на что-то. И это даже с учётом того, что в тайтле есть несколько арок, связанных с переходом из одной организации в другую.

Гильдия

Гильдия
Гильдия

В каких-то переводах её ещё называют «Гильдия эсперов» или «Гильдия одарённых», но сам Кафка Асагири назвал её проще — «組合», что буквально можно перевести как «союз» или «гильдия», поэтому и я буду называть её именно так. Так кто это такие? Это мощная тайная организация прямиком из Северной Америки, мечтающая о международной лицензии для организации одарённых. В сюжете они фактически являются первыми серьёзными антагонистами для Йокогамы, а их лидер — Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд — первым «боссом» на пути героев.

Штаб-квартира «Гильдии» — «Моби Дик»
Штаб-квартира «Гильдии» — «Моби Дик»

И знаете, между «Гильдией» и «Портовой мафией» уже ощущается огромная пропасть в уровне проработанности героев, их способностей и характеров. К тому же они остаются в истории и после основного конфликта, под который в аниме выделили почти весь второй сезон. А чтобы показать эту пропасть, разберём трёх членов «Гильдии», включая и самого Фицджеральда. С него и начнём.

Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд

Эксцентричный миллионер, который буквально решает все проблемы с помощью денег. Даже его способность, которая называется «Великий Фицджеральд» и отсылает на книгу «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby), позволяет ему становиться сильнее в зависимости от суммы денег, которую он потратил для этого. То есть, условно говоря, если он сожжёт 100 долларов, то на время станет чуточку сильнее физически.

Фицджеральд и его способность
Фицджеральд и его способность

По характеру он изначально кажется натуральным злодейским злодеем, который хочет уничтожить всю Йокогаму ради своих целей. Однако персонаж был с самого начала написан так, чтобы вызвать у зрителя сочувствие и понимание, хотя и это тяжело понять, ведь раскрывается это лишь в самом конце основной арки. *Спойлер* Там выясняется, что он, оказывается, делает эти все зверства не ради себя, а ради своей любимой. И, скажу честно, такой поворот изначально кажется каким-то очень уж резким и будто бы надуманным. Потому что тяжело поверить в то, что холодный и расчётливый человек творит всё из-за такой сентиментальной причины.

Вот что говорит сам Асагири по этому поводу:

«Я создаю злодеев так, чтобы к ним можно было относиться по-разному. Например, в моей манге, Фрэнсис Скотт Фицджеральд — это злодей. Он пытается уничтожить Йокогаму, но реальная причина сделать это кроется в том, что он хочет защитить свою семью…»

Кафка Асагири

*Конец спойлера*

«Проза бродячих псов». Когда логика важнее смысла.

Поэтому я даже не знаю, как к нему относиться. Ибо с одной стороны Фицджеральд довольно харизматичный бизнесмен, который в третьем сезоне отлично проявляет смекалочку и заново проходит свой путь развития, а с другой он был довольно пустым злодеем. Конечно, его сюжетный поворот вызвал у меня сочувствие, но до него-то он был обычным злодейским злодеем, которому удалось заполучить огромную власть. Тем не менее, даже в этом амплуа Фицджеральд ощущался лучше, чем любой персонаж из «Портовой мафии», потому что для достижения своих целей ему приходилось придумывать какие-то стратегии и планы, из-за чего конфликт с «Гильдией» становился в разы интереснее. Но да, сама битва с ним была довольно скучной, и назвать его способность интересной тяжело.

А вот зачем он нужен сюжету? Скорее всего, чтобы показать интернациональность тайтла и подготовить зрителей к более серьёзным врагам, а ещё чтобы помочь «Вооружённому детективному агентству», когда больше будет некому. В общем, этот персонаж действительно универсален для истории, и я почти уверен, что Кафка ещё придумает ему применение.

«Проза бродячих псов». Когда логика важнее смысла.

Эдгар Аллан По

Один из главных мозгов «Гильдии», способный в этом плане даже посоперничать с Эдогавой Рампо. Но, как я уже говорил, на деле он является другом Рампо, на что отлично играет его способность «Чёрный кот с улицы Морг», отсылающая сразу к двум рассказам: «Чёрный кот» («The black cat») и «Убийства на улице Морг» («The Murders in the Rue Morgue») и позволяющая ему использовать свои книги в качестве оружия. То есть, он может писать детективные истории и запирать в них людей до тех пор, пока они не разгадают представленную загадку. Именно это и делает его важным персонажем, но обо всём по порядку.

Эдгар Аллан По и одна из его книг
Эдгар Аллан По и одна из его книг

Ведь люди, посмотревшие лишь второй сезон тайтла, с уверенностью скажут, что Эдгар Аллан По — это просто «злодей одной серии» с интересным гиммиком. Потому что в основной арке конфликта с «Гильдией» он значительной роли не играет, зато уже там в полной мере проявляет свою способность. А вот истории он становится нужен лишь после этого и причины тому те же, что и у Фицджеральда, различается лишь то, что способность у По куда важнее, чем он сам. Потому что она является одной из двух, дающих не только удобное ограничение против некоторых врагов, но и безопасное укрытие для союзников. И у этого почти нет аналогов на стороне героев.

Я же просто обожаю Эдгара Аллана По и считаю его одним из лучших персонажей тайтла. Ибо мне нравится и то, как он взаимодействует с Рампо, и то, какой у него простой, но жизненный интровертный характер. Да и его питомец — енот по имени Карл — является одним из самых милых существ в произведении. Ну, а ещё его арки завязаны на отличных детективных историях, которые порой могут очень даже хорошо напрячь мозги. Как, например, арка «идеального преступления», которую я считаю одной из лучших в тайтле.

Енот Карл
Енот Карл

Забавно, что сам Кафка Асагири, который не любит выбирать любимчиков среди своих персонажей, на вопрос «если бы вы попали в беду, то какой персонаж из “Бунго бродячих псов” спас бы вас?» ответил следующим образом:

«Мне не важно, кто это будет, ведь я просто хочу быть спасённым. Но если бы я мог выбирать, то выбрал бы Эдгара Аллана По, потому что если бы он написал новеллу про отпуск, то я бы смог хорошенько отдохнуть в этом мире.»

Кафка Асагири

Люси Мод Монтгомери

Ещё один член «Гильдии», обладающий защитной способностью и играющий свою роль даже после основного конфликта. Называется её способность «Аня из бездны», что отсылает нас на книгу «Аня из Зелёных Мезонинов»* (Anne of Green Gables). Японцы эту книгу обожают и у неё даже есть несколько аниме экранизаций, поэтому в её выборе нет ничего удивительного. А в аниме она представляет из себя карманное измерение с монстром внутри.

*Если честно, то мне совсем не нравится такой перевод, но именно так книга называется на «Википедии». Возможно, вы знаете её под названием «Энн из Зелёных Крыш», тогда и способность Люси можно перевести как «Энн из бездны».

Люси и её Энн
Люси и её Энн

По характеру Люси Мод Монтгомери — это эталонная цундере, которая выбрала своей целью главного героя. По ходу арки борьбы с «Гильдией» проходит своё развитие и постепенно отрекается от этой организации, а после участвует в истории как этакий сейф, защищающий героев, когда это необходимо. Но ведь это буквально та же роль, которую уже выполняет Эдгар Аллан По, так зачем же она нужна?..

Если честно, я не знаю. Изначально у меня складывалось впечатление, что Люси нужна в качестве любовного интереса главного героя, но для этого в тайтле уже есть Кёка (говорить о которой я не вижу особого смысла), да и во всём остальном её очень легко заменить. Вот и получается, что она является просто лишним героем, который нужен просто для расширения каста.

Ну вылитая цундере
Ну вылитая цундере

Однако я отношусь к ней не так уж и плохо, ведь её история может вызвать сочувствие, да и битва против неё была достаточно интересной. Плюсом она играет значительную роль в арке борьбы с самой «Гильдией», дополняя её второстепенными моральными решениями и терзаниями с любопытными идеями об этой организации.

И вот знаете, как по мне, именно Люси отлично отражает всю суть «Гильдии» в истории. Потому что эта организация изначально выглядит как антагонист одного сезона, но потом перерастает в нечто более важное. Да, возможно, что она сама не кажется такой уж интересной и уникальной, но в итоге приносит в сюжет такие важные аспекты, как сплочённость Йокогамы и относительность злодеев. Конечно, и то, и то Кафка потом ломает, но о причинах этого мы поговорим уже в сюжетном блоке. А пока остаётся лишь сказать, что «Гильдия» — это интересная организация.

«Проза бродячих псов». Когда логика важнее смысла.

Под конец рассказа о ней взглянем на забавное высказывание Асагири по этому поводу:

«Если выбирать из “Вооружённого детективного агентства”, “Портовой мафии”, “Гильдии”, “Крыс мёртвого дома” и т.д., в какую организацию бы вы вступили и почему?»

Интервьюер

«Конечно, я бы сказал, что стою на стороне справедливости и хочу быть таким же крутым, как члены “Вооружённого детективного агентства”. Но, честно говоря, я бы скорее всего вступил в “Гильдию”. Почему? Потому что у них есть деньги!»

Кафка Асагири

Крысы мёртвого дома

Крысы мёртвого дома
Крысы мёртвого дома

Организация русских террористов, мечтающая избавить мир от одарённых. И прежде, чем вы успеете порваться с того, что именно русские в этом тайтле представлены террористами, скажу вам, что других террористов в этом тайтле тоже полно, и часть из них даже представлены в первом-втором сезонах. Просто они не являются такими уж крупными организациями, о которых имеет смысл писать. «Крысы мёртвого дома» же очень могучи и являются антагонистами третьего сезона, а во главе у них стоит никто иной, как Фёдор Достоевский. Вообще, эта организация сама по себе очень маленькая — в ней буквально трое одарённых и небольшое количество болванчиков-вояк. Именно поэтому я считаю, что достаточно будет рассказать про их лидера.

Террорист из ранних сезонов с прозвищем «Azure king»
Террорист из ранних сезонов с прозвищем «Azure king»

Фёдор Достоевский

Настоящий демон и, на данный момент, главный антагонист всей франшизы. От одного взгляда на этого человека кровь стынет в жилах, а когда он предпринимает какие-либо действия, возникает лишь один вопрос: «как это вообще можно победить?» Исходит этот пугающий холод от его невероятного разума и очень сильной способности, которая называется «Преступление и наказание». Как она работает автор пока что не раскрыл, хотя в паршивой полнометражке спин-оффе Фёдор заявлял, что способность существует отдельно от него и именно она является «наказанием», а он сам «преступлением». Честно, ума не приложу, насколько это можно считать каноном, но всё-таки к созданию сюжета полного метра Кафка Асагири тоже приложил свою руку, так что, наверное, можно, хотя и не хотелось бы.

Преступление и наказание
Преступление и наказание

Вообще, сам по себе Достоевский уже показывает то, какими становятся злодеи после второго сезона — непобедимыми на первый взгляд. И это, блин, чертовски круто, потому что их всё равно побеждают, но выворачиваться для этого приходится знатно. И именно поэтому я так обожаю Фёдора и все связанные с ним арки. К тому же они целиком и полностью построены на играх разумов, ибо Достоевский отлично скрывается, да и план у него продуман до мелочей.

Собственно, в этом и виден рост автора и его злодеев. Изначально это была грубая сила в лице «Портовой мафии», потом она смешалась со стратегией в арке «Гильдии», а уже начиная с «Крыс мёртвого дома» канула в небытие, оставив лишь игры разумов. Благодаря этому автор смог вывести на первый план других персонажей, но об этом чуть-чуть позже, ведь пока нужно понять, зачем же Достоевский вообще нужен сюжету.

«Проза бродячих псов». Когда логика важнее смысла.

Ведь нужен он, чтобы показать, что во вселенной тайтла не всех злодеев можно понять и простить, а ещё продемонстрировать то, какая сила может противостоять всей Йокогаме. И с этой ролью Фёдор отлично справляется, а заменить его на ней было бы невероятно сложно, ведь он обладает какой-то незримой харизмой, способной слегка оправдать даже демона. И это довольно интересно, ведь плавно подводит нас к тому, как Кафка Асагири вообще пишет своих героев. Вот что он сам об этом говорит:

«Я обычно создаю персонажей, основываясь на реальных людях. Например, Кёка* был старым человеком, но в своих работах часто изображал образ матери — кого-то юного, красивого и умершего слишком рано. Я перенёс этот образ в “Бунго бродячих псов”**. Достоевский был грубым, сильно пьющим человеком, так что в своей работе я решил создать его, основываясь на демоне, с которым разговаривал Иван в “Братьях Карамазовых”. Я всегда пытаюсь перенимать из работ каждого писателя то, что выглядит важным для них или производит сильное впечатление.»

Кафка Асагири

(*Имеется ввиду Кёка Идзуми.
**Во вселенной тайтла, Кёка — это молодая девушка.)

Кёка
Кёка

И это, на самом деле, довольно креативный подход к созданию персонажей, ведь, объединяя автора и его работу в единое целое, можно получить уникальный результат, от которого в дальнейшем будет легко отталкиваться. При этом ты не теряешь характер автора, и во многих героях это заметно. А это уже гораздо интереснее, чем простые отсылки, как в тех же «Невероятных приключениях ДжоДжо».

Итоги по разделу

Начиная итоги про персонажей «Бунго бродячих псов» можно сказать одну страшную мысль — в тайтле развиваются лишь 2-3 персонажа, а остальные совсем не изменяются. Но я не считаю это проблемой, ведь здесь автор просто избрал другой путь и решил раскрывать своих героев через их прошлое. Из-за чего по ходу просмотра меняется твоё отношение к ним, даже несмотря на то, что сами персонажи остаются такими же. И это имеет смысл, потому что почти все персонажи «Бунго бродячих псов» — это взрослые и состоявшиеся люди, а в таком возрасте изменений в характере уже можно и не ждать. Зато те, кто развиваются, пока что юны и зелены.

Прошлое Эдогавы Рампо (да, оно в ЧБ)
Прошлое Эдогавы Рампо (да, оно в ЧБ)

Ещё можно отметить, что персонажи в этом аниме умирают, хоть и делают это не так часто, как хотелось бы. Ибо показанные мир и сюжет довольно мрачные, а при этом все всегда выживают, что не может не печалить. Тем не менее, я понимаю из-за чего так происходит и не могу осуждать автора за это, ведь он просто всем сердцем любит своих героев. Это заметно и в том, как он о них говорит, и в том, как они взаимодействуют между собой, и даже в том, как он не хочет их отпускать. Не зря же Кафка пишет все эти спин-оффы про персонажей, которым просто нельзя давать много экранного времени в оригинале, и не зря уделяет каждому хотя бы сколько-то времени.

А это подводит нас к мысли: помните, в начале я писал, что этот тайтл меня невероятно сильно завлёк, но вплоть до этого момента почти всегда писал о том, насколько персонажи пустые и глупые? Суть в том, что и сам Кафка очень хорошо видит то, какие герои у него получились не очень, поэтому к более поздним сезонам он мягко их выводит из истории, также мягко вводя новых или совсем забытых. Ведь он помнит про каждого своего героя и хочет каждому дать экранного времени, а уже отталкиваясь от реакции читателей как-то использовать их дальше. И это хорошо заметно в организациях из поздних сезонов — в «Гончих» и «Падении ангела», чьи члены собирают в себе самые лучшие черты из предыдущих. Но об этом уже судить вам, ведь рассказывать про них я в статье не буду. Всё-таки это аж четвёртый-пятый сезоны, из-за чего сами сути этих организаций — это огромный спойлер к событиям тайтла.

Ну, и думаю, что где-то тут можно рассказать причину, по которой Кафка Асагири написал «Бунго бродячих псов»:

«Я хотел использовать крутых писателей, чтобы все другие тоже могли узнать о них и насладиться их работам, и чтобы они стали более известными и любимыми в мире. Поэтому я всегда писал так, чтобы людям хотелось узнать о них больше, найти оригинальные работы и прочитать их. Именно поэтому я и решил написать “Бунго бродячих псов”.»

Кафка Асагири

А когда ты настолько любишь что-то, то готов отдавать работе всего себя, и результат будет довольно любопытным. Собственно, именно поэтому персонажи этого тайтла такие живые, и именно поэтому этот блок стоит раньше сюжета.

Подводя конечный итог, хочется сказать, что здешние герои могут быть простыми, примитивными, а иногда ещё и тупыми, но если найти себе хотя бы пару-тройку любимчиков, то можно смотреть аниме дальше, ведь их обязательно раскроют. Собственно, мои любимчики — Эдогава Рампо и Эдгар Аллан По, а им посвящены четвёртый и пятый сезоны тайтла, и именно поэтому эти сезоны мне так понравились. Так что, кто знает, может, вас куда больше заинтересуют более ранние истории.

Эдогава Рампо и Эдгар Аллан По
Эдогава Рампо и Эдгар Аллан По

Один город, много историй

Перед тем, как мы начнём говорить непосредственно про сюжет тайтла, давайте же разберёмся в том, почему я так часто упоминал Йокогаму в прошлом блоке. На самом деле, ответ прост и очевиден — все события тайтла происходят в этом портовом городке. К тому же сама история строится вокруг него, а не вокруг героев. И это даже одна из немногих мыслей, которые тайтл способен преподнести, ведь через крупные конфликты организаций Кафка показывает любовь к городу и его важность для каждого конкретного человека. Именно это и является одной из главных тем тайтла, а её раскрытию посвящены буквально все сезоны после первого, но откуда она исходит и почему вообще Йокогама, а не Токио? Ведь сам Кафка Асагири родом из Эхиме. Дело в том, что Йокогама — это родной город Харукавы, и ей просто проще рисовать его пейзажи. Если быть точным, то вот что Кафка говорит по этому поводу:

«Причина, по которой действие происходит в Йокогаме, заключается в том, что это родной город Харукавы. Здесь легко делать фотографии для фоновых материалов и справок. Кроме того, город прекрасно подходит для посещения его фанатами. Йокогама — это место с ярко выраженной индивидуальностью, в нём сливаются атмосфера портового города и экзотика. На границе двух различных ценностей развивается драма. В Йокогаме ярко проявляется столкновение японских и зарубежных мировоззрений, и из этого рождаются интересные истории. Именно поэтому это место так прекрасно подходит для сценического воплощения. Например, Киото тоже уникален как место соприкосновения старого и нового, где восторжествует конфликт времени.»

Кафка Асагири
Штаб-квартира «Вооружённого детективного агентства»
Штаб-квартира «Вооружённого детективного агентства»

Конечно, причины, которые он приводит, куда более глубокие и, в каком-то смысле, философские, но строка «здесь легко делать фотографии для фоновых материалов и справок» неплохо так раскрывает истину. Хотя и любопытно знать, что в Йокогаме проявляется столкновение мировоззрений, ведь в самом аниме город с этой стороны не раскрывают.

Если же говорить про другие ключевые темы в «Бунго бродячих псов», то обязательно следует упомянуть логику и причинно-следственные связи, потому что эти концепты являются тем, вокруг чего строится история. Да, именно концепты, вы правильно прочитали. Они в этой работе возведены в абсолют настолько, что пока герои их соблюдают, им подвластно буквально всё. А теперь поясняю: в мире тайтла существует некая «Книга», способная изменять пространство, время и умы людей, но все эти изменения должны быть логичными и не противоречить сами себе. То есть, если написать, что человек А убил человека Б, то нельзя потом написать, что человек Б выжил. Пример очень абстрактный, но надеюсь, что суть вы уловили. Именно за этой «Книгой» и охотятся все организации в аниме, а, значит, история буквально строится вокруг причинно-следственных связей.

«Книга»
«Книга»

И я действительно остался от этого в восторге, потому что в таком простом концепте сплетаются тематика писателей, многочисленные Чеховские ружья и детективная направленность большинства арок. А в подтверждение важности «Книги» для истории приведу цитату автора:

«Это* было продумано с самого начала. Если вы взглянете на первый том манги, то увидите, что там за Ацуши гоняется “Портовая мафия”, и происходит это из-за “Книги”. Если же говорить о сложностях, которые у меня возникли при включении этого мета-нарративного инструмента в сюжет, то их было не так уж и много, потому что присутствие инструмента, способного исполнить любое желание, вдохновлено моим… “семпаем”, то есть, “Dragon Ball”-ом.»

Кафка Асагири

*тут Асагири как раз говорит про «Книгу»

Как по мне, так само наличие этой штуки в сюжете уже ставит тайтл выше почти любого шонена, ведь у их авторов обычно нет такой роскоши, как придумывание чего-то сильно наперёд. А тут у автора всё-таки сэйнен, что, правда, заметно лишь в мелочах. И хотя «Книга» является основой сюжета, тайтл мог бы обойтись и без неё, но тогда не был бы и близко так крут. Это плавно подводит нас к тому, как именно Кафка использует Чеховские ружья. Потому что в тайтле их очень много и каждое из них обязательно стреляет, но не всегда так, как этого ожидаешь. Так, мафиозное прошлое может на самом деле привести к работе на правительство, а чья-то смерть к радости и облегчению. Самым ярким примером такого я считаю предысторию Анго Сакагучи, показанную в начале второго сезона, однако давайте без подробностей, ведь это значительные спойлеры не только к происходящему там, но и ко всему сюжету тайтла.

Предыстория Анго Сакагучи
Предыстория Анго Сакагучи

А вот что сам автор говорит об этом:

«В Японии использование “Чеховского ружья” — это как “поднятие флага”, то есть подсказка, которую хочется вернуть*. Например, если в истории про войну солдат говорит: “после войны я собираюсь жениться”, то он “поднимает флаг”, который означает, что этот солдат непременно умрёт. Это “флаг смерти”. Такой концепт является невероятно важным аспектом при написании историй. И, хоть я тоже его использую, вместо следования очевидным тропам я просто ломаю флаг! Просто потому, что мне это нравится, так что, пожалуйста, следите внимательно! *смеётся*»

Кафка Асагири

*возможно, имеется ввиду, что лучше бы такой подсказки не было, что её хочется «забыть».

И это всё реально круто, особенно если учесть, что автор несколько раз поднимает моральные дилеммы, связанные с войной. В этом аспекте самым ярким примером для меня являются мысли не о том, насколько плохо убивать людей, а о том, что иногда лучше просто умереть. Ибо эти идеи не лежат на поверхности, а вытекают из вопроса «что было бы, если бы существовала идеальная медицина, способная излечить любые раны?». Я же подобное формирование мыслей просто обожаю и поэтому сильно кайфую от них, к тому же они всегда очень нестандартные, и, следовательно, уникальные. Всё-таки раздражают размышления об одном и том же, кочующие из тайтла в тайтл.

Война и травмы на ней
Война и травмы на ней

Однако давайте не будем особо погружаться в другие темы этой работы, ведь они довольно базовые и дают подумать лишь над: целью в жизни, одиночестве, добре и зле, изменении своих устоев, убийствах, смерти. Причём эти темы прослеживаются только между строк, ибо Кафка прекрасно понимает, что вы об этом уже кучу раз думали, и поэтому даёт лишь чуть-чуть новых ингредиентов в этот котёл размышлений. И это, как по мне, тоже довольно хороший приём, позволяющий держать зрителя в тонусе, но не слишком загружать лишней информацией. А это уже довольно важно, потому что…

Манга-первоисточник выходит довольно медленно — по одной главе в месяц, а в последнее время эти главы ещё и короткие. Так что автору приходится постоянно поддерживать хорошую динамику, что в таких условиях довольно тяжело. Из-за этого получается забавно — события, показанные в конце пятого сезона (а это ещё 2023-ий год) в качестве затравочки на будущее, в манге случились лишь в ноябрьской главе 2024-го года. И даже это не сломало динамику.

События для затравочки
События для затравочки

Что ещё более удивительно, так это то, что аниме-то с каждым сезоном становится только лучше. Его мир обрастает новыми концептами и смыслами, герои — новыми секретами и чертами, а Йокогама — новыми лицами и локациями. Самым ярким доказательством будет моя претензия: вплоть до четвёртого сезона тайтлу жутко недостаёт масштабности. Да, там воюют крупные организации и происходит много экшена, но на кону как будто бы ничего не стоит. Из-за этого работа изначально выглядит как простенький набор драк с огромным потенциалом, который автор почему-то боится раскрывать. Зато когда появляется реальная угроза, история даже выкидывает привычные бытовые сцены и флэшбеки, оставляя чистую динамику и темп. И хоть смысла в этом всём всё равно мало, аниме начинает серьёзно держать зрителя у экрана. А это именно то, чего хотел автор:

«Изначальный концепт для “Бунго бродячих псов” представлял из себя “крутую экшен-мангу”. Это включало в себя 95% развлечения, но всё-таки я также хотел включить около 5% литературы, и чтобы лучшие её части оставляли неизгладимое впечатление. Литература обычно поднимает вопросы вроде “Что такое жизнь?” и “Что есть я?”. И хоть мне нравятся лайт-новеллы*, они не продаются по 100 000 копий. А количество копий важно, чтобы помочь вышеупомянутым вопросам достичь более широкой аудитории.»

Кафка Асагири

*или «ранобэ»

Конечно, печально, что на полноценное достижение этой цели ушло 3 сезона, но что поделать. Всё-таки тяжело грамотно подступиться к тайтлу, который ощущается как сделка с дьяволом. Серьёзно, очень многое в нём говорит, что это простой источник фанфиков для яощийц, из-за чего желание копнуть глубже возникает далеко не у всех. И хоть сам Кафка это понимает и даже в какой-то момент высмеивает, показать эту тонкую грань у создателей аниме получилось далеко не сразу. Из-за этого первые сезоны ощущаются как американские горки с резкими скачкáми от серьёзности к фансервису и от юмора к драме. Кому-то такое, конечно, наверняка понравится, ибо смотрится оно достаточно органично, но в более поздних сезонах переходы стали намного плавнее, из-за чего и история стала более изящной и цельной.

Главный источник фанфиков
Главный источник фанфиков

А теперь давайте соберём всё сказанное в этом блоке воедино и ответим на вопрос из заголовка: почему же логика важнее смысла? Потому что Кафка построил практически бессмысленную историю вокруг концепта логики. И из этого противоречия у него и получился большой сюжет, к которому со стороны мелких деталей даже особо не прикопаешься. Но при этом, когда я вспоминаю просмотр тайтла, мне в голову не приходят никакие мысли, из-за чего аниме становится чистым и очень красивым аттракционом с крайне специфичным юмором, построенным вокруг мелких стёбов над писателями и разбавленным иронией. Именно так с сюжетной точки зрения я бы и описал «Бунго бродячих псов».

Шум моря и пейзажи Йокогамы

Что же касается рисовки в данном тайтле, то её тяжело назвать какой-то уникальной или проработанной. Тут вам и вполне привычная мрачная палитра, и классические городские пейзажи, и не самый красивый экшен. К тому же из сезона в сезона эта рисовка, по ощущениям, вообще не меняется, что с одной стороны хорошо, а с другой выглядит, как топтание на месте.

Зато все персонажи (особенно мужские) максимально смазливые, из-за чего даже затворники выглядят как супермодели, и это довольно странно, но ещё больше роднит тайтл с «Невероятными приключениями ДжоДжо». Многие из героев ещё и реально похожи между собой, а отличают их только небольшие изюминки вроде банта или шляпы.

И тут я мог бы сказать сексистскую вещь, ибо рисовала тайтл девушка, а следовательно ей хотелось показать мужчин более привлекательными, но ведь Асагири это всё одобрял и пару таких дизайнов придумал сам (конкретно об этом тоже есть в интервью, но не буду вставлять, чтобы не забивать текст). Вот что он говорит об этом:

«Для 90% персонажей первые дизайны, придуманные Харукавой, были использованы как финальные. Так что не было необходимости спорить и менять их по нескольку раз. Дизайны персонажей Харуквы были идеальны и я едва мог что-то про них сказать, так что мы использовали их как есть. Однако был один персонаж-исключение, с которым мы мотались туда-сюда много раз. Этим персонажем был Чуя.»

Кафка Асагири
Персонаж, полностью придуманный Кафкой
Персонаж, полностью придуманный Кафкой

Любопытно, не правда ли? Но что же это получается, автор сюжета в 90% случаев вообще никак не влиял на дизайны персонажей? Разумеется, это не так. Вот что говорит об этом Харукава:

«Особенность этой манги в том, что помимо примет от Асагири, у персонажей, наверное, должны быть определённые аспекты авторов, на которых они основаны, но я пыталась рисовать их исключительно по приметам, когда делала изначальные дизайны. Например, Ацуши я дала белые волосы, представляя белого тигра, и длинный болтающийся пояс, который выглядит как хвост. Дадзая я обернула в бинты, потому что у него есть мания к самоубийству, и взяла идеи из образа оригинала для других предметов. До того, как менять странные части образов, я рисую то, что приходит в голову из примет персонажа. Асагири говорит, что это легко, но я была удивлена качеством первых драфтов, которые он предложил. Из его дизайнов сразу можно сказать что из себя представляет персонаж, и я не думаю, что много людей могут сделать также.»

Harukawa35

В общем, да, Харукава рисует все эти образы по ёмким описаниям Асагири. И это, надо сказать, для многих героев работает хорошо. Взять того же Ацуши, чей образ с первого же взгляда напоминает потерянного тигрёнка. Хорошее визуальное повествование.

Ацуши Накаджима
Ацуши Накаджима

А вот что касается музыки, то, разумеется, ни Асагири, ни Харукава о ней ничего не говорят, потому что в манге её нет. Так что тут просто выскажу своё мнение: музыка в аниме довольно хорошая, хотя и не все опенинги запоминаются. Серьёзно, в моменте каждый трек цепляет и качает, но уже через час ты не можешь вспомнить, как он вообще звучал. Кроме, пожалуй, последнего опенинга — одного из трёх, написанных группой «Granrodeo». Потому что к моменту его написания ребята уже ушли чуть подальше от лёгкой музыки и сделали сочнейший рок.

Это, кстати, довольно любопытно, ведь тайтл выходит уже без малого восемь лет, и за это время группа успела сильно вырасти над собой. И всё их развитие можно увидеть в этом аниме, а они сами даже давали интервью касательно своей новой работы для игры по мотивам тайтла. Я же никогда не был особым фанатом «Granrodeo», но тут даже не стану отрицать, что именно они смогли отлично задать для происходящего, а ребята из группы «Screen play», написавшие два оставшихся опенинга, смогли этот тон удержать.

Плейлист со всеми опенингами и эндингами:

Итоги

Так в итоге, стоит ли вообще смотреть это аниме? Да, да и ещё раз да, потому что несмотря на все проблемы, скучные моменты и глупые битвы, «Бунго бродячих псов» остаётся невероятно интересным опытом, который мало какие тайтлы способны предоставить. Это аниме умело играется со своим концептом, а автор грамотно повышает градус безумия происходящего, постепенно доводя его до предела. Хоть смысла в этом всём довольно мало, и вы вряд ли узнаете сильно много нового, со своей задачей — развлечь зрителя и заинтересовать писателями — аниме справляется на отлично. Даже я после его просмотра уже ознакомился с книгами Осаму Дадзая и Эдогавы Рампо, и мне понравилось. А сам Кафка Асагири вызывает у меня невероятное уважение своим подходом.

И на этом я бы хотел закончить свою статью. Надеюсь, что вам было интересно не только погрузиться в любопытный мир и истории героев этого аниме, но и почитать о том, как всё это придумано, и почему именно так. Для меня же это была первая такая полуисследовательская работа и я реально вложил в неё много сил, хотя, разумеется, как говорил Харуки Мураками, «все истолкуют её как-нибудь не так». Но мне это уже не важно, ведь я доволен уже тем фактом, что смог эту статью добить. Все ссылки на интервью будут в следующем блоке, а я под конец хочу приложить очень классную вырезку из интервью с Асагири, которой теперь хочу придерживаться по жизни:

«Как выглядит повседневная рутина для создателя “Бунго бродячих псов”?»

Интервьюер

«Очень расслабленно и приятно! Причина этого в том, что если человек отдаёт все свои силы, чтобы выполнить задачу, не важно как давно он этим занимается, его пределом будут три часа. Чуть больше этого и у него закончится креативное топливо. Так что для этой работы у меня есть всего три часа в день. Я очень счастлив. *смеётся*»

Кафка Асагири

Список источников

1)https://anitrendz.net/news/2023/10/17/interview-bungo-stray-dogs-creator-kafka-asagiri-shares-creative-philosophy-and-insights/?utm_source=Social&utm_medium=Social&utm_campaign=Kafka+Asagiri
2)https://x.com/dazaiarchives (тут переводы многих интервью)
3)https://x.com/Popopretty1 (тут тоже)
4)https://telegra.ph/Vospriyatie-sovremennoj-literatury-s-Asagiri-Kafkoj-QA-11-04-2
5)https://www.animenewsnetwork.com/interview/2023-08-18/writing-relatable-villains-with-bungo-stray-dogs-author-kafka-asagiri/.199786
6)https://www.pixivision.net/en/a/2029
7)https://www.crunchyroll.com/news/interviews/2023/7/26/kafka-asagiri-anime-expo-2023-interview?srsltid=AfmBOoobhoLHqEfT8PU6_5euJNQixs-nOIM-ltnP1T61ombLEmnK6D46
8)https://note.com/55straydox/n/nf69a7d34e196
9)https://doi.org/10.2307/2385614

29
1
1
16 комментариев

Наконец-то база. Вот вам картина, которую мне нарисовали пару лет назад в подарок на Новый Год

3

Но честно признаюсь, что устал читать после победы над русским замечательным автором преступления и наказания, потому что скока можно, щас вот зашёл думаю допинать онгоинг. И всё как-то ушло в НАСТОЛЬКО эпос и пафос, как-то meh, лень

1

4 и 5 сезоны лучшие и разъеб почти всех шипонских фильмов и детективов, вот просто ахуй.
Психо Федя - ебейший.

3

1,2 и 3 сезон норм так глянуть можно. Но 4 и 5 которые в сути одна история разочаровала. Особенно концовка была просто пиздец разочарованием.

1

Каждому своё, видимо
Ибо для меня 4-5 сезоны офигенные

А концовка – это жёсткий троллинг от Асагири
В манге к этому очень плавно и хорошо подводят

1